Самообразование
методическая разработка по физкультуре

Работа по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_beketov_s.v.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

ПЛАН

самообразования по теме:

« Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях введения и реализации ФГОС»

 на 2022-2023 учебный год

учителя  физической  культуры

       

       БЕКЕТОВА СЕРГЕЯ ВИКТОРОВИЧА

ПЛАН   САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования:

 « Здоровьесберегающие  технологии на уроках физической культуры в условиях введения и реализации ФГОС»

 Срок реализации:

2020-2021г.  

2021-2022г.  

2022-2024г.  

Цель: изучить и создать  здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в условиях введения и реализации ФГОС.

Задачи:

1.  Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.

2.  Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.                                                                                                                                                             3. Использование на уроках новых технологий и средств, для создания здоровье сберегающей среды.                                                                                                                                                                   4.  Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, через спортивные массово-оздоровительные мероприятия.                                                                                                                 5. Планирование  учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;             6. Творчески применение  профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся.                                                                                                   7.  Формирование интерес учащихся к занятиям физической культурой.                                                8. Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.                     9. Выбор и творческое применение методов, средств и организационных форм  учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами.                                                                                                            10.Формирование знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.        11.Устанавливание педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения.                                                                     12. Аргументирование  социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Ожидаемые результаты работы:

1. Улучшение состояния здоровья учащихся (снижение количества пропущенных уроков по болезни).

2. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни(совместное участие обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в различных школьных мероприятиях (походы, экскурсии,  веселые старты,  викторины, эстафеты и др.).

3.Повышение успеваемости и уровня  обученности  учащихся по физической культуре и активности во внеурочной и внеклассной деятельности  

Направления самообразования

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники,

уяснить их особенности и требования

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.                                                                          3. Изучение  ФГОС основного общего образования.

4. Быть в курсе последних  исследований современных  ученых  в    преподавании  предмета  «Физическая  культура».                            

5. Ознакомиться с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

6. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры; организованных  в  Институте  образования.

7. Участвовать в обмене опытом и посещать уроки учителей физической культуры.

8. Принимать активное участие в работе   сообщества, ШМО МО учителей физической культуры района.

9. Принимать активное участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

10. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

11. Принимать участие на семинарах, конференциях разного уровня.

 

12. Провести  серии открытых уроков «Мастер класс», мероприятий для анализа со стороны коллег.

 

13.Организовывать   кружковую и внеклассную деятельность по предмету физическая культура.

14. Посредством СМИ следить за важнейшими спортивными событиями.

15. Проводить выполнение норматива комплекса ГТО.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2.Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

3.Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности  

4. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Методическое

1. Активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения.

2. Осваивать  передовой  опыт  учителей физической культуры  по  организации   форм  уроков  физической  культуры.

3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Участвовать в мастер-классах школьного, муниципального уровня.

 5. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

 6.Создание личного сайта на образовательном портале, посещать педагогические порталы, сообщества.

7. Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно- практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Создавать пакет сценариев уроков  с  применением  информационных  технологий.                                                                                     9. Создавать пакет бланков и образцов документов для  педагогической  деятельности.

10. Организовывать и проводить      внеклассную деятельность по предмету.

11.Пополнять «методическую копилку» уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять  их  в  учебный  процесс.

3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Охрана здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 

3.Контролировать нагрузку учащихся

4. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

1.Поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме посредством занятий ходьбы на лыжах, игры в волейбол                                        2.Участвовать на соревнованиях различных уровней и занимать призовые места

Перспективный план

Направление работы

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Аттестация

*

Курсы

*

*

Выступление на педсовете

*

*

*

Выступление на МО

*

*

Выступление на августовском совещании

*

*

Участие в семинаре

*

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

Публикации в сайтах

*

*

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

*

Воспитательная работа

*

*

*

Работа с родителями

*

*

*

Мониторинг

*

*

*

Авторская программа

*

*

Национальное образование

*

*

*

 Участие в соревнованиях

*

*

*

Нормы ГТО

*

*

*

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

Поурочные планы

Заполнение электронного журнала

Заполнение журнала кружка

Заполнение внеурочного журнала

Подготовка к ГТО

Физкультминутки на уроках.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Каждую неделю

Посещение уроков учителей школы

Ежемесячно        

Нормативы по предмету

Участие в конкурсах и соревнованиях

Каждую четверть

Отчеты по качеству, успеваемости,

Товарищеские встречи спортивными командами соседних школ по волейболу

проведение часа здоровья

Один раз в полугодие

Посещение семинаров

Один раз в год

Разработка и утверждение рабочей программы по ФГОС

Утверждение плана по самообразованию

Представление и утверждение программ кружка

Анализ открытых уроков

Школьные олимпиады

Муниципальный этап олимпиады

Проект по предмету

Промежуточная аттестация

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение и  реализация ФГОС  общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

«Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Новинки учебных пособий по физической культуре. Нормативы ГТО

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Курсы повышения  квалификации учителей.

Участие в программе личностного роста  в сообществе учителей физической культуры.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

Участие в семинарах учителей физической культуры.            

Выступления на заседаниях ШМО (из опыта работы), «Требования к современному уроку», участие в предметных неделях.

Участие в олимпиадах, соревнованиях, фестивалях.

Публикации в социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Участие в работе школьного сайта. Ведение персонального сайта 

Открытые уроки на школьном  и муниципальном  уровне.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ»

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

Публикации творческих и практических    работ.

Предполагаемый результат:

  1. Проведенные открытые уроки перед учителями физической культуры на муниципальном уровне.
  2. Доклады и выступления на конференциях, педагогических чтениях.
  3. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе «информационным технологиям».
  4. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
  5. Организация работы спортивных кружков и секций.
  6. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
  7. Подаю личный пример учащимся, участвуя в различных спортивных соревнованиях.

Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 3 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.

Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.

Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.

Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.

Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования.

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определил основные направления и действия для повышения личного самообразования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

     

Доклад

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС

на уроках физической культуры

         Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются определенные требования:
1. Учитываю индивидуальные особенности ребёнка.
2. Деятельность в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры включает знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе.
3. Не допускаю чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Стараюсь обеспечивать такой подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата.

         Среди  здоровьесберегающих технологий, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. К физкультурно-оздоровительным технологиям, направленным на физическое развитие учащихся относятся:

закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
      По характеру действия различают следующие технологии, которые я использую в своей практике:

       Стимулирующие.  Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода  из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.                                                            

       Защитно-профилактические.  Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих  травматизм.

        Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

         Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие средства:

·                                 Средства двигательной направленности;

·                                 оздоровительные силы природы;

·                                 гигиенические факторы.

       Комплексное применение этих средств позволяет решить мне задачи педагогики оздоровления.
       К средствам двигательной направленности можно отнести такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

          Это – движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
       Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проводимые занятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
         Как относительно самостоятельные средства оздоровления, можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

        К гигиеническим средствам достижения целей, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
       Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения.

           Одним из главных требований к использованию средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский

 

                                                                                                

        В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». 
       Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

        Новизна проекта в том, что в пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Программу формирования ценности здоровья  и здорового образа жизни дополняет Программа духовно-нравственного развития учащихся, определяющая пути формирования их личностного здоровья.

         Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

          Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

·     Закон РФ «Об образовании».

·      Национальная доктрина образования в России

·      Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

Отмечено, что к концу учебного года у школьников:

·     в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;

общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;

        повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.

 

            Каковы перспективы здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях с внедрением нового госстандарта? Расчеты медиков  показывают, что в самое ближайшее время, к сожалению, острота проблемы детского здоровья не снизится. Однако есть и серьезные основания считать, что модернизация системы общего образования в стране позволить выйти на новый уровень решения проблемы здоровьесбережения с более полным и качественным использованием педагогических средств.

                Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
             
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. 
Что же такое здоровьесберегающие технологии в образовании? Какие они? К психолого-педагогическим технологиям здоровьесбережения относятся:

Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач и т. д.

           Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 Отсюда возникают основные задачи:

       -обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

        -снижение уровня заболеваемости  учащихся;

       - сохранение работоспособности на уроках;

       - формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

       - формирование системы спортивно-оздоровительной работы.


     
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.


К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

1.                    Здоровье и адаптация

2.                    Гигиенические условия обучения

3.                    Питание, водный режим

4.                    Профилактика школьных болезней

5.                    Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

6.                    Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.

Психолого-педагогические факторы

         Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы.
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального переключения.
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. 

          Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

·    технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

·    технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

·    разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

           От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

          Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие      эмоционального напряжения

            Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

     Создание благоприятного психологического климата на уроке

          Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

          Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

         Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

         Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

      Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

        Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

          Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

 Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

           Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

          Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

         Для решения этих задач применяю следующие компоненты:

·                                 создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

·                                 использование проблемных творческих заданий;

·                                 стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

·                                 применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

·                                 рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

          Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

       Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

  Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

          Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

        Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

      Цель школы, реализующей ПС,- разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

          Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

       Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

        Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся. Итак, мы рассмотрели группы здоровьесберегающих технологий, рассмотрим, как они внедряются.

 

 

         Форма реализации технологий

Внедрение:

        программы «Подвижные игры» для учащихся начальных классов в рамках спортивно-оздоровительного  направления внеурочной деятельности;

- программы «Лёгкая атлетика» для учащихся 1-5 классов в рамках спортивно-оздоровительного  направления кружковой деятельности;

Задачи:

1.      увеличить объём двигательной активности учащихся;

2.      сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;

3.      обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно – оздоровительной деятельности и ведению здорового образа жизни.

  

               Выводы

           

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

         опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

        приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

        достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

        Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Благодаря данной технологии достигается:

1.         Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

2.         Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

3.         Психологический комфорт в образовательном учреждении.

4.         Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

5.         Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

6.         Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

            Основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.

                  Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшими очень острыми, нужно решать комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее. Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...