Адаптированная рабочая программа 4 класс
рабочая программа по физкультуре
Программа разработана по индивидуальному плану, для учащегося с умственной отсталостью и дцп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_4_indo.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
приказ № 462ос от 31.08.2022г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью, обучающегося на индивидуальном обучении в 4 классе на 2022/2023 учебный год |
Составитель: Смолина Богдана Олеговна
учитель физической культуры
Пгт. Новоаганск, 2022.
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая учебная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью по предмету физической культуре для 4 класса составлена на основе:
- примерной программы по речевой практике, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.;
- приказа Минобразования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями ОДА, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич (М.: Просвещение, 2015)
Цель адаптированной рабочей программы по физической культуре для учащегося 4 класс является: создать условия для обучения учащихся с умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.
Задачи изучения предмета, в том числе воспитательные:
создать условия для обучения учащихся с умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.
Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:
- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;
- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
- Планируемые предметные результаты.
ЛИЧНОСТННЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметные результаты:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении лечебной физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнять гимнастические комбинации до максимально правильного уровня, характеризовать признаки техничного исполнения;
- организовывать и проводить занятия лфк с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к занятиям лечебной гимнастикой;
- понимание значения упражнений для укрепления здоровья человека;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- уважительного отношения к лфк, как важной части физической культуры;
- способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
- мотивации к систематическому выполнению изученных комплексов.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- называть основные способы передвижений человека;
- рассказывать о правильной осанке;
- выполнять упражнения для глаз;
- выполнять упражнения направленные на исправление нарушений осанки, плоскостопия;
- выполнять основные гимнастические упражнения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
- определять причины, которые приводят к плохой осанке и плоскостопию;
- самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
- выполнять упражнения для формирования правильной осанки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя;
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• находить ошибки при выполнении упражнений и уметь их исправлять.
Учащиеся получат возможность научиться:
- продумывать последовательность упражнений, составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
- планировать, контролировать и оценивать двигательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на укрепление тех или иных групп мышц.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- различать виды физических упражнений;
- устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке;
- определять влияние физических упражнений на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- характеризовать направленность основных упражнений ЛФК;
- сравнивать, группировать, классифицировать виды упражнений из лфк.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке;
- выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам упражнений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
- задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Цель адаптированной программы: создать условия для обучения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью и для освоения учащимися основ физической деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.
Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:
- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;
- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
- Основное содержание программы
Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях. Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Содержание программного материала занятий состоит из следующих разделов:
- развитие мелкой моторики рук – 3 часов;
- формирование правильной осанки – 4 часов;
- профилактика плоскостопия – 4 часов;
- дыхательная гимнастика – 4 часов;
- упражнения для глаз – 2 часов;
- развитие координации и вестибулярного аппарата – 9 часа;
- упражнения на расслабление – 4 часов;
- упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции – 4 часов;
Разделы и темы учебного материала чередуются в течении года.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
- круговые движения кистями;
- руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок, попеременное разгибание и сгибание пальцев;
- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
2. Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
3. Поднимание согнутой в колено ноги назад.
4. Стоя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
5. Лежа на животе: отведение рук в стороны, вперед, вверх.
6. Лежа на спине: сгибание и разгибание ног.
7. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
8. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и.п. - выдох.
(Повторить 3-4 раза.)
9. И.п. - стоя, руки в стороны; вращения туловищем в стороны, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
10. И.п. - стоя, руки вверх; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
11. И.п. - стоя, руки за спиной в замок; наклон корпуса вперед, руки вверх, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
12. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
13. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх, подъём обеих ног. (Повторить 10 раза.)
14. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание над полом правой руки и левой ноги - вдох, возращение в и.п. - выдох. Тоже с другой рукой и ногой. (Повторить 3-4 раза.)
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
7. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
8. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
9. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Специальные упражнения для глаз
I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.
II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.
И.п. - лежа на спине.
1. Посмотреть максимально вверх, перевести взгляд вниз и в стороны (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Обвести взглядом потолок по кругу, и по знаку бесконечности (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И.п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть и проморгаться на 3-5с. Повторить 8-10 раз.
10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
И.п. – стоя.
11. Вытянуть руку, подняв указательный палец. Перевод взгляда с пальца на стену и наоборот.
Упражнения для развития координации движения и вестибулярного аппарата
1. Принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Поворот с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
3. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
4. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки. (Повторить 8-10 раз.)
Упражнения на расслабление
Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.
Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче или на большом цилиндре:
1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.
2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.
Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции:
1. Задуть свечу
2. Произносить звуки А, У, О, МУ, при этом широко растянув губы.
3. Высовывать и втягивать язык.
4. Дуть на клочок бумаги (можно ваты). При этом сначала сделать глубокий вдох, растягивая губы, а затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2-3 раза.
5. Приоткрыть рот и двигать челюстями вправо и влево, при этом произносить звуки А, У.
- Календарно - тематический план учебного предмета
физическая культура в 4 ОВЗ классе
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала. | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Техника безопасности на занятиях ЛФК. Корригирующие упражнения. | 1 | 02.09 | |
2 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | 09.09 | |
3 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | 1 | 16.09 | |
4 | Упражнения на равновесие. | 1 | 23.09 | |
5 | Правила личной гигиены. Упражнения для глаз | 1 | 30.09 | |
6 | Упражнения для мелкой моторики рук | 1 | 07.10 | |
7 | Оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика. | 1 | 14.10 | |
8 | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. | 1 | 21.10 | |
9 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | 1 | 28.10 | |
10 | Упражнения для формирования правильной осанки | 1 | 11.11 | |
11 | Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции | 1 | 18.11 | |
12 | Комплекс упражнений с большими мячами | 1 | 25.11 | |
13 | Упражнения для мелкой моторики рук | 1 | 02.12 | |
14 | Упражнения на координацию движения и равновесия. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному. | 1 | 09.12 | |
15 | Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки. Оздоровительная гимнастика, дыхательная гимнастика. | 1 | 16.12 | |
16 | Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук | 1 | 23.12 | |
17 | Ходьба с перешагиванием через предмет (2-3 предмета) по разметкам. Дыхательная гимнастика. | 1 | 13.01 | |
18 | Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции | 1 | 20.01 | |
19 | Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира | 1 | 27.01 | |
20 | Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические | 1 | 03.02 | |
21 | Упражнения для мелкой моторики рук | 1 | 10.02 | |
22 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | 1 | 17.02 | |
23 | Упражнения на растягивание и расслабление мышц. | 1 | 03.03 | |
24 | Упражнения для вестибулярного аппарата | 1 | 10.03 | |
25 | Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на равновесие. | 1 | 17.03 | |
26 | Упражнения на координацию движения и равновесия | 1 | 24.03 | |
27 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса | 1 | 07.04 | |
28 | Упражнения для растягивания мышц | 1 | 14.04 | |
29 | Упражнения для увеличения объема движения в суставах | 1 | 21.04 | |
30 | Упражнения для глаз | 1 | 28.04 | |
31 | Упражнения на координацию движения и равновесия | 1 | 05.05 | |
32 | Упражнения при нарушениях функции легких и речевой функции | 1 | 12.05 | |
33 | Упражнения для мелкой моторики рук | 1 | 19.05 | |
34 | Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы. | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...