Программа курса внеурочной деятельности "Я смогу всё!"
рабочая программа по физкультуре (6 класс)
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях физкультурно – развивающего курса. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.
В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Образовательная программа «Я смогу всё!» является модифицированной. За основу взята авторская программа дополнительного образования И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д.Цыганковой «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»: Москва «Просвещение», 2013 . В основном, особенно на начальном уровне освоения программы, используются те же средства и упражнения, что и в гимнастике.
Отличием программы «Я смогу всё!» от исходной программы заключается в том, что в данной программе используется большее количество средств и методов лечебной физической культуры. Программа «Я смогу всё!» объединяет в себе разные виды гимнастики. Оздоровительную гимнастику, художественную гимнастику, дыхательную гимнастику
Программа имеет физкультурно-развивающую направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы
Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области лечебной физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой,
сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_smogu_vsyo.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
г. Ангарск
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей естественного цикла, прот. №1 «29» августа 2021г. Руководитель ШМО ______________/Губарь Н.А. | «СОГЛАСОВАНО» « 29 » августа 2021г. Заместитель директора по ВР __________/Боровик Е.В. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ № 6» _____________/ Морозова И.В. Приказ № 168 от 01.09.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я СМОГУ ВСЁ!»
Предмет | Физическая культура |
Класс | 6г |
Предметная область | Физическая культура, биология |
Учебный год | 2021/2022 |
Срок реализации программы | 1 год |
Учитель (ФИО, кв. категория) | Губарь Наталья Александровна, высшая квалификационная категория |
Ангарск, 2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях физкультурно – развивающего курса. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.
В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Образовательная программа «Я смогу всё!» является модифицированной. За основу взята авторская программа дополнительного образования И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д.Цыганковой «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»: Москва «Просвещение», 2013 . В основном, особенно на начальном уровне освоения программы, используются те же средства и упражнения, что и в гимнастике.
Отличием программы «Я смогу всё!» от исходной программы заключается в том, что в данной программе используется большее количество средств и методов лечебной физической культуры. Программа «Я смогу всё!» объединяет в себе разные виды гимнастики. Оздоровительную гимнастику, художественную гимнастику, дыхательную гимнастику
Программа имеет физкультурно-развивающую направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы
Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области лечебной физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой,
сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости.
У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Организационно- методические рекомендации.
Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Новизной программы являются элементы хатха-йоги, массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
Лечебная физическая культура, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном зале, бассейне, стадионе при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.
Занятия лечебной физической культуры должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 13 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Общее количество учебных часов – 272.
К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Оздоровительное плавание можно проводить в любую из четвертей или в течение всего года.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу лечебной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Физкультурно-развивающий курс делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.
1 период – вводный (1-ый год обучения):
Задачи:
- Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
- Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
- Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной (2-ой года обучения)
Задачи:
- Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
- Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
- Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный (3-ий год обучения)
Задачи:
- Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
- Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
- Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
- Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
Формы контроля.
Для определения динамики эффективности лечебной физической культуры и уровня физического развития, учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении учащимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю лечебной физической культуры, учащимся, родителям.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Учебно – тематический план
на три года обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год | 2 год | 3 год | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | 2 | 2 | 3 | 7 |
2. | Подвижные игры: 1)подвижные игры целенаправленного характера 2)подвижные игры тренирующего характера 3)спортивные игры | В процессе занятий | |||
3 | Дыхательные упражнения: 1)обучение правильному дыханию | В процессе занятий | |||
4 | Комплексы упражнений для формирования и закрепления правильной осанки: -комплекс упражнений для развития гибкости и растяжении мышц позвоночника -комплексы упражнений на развитие силы мышц спины - комплексы упражнения на выносливость - комплексы упражнений для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 42 | 42 | 52 | 136 |
5. | Аутогенная тренировка Самомассаж спины | 2 | 2 | 7 | 11 |
6. | Оздоровительная Хатха-йога | 4 | 4 | 10 | 14 |
7. | Профилактика плоскостопия | 14 | 14 | 28 | 56 |
8. | Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2)медицинский контроль 3)самоконтроль | 4 | 4 | 2 | 10 |
9. | Задания на дом | По выбору учителя | |||
Итого: | 68 | 68 | 102 | 234 |
Примечание: при 3-разовых (и более) занятиях в неделю время на развитие отдельных двигательных способностей пропорционально увеличивается
- год обучения.
- Основы знаний.
Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха – йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)
- Повторение полного дыхания.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки).
- Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя». (см. Методические разработки).
- Развитие выносливости.
Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.
- Развитие силы.
Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки). Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.
- Развитие координации движений. Подвижные игры.
Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка», «Лодочка» и др.
Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».
- Профилактика плоскостопия.
Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.
10. Упражнения для расслабления мышц.
Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.
11. Упражнения для укрепления диафрагмы.
Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.
- Оздоровительное плавание.
Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой – ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а). Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.
б). Медицинский контроль – по плану.
в). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.
- Задания на дом.
Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.
- год обучения.
- Основы знаний.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.
- Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.
- Самоконтроль.
Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
- Развитие выносливости.
Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.
- Развитие силы.
Длительная статическая задержка поз Хатха –йоги: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.
- Элементы Хатха – йоги.
Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: «Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические разработки).
- Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
- Профилактика плоскостопия.
Совершенствование ранее изученных упражнений.
- Развитие координации движений.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.
- Очистительное дыхание.
Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).
- Оздоровительное плавание.
Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а). тесты – по плану учителя.
б). медицинский контроль – по плану.
в). педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК).
- Задания на дом.
Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и родителей.
- год обучения.
- Основы знаний.
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.
- Обучение правильному дыханию.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).
- Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.
- Развитие силы.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.
- Развитие координации движений.
Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.
- Профилактика плоскостопия.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.
- Упражнения для расслабления мышц.
Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.
- Подвижные игры.
Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.
Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.
- Проведение контрольных мероприятий.
а). Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.
Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др. (см. Методические разработки).
б). Медицинский контроль по плану.
в). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.
- Задания на дом.
Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Дата | Коррекция | |||
План | Факт | ||||||
1 | Гимнастика Строевые упражнения. Построения и перестроения. Построение в одну шеренгу. | 1 | IX | ||||
2 | Построение в колонну по одному. | 1 | IX | ||||
3 | Выполнение команд: «Становись!», «Ровняйся!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «Класс, стой!», «Разойдись!». | 1 | IX | ||||
4 | Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. | 1 | IX | ||||
5 | Общеразвивающие упражнения. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. | 1 | IX | ||||
6 | Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. | 1 | IX | ||||
7 | Упражнения без предметов. Основная стойка, стойка ноги врозь. | 1 | IX | ||||
8 | Основные положения рук: вперед, назад, в стороны, верх. Махи, рывки руками в боковой плоскости. | 1 | IX | ||||
9 | Поднимание согнутой ноги вперед. Движения прямой ноги (правой, левой) вперед, в сторону, назад. | 1 | X | ||||
10 | Движения головы: наклон вперед, назад, влево, вправо. Поворот головы. | 1 | X | ||||
11 | Поднимание на носках с перекатом на пятки. | 1 | X | ||||
12 | Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы, руки назад или в стороны. | 1 | X | ||||
13 | Упражнения в положении лежа на животе: одновременное поднимание головы и рук. | 1 | X | ||||
14 | Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы, руки вперед. | 1 | X | ||||
15 | Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы и туловища. | 1 | X | ||||
16 | Упражнения в положении лежа на спине руки вдоль туловища. | 1 | X | ||||
17 | Упражнения в положении лежа на спине попеременное сгибание и выпрямление ног. | 1 | X | ||||
18 | Упражнения в положении лежа на спине попеременное сгибание и выпрямление ног. | ||||||
19 | Упражнения в положении лежа на спине руки в стороны ладошками к низу: подъем ног под разными углами, ноги согнуты в коленях. | 1 | X | ||||
20 | Упражнения в положении лежа на спине руки в стороны ладошками к низу имитация движения «велосипедиста». | 1 | XI | ||||
21 | Упражнения в положении лежа на спине перекат на право, налево ноги согнуты в коленях на грудь. | 1 | XI | ||||
22 | Упражнения в положении лежа на боку взмах ноги, руки вверх. | 1 | XI | ||||
23 | Упражнения в положении лежа на боку, подъем ног. | 1 | XI | ||||
24 | Упражнения в положении лежа на боку отведение ноги назад, руки вперед. | 1 | XI | ||||
25 | Упражнения в упоре стоя на коленях (наклоны, повороты). | 1 | XI | ||||
26 | Упражнения в упоре стоя на коленях (махи, равновесие). | 1 | XII | ||||
27 | Упражнения для укрепления мышц стопы движения ступней в положении лежа и сидя (тыльное и подошвенное сгибание). | 1 | XII | ||||
28 | Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба на носках, пятках. | 1 | XII | ||||
29 | Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба высоко поднимая колени. | 1 | XII | ||||
30 | Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба на наружных и внутренних сводах стопы, ходьба по обручу, канату, гимнастической полке. | 1 | XII | ||||
31 | Упражнения для укрепления мышц стопы перекаты с пятки на носок и обратно. | 1 | XII | ||||
32 | Дыхательные упражнения. Вдох через нос и выдох ртом. Вдох и выдох через нос. | 1 | XII | ||||
33 | Грудной и брюшной тип дыхания (в положении стоя). | 1 | XII | ||||
34 | Смешанный тип дыхания в положении стоя и лежа. | 1 | I | ||||
35 | Дыхание во время ходьбы ; на три шага – вдох, на три – выдох. | 1 | I | ||||
36 | Дыхание во время ходьбы ; на четыре шага - вдох, на четыре – выдох, то же на три – вдох на пять шагов – выдох, на три шага – вдох, на два –выдох. | 1 | I | ||||
37 | Упражнения с большими мячами. Передача мяча из рук в руки; по кругу; в колонне над головой. | 1 | I | ||||
38 | Перекатывание мяча друг другу: в двух шеренгах, расположенных одна от другой на расстоянии 3-4 шагов. | 1 | I | ||||
39 | Подбрасывание мяча над собой вверх и ловля его. | 1 | I | ||||
40 | Перекатывание мяча друг другу; из положения лежа на животе, после передачи мяча руки на пояс, лопатки соединить, смотреть прямо. | 1 | II | ||||
41 | Упражнения с малыми мячами. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. | 1 | II | ||||
42 | Удары мячом о пол и ловля его двумя руками. | 1 | II | ||||
43 | Броски мяча в стену (высота 1-2-3м) правой и левой рукой и ловля его двумя руками. | 1 | II | ||||
44 | Упражнения на осанку. Упражнения у вертикальной опоры: бревна, гимнастической стенки, стены. | 1 | II | ||||
45 | Встать спиной к вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками, отойти и вернуться к ней, сохраняя принятое положение | 1 | II | ||||
46 | Отойти от стены, последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища с последовательным возвращением в обратном порядке, в первоначальное положение. | 1 | II | ||||
47 | Упражнения с удержанием груза на голове: подняться на носках и медленно опустится на всю стопу, руки на пояс. | 1 | II | ||||
48 | Упражнения с удержанием груза на голове:приседание и выпрямление, руки на пояс, то же с касанием пяток пальцами рук. | 1 | II | ||||
49 | Упражнения в равновесии: стоя на одной ноге, другую поднять вперед, отвести в сторону и назад. | 1 | II | ||||
50 | Ходьба по скамейке с различным положением рук. | 1 | III | ||||
51 | Ходьба и бег. Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. | 1 | III | ||||
52 | Ходьба парами, взявшись за руки. | 1 | III | ||||
53 | Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. | 1 | III | ||||
54 | Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприсед, с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. | 1 | III | ||||
55 | Лазанье и перелазание. Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке установленной под углом 20*. | 1 | III | ||||
56 | Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, в стороны: вправо, влево. | 1 | IV | ||||
57 | Подлезанье под препятствия: под веревку, под рейку гимнастической скамейки, под барьерам (низким). | 1 | IV | ||||
58 | Метание. Метание малого мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания. | 1 | IV | ||||
59 | Метание малого мяча в щит, с постепенным увеличением расстояния. | 1 | IV | ||||
60 | Метание малого мяча через сетку, веревку, препятствия. | 1 | IV | ||||
61 | Игры. Игровые упражнения: «Сильные пальчики», «Аплодисменты». | 1 | IV | ||||
62 | Игровые упражнения: «Летят журавли», «Аплодисменты». | 1 | V | ||||
63 | Игровые упражнения: «День и ночь». | 1 | V | ||||
64 | Игровые упражнения: «Сильные пальчики». | 1 | V | ||||
65 | Игровые упражнения: «Аплодисменты». | 1 | V | ||||
66 | Подвижная игра «Летела ворона». | 1 | V | ||||
67 | Подвижная игра «Царь картошка». | 1 | V | ||||
68 | Подвижная игра «День и ночь». | 1 | V |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...