Рабочая программа по внеклассному занятию мини-футбол 5 - 6 класс
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)

Программа для кружкового занятия по мини - футболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kruzhku_fgos_2021_mini-futbol.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 им.В.П. Кузнецова

 Утверждаю

Директор  школы

О.Н.Редько

        

Образовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

(мини-футбол)

«Спорт и здоровье»

                                                                                         

                                                              Срок реализации – 3 года,

                                                возраст обучающихся (10-15лет)

                                                                   

Педагог дополнительного образования

                                                                              высшей квалификационной  категории                                                                                      

                                                                                 Иванов В.Н.

Программа рассмотрена

на педагогическом совете

протокол №_  от             г.

Новосибирская область,  г.  Купино

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………….........3

            Личностные, метапредметные и предметные результаты

  1. освоения образовательной программы «Мини-футбол»………6

  1. Учебный план……………………………………………………..11

  1.  Учебно-тематический план по годам обучения……………………….…………………………….........13

  1. Содержание изучаемого курса …………………………………19

  1. Методическое обеспечение программы………………………..22

  1. Список литературы…………………………..………………..... 25

  1. Приложение………………………………….……………..........26

Пояснительная записка.

Программа по  мини-футболу  для 5-6 классов разработана в соответствии:

с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного                                           общего   образования.  Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

Основные законодательные акты Российской Федерации в области физической культуры и спорта  уделяют внимание сохранению и укреплению здоровья населения, всестороннему развитию человека, формированию у обучающихся детей и молодёжи потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.

Выполнение этих задач возможно при  условии  тесной, совместной работе образовательных учреждений, семьи и общества. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании разносторонней личности обратили внимание ещё древние греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие в трудах, которых оформлялся ещё ранее родившийся идеал гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. Олимпийские игры древних греков были неотъемлемой частью их высокоразвитой культуры и одновременно полем, на котором развивалась и олимпийская педагогика.

Образовательная программа «Спорт и здоровье» направлена на привлечение детей к активным занятиям физической культурой и спортом.

В настоящее время уделяется большое внимание и проводится работа популяризации и развития физической культуры и спорта в нашем районе.

В программе основной школы на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю, поэтому занятия в спортивных объединениях призвано помочь детям выполнить определенный объем двигательной активности, необходимый в их возрасте.

Программа представляет собой трехгодичный воспитательно-образовательный цикл, основанный на изучении определенного курса теории и практики по мини-футболу.

Новизна программы заключается в том, что позволяет реализовать на практике нравственное воспитание детей и подростков, сформировать волевые черты характера и чувство коллективизма.

Программа в основном ориентирована на работу с детьми различных возрастных категорий общеобразовательной школы в системе дополнительного образования. Обучение детей игре  идет с учетом их возрастных и психологических особенностей.  

          Подростковый возраст - это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

          Процесс  подчинён таким закономерностям как неравномерность темпов роста и развития детей. Этот период сочетается со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активизации двигательной деятельности. Скачок роста наблюдается у детей 6-7-летнего возраста и в период полового созревания (11-15 лет), когда длина тела увеличивается на 5-10 %. В период бурного роста 13-15 лет организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и, прежде всего к ограничению двигательной активности. Но в каждой возрастной группе 10-20 % детей с замедленным темпом развития, они характеризуются снижением антропометрических показателей, отклонением параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. Эти дети особенно нуждаются в систематических физических упражнениях, которые способствуют их гармоническому росту и развитию.

Гетерхронность (неравномерность) роста и развития отдельных органов и систем организма хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Основные её показатели – сила, быстрота, ловкость – развиваются на протяжении всего школьного возраста (с 6 до 16 лет) и в разные годы проходят с разной интенсивностью. К 7 годам уже достаточно развиты точность движений, ловкость и быстрота, а спорт помогает эти качества более развить и усовершенствовать.

В повышении работоспособности, сопротивляемости организма утомлению на протяжении недели, четверти, года наибольшее содействие оказывают регулярные занятия в спортивных секциях. Качественные и количественные показатели работоспособности у детей,  занимающихся спортом выше, чем у тех, кто посещает только уроки физкультуры. После кратковременных,  интенсивных нагрузок память и внимание в наибольшей степени улучшается примерно  через 2 часа, минимум – сразу после нагрузки  спустя 3-4 часа. Незаменимым средством физического воспитания детей любого возраста являются  виды спорта, где  активизируется память, развивается мышление, воображение, развивается реакция.

 Занятия спортом – одно из наиболее доступных и эффективных средств  оздоровительного влияния на организм, поскольку они положительно влияют на физиологические ее функции.

Основателю современного Олимпийского движения Пьеру де Кубертену принадлежит мудрая мысль, выраженная в кратком афоризме: «чтобы десять человек занималось физкультурой, один из них должен заниматься спортом».

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется, прежде всего, уверенностью самого педагога собственным предметом, желание передать это ученикам. Поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач является значительными факторами развития интересов.

Мини-футбол – это упрощенный вариант большого футбола на малых площадках, и с меньшим числом игроков в командах. Следовательно,  для  игры можно приспособить любую поляну или лужайку. В малый футбол с успехом можно играть в спортивных школьных залах, в хоккейных “коробках”, на простейших площадках в жилых кварталах.  Можно смело утверждать, что мини-футбол – это универсальная игра, словно специально созданная для всеобщего увлечения.

Мини-футбол – это спортивная игра.

В составе каждой команды участвуют 4 игрока и 1 вратарь. Максимальное количество запасных –  6.

Игра проводится на поле длинной 38-42 и шириной 25-15 м. Используются ворота шириной 3 м. и высотой 2 м. по внутреннему измерению.

У обоих ворот обозначается штрафная площадь дугами радиусом 6 м. Проводят их от основания стоек ворот. На середине этой прямой обозначается отметка для пробития

 шести метрового удара. Площадка делится пополам средней линией, в центре которой обозначается круг диаметром 3 м. На той стороне поля, где располагаются места для замены игроков, отмечается “зона замены”. Для этого по боковой линии поля обозначается  шести метровый отрезок по 3 м. в ту и другую сторону от средней линии.

Замена полевых игроков проводится в ходе игры, а вратарей – только в момент остановки игры. При выполнении стандартных положений соблюдается 3 – метровое расстояние. Из-за боковой линии мяч вводится ударом ноги. Продолжительность игры 50 мин (2 тайма по 25 мин, с 10 – минутным перерывом между ними).

Игру обслуживают два судьи – главный судья и судья на линии. Правило “вне игры” не применяется. Соревнования по мини-футболу могут проводиться как в спортивных залах, так и на открытых площадках.  Правила игры совпадают с правилами игры в футбол. Мини-футбол – спортивная игра, направленная на развитие у детей и подростков физических, нравственных  и волевых качеств.

 В основе концепции программы лежит самореализация, самовыражение личности обучающихся.

Во время систематических занятий мини-футбола развиваются следующие физические качества – сила, быстрота, ловкость, прыгучесть, выносливость, координация движений. В процессе обучения  развиваются  такие  качества как: взаимовыручка, коллективизм, ответственность, чувство уважения к соперникам.

Цель программы: Формирование у детей мотивации  к систематическим занятиям физической культуры и спорта, как к необходимому звену общей культуры человека.   Создание условий для самореализации личности.

Задачи:

  1. Развитие общей и специальной физической подготовки.
  2. Обучение технико-тактической подготовке.

4. Развитие умственных и физических способностей в процессе формирования знаний, умений и навыков.

           5.Развивать и совершенствовать физические качества

 6.Развивать морально волевые качества и воспитывать нравственные качества у обучающихся.

 7.Привить навыки самодисциплины, в плане составления распорядка и режима учебного дня, технике безопасности занятий.

          8..Прививать необходимое теоретическое знание в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта, и самостраховки на занятиях

 9.Выработать у обучающихся мотивационно целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.

Режим работы:

Группа 1 года обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 72 часа в год;

Группа 2 года обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 72 часа в год;

Группа 3 года обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 72 часа в год;

 Характеристика  программы:

  1. По виду деятельности – физическая культура и спорт.
  2. По образовательным областям – физическая антропология.
  3. По уровню содержания – ознакомительный.
  4. По форме реализации – групповая.
  5. По способу реализации – эвристический
  6. По половому признаку – для мальчиков.
  7. По функциональному назначению – образовательная.
  8. По уровню освоения – общекультурный.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения образовательной программы «Мини-футбол».

 Результаты освоения содержания программы определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

 Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по программе «Мини-футбол»  в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения программы «Мини-футбол».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Мини-футбол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

 В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

 В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные  результаты освоения программы «Мини-футбол».

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Мини-футбол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

 Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

 В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

 В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

 В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

 В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Метапредметные  результаты освоения программы «Мини-футбол».

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Мини-футбол». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

 В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

 В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

 В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Модель выпускника

Обучающийся должен

Знать:

  •  двигательный режим спортсмена, распорядок и режим учебного дня;
  • правила игры и соревнований по мини футболу;
  •  основы технико-тактической подготовки;
  • технику безопасности на занятиях;

           Уметь:

                   самостоятельно готовить себя к тренировкам и играм;

  • выполнять различные технические элементы;
  • выполнять определенный объем двигательной нагрузки;
  • оказывать первую помощь при травмах;
  • применять полученные знания и умения в играх и соревнованиях.

Обучающий должен обладать коммуникативными качествами:

  • уважения к себе, соперникам и другим людям;
  • проявлять настойчивость самостоятельность в достижении поставленной цели;
  • уметь общаться со сверстниками.

Учебный план

п/п

Наименование базовых тем

I год обучения

2 год обучения

3 год обучения

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу.

1

1

1

2.

Общефизическая подготовка.

2

18

2

18

2

18

3.

Техническая подготовка.

2

18

2

18

2

18

4.

Тактическая подготовка.

2

9

2

9

2

9

5.

Игровая подготовка.

2

18

2

18

2

18

6.

Интегральная подготовка.

7.

Специальная подготовка.

Итого:

9

63

9

63

9

63

Всего:

72

72

72

Учебно-тематический план первого года обучения

Задачи:

1. Популяризация мини-футбола и улучшение учебно-спортивной работы среди детей.

2. Оздоровление детей и подростков в процессе занятий мини-футболом.

3. Привитие навыков самодисциплины, в плане составления распорядка и режима учебного дня, технике безопасности занятий.

4. Ознакомление с техникой и тактикой мини-футбол

5. Развитие физических качеств.

6. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств

.№

Содержание базовых тем

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу:

мини-футбол как

спортивная игра;

правила соревнований и

правила игры по мини-футболу;

двигательный режим, распорядок

и режим учебного дня;

техника безопасности занятий

по мини-футболу.

1

2

Общефизическая подготовка:

легкая атлетика;

2

1

2

2

спортивные игры;

1

2

2

гимнастика;

2

2

лыжная подготовка.

2

2

3

Техническая подготовка:

удары по мячу ногой;

2

2

1

1

1

1

1

удары по мячу головой;

1

1

1

1

передача и остановка мяча;

1

1

1

1

1

ведение мяча.

1

1

4

Тактическая подготовка:

держание игрока и игра на зоне;

1

1

1

пас и обводка;

1

Комбинации;

1

1

1

1

квадраты 4 х 2, 5 х 2.

1

1

1

5

Игровая подготовка:

двухсторонние игры;

2

2

2

2

учебные игры;

2

2

2

1

2

1

2

контрольные игры.

Итого:

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

Всего:

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Прогнозируемый результат:

Обучающийся должен

 Знать:

  1. Сведения о благоприятном воздействии на организм занятий физической культурой.
  2. Правила техники безопасности при занятиях физической культурой.
  3. Правила мини-футбола

Уметь:

  1. выполнят ведение мяча в движении;
  2. наносить удары  мячом по воротам;
  3. выполнять передачи и остановки мяча;
  4. выполнять беговые движения футболиста.
  5. Уметь пользоваться спортивным инвентарём для учебно-тренировочных занятий.

Учебно-тематический план второго года обучения

Задачи:

1. Выработать у обучающихся мотивационно целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.

2. Укреплять здоровья детей, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.

3. Прививать необходимое теоретическое знание в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта, и самостраховки на занятиях.

4. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в ДДТ.

5. Разучивать технику и тактику мини-футбола

         6. Продолжать развивать морально волевые качества и воспитывать нравственные качества у детей.

.№

Содержание базовых тем

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу:

мини-футбол как

спортивная игра;

правила соревнований и

правила игры по мини-футболу;

двигательный режим, распорядок

и режим учебного дня;

техника безопасности занятий

по мини-футболу.

1

2

Общефизическая подготовка:

легкая атлетика;

2

1

2

2

спортивные игры;

1

2

2

гимнастика;

2

2

лыжная подготовка.

2

2

3

Техническая подготовка:

удары по мячу ногой;

2

2

1

1

1

1

1

удары по мячу головой;

1

1

1

1

передача и остановка мяча;

1

1

1

1

1

ведение мяча.

1

1

4

Тактическая подготовка:

держание игрока и игра на зоне;

1

1

1

пас и обводка;

1

Комбинации;

1

1

1

1

квадраты 4 х 2, 5 х 2.

1

1

1

5

Игровая подготовка:

двухсторонние игры;

2

2

2

2

учебные игры;

2

2

2

1

2

1

2

контрольные игры.

Итого:

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

Всего:

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Прогнозируемый результат

Обучающийся должен

 Знать:

1.сведения о благоприятном воздействии на организм занятий физической культурой;

2.правила техники безопасности при занятиях физической культурой;

3.основы  тактики игры в мини-футбол.

 Уметь:

- наносить удары мячом по воротам из различных положений;

- вести мяч с изменением направления движения;

- технично выполнять передачи и остановки мяча;

- выполнять обманные движения (финты).


Учебно-тематический план третьего года обучения

Задачи:

1. Совершенствование технико-тактической подготовки в процессе занятий мини-футболом.

2. Обучение учащихся простейшим методом оценки физического и функционального состояния организма, навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.

3. Развитие умственных и физических способностей в процессе формирования знаний, умений и навыков.

4. Правило поведения на занятиях и в быту, техника безопасности и самостраховка детей в различных жизненных ситуациях.

5. Учебно-контрольные и экзаменационные нормативы в   течении учебно-тренировочного процесса.

.№

Содержание базовых тем

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу:

мини-футбол как

спортивная игра;

правила соревнований и

правила игры по мини-футболу;

двигательный режим, распорядок

и режим учебного дня;

техника безопасности занятий

по мини-футболу.

1

2

Общефизическая подготовка:

легкая атлетика;

2

1

2

2

спортивные игры;

1

2

2

гимнастика;

2

2

лыжная подготовка.

2

2

3

Техническая подготовка:

удары по мячу ногой;

2

2

1

1

1

1

1

удары по мячу головой;

1

1

1

1

передача и остановка мяча;

1

1

1

1

1

ведение мяча.

1

1

4

Тактическая подготовка:

держание игрока и игра на зоне;

1

1

1

пас и обводка;

1

Комбинации;

1

1

1

1

квадраты 4 х 2, 5 х 2.

1

1

1

5

Игровая подготовка:

двухсторонние игры;

2

2

2

2

учебные игры;

2

2

2

1

2

1

2

контрольные игры.

Итого:

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

1

7

Всего:

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Прогнозируемый результат:

Обучающийся должен

 Знать: 1.основы спортивного массажа;

 2.взаимосвязь медицины и футбола;

 3.режим и распорядок дня спортсмена;

 4.правила самостоятельной подготовки спортсмена к нагрузкам.

Уметь:

  1.выполнять все технические элементы мини-футболу (удары, передачи, остановки и ведения мяча);

  2.применять тактические знания в игре (играть в защите и нападении);

  3.готовить себя к тренировкам и соревнованиям;

Содержание изучаемого курса

 

1.Введение в образовательную программу

Ознакомление с мини-футболом как спортивной игрой. Мини-футбол упрощенный вариант большого футбола. Знакомство детей с официальными правилами игры в мини-футбол, а так же с правилами по проведению соревнований.

Значение правильного двигательного режима.

Умение правильно составлять распорядок дня и режим учебного дня. Значение техники безопасности занятий по мини-футболу в спортивном зале, в тренажерном зале и на пришкольной площадке.

Теоретические сведения. Правильное дыхание при ходьбе, беге, в игре. Оказание первой помощи при травмах – кровотечении, ушибах, переломах, растяжениях, …. и др. При выполнении любых физических упражнений каждый ребенок должен знать основные правила самостраховки и правила безопасности на занятиях. Правильное питание важно для любого человека, а для спортсмена это просто необходимо. Рассказ о правильном питании футболиста.

Знание правил поведения на занятиях сохранения здоровья детям и далее провести тренировку на высоком качественном уровне.

Медицина и футбол. Предварительный медосмотр. Систематический врачебный контроль, самоконтроль, саморасслабление, восстановление сил. Спортивный массаж – совокупность массажных манипуляций и приемов, применение которых способствует физическому совершенствованию футболиста, снимает утомление, повышает спортивную работоспособность. При проведении спортивного массажа применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, ударные приемы, вибрации, пассивные и активные движения.

Самоконтроль для футболиста необходим в процессе занятий физическими упражнениями.

      2.Общефизическая подготовка.

      Прежде чем начинать занятия с мячом, дети должны сделать разминку. Она необходима для того, что бы подготовить мышцы, связки и суставы к резким движениям, рывкам, различным поворотам. Иначе, особенно в холодную погоду, можно легко получить травму. Разминку начинаем не спеша и лишь после нее переходим к быстрым движениям.

Составление комплекса упражнений гимнастики. Умение расслабится, дать отдохнуть всему организму – очень важный момент в жизни футболиста.

Общеразвивающие упражнения в движении – беговые, прыжковые, ускорение,  с предметом и без предмета. Упражнения на гибкость, растяжку, с различными предметами – обруч, палка, скакалка. Мячи с различной амплитудой. Общеразвивающие с мячами: баскетбольными, футбольными, волейбольными, набивными и др.

Самостоятельная разминка. Каждый футболист должен уметь самостоятельно подготовить себя к тренировки, к игре, к различным по интенсивности нагрузкам

        Гимнастика– а) развитие силы мышц ног; б) развитие силы мышц рук; в) развитие силы мышц туловища.

Легкая атлетика:  повторный бег;  бег с переменной скоростью;  бег под уклон;  бег прыжками;  бег с высоким подниманием бедер;  бег с переменой направления;  эстафетный бег;   прыжки в высоту;  прыжки в длину;  прыжки через препятствие;  прыжки с места на скамейку;  другие разнообразные прыжки.

Лыжный спорт: 1) переменный бег; 2) кроссы; 3) ходьба на лыжах.

Силовая подготовка.

Время силовой тренировки начинающих футболистов 10 – 15 минут.

Силовая подготовка требует контроля. Частота пульса 90 – 100 ударов в минуту – легкая нагрузка, 110 – 120 – умеренная, 130 – 140 – умеренно тяжелая, 150 – 160 – тяжелая.

Изометрический метод - тренировка с неподвижным предметом, различные упоры.

Изометрический метод – упражнения с тяжестями, игра с нагрузкой. Легче вес – больше внимания на выносливость, больше вес – больше общая сила.

Прыжковая подготовка.

Прыжки в длину, прыжки в высоту, тройной прыжок, прыжок на скамейку и другие прыжки. Основное упражнение для увеличения силы ног.

Круговая тренировка футболиста.

Суть круговой тренировки – в выполнении упражнений по “кругу” (от снаряда к снаряду). Круговая тренировка способствует общему физическому развитию, всесторонней физической подготовке. Величина нагрузки и число повторений зависит от индивидуальных особенностей каждого спортсмена.

Спортивные  игры:1) подвижные игры;2) баскетбол; 3)волейбол; 4)гандбол.

           3.Техническая подготовка

Удары. Удар серединой подъема, удары внутренней и внешней стороной подъема, удар внутренней частью стопы, удар внешней частью стопы, удар носком, удар внутренней и внешней частью носка, удар пяткой, удар по мячу головой.

Остановка мяча. Подошвой, внутренней частью стопы, внешней частью стопы, подъемом, носком, бедром, грудью, животом, головой.

Ведение мяча. Внутренней частью стопы или подъема, внешней частью стопы или подъема, носком, серединой подъема, укрывание мяча, обводка стоек.

Обманные движения (финты).

Ложное ведение, ложные удары, ложная остановка мяча. Финты основаны на принципах внезапного изменения направления и ритма движения, а так же предполагаемой (для всех, кроме игрока, выполняющего финт) цели действия. Финт – сугубо индивидуальный элемент техники.

Отбор мяча.

Главная заповедь при отборе: смотри не на противника а на мяч. Отбор мяча так же как и финты, совершенствуют главным образом в процессе двухсторонних тренировочных игр, а так же в различных игровых упражнениях.

Удары по мячу ногой. Удары из различных положений, удары  с лежа и полулежа, удары правой и левой ногой, удары в движении после ведения мяча.

Техника игры вратаря. Специальные упражнения для вратарей. Индивидуальная работа с вратарями. Ведение и остановка мяча. Продолжение совершенствование этих технических элементов.

Удары из различных положений. И далее совершенствование ударной подготовки. Разучивание новых финтов и совершенствование ранее изученных обманных движений. Отработка передач и остановка мяча в игровых упражнениях и двухсторонних учебных играх. Все технические элементы отрабатываются в учебных играх, двухсторонних играх, контрольных и товарищеских встречах.

 4.Тактическая подготовка

Держание игрока есть защитное действие. Держать игрока – это значит, находится от него или передвигаться вмести с ним на дистанции, позволяющей перехватывать адресованный ему мячи, или атаковать его в момент приема им мяча.

Игра на зоне – это, прежде всего система взаимной помощи. Позиционная игра в защите, то есть игра всех игроков защитных линий на своих зонах, - это система концентрированной обороны.

Пас и обводка являются средствами проведения мяча в ворота противника сквозь строй его защитных порядков.

Комбинации. Успешная атака есть результат использования ошибок или слабостей противника. Это несколько следующих одна за другой передач мяча между игроками одной команды, совершаемых в плане достижения какой-то намеченной цели и образующих в целом и образующих в целом логический ряд ходов. Квадраты – это упрощенный отрезок учебной игры, с разным числом игроков.

Тактика игры вратаря.

Выбор места, игра вне ворот, вратарь руководит защитой, играть просто и надежно, начинать атаку.

Техника игры защитников.

Персональная опека, игра в зоне, комбинированная оборона, взаимостраховка, выбор места, взаимодействие, отбор мяча, действуй по игре.

Тактика игры нападающих.

Игра без мяча, взаимодействие, помощь защите, действуй по игре.

Квадраты 4 х 1, 3 х 1, 4 х 2, 5 х 2, 3 х 2, 3 х 3.

Совершенствование тактики игры в защите, нападения, и взаимодействие защиты и нападения. Совершенствование тактики игры вратаря и взаимодействие его с полевыми игроками в учебных играх.

5.Игровая подготовка

Учебные игры. Во время учебных игр тренер дает указания игрокам, и при этом можно остановить игры и разобрать прошедший момент.

Двухсторонние игры, дают возможность игрокам на деле проверить изученные умения и навыки. Товарищеские встречи носят соревновательный характер проверить себя с другими соперниками. Совершенствование элементов учебных в учебных двухсторонних играх.

6.Интегральная подготовка.

Технико-тактическая подготовка игроков в учебной игре. Технико-тактические умение игроков в различных игровых ситуациях. Проведение специальных учебных игр.

7.Специальная подготовка.

1.Упражнения вратаря – работа вратаря с мячом: ловля мяча, ввод мяча в игру рукой и ногами. Игра вратаря на линии ворот, на выходах. Ловля мяча в падении и прыжке.

2.Упражнения для защитников – персональная опека, игра защитников в зоне. Подключение защитников к атаке. Отбор мяча. Выполнение ударов по воротам. Прессинг командой.

3.Упражнения для нападающих – выполнение штрафных ударов. Отбор мяча и игра в защите. Обманные движения (финты). Подстраховка защитников, идущих в атаку. Прессинг командой.

Методическое обеспечение программы

 Воспитание физических (двигательных) качеств.

           1.Силовая подготовка.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий:

  • Метод максимальных усилий: воспитание максимальной и скоростной силы.
  • Метод повторных усилий (стандартное интервальное упражнение): хороший оздоровительный эффект.
  • Метод изометрических напряжений: хороший прирост силы.

2. Развитие быстроты.

  • Совершенствование тех факторов, от которых зависит быстрота.
  • Простая реакция – ответ известным движением на сигнал.
  • Сложная реакция – реакция на движущийся объект или реакция выбора.
  • Целостное совершенствование быстроты.
  • Аналитическое совершенствование тех факторов, от которых зависит быстрота.

3. Выносливость и её развитие у обучающихся.

Выносливость – способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности. Развиваем общую и специальную выносливость.

4. Развитие ловкости.

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, проявляющихся при условии сохранение устойчивости тела и необходимой амплитуды движений. Ловкость развивается  игровым методом с дополнительными заданиями.

           Для реализации поставленных задач в программе используется:

           1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности

(предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно  и на сознание, и на поведение детей).

           2.Принцип      личностно-ориентированного      подхода

(предполагает  приоритетное  внимание  на развитие  социально-значимых качеств личности ребенка)

           3.Принцип вариативности

 (предполагает гибкое следование программе и изменение содержания работы с детьми в зависимости от актуальности тех или иных акций и начинаний

           4.Принципы: сознательности, активности, научности, прочности, индивидуализации, доступности, наглядности, повторности, систематичности, постепенности, последовательности.

           Дидактические методы:

           1. Теоретические (беседы, лекции, конференции) и  практические (тренинги,  игры).

         2.Словесные (метод использования слова) – рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда подсчет.

           3.Наглядные (методы наглядного восприятия) – показ двигательного действия.

        4.Практические методы:

   -   метод строго регламентированного упражнения;

  • метод разучивания по частям;
  • метод разучивания в целом;
  • метод принудительно-облегчающего разучивания;
  • метод частично регламентированного упражнения;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод.

Формы проведения занятий:

 1)фронтальная;

 2) игровая;

 3) круговая тренировка футболиста;

 4) соревновательная:

 5) групповая:

 6) индивидуальная.

Структура обучения.

1) Этап ознакомления с двигательными действиями.

2) Этап начального разучивания двигательного действия.

3) Этап закрепления приобретенного элементарного умения.

4) Этап обучения применения навыков в различных условиях.

Диагностика результатов образовательной деятельности.

  • повышение уровня здоровья детей;
  • повышения уровня физической подготовительности;
  • достаточно высокий уровень технической и тактической подготовки;
  • развитие нравственных и физических качеств;
  • итоги соревновательной деятельности за год;
  • повышение результатов в соревнованиях школьного, городского, районного масштаба.

Контроль за физическим развитием учащихся.

Тестирование.

  1. Челночный бег 3 х 10 м, 4 х 10 м.
  2. Прыжок с места.
  3. Подтягивание в висе.
  4. Тройной прыжок.
  5. Отжимание в упоре лежа.
  6. Упражнения на пресс.
  7. Прыжок в высоту.
  8. Прыжок в длину с разбега.
  9. Упражнения на координацию движений.

Учебные нормативы.

  1. Бег на дистанции 30 м.
  2. Бег на дистанции 100 м.
  3. Бег на дистанции 500 м.
  4. Техника выполнения финтов.
  5. Техника выполнения технических элементов.
  6. Набивание мяча, кол-во раз.
  7. Вопросы по тактике игры.

Контрольные нормативы.

  1. Бег на дистанцию 60 м.
  2. Бег на дистанции 250 м.
  3. Прыжки на дальность – 10 шагов.
  4. Удары на точность.
  5. Удары на дальность.
  6. Бег по дистанции 1000 м.
  7. Кросс на дистанции 2000 м.
  8. Правила соревнований по мини-футболу.
  9. Упражнения на гибкость.

Экзаменационные нормативы.

  1. Челночный бег 4 х 15 метров.
  2. Бег на дистанции 200 м.
  3. Вопросы по правилам игры по мини-футболу.
  4. Тест Купера (бег в течении 12 мин.)
  5. Тест по технике безопасности.

Оценки по сдаче нормативов.

Выполнение нормативов – сдано

Невыполнение нормативов – не сдано.

Учебно-материальная база.

Для реализации данной программы, необходимо следующие темы занятий, инвентарь и оборудование.

Место для занятий (тренировок):

           1.спортивный зал с воротами для мини-футбола;

           2.тренажерный зал с необходимым инвентарем;

           3.спортивная площадка с естественным покрытием.

Инвентарь и оборудование.

       Футбольные мячи.

Футбольная форма (2 комплекта).

Мячи для спортивных игр.

Гимнастическое оборудование.

Гири, штанга гантели.

Тренажеры для силовой подготовки.

Инвентарь и оборудование для спортивных игр.

Свисток, секундомер, часы.

Медицинская аптечка.

Наглядная литература и плакаты.

Учебный кабинет для анализа игр и тренировок.

Другой необходимый инвентарь и оборудование.

Список используемой литературы.

Для педагога:

           1.Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин. Футбол, М.: “Физкультура и спорт”, 1998.

           2.С.Н. Андреев. Играй в мини-футбол. М.: “Советский спорт”, 1989.

           3.Н.И. Ковеня. Тайны “футбольной магии”. Кострома, 1993.

           4.А. Парамонов. Игра “полузащитников. М.: “Физкультура и спорт” 1984.

           5.М.И. Гоголев. Основы медицинских знаний учащихся. М.: “Просвещение”, 1991.

           6.“Правила игры в мини-футбол”.

                7.Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

Для детей:

           1.С.В. Дадыгин, А.Е. Чуркин. На пути к вершине: М, “Просвещение”, 1991.

           2.Б. Аркадьев. Тренерское наследие. М.: “Ф и С” 1990.

           3.К.С. Есенин. Футбол: рекорды, парадоксы, трагедии, сенсации:   М. “Молодая гвардия”, 1968г.

           4.С.А. Абрамов. “Спортивный детектив”. М.: “Ф и С” 1982.

           5.А.В. Семенов. “Марадона, Марадона ”. М.: “Ф и С”, 1988.

           6.К.А. Фесуненко. “Это Пеле”. М.: “Ф и С”, 1979.

           7.“Газеты” Советский спорт” и “Спорт экспресс”,

                                ежедневно.

                                                                                                           Приложение №1

Обеспечение безопасности детей на занятиях физической культуры и спортом.

           Техника безопасности на тренировках.

           Правила поведения на занятиях спортом и Ф.К.

  • проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
  • поддерживать на занятиях строгую дисциплину;
  • допускать детей к занятиям мини-футбола только с разрешения врача;
  • внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу и каждого занимающегося отдельно, быть главным в случае необходимости быстро оказать помощь;
  • соблюдать методически грамотную последовательность обучения; обеспечить реализацию принципов обучения.
  • знать детей, особенности характера и поведения каждого, их привычки, а так же индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и специальной физической подготовки;
  • не злоупотреблять возможностями детей, не применять упражнения, вызывающие переутомление, не форсировать увеличение нагрузки;
  • добиваться сознательного выполнения правил обеспечения безопасности занятий;
  • проводить тщательную разминку перед занятиями.

           Выполнять правила страховки и самостраховки для занимающихся физическими упражнениями.

Регулярно проводить инструктаж по техники безопасности занятий для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа по внеклассному занятию по ФГОС (класс 2) Литературный кружок

Данная программа составлена по правилам ведения внеклассного занятя по новым страндартам ФГОС....

Рабочая программа логопедических индивидуальных занятий коррекционного 4 класса 7 вида

Основной целью логопедических занятий является преодоление индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарн...

рабочая программа дополнительного образования детей "Мини-футбол"

рабочая программа дополнительного образования детей  "Мини-футбол"...

Рабочая программа курса «Внеклассное чтение» в 9 классе

Цели данной программы: - развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; - развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности; - подготовить детей к восприятию худож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "мини-футбол"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "мини-футбол"...