Программа курса внеурочной деятельности "Я смогу всё!"
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Губарь Наталья Александровна

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях физкультурно – развивающего курса. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.

 В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.

Образовательная программа «Я смогу всё!» является модифицированной. За основу взята авторская программа дополнительного образования И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д.Цыганковой «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»: Москва «Просвещение», 2013 . В основном, особенно на начальном уровне освоения программы, используются те же средства и упражнения, что и в гимнастике.

Отличием программы «Я смогу всё!» от исходной программы заключается в том, что в данной программе используется большее количество средств и методов лечебной физической культуры. Программа «Я смогу всё!» объединяет в себе разные виды гимнастики. Оздоровительную гимнастику, художественную гимнастику, дыхательную гимнастику

Программа имеет физкультурно-развивающую направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы

Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области лечебной физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление.
  2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой,

сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

  1. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_smogu_vsyo.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

г. Ангарск

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

естественного цикла,

прот. №1 «29» августа 2021г.

Руководитель ШМО

______________/Губарь Н.А.

«СОГЛАСОВАНО»

« 29 » августа 2021г.

Заместитель директора по ВР

__________/Боровик Е.В.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_____________/ Морозова И.В.

Приказ  № 168 от 01.09.2021г.

                                                                                                        

        

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я СМОГУ ВСЁ!»

Предмет        

Физическая культура

Класс

Предметная  область

Физическая культура, биология

Учебный год

2021/2022

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО, кв. категория)

Губарь Наталья Александровна, высшая квалификационная категория

                                                

Ангарск, 2021

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях физкультурно – развивающего курса. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.

 В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.

Образовательная программа «Я смогу всё!» является модифицированной. За основу взята авторская программа дополнительного образования И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д.Цыганковой «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»: Москва «Просвещение», 2013 . В основном, особенно на начальном уровне освоения программы, используются те же средства и упражнения, что и в гимнастике.

Отличием программы «Я смогу всё!» от исходной программы заключается в том, что в данной программе используется большее количество средств и методов лечебной физической культуры. Программа «Я смогу всё!» объединяет в себе разные виды гимнастики. Оздоровительную гимнастику, художественную гимнастику, дыхательную гимнастику

Программа имеет физкультурно-развивающую направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы

Цель программы: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области лечебной физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию  на здоровый образ жизни и выздоровление.
  2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой,

сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

  1. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

 В 6 – 10 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит  к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта  и других органов брюшной полости.

 У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения  являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению    его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

 Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и  сколиозов.  

             Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

 Новизной программы являются элементы хатха-йоги, массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).

 Лечебная физическая культура, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном зале, бассейне, стадионе при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является  мощнейшим оптимизирующим  фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.

 Занятия лечебной физической культуры должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль  выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.

 Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6  до 13 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.

 В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные  оздоровительные методики.

 Общее количество учебных часов – 272.

К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

 Оздоровительное плавание можно проводить в любую из четвертей или в течение всего года.

 Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу лечебной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,  подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Физкультурно-развивающий курс делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Цель:

     стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

1 период – вводный (1-ый год обучения):

Задачи:

  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период – основной (2-ой года обучения)

Задачи:

  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период – заключительный (3-ий год обучения)

Задачи:

  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.

                                  Формы контроля.

 Для определения динамики эффективности лечебной физической культуры и уровня физического развития, учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.

 При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении учащимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.

 Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль  коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю лечебной физической культуры, учащимся, родителям.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно – тематический план

на три года обучения (2 раза в неделю)

№ п/п

Раздел учебной программы

 1 год

 2 год

  3 год

Всего часов

1.

Основы знаний и умений

2

2

3

7

2.

Подвижные игры:

1)подвижные игры целенаправленного характера

2)подвижные игры тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение правильному дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений для формирования и закрепления правильной осанки:

-комплекс упражнений

для развития гибкости и растяжении мышц позвоночника

-комплексы упражнений

на развитие силы мышц спины

- комплексы упражнения на выносливость

- комплексы упражнений для расслабления мышц и укрепления нервной системы

42

42

52

136

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

7

11

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

10

14

7.

Профилактика плоскостопия

14

14

28

56

8.

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

4

4

2

10

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

68

68

102

234

Примечание:  при 3-разовых (и более) занятиях в неделю время на развитие отдельных двигательных способностей пропорционально увеличивается

  1.     год  обучения.
  1. Основы знаний.

Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

  1. Упражнения для развития  гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха – йоги: «Кошка под забором»,  «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)

  1. Повторение полного дыхания.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки).

  1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя».  (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости.

Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании  статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.

  1. Развитие силы.

Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки). Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.

  1. Развитие координации движений. Подвижные игры.

Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка», «Лодочка» и др.

 Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».

  1. Профилактика плоскостопия.

Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.

10.      Упражнения для расслабления мышц.

Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление  групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.

11.      Упражнения для укрепления диафрагмы.

Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.        

  1.  Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения  для освоения с водной средой – ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.

б).  Медицинский контроль – по плану.

в).  Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.

  1. Задания на дом.

Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.

  1. год  обучения.

  1. Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

  1. Самоконтроль.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

  1. Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

  1. Развитие силы.

Длительная статическая задержка поз Хатха –йоги: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.

  1. Элементы Хатха – йоги.

Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: «Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические разработки).

  1. Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

  1. Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Развитие координации движений.

Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.

  1. Очистительное дыхание.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).

  1. Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а). тесты – по плану учителя.

б).  медицинский контроль – по плану.

в).  педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК).

  1. Задания на дом.

Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и родителей.

  1. год  обучения.
  1. Основы знаний.

Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения  в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима –  положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

  1. Обучение правильному дыханию.

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

  1. Развитие силы.

Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.

  1. Развитие координации движений.

Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба  разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.

  1. Профилактика плоскостопия.

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

  1. Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

  1. Подвижные игры.

Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.

Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.

 Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др. (см. Методические разработки).

б).  Медицинский контроль по плану.

в).  Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.

  1. Задания на дом.

Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Разделы,

 темы уроков

Кол-во

часов

Дата

Коррекция

План

Факт

1

Гимнастика

Строевые упражнения. Построения и перестроения.

Построение в одну шеренгу.

1

IX

2

Построение в колонну по одному.

1

IX

3

Выполнение команд: «Становись!», «Ровняйся!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте шагом марш!», «Класс, стой!», «Разойдись!».

1

IX

4

Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.

1

IX

5

Общеразвивающие упражнения.

Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

1

IX

6

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.

1

IX

7

Упражнения без предметов.        

Основная стойка, стойка ноги врозь.

1

IX

8

Основные положения рук: вперед, назад, в стороны, верх. Махи, рывки руками в боковой плоскости.

1

IX

9

Поднимание согнутой ноги вперед. Движения прямой ноги (правой, левой) вперед, в сторону, назад.

1

X

10

Движения головы: наклон вперед, назад, влево, вправо. Поворот головы.

1

X

11

Поднимание на носках с перекатом на пятки.

1

X

12

Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы, руки назад или в стороны.

1

X

13

Упражнения в положении лежа на животе: одновременное поднимание головы и рук.

1

X

14

Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы, руки вперед.

1

X

15

Упражнения в положении лежа на животе: поднимание головы и туловища.

1

X

16

Упражнения в положении лежа на спине руки вдоль туловища.

1

X

17

Упражнения в положении лежа на спине попеременное сгибание и выпрямление ног.

1

X

18

Упражнения в положении лежа на спине попеременное сгибание и выпрямление ног.

19

Упражнения в положении лежа на спине руки в стороны ладошками к низу: подъем ног под разными углами, ноги согнуты в коленях.

1

X

20

Упражнения в положении лежа на спине руки в стороны ладошками к низу имитация движения «велосипедиста».

1

XI

21

Упражнения в положении лежа на спине перекат на право, налево ноги согнуты в коленях на грудь.

1

XI

22

Упражнения в положении лежа на боку  взмах ноги, руки вверх.

1

XI

23

Упражнения в положении лежа на боку, подъем ног.

1

XI

24

Упражнения в положении лежа на боку отведение ноги назад, руки вперед.

1

XI

25

Упражнения в упоре стоя на коленях (наклоны, повороты).

1

XI

26

Упражнения в упоре стоя на коленях (махи, равновесие).

1

XII

27

Упражнения для укрепления мышц стопы движения ступней в положении лежа и сидя (тыльное и подошвенное сгибание).

1

XII

28

Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба на носках, пятках.

1

XII

29

Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба высоко поднимая колени.

1

XII

30

Упражнения для укрепления мышц стопы ходьба на наружных и внутренних сводах стопы, ходьба по обручу, канату, гимнастической полке.

1

XII

31

Упражнения для укрепления мышц стопы перекаты с пятки на носок и обратно.

1

XII

32

Дыхательные упражнения.

Вдох через нос и выдох ртом. Вдох и выдох через нос.

1

XII

33

Грудной и брюшной тип дыхания (в положении стоя).

1

XII

34

Смешанный тип дыхания в положении стоя и лежа.

1

I

35

Дыхание во время ходьбы ; на три шага – вдох, на три – выдох.

1

I

36

Дыхание во время ходьбы ; на четыре шага - вдох, на четыре – выдох, то же на три – вдох на пять шагов – выдох, на три шага – вдох, на два –выдох.

1

I

37

Упражнения с большими мячами.

Передача мяча из рук в руки; по кругу; в колонне над головой.

1

I

38

Перекатывание мяча друг другу: в двух шеренгах, расположенных одна от другой на расстоянии 3-4 шагов.

1

I

39

Подбрасывание мяча над собой вверх и ловля его.

1

I

40

Перекатывание мяча друг другу; из положения лежа на животе, после передачи мяча руки на пояс, лопатки соединить, смотреть прямо.

1

II

41

Упражнения с малыми мячами.

Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

1

II

42

Удары мячом о пол и ловля его двумя руками.

1

II

43

Броски мяча в стену (высота 1-2-3м) правой и левой рукой и ловля его двумя руками.

1

II

44

Упражнения на осанку.

Упражнения у вертикальной опоры: бревна, гимнастической стенки, стены.

1

II

45

Встать спиной к вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками, отойти и вернуться к ней, сохраняя принятое положение

1

II

46

Отойти от стены, последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища с последовательным возвращением в обратном порядке, в первоначальное положение.

1

II

47

Упражнения с удержанием груза на голове: подняться на носках и медленно опустится на всю стопу, руки на пояс.

1

II

48

Упражнения с удержанием груза на голове:приседание и выпрямление, руки на пояс, то же с касанием пяток пальцами рук.

1

II

49

Упражнения в равновесии: стоя на одной ноге, другую поднять вперед, отвести в сторону и назад.

1

II

50

Ходьба по скамейке с различным положением рук.

1

III

51

Ходьба и бег.

Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе.

1

III

52

Ходьба парами, взявшись за руки.

1

III

53

Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

1

III

54

Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприсед, с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.

1

III

55

Лазанье и перелазание.

Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке установленной под углом 20*.

1

III

56

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, в стороны: вправо, влево.

1

IV

57

Подлезанье под препятствия: под веревку, под рейку гимнастической скамейки, под барьерам (низким).

1

IV

58

Метание.

Метание малого мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания.

1

IV

59

Метание малого мяча в щит, с постепенным увеличением расстояния.

1

IV

60

Метание малого мяча через сетку, веревку, препятствия.

1

IV

61

Игры.

Игровые упражнения: «Сильные пальчики», «Аплодисменты».

1

IV

62

Игровые упражнения: «Летят журавли», «Аплодисменты».

1

V

63

Игровые упражнения: «День и ночь».

1

V

64

Игровые упражнения: «Сильные пальчики».

1

V

65

Игровые упражнения: «Аплодисменты».

1

V

66

Подвижная игра «Летела ворона».

1

V

67

Подвижная игра «Царь картошка».

1

V

68

Подвижная игра «День и ночь».

1

V

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...