Рабочая программа курса «Внеклассное чтение» в 9 классе
рабочая программа (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_chtenie_9_kl.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО учителей естественно-математического и гуманитарного цикла Протокол № 1 От Руководитель МО ………….(Т.В.Медведева) | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2020 г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Приказ …………(А.В.Шевандин) |
Рабочая программа
курса «Внеклассное чтение»
в 9 классе
Шпаковой Е.А.
(первая категория)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы для обучающихся с УО (ИН) вариант 1 по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2019 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;
Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часа в год. При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.
Основу программы составляет литературное развитие школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;
- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;
- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».
Цели данной программы:
- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;
- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;
- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;
- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);
-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;
- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;
-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.
Задачи программы:
- Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.
Формы занятий:
- Урок-беседа.
- Урок - ролевая игра.
- Урок - путешествие.
- Урок – конференция
- Литературный ринг
- Урок- спектакль
- Урок – КВН
- Частично поисковая работа.
Содержание программы:
Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.
1. Введение
2. Основная часть
- Первая остановка «Сказочная»
- Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)
- Третья остановка «Здравствуй, лес!»
- Четвертая остановка «Зоопарк»
- Пятая остановка «Песенная»
3. Подведение итогов по уроку-путешествию
Тема 2: Мир - в котором я живу
- Введение: Беседа
- Основная часть: Анализ произведения
- Подведение итогов
Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится
- Беседа. Тема урока и цели
- Анализ произведения, основная идея
- Подведение итогов
Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
- Введение: Организационный момент
- Первый раунд «Поэзия»
- Второй раунд «Детективный»
- Третий раунд «Сказочный»
- Итог урока
Тема 5: М.М.Пришвин - певец русской природы
- Организационный момент: разгадывание кроссворда
- Рассказ о писателе
- Физкультминутка
- Работа над произведениями
- Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»
- Об охране природы
Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»
- Организационный момент: решение проблемного вопроса.
- Инсценирование рассказа В.Осеева «Волшебное слово»
- Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»
- Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».
Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»
- Организационный момент
- Путешествие по страницам волшебной книги
- Устное народное творчество
- Ознакомление с новым материалом
- Знакомство с шедеврами мировой культуры
- Ролевая игра
- Просмотр фрагмента мультфильма
- Итоги
Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
- Организационный момент: разгадывание кроссворда
- Знакомство с автором
- Работа с книгой
- Тир «Бей прямо в цель»
- Подведение итогов
Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого
- Организационный момент
- Станция «Библиографическая»
- Станция «Узнай героя»
- Станция «Игровая - плясовая»
- Станция «Пословицы и поговорки»
- Станция «Узнай произведение»
- Станция «Кроссворд»
- Станция «Поздравительная»
Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе
- Вводная беседа
- Инсценирование
- Правила
- Выводы
Тема 11: Крылатое чудо
- Разминка
- 1 Конкурс «Про наших птиц»
- 2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)
- 3 Конкурс «Дальше, да»
- 4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»
- Итоги игры
Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)
- Слово учителя
- Поэзия военных лет
- Рассказы о войне
- «Блокадный хлеб»
- Викторина
Тема 13 «Книголюбы »
- Организационный момент
- Знакомство с членами клуба
- Защита своих проектных работ
- Выводы, итоги
Дополнительная литература для учащихся
1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»
С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие
2. Книги о книгах Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу»
А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах»
3. Писатели о себе Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты»
Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»
4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде»
5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке»
М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте»
6. А.П. Чехов для детей А. Чехов «Мальчики»
7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв. Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка»
Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель»
В. Короленко «В дурном обществе»
Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты»
8. Журналы для детей Научно – популярные журналы (по выбору)
9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие
10. Юмористические рассказы Ю. Сотник «Рассказы»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
11. Великая война Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны
12. Любимые стихи Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек)
Использованная литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985..
8. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.
9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006-
2011 гг.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема внеклассного чтения | Материал, используемый на уроке | Формы проведения занятия | Домашнее задание |
1-2 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | Путешествие по станциям | Урок- путешествие | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | ||
3-4 | Мир - в котором я живу | Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Урок – рассуждение о прочитанном | Р.Киплинг «Рикки- Тикки- Тави» | ||
5-6 | Делай добро и оно тебе возвратится | Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави» | Урок-конференция | Составить рассказ о добрых делах | ||
7 | Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина | Выставка книг, сказки А.С.Пушкина | Литературный ринг | Сказки А.С.Пушкина | ||
8-9 | В мире сказок А.Пушкина | Сборники сказок писателя | Конференция | Рассказы М.М.Пришвина | ||
10-11 | М.М.Пришвин - певец русской природы | Книги Пришвина, кроссворд | В.Осеева «Волшебное слово». | |||
12-13 | Воспитанный ребенок | В.Осеева «Волшебное слово» и др. | Урок- спектакль | Русские народные сказки | ||
14-16 | В мире сказок и приключений | Русская народная сказка «Снегурочка» | Исследование, частично поисковая работа | Прочитать рассказы В.Бианки | ||
17-18 | Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.) | В.Бианки «Лесная газета» | Урок -конференция | Повторить пословицы и поговорки | ||
19-21 | Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | Произведения Л.Н.Толстого для детей | Урок- путешествие | Нарисовать рисунки о природе, придумать эмблемы об охране природы | ||
22-24 | Сбережем родную природу во всей ее красе | Стихотворения, песни, таблицы | Урок – путешествие | Найти загадки о птицах | ||
25-27 | Крылатое чудо | Кроссворды и таблицы-карточки | Урок-отчёт Урок КВН | Исследовательские работы по заданным произведениям | ||
28-31 | «Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне) | Сергей Алексеев «Блокадный хлеб» и «Буханка» и др.Ю В.Катаев «Сын полка» | Уроки- экскурсии в прошлое, в военные года | Подготовиться к ответам викторины | ||
32 | Викторина «Дети войны» | Выставка книг о ВОВ | Викторина | Подготовить книгу из семейного архива | ||
33-34 | «Книголюбы» | Открытые уроки-отчёты | Клуб семейного чтения «Книголюб» | Список книг для Чтения на каникулах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...
Программа курса "Внеклассное чтение на английском языке"
Данная программа основа на серии книги для чтения «Английский клуб» издательства “Айрис -пресс” г. Москва. Все книги для чтения созданы на основе лучших образцов художественной (в том числе детс...