Рабочая программа курса «Внеклассное чтение» в 9 классе
рабочая программа (9 класс)

Шпакова Елена Александровна
Цели данной программы: - развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка; - развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности; - подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни; - формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой); -решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника; - урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи; -литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_chtenie_9_kl.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей естественно-математического и гуманитарного цикла

 Протокол № 1

От

Руководитель МО

………….(Т.В.Медведева)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.08.2020 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

курса «Внеклассное чтение»

в 9 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка.

       Рабочая программа   разработана на основе  программы для обучающихся с  УО (ИН) вариант 1 по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2019 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

-приказом Министерства  образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказом Министерства  образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;

Рабочая программа рассчитана на  1  часа в неделю, 34 часа в год. При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.

        В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.

  Основу программы составляет литературное развитие школьников, развитие  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.

    Главное – организовать  процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как  в источнике дальнейшего развития;

- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;

- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать  перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.

     Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят  интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют  «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».                                                      

Цели данной программы:

- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;

- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;

- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения  словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;

- формирование основ читательских умений (умения читать,  умений работать с текстом произведения и детской книгой);

-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;

- урок  литературного слушания (курс чтения, примерная  тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;

-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.

Задачи программы:

  1. Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
  3. Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного    чтения.

Формы занятий:

  1.    Урок-беседа.
  2. Урок - ролевая игра.
  3. Урок - путешествие.
  4. Урок – конференция
  5. Литературный ринг
  6. Урок- спектакль
  7. Урок – КВН
  8. Частично поисковая работа.

Содержание программы:

Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.

    1. Введение

    2. Основная часть

  • Первая остановка «Сказочная»
  • Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)
  • Третья остановка «Здравствуй, лес!»
  • Четвертая остановка «Зоопарк»
  • Пятая остановка «Песенная»

         3. Подведение итогов по уроку-путешествию

Тема 2: Мир - в котором я живу

  • Введение: Беседа
  • Основная часть: Анализ произведения
  • Подведение итогов

Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится

  • Беседа. Тема урока и цели
  • Анализ произведения, основная идея
  • Подведение итогов

Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

  • Введение: Организационный момент
  • Первый раунд «Поэзия»
  • Второй раунд «Детективный»
  • Третий раунд «Сказочный»
  • Итог урока

Тема 5:  М.М.Пришвин - певец русской природы

  • Организационный момент: разгадывание кроссворда
  • Рассказ о писателе
  • Физкультминутка
  • Работа над произведениями
  • Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»
  • Об охране природы

Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»

  • Организационный момент: решение проблемного вопроса.
  • Инсценирование  рассказа В.Осеева «Волшебное слово»
  • Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»
  • Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».

Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»

  • Организационный момент
  • Путешествие по страницам волшебной книги
  • Устное народное творчество
  • Ознакомление с новым материалом
  • Знакомство с шедеврами мировой культуры
  • Ролевая игра
  • Просмотр фрагмента мультфильма
  • Итоги

Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)

  • Организационный момент: разгадывание кроссворда
  • Знакомство с автором
  • Работа с книгой
  • Тир «Бей прямо в цель»
  • Подведение итогов

Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого

  • Организационный момент
  • Станция  «Библиографическая»
  • Станция «Узнай героя»
  • Станция «Игровая - плясовая»
  • Станция «Пословицы и поговорки»
  • Станция «Узнай произведение»
  • Станция «Кроссворд»
  • Станция  «Поздравительная»

Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе

  • Вводная беседа
  • Инсценирование
  • Правила
  • Выводы

Тема 11: Крылатое чудо

  • Разминка
  • 1 Конкурс «Про наших птиц»
  • 2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)
  • 3 Конкурс  «Дальше, да»
  • 4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»
  • Итоги игры

Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)

  • Слово учителя
  • Поэзия военных лет
  • Рассказы о войне
  • «Блокадный хлеб»
  • Викторина

Тема 13 «Книголюбы »

  • Организационный момент
  • Знакомство с членами клуба
  • Защита своих проектных работ
  • Выводы, итоги

Дополнительная литература для учащихся


1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»
С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие
2. Книги о книгах  Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу»
А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах»
3. Писатели о себе  Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты»
Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»
4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде»
5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке»
М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте»
6. А.П. Чехов для детей  А. Чехов «Мальчики»
7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв.  Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка»
Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель»
В. Короленко «В дурном обществе»
Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты»
8. Журналы для детей  Научно – популярные журналы (по выбору)
9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие
10. Юмористические рассказы  Ю. Сотник «Рассказы»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
11. Великая война   Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны
12. Любимые стихи   Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек)

 

Использованная литература:

1.  Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.

3.  Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985..

8.  Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.

9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006-

2011 гг.

Календарно-тематическое планирование:

Дата по плану

Дата по факту

Тема внеклассного чтения

Материал, используемый на уроке

Формы проведения занятия

Домашнее задание

1-2

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Путешествие по станциям

Урок- путешествие

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

3-4

Мир - в котором я живу

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Урок – рассуждение о прочитанном

Р.Киплинг «Рикки- Тикки- Тави»

5-6

Делай добро и оно тебе возвратится

Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави»

Урок-конференция

Составить рассказ о добрых делах

7

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка книг,

сказки А.С.Пушкина

Литературный ринг

Сказки А.С.Пушкина

8-9

В мире сказок А.Пушкина

Сборники сказок писателя

Конференция

Рассказы М.М.Пришвина

10-11

М.М.Пришвин - певец русской природы

Книги Пришвина,

кроссворд

В.Осеева «Волшебное слово».

12-13

Воспитанный ребенок

В.Осеева «Волшебное слово» и др.

Урок- спектакль

Русские народные сказки

14-16

В мире сказок и приключений

Русская народная сказка «Снегурочка»

Исследование, частично поисковая работа

Прочитать рассказы  В.Бианки

17-18

Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.)

В.Бианки «Лесная газета»

Урок -конференция

 Повторить пословицы и поговорки

19-21

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

     Произведения Л.Н.Толстого для детей

     Урок- путешествие            

Нарисовать рисунки о природе, придумать эмблемы об охране природы

22-24

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихотворения, песни, таблицы

Урок – путешествие

Найти загадки о птицах

25-27

Крылатое чудо

Кроссворды и таблицы-карточки

Урок-отчёт

Урок КВН

Исследовательские работы по заданным произведениям

28-31

«Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне)

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб» и «Буханка» и др.Ю В.Катаев «Сын полка»

Уроки- экскурсии в прошлое, в военные года

Подготовиться к ответам викторины

32

Викторина «Дети войны»

Выставка книг о ВОВ

Викторина

Подготовить книгу из семейного архива

33-34

«Книголюбы»

Открытые уроки-отчёты

Клуб семейного чтения «Книголюб»

Список книг для  

Чтения на каникулах

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Программа курса "Внеклассное чтение на английском языке"

Данная программа основа на серии книги для чтения «Английский клуб» издательства “Айрис -пресс” г. Москва.  Все книги для чтения созданы на основе лучших образцов художественной (в том числе детс...