РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 7 класса
рабочая программа по физкультуре (7 класс)

 Филиппенкова Наталья Анатольевна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«29» августа 2022 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № 222от «30» августа 2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

для 7 класса

Учитель:   Филиппенкова Н.А.

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей спортивно-эстетического цикла

Протокол №  1  от «26» августа 2022 г.

Руководитель школьного МО _____________      (Степченкова М.В.)

2022/2023 учебный год


Содержание

№п/п

Стр.

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета…………….

3-7

2

Содержание учебного предмета……………………………………….

7-9

3

Тематическое планирование…………………………………………...

9

        Рабочая программа по физической культуре для 7 класса составлена на основе примерной программы учебного предмета «Физическая культура»  5-9 класс В.И. Лях, М, «Просвещение», 2013 год в соответствии с ФГОС ООО.

Программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура» 5 - 7 классы; учебник для общеобразовательных учреждений / М.Я. Виленский. – М.: Просвещение, 2020 .

Программа по физической культуре составлена из расчета 3 учебных часов в неделю (102 учебных часа).

Формы текущего контроля:  устный (письменный) опрос, тематические тесты, контроль освоения техники  двигательных действий, самостоятельная работа, итоговая проверочная работа на промежуточной аттестации.

Общее количество контрольных работ  -  1.

Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Изучение предметной области «Физическая культура» должно обеспечить:

  • физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
  • формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Обучающийся научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,  туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта.

  1. Содержание учебного предмета.

Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.

С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный язык», «Музыка» и др.

Физическая культура как область знаний

История и современное развитие физической культуры

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе.

Современное представление о физической культуре (основные понятия).

Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Техника лыжных ходов. Техника плавания.

Физическая культура человека

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение  самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Самонаблюдение и самоконтроль. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки). Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам.

Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность

Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные игры).

В связи с отсутствием материально-технической базы уроки по «Лыжным гонкам» и «Плаванию» проводятся теоретически и, чатично, заменены на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Легкая атлетика».

  1. Тематическое планирование.

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

7 класс

1

Знания о физической культуре

14

2

Спортивные игры

36

3

Гимнастика с элементами акробатики

19

4

Легкая атлетика

33

Итого:

102

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема урока

Дата

Знания о ФК

1

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

2

Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.

Легкая атлетика 18 ч.

3

Инструктаж по ТБ по л/а. Высокий старт от 30 до 40 м.

4

Бег с ускорением от 40 до 60 м.

5

Скоростной бег до 60 м.

6

Развитие скоростных способностей

7

Бег на результат 60 м.

8

Прыжок в шаге с 3-5 шагов разбега

9

Прыжок в шаге с последующим пробеганием через маховую ногу

10

Прыжок в целом с мостика

11

Прыжок в длину с 9-11 шагов разбега

12

Развитие скоростно-силовых способностей

13

Метание малого мяча с места на дальность отскока от стены с места

14

Метание малого мяча с места на дальность отскока от стены с шага, с 2 и 3 шагов

15

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1 м.) с расстояния 10-12 м.

16

Метание малого мяча с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов.

17

Развитие скоростно-силовых способностей

18

Бег в равномерном темпе: до 12-15 мин.

19

Бег в равномерном темпе:  мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин..

20

 Бег на 1500 м. Развитие выносливости.

Знания о ФК

21

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

22

Физическая культура в современном обществе.

Гимнастика с элементами акробатики 19 ч.

23

Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево», «Полшага!», «Полный шаг!»

24

Сочетания движений руками с ходьбой на месте и в движении

25

Сочетания движений руками с маховыми движениями ногой, с подскоками, приседаниями, с поворотами

26

Простые связки.

27

ОРУ в парах.  Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину.

28

ОРУ на гимнастической стенке.  Прыжок согнув ноги (козел в ширину 100-115 см.). Прыжок ноги врозь (козел в ширину 105-110 см.).

29

ОРУ без предметов в движении.   Совершенствование опорного прыжка.

30

Опорный прыжок через козла

31

Развитие скоростно- силовых способностей

32

ОРУ с предметами. Кувырок вперед в стойку на лопатках, кувырок назад в полушпагат.

33

Развитие гибкости

34

Стойка на голове с согнутыми ногами, полушпагат.

35

Комбинации из ранее освоенных акробатических элементов

36

Эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

37

Развитие координационных способностей

38

Упр. с гимнастической скакалкой. Развитие скоростно-силовых способностей.

39

Лазание по гимнастической лестнице. Подтягивание  

40

Развитие силовых способностей

41

Развитие силовой выносливости

Знания о ФК

42

Требования техники безопасности и бережного отношения к природе

Знания по ФК. Лыжная подготовка 2 ч.

43

Правила ТБ по лыжной подготовке. Одежда, обувь и лыжный инвентарь.

44

Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Повороты на месте махом.

Знания по ФК. Плавание 2 ч.

45

Правила ТБ по плаванию. Упр. для изучения техники плавания.

46

Старты, повороты. Ныряние ногами и головой.

Знания о ФК

47

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Спортивные игры 36 ч.

Баскетбол 12 ч.

48

Инструктаж по ТБ по б/л. Стойки, перемещения, повороты, остановки игрока.

49

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

50

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении  с пассивным сопротивлением защитника.

51

Ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления движения и скорости, с пассивным сопротивлением защитника.

52

Броски 1 и 2 руками с места и в движении с пассивным противодействием.

53

Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча.

54

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.  

55

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.  

56

Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций.

57

Нападение быстрым прорывом (2:1).

58

Игра по правилам мини-баскетбола.

59

Игра по правилам мини-баскетбола.

Знания по ФК

60

Самонаблюдение и самоконтроль.

Волейбол 12 ч.

61

Инструктаж по ТБ по в/б. Стойки, перемещения игрока.

62

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.

63

Передачи мяча через сетку.

64

Нижняя прямая подача через сетку.

65

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

66

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

67

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

68

Закрепление тактики свободного нападения.

69

Позиционное нападение с изменением позиций.

70

Круговая тренировка, двусторонняя игра. Игры и игровые задания: 2:2, 3:2, 3:3.

71

Прием мяча снизу двумя руками после перемещения вперед.  Игры и игровые задания

72

Игра по упрощенным правилам в мини в/б

Знания по ФК

73

Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью.

Футбол 12 ч.

74

Инструктаж по ТБ по ф/б. Закрепление техники стойки игрока, перемещений в стойке.

75

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений  (перемещения, остановки, повороты, ускорения)

76

Закрепление техники перемещений, остановок, поворотов и стоек.

77

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника

78

Овладение техникой ударов по воротам.

79

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам

80

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

81

Позиционное нападение с изменением позиций игроков

82

Нападения в игровых заданиях 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота

83

Игры и игровые задания 2:1, 3:1.  Игра по упрощенным правилам.

84

Игры и игровые задания 3:2, 3:3.  Игра по упрощенным правилам.

85

Игра по упрощенным правилам.

Знания по ФК

86

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

87

Проведение  самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения

Легкая атлетика 15 ч.

88

Инструктаж по ТБ по л/а.   Развитие прыгучести. Постановка толчковой ноги при прыжках способом «перешагивание»

89

Прыжки с выполнением шагов разбега по отметкам  в прыжках в высоту  способом «перешагивание».

90

Прыжки в высоту  способом «перешагивание» через резиновую ленту.

91

Прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание»

92

Бег в равномерном темпе до 15 мин.

93

Кроссовая подготовка

94

Кросс до 15 -20 мин

95

Бег с препятствиями и на местности

96

Круговая тренировка

97

Итоговая проверочная работа на промежуточной аттестации

98

Челночный бег 3*10 м.

99

Совершенствование бега на короткие дистанции

100

Выполнение видов и испытаний предусмотренных ВФСК ГТО

101

Развитие скоростно-силовых способностей

102

Совершенствование физических качеств в

учебной игре «Лапта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 5 класс (102 час)

Рабочая программа учебного курса физическая культура для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической ку...

Рабочая программа по физической культуре 5 класс

Программа составлена на основе примерной комплексной программы В.И.Ляха для 1-11 классов. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 учебных недель. ...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс.

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс

Рабочая программа по физической культуре 2 класс, второе поколение ФГОС....

рабочая программа по физической культуре 7 класс

рабочая программа по физической культуре  для 7 класса, модуль русская лапта...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....

Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...