ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП)
методическая разработка по физкультуре
Программа оздоровительно-коррекционных занятий по подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), в возрасте от 8 до 17 лет. Данную программу можно рассматривать как основы по подготовке к плаванию данной категории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu_.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОАОУ «ЦОРИО»
ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП)
Программа рассчитана
на детей в возрасте
от 8 до 17лет
Срок реализации
программы – 9 лет
Автор программы:
учитель физической культуры
Сонина Светлана Анатольевна
ЛИПЕЦК 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа оздоровительно-коррекционных занятий по подготовке к плаванию предназначена для детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), в возрасте от 8 до 17 лет.
Программу можно рассматривать как основу по подготовке к плаванию данного контингента учащихся.
Программно-вариативный подход выступает как наиболее перспективный в подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Его перспективность определяется в предоставлении данной категории детей возможности проявить свои способности и создания для воспитанников всех необходимых условий для их успешной социализации и разностороннего развития личности, реализации социально и личностно значимых целей. С этой точки зрения, программа оздоровительно-коррекционных занятий по подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) выступает как актуальная, своевременная и значимая, в плане её организационной и содержательной структур. Разработанная программа имеет четко определенную целевую аудиторию - воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида г. Липецка в возрасте от 8 до 17 лет. Данная программа может служить методическим пособием для родителей, которые могут самостоятельно заниматься с детьми данной категории, используя весь материал, представленный в программе. Данная программа рассчитана на 9 лет обучения. Длительность и сложность процесса обучения данной категории детей заключается в кратковременной мышечной памяти. В связи с этим данная программа имеет две ступени подготовки: 1 – я ступень (предварительная подготовка) рассчитана на 4 года обучения; 2 – я ступень (кондиционная подготовка) рассчитана на 5 лет обучения.
Целью данной программы является создание условий для полноценного и гармоничного развития личности ребенка и оказание посильной помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с целью решаются задачи, способствующие своевременной, эффективной и полной реализации основной цели.
Нормативная часть программы определяет цели и задачи деятельности на оздоровительно-коррекционных занятиях, режим учебной работы, основные требования по физической и специальной подготовке.
В методической части настоящей программы раскрываются основные средства и методы подготовки к плаванию слепых, слабовидящих детей и детей с ДЦП. Рекомендуемая преимущественная направленность коррекционных занятий определяется с учетом сензитивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план работы.
В данной программе приведены примерные тестовые задания, при помощи которых можно проверить уровень освоения технических элементов плавания и физической подготовленности воспитанников. Тестовые задания можно варьировать в зависимости от физической подготовленности воспитанников, их возрастной категории и физиологических особенностей.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ
Основные цели:
- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- достижение успехов в освоении техники плавания в соответствии с индивидуальными особенностями.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных способностей) и ориентировки в пространстве;
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;
- воспитание морально – этических и волевых качеств, преодоление страха перед чужеродной средой, становление характера.
Программа «Оздоровительно-коррекционные занятия по подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)» реализует принципы Государственной образовательной политики в России, определенные в:
- Конституции РФ;
- Законе РФ «об образовании»;
- Законе РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Типовым положением о специальной коррекционной школе III-IV вида.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП)
Теоретическим основанием для разработки программы «Оздоровительно-коррекционные занятия по подготовке к плаванию детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)» являются:
- положение о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей со зрительной депривацией Л.С.Выготского;
- технология индивидуальной педагогической поддержки школьников О.С.Газмана;
- технология игровой педагогики С.А.Шмакова;
- методики здоровье сберегающего обучения В.Ф.Базарного;
- технология игр у воды, на воде, под водой Н.Ж.Булгакова;
- технология плавания Н.Ж.Булгакова, А.Д.Викулова;
- технология физкультуры для ослабленных детей Н.Ж.Венитченко;
- технология специальной физической подготовки пловца на суше и воде Б.Д.Зинова, И.М.Кошкина, С.М.Вайцеховского;
- технология лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей С.А.Костюнина, Э.Н.Вайнера;
- технология физкультурно – спортивной работы по плаванию Е.В. Черных, С.А. Кастюнина.
2.РЕЖИМ РАБОТЫ
В основу комплектования групп положена система коррекции и подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности детей со зрительной депривацией и нарушениями опорно–двигательного аппарата.
В табл. 1 приводится режим оздоровительно-коррекционной работы.
Таблица 1
Наименование этапа | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное количество учеб.-коррекц. часов | Требования по физической подготовке на конец учебного года |
Спортивно – оздоровительная и коррекционная подготовка | Все | 8 | 8 – 12 | 6 | Улучшение результатов начального тестирования и нормативов по ОФП и СФП |
Возраст занимающихся в оздоровительно – коррекционных группах от 8 до 17 лет.
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на оздоровительно-коррекционных занятиях.
Основными формами оздоровительно-коррекционной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; теоретические занятия (в форме бесед).
3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФП
Система тестовых заданий и нормативных требований последовательно охватывает весь период оздоровительно-коррекционных занятий. Состав нормативов может видоизменяться в связи с учетом возрастных особенностей и уровнем физической подготовленности детей.
Тесты и нормативы, представленные в табл.2, являются ориентировочными исходными величинами, т.к. в оздоровительно-коррекционных группах могут заниматься дети с разным уровнем подготовленности. Основными критериями оценки занимающихся в оздоровительно-коррекционных группах являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретического материала и умений по основам физической культуры, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Таблица 2
ТЕСТОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки |
Общая | физическая | подготовка |
Броски набивного мяча 1кг (в положении сидя, двумя руками);м | + | + |
Поднимание туловища (из положения лежа на спине); кол – во раз | + | + |
Сила мышц брюшного пресса (удержание «уголка» в упоре сидя); сек | + | + |
Сила мышц спины; кол – во раз | + | + |
Степ – тест, кол – во шагов за 1 минуту | + | + |
Тест на дыхание (вдох – выдох); сек | + | + |
Прыжок в длину с места | + | + |
Специальная | физическая | подготовка |
Выкрут прямых рук вперед - назад | + | + |
Наклон вперед с возвышения | + | + |
Техническая | подготовка | учащихся |
Длина скольжения | + | + |
Техника плавания (кроль, брасс): | + | + |
а) с помощью одних ног | + | + |
б) в полной координации | + | + |
Выполнение стартов и поворотов | + | + |
Пропывание дистанции избранным видом | + | + |
Техника плавания, стартов и поворотов | + | + |
Примечание. + Тестовое и нормативное задание считается выполненным при улучшении показателей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
4.1. Организация оздоровительно- коррекционного занятия
4.2. Основы оздоровительно – коррекционных занятий учащихся со зрительной депривацией и нарушениями опорно – двигательного аппарата
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО–КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
1 – я ступень (предварительная подготовка);4 года обучения
2 – я ступень (кондиционная подготовка);5лет обучения
Построение кондиционных занятий.
ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
НА СУШЕ
НА ВОДЕ
6. Учебно-тематическое планирование
6.1 Учебно-тематический план
1 – я ступень обучения (предварительный этап подготовки – 4 года обучения)
(для воспитанников со зрительной депривацией)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ | |||
I. | Основы знаний | 32 (по 8ч в год) | 32 (по 8ч в год) | - |
II. | Основные средства на суше | 288 (по 72ч в год) | - | 288 (по 72 ч в год) |
III. | Основные средства на воде | 152 (по 38ч в год) | - | 152 (по 38ч в год) |
IV. | Общая физическая подготовка | - | - | 92 часа |
4.1 | Силовая подготовка | - | - | 27 часов |
5.1 | Скоростные способности | - | - | 15 часов |
6.1 | Развитие гибкости | - | - | 25 часов |
7.1 | Развитие координационных способностей | - | 25 часов | |
ИТОГО часов: | 472 часа | (по 118 часов в год) | - |
6.2 Учебно-тематический план
1 – я ступень обучения (предварительный этап подготовки – 4 года обучения)
(для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП))
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | В ТОМ ЧИСЛЕ | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ | |||
I. | Основы знаний | 32 (по 8ч в год) | 32 (по 8ч в год) | - |
II. | Основные средства на суше | 288 (по 72ч в год) | - | 288 (по 72 ч в год) |
III. | Основные средства на воде | 152 (по 38ч в год) | - | 152 (по 38ч в год) |
IV. | Общая физическая подготовка | - | - | 92 часа |
4.1 | Силовая подготовка | - | - | 27 часов |
5.1 | Скоростные способности | - | - | 15 часов |
6.1 | Развитие гибкости | - | - | 25 часов |
7.1 | Развитие координационных способностей | - | - | 25 часов |
ИТОГО часов: | 472 часа | (по 118 часов в год) | - |
6.3 Учебно-тематический план
1 – я ступень обучения (этап кондиционной подготовки – 5 лет обучения)
(для воспитанников со зрительной депривацией)
6.4 Учебно-тематический план
1 – я ступень обучения (предварительный этап подготовки – 4 года обучения)
(для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП))
7. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
7.1.Средства обучения
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды
Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде
Всплывания и лежания на воде
Выдохи в воду
Скольжения
Учебные прыжки в воду
ИГРЫ НА ВОДЕ
Игры на ознакомление с плотностью и сопротивлением воды
Игры с погружением в воду с головой и открыванием глаз в воде
Игры с всплыванием и лежанием на воде
Игры с выдохами в воду
Игры со скольжением и плаванием
Игры с прыжками в воду
Игры с мячом
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАВАНИЯ
Упражнения для изучения техники кроля на груди
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
Упражнения для изучения общего согласования движений
Упражнения для изучения техники кроля на спине
Упражнения для изучения движений ногами
Упражнения для изучения движений руками
Упражнения для изучения общего согласования движений
Упражнения для изучения техники брасса
Упражнения для изучения движений ногами
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
Упражнения для изучения общего согласования движений
Упражнения для изучения техники дельфина
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
Упражнения для изучения общего согласования движений
Упражнения для изучения техники стартов
Стартовый прыжок с тумбочки
Старт из воды
Упражнения для изучения техники поворотов
Упражнения для освоения техники плоского поворота в кроле на груди
Упражнения для изучения поворота «маятником» в брасс и в дельфине
Основы методики обучения технике способов плавания
8.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА СУШЕ
Упражнения на расслабление
Общая силовая подготовка
Упражнения с партнером
Упражнения с набивными мячами (утяжелителями)
Упражнения с гантелями (утяжелителями)
Развитие скоростных способностей
Упражнения для развития скоростных способностей
Развитие гибкости
Упражнения для развития гибкости
Развитие координационных способностей
Упражнения для развития координационных способностей
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ДЦП
Упражнения для головы, рук, плечевого пояса
Упражнения для ног
Упражнения для туловища
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
ПЛАВАНИЕ В ТЕРАПИИ ДЦП
Подводящие упражнения при обучении плаванию
I этап обучения плаванию
Упражнения на суше
II этап обучения плаванию
Упражнения на воде
III этап обучения плаванию
Упражнения для ног
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ДЦП)
Тестовое задание | Мальчики | Девочки |
Сила мышц рук (растягивание резинового эспандера прямыми руками), кол – во раз | + | + |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол – во раз | + | + |
Броски набивного мяча (1 кг) из положения лежа на спине, кол – во раз | + | + |
Броски набивного мяча (1 кг) из положения лежа на спине, см | + | + |
Разноименная работа ногами, мин | + | + |
Броски набивного мяча (1 кг) из положения лежа на животе, кол – во раз | + | + |
Броски набивного мяча (1 кг) из положения лежа на животе, см | + | + |
Тест на дыхание (вдох – выдох, упр - ие «Буль – буль»), сек | + | + |
Примечание. + Тестовое задание считается выполненным при улучшении результата. При проведении тестирования, необходимо учитывать степень подготовленности ребенка и степень ДЦП. При необходимости, усложнить тестовое задание.
Подвижные игры на воде
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...
Программа по физике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения....
Программа по математике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
Математика в специальной (коррекционной) школе является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся с нарушением опорно-двиг...
Программа по информатике и ИКТ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировани...
Программа по основам информатики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения и умственную отсталость....
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Конспект танцевально-ритмического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В данном конспекте представлен материал, который может использоваться на уроках ритмики или занятиях танцевального кружка с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата....