Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой - числитель, знайте, Под чертою - знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной 1 3
; ; ; ; ; ; . 2 7 6 11 17 26 5 7 6 25 6 61 4 7 6 11 6 25 6 61 2 7 7 5 4 7
3 5 1 7 6 6 11 19 9 8 5 4 23 19 3 5 1 7 11 19 6 6 9 8 5 4 23 19 правильные неправильные
Тема урока: Правильные и неправильные дроби. Задачи: познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать определение; научиться сравнивать.
3 5 1 7 6 6 11 19 9 8 5 4 23 19 3 5 1 7 11 19 6 6 9 8 5 4 23 19 правильные неправильные
4 7 1 < 5 9 9 5 > 17 16 1 > 9 9 1 = 7 13 7 13 = 8 11 1 1 < 4 4 = 7 7 11 12 1 < 12 11 >
Сегодня на уроке мне удалось: Узнать … Научиться … Понять … Достигли ли вы поставленной цели? Что не получилось сегодня и почему?
Домашнее задание: пункт 25, № 999, 1000, 1001 Составить две карточки с заданиями: 1).на отыскание правильных и неправильных дробей; 2).на сравнение дробей.
«Дерево удовлетворённости» Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно; Цветок – урок прошёл неплохо; Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком; Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Предварительный просмотр:
Математика 5 класс
Раздел: «Обыкновенные дроби»
Тема: «Правильные и неправильные дроби»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Авторы учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.
Технология: системно-деятельностный подход.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Рассадка учеников: 4 группы по 5-6 человек.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Учитель математики Осмоловская Ольга Анатольевна
Цели урока:
Образовательные:
создать условия:
- для вывода определения правильной и неправильной дробей;
- для формирования умений определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;
- для формирования навыков сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.
Развивающие:
создать условия:
- для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи,
- для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.
Воспитательные:
создать условия:
- для воспитания дисциплинированности на уроке;
- для критического отношения к своему труду;
- для воспитания внимательного отношения друг к другу при работе в парах и группе.
Структура урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
3.Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построенного проекта.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8.Рефлексия деятельности на уроке.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: обеспечить мотивационную готовность учащихся, включить их в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.
(Слайд 1)
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
- Какой раздел математики мы изучаем?
(Обыкновенные дроби.)
(Слайд 2)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - __________ , знайте,
Под чертою - ______________ .
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________ .
- А что же показывает знаменатель дроби?
(На сколько равных частей разделили целое.)
- Что показывает числитель дроби?
(Сколько равных частей взято.)
- Что вы умеете уже делать, используя обыкновенные дроби?
(Сравнивать, отыскивать часть от целого, целое по части.)
-Как вы думаете, мы с вами уже всё знаем об обыкновенных дробях?
(Нет.)
- Можем ли мы на этом остановиться? Почему?
(Мы не умеем выполнять математические действия с обыкновенными дробями.)
- Поэтому я предлагаю вам узнать ещё кое-что интересное о дробях. Не будем терять время и отправляемся в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов.
(Слайд 3)
1. Найдите и запишите дроби, которые можете сравнить по известному вам правилу:
; ; ; ; ; ; .
(; ), (;;)
Найдите и запишите дроби, которые обозначают больше половины целого.
(; ; ; ).
(Слайд 4)
2.Прочитайте дроби:
; ; ; ; ; ; .
Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. На какие группы можно разделить эти дроби?
; ; ;;; .
- С какой группой дробей мы уже умеем работать, а какая для нас новая?
(С 1группой умеем работать, а 2 группа для нас новая)
- Какими из этих дробей можно обозначить часть целого?
(Дробями из 1 группы)
- Можно ли про остальные сказать, что каждая из них часть целого?
(Нет.)
- Одну группу дробей называют «правильные дроби», а другую – «неправильные дроби».
- Ребята, давайте сформулирует тему урока.
(Правильные и неправильные дроби)
Запишите в тетрадях тему урока «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ»
(Слайд 5)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения; организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока.
- Почему получились разные варианты ответов?
(Потому что мы не знаем, что такое правильные и неправильные дроби.)
- Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?
(Познакомиться с правильными и неправильными дробями; дать определение, научиться сравнивать.)
- Где мы встретились с затруднением? Почему?
(Потому что мы не знаем, что такое правильные и неправильные дроби.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
- Какие же средства нам помогут выйти из затруднения?
(Учебник, справочная литература, модели)
5. Реализация построенного проекта.
- Поработайте в группах и попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую –неправильными?
(Каждая группа предполагает свои варианты и аргументирует выбор)
- Работая в группах, попробуйте сформулировать определения правильной и неправильной дробей.
(Формулируют)
- Откройте учебник на стр.25 и прочитайте правила.
(Открывают учебник, читают)
- Совпадают ли определения с теми, которые дали вы?
Поработайте в парах и расскажите определения друг другу.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
- Выполняем по группам задания на стр.26 № 976(а,б), 977(а,б)
(Проверяем и всё проговариваем. На плёнке каждая группа сдаёт задание.)
(Слайд 6 как 4) Выпишите дроби, которые меньше 1. (Правильные)
Выпишите дроби, которые больше 1 или равны 1. (Неправильные)
- Обведите правильные записи (задания выполняют в группах):
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Я буду читать дроби, а вы хлопаете в ладоши и киваете, если названа правильная дробь, и мотаете головой в стороны, если названа неправильная дробь.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: проверить своё умение применять знания о правильных и неправильных дробях в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- Ребята выполняют тестовое задание, а затем получают ключ для выполнения самопроверки.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
(Слайд 7)
Сегодня на уроке мне удалось:
- Узнать:
-Научиться …
- Понять …
РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ.
- Достигли ли вы поставленной цели?
- Что не получилось сегодня и почему?
(Слайд 9)
Домашнее задание: пункт 25, № 999, 1000, 1001.
Составить две карточки с заданиями: 1) на отыскание правильных и неправильных
дробей;
(Слайд 10) 2) на сравнение дробей.
«Дерево удовлетворённости». Закрепляем на дереве магнитами.
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Приложение1.
; ; ; ; ; ; .
Приложение1.
; ; ; ; ; ; .
Приложение1.
; ; ; ; ; ; .
Приложение1.
; ; ; ; ; ; .
Приложение 2.
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
Приложение 2.
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
Приложение 2.
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
Приложение 2.
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
Приложение 2.
<1; >; >1; =1; =; <1; =; 1<; 1>
Приложение 3.
; ; ; ; ; ; .
Приложение 3.
; ; ; ; ; ; .
Приложение 3.
; ; ; ; ; ; .
Приложение 3.
; ; ; ; ; ; .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Деление обыкновенных дробей» 6 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 6 класс ТЕМА: «Деление обыкновенных дробей», 6 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и системат...
Открытый урок Умножение и деление десятичных дробей 5 класс
Открытый урок разработан для учащихся 5 классов малокомплектных школ с небольшим количеством учеников. В ходе урока каждый ученик зарабатывает баллы и получает оценку. Однако, на основе да...
Открытый урок-путешествие по теме" Деление дробей" в 6 классе
Данный урок - закрепление пройденного материала по теме "Деление дробей" в 6 классе, посвященн 200-летию Бородинского сражения. На каждом этапе урока учащиеся узнают ход сражения, его героев. При этом...
Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей" 5 класс
Урок- обобщене знаний обучающихся с применением здоровье- сберегающей технологии....
Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»
Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...
Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»
Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...
Урок-путешествие «Правильные и неправильные дроби»
Урок для учащихся 5-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Правильные и неправильные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, ...