Программа внеурочной деятельности "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (10 класс)
Программа внеурочной деятельности "Баскетбол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._primer_gotovoy_programmy_proshedshey_litsendirovanie_.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края
Принята на заседании методического объединения От «27» декабря 2019г Протокол № 3 | Утверждаю Директор школы: Н.Н.Шрейдер Приказ № 364 «28» декабря 2019г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Автор-составитель:
Шлаузер Иван Адамович,
педагог дополнительного образования
с.Ребриха, 2019 год
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы.
Занятия физической культурой и спортом являются одним из важнейших факторов для развития гармоничной личности. Понятие гармоничной личности определяет физическое, духовное и нравственное развитие человека. В наше время массовый детский спорт приобрел новую и весьма важную социальное значение. Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа «Баскетбола» направлена в первую очередь на укрепление здоровья и увеличения функциональных возможностей организма (развитие силы, выносливости и быстроты) учащихся. По средствам баскетбола также развиваются волевые и лидерские качества, смелость, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе. Также важной задачей является пропаганда здорового образа жизни, отвлечение детей от пристрастий к вредным привычкам.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» (далее – программа) предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Программа основывается на знаниях и умениях учащихся, полученных при освоении общеобразовательного курса по физической культуре, и предполагает более углубленное изучение теоретических и тактических основ игры в баскетбол и является программой базового уровня. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Программа разработана для занятий юношей и девушек в возрасте 15-16 лет с учетом их половозрастных особенностей. Отбор учащихся для освоения программы предусматривает отсутствие медицинских противопоказаний занятиями баскетболом, наличие первоначальных знаний и практических основ игры в баскетбол.
Занятия проводятся отдельно с группой девушек и группой юношей. При организации занятий физическая нагрузка и длительность выполнения упражнений регулируется с учетом пола и уровнем подготовленности учащихся.
Занятия проводятся в форме практических тренировок с обязательным подкреплением теоретическими знаниями. Теоретические занятия проводятся в форме 10-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия. Предполагается использование групповой и индивидуальной формы обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» рассчитана на 34 часа в год: по одному часу в неделю.
Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу районного и краевого уровней.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию;
- совершенствование владения приемами техники и тактики игры в баскетбол;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
Принципы, на которых построена программа, определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам программы.
- Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по физической культуре с условиями жизни и деятельности ребёнка.
- Принцип преемственности.
В дополнительном образовании, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к физической культуре. Преемственность урока физической культуры и дополнительного образования по данному направлению не означает дублирование темы, форм и методов работы. По программе дополнительного образования более глубоко изучаются основы баскетбола и формируются устойчивые навыки владения данной игрой.
- Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность занятий по данной программе во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю определять задачи и способы организации внеурочной деятельности на каждом этапе прохождения программы.
- Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. Не смотря на то, что баскетбол – это коллективная игра, важное значение имеет деятельность каждого игра и их определенных групп.
Ожидаемые результаты:
По окончанию программного курса обучающийся должен обладать:
1. базовыми знаниями:
- влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность;
- гигиенические правила при выполнении физических упражнений;
- правила игры в баскетбол,
2. знаниями повышенного уровня:
- знать историю развития баскетбола,
- тактические и технические основы баскетбола
3. базовыми умениями и навыками:
- владеть навыками основных и циклических движений: бег, ходьба;
- уметь выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах;
- уметь владеть техникой игры в баскетбол,
4. умениями и навыками повышенного уровня:
- владеть основами тактических действий игры в баскетбол,
5. личностными качествами:
- ответственности перед командой;
- готовностью к саморазвитию;
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
6. метапредметными результатами:
- умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умением самостоятельно планировать пути достижения целей,
-умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владением основами самоконтроля, самооценки,
- умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-умением работать индивидуально и в группе;
- умением формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оцениваться планируемые результаты следующими способами:
тесты, соревнования, товарищеские встречи с командами из других школ.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 модуль «ОФП» (12 часов) | ||||
1 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 1 | 1 | 0 |
2 | История развития баскетбола в России | 1 | 1 | 0 |
3 | Общая и специальная физическая подготовка | 10 | 1 | 9 |
2 модуль «Тактика игры» (22 часа) | ||||
4 | Основы техники и тактики игры | 19 | 2 | 17 |
5 | Контрольные игры и соревнования | 2 | 0 | 2 |
6 | Тестирование | 1 | 0 | 1 |
7 | итого | 34 | 5 | 29 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Теория: Гигиена тела. Форма занятий в спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к занятиям.
Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
Раздел 2. История развития баскетбола в России.
Теория: Описание игры в баскетбол, история её возникновения и современное состояние баскетбола в России и за рубежом.
Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: Значение общей физической подготовки для развития спортсменов. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста.
Тактическая подготовка баскетболиста. Психологическая подготовка баскетболиста.
Практика: Общая физическая подготовка: общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка: упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Раздел 4. Основы техники и тактики игры
Теория: Техника – основа спортивного мастерства. Техника нападения. Техника защиты. Тактика нападения. Тактика защиты.
Практика: Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.
Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита.
Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.
Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.
Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
Раздел 5. Контрольные игры и соревнования
Теория: Организация и проведение соревнований, разбор проведенных игр, устранение ошибок в игре.
Практика: Соревнования по мини-баскетболу, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола.
Раздел 6. Тестирование
Теория: Правила проведения тестирования.
Практика: Сдача тестов.
Календарный учебный график
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 модуль «ОФП» (12 часов) | ||||||
1 | лекция | 1 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Спортивный зал | опрос | |
2 | лекция | 1 | История развития баскетбола в России | Спортивный зал | реферат | |
3 | Тренировочное занятие | 1 | Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста. | Спортивный зал | тестирование | |
4 | Тренировочное занятие | 1 | Ведение мяча со сменой ритма движения. | Уличная спортивная площадка | тестирование | |
Тренировочное занятие | 1 | Ведение мяча с изменением направления движения. | Уличная спортивная площадка | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Ведение мяча со всеми изученными действиями. | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении. | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным. | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Передачи мяча в игре. | Спортивный зал | соревнование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения. | Спортивный зал | тестирование | ||
2 модуль «Тактика игры» (22 часа) | ||||||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении с дриблингом. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите против дриблинга. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите против заслонов. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите в игре. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Индивидуальные действия в защите в игре. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину после передач. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | Спортивный зал | тестирование | ||
Тренировочное занятие | 1 | Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | Уличная спортивная площадка | тестирование | ||
Игра | 1 | Учебная игра. | Уличная спортивная площадка | соревнование | ||
Игра | 1 | Учебная игра. | Уличная спортивная площадка | соревнование | ||
Тестирование | 1 | Тестирование | стадион | тест |
Методы и формы обучения
Словесные методы:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы:
показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.
Практические методы:
Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-техническое обеспечение
Козел гимнастический 1
Канат для лазанья 2
Перекладина гимнастическая (пристеночная) 1
Стенка гимнастическая 5
Палка гимнастическая 10
Скакалка детская 6
Мат гимнастический 6
Гимнастический подкидной мостик 1
Кегли 4
Обруч пластиковый детский 8
Планка для прыжков в высоту 1
Стойка для прыжков в высоту 2
Флажки: разметочные с опорой, стартовые 4
Рулетка измерительная 1
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
Щит баскетбольный тренировочный 4
Аптечка 1
Список литературы
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов. – М.: Просвещение, 2010.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...