Сохранение физического здоровья учащихся
учебно-методический материал по физкультуре

Касимов Ренат Теналиевич

"Здоровье" - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_fiz.zdorovya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

Нефтекумский региональный политехнический колледж

Методическая разработка на тему:

«Сохранение физического здоровья учащихся»

Разработал:

Руководитель физического воспитания

Касимов Р.Т.

г. Нефтекуск

2020 г.

 «Сохранение физического здоровья учащихся»

    «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков»

      Категория «здоровье» представлена следующими компонентами:

  1. физическим, являющимся основой биологической адаптации и характеризующим оптимальное физическое развитие, состояние двигательной и морфофункциональной подготовленности; физическое развитие — это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;
  2. психическим, свидетельствующий об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека; психическое здоровье характеризуется общим душевным комфортом;

социальным, отражающим социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Все компоненты здоровья взаимосвязаны между собой. На реализацию компонентов здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы. Основные факторы влияющие:

  • на физическое здоровье — система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливание, гигиенические процедуры;
  • на психическое здоровье — система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности;
  • на социальное здоровье — соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность социальным статусом, гибкость жизненных стратегий в соответствии с социокультурной ситуацией (изменение экономических, социальных и психологических условий).

Все эти факторы в той или иной степени оказывают своё воздействие на все компоненты здоровья.

Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий «образ жизни» и «здоровье». В последние годы накопилось много факторов, подтверждающих, что именно образ жизни оказывается важнейшим условием, определяющим состояние здоровья людей. Исследования показали, что здоровье зависит:

  • на 50% - от условий образа жизни (организация жизнедеятельности);
  • на 20-25% - от состояния окружающей среды (бытовые, производственные, учебные, климатические и природные условия, экономическая обстановка);
  • до 20% - от генетических факторов (наследственность);
  • и только на 8-10% - от состояния здравоохранения (медицинский контроль, уровень профилактических мероприятий, качество медицинской помощи).

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные  духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека. Под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. К факторам ЗОЖ относят:

  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • рациональный режим жизни;
  • психофизиологическая регуляция;
  • психосексуальная и половая культура;
  • тренировка иммунитета и закаливания;
  • отсутствие вредных привычек;
  • валеологическое образование.

В целом причинами ухудшения здоровья детей являются факторы внутриколледжной среды:

  • заниженный уровень освещённости помещений;
  • совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами;
  • авторитарный стиль работы педагога;
  • отсутствие помещений для отдыха;
  • плохая организация питания;
  • перегруженность основными и дополнительными занятиями;
  • неблагополучие психологического климата коллективов и другое.

Под культурой здоровья понимают духовные и социальные достижения поколений, направленные на повышение жизнестойкости, поддержание и укрепление личного и общественного здоровья, на духовно-нравственное развитие человека, на реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага.

Система валеологического подхода представляет собой взаимосвязь трёх подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личности воспитанника, содействует его физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребёнка в целом. Этими подсистемами являются:

  1. Создание здоровьесберегающей среды образовательном учреждении.
  2. Процесс формирования валеологической образованности детей.
  3. Совершенствование физического воспитания и образования детей.

       Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мероприятий и мер, направленных на сохранение, формирование, укрепление и совершенствование физического, психического и социального здоровья, коррекцию и реабилитацию здоровья детей; это педагогические технологии, позволяющие наилучшим и эффективным способом внедрять в практический педагогический процесс мероприятия и меры по валеологическому образованию и обучению, здоровьесбережению детей; это педагогические технологии, позволяющие наилучшим и эффективным способом внедрить в практический педагогический процесс мероприятия и меры по валеологическому образованию и обучению, здоровьесбережению детей.

Рассмотрим, какие основные составляющие, содержат здоровьесберегающие технологии:

      (3).   1. Современное медицинское обеспечение и сопровождение детей в период обучения в учебном заведении: медицинское освидетельствование вновь прибывших детей, с целью установления состояния здоровья и их физического развития; ежегодные медицинские осмотры учащихся с целью определения их состояния здоровья. Качественное и своевременное оказание медицинской помощи и контроля, медицинское сопровождение учащихся от поступления в образовательное учреждение до выпуска из него. Создание базы данных и паспортизация здоровья учащихся, для того, чтобы педагоги знали индивидуальные особенности здоровья учащихся и могли выбрать оптимальные пути их обучения.

               2. Психологическое и социальное обеспечение учащихся в период обучения в учебном заведении: психологическое обследование, составление психологической и социальной карты учащегося. Психологическая профориентация и отбор учащихся. Защита учащихся и слабосоциальнозащищённых семей, сирот. Учёт психологических особенностей личности каждого учащегося. Помощь педагогу в налаживании контакта с проблемными учащимися. Психологическая разгрузка учащихся и педагогов.

                3. Валеологическая экспертиза образовательного учреждения: гигиеническая характеристика (выявление зон риска, а также благоприятных факторов в предметно-пространственной среде учебного заведения в отношении сохранения здоровья детей и педагогов) с последующим составлением его гигиенического паспорта (состояние и наличие: освещения, температурного режима, воздушной среды, мебели, оборудования, кабинетов, классов, залов, рекреаций, стадионов, игровых площадок, санитарно-гигиенических и иных помещений, дидактических материалов, пособий, технических, аудивизуальных  и иных средств обучения и воспитания, противопожарной безопасности и др.); психолого-педагогический мониторинг учебно-воспитательного процесса (выявление положительных и отрицательных тенденций); психологический климат, учебное расписание и режимные моменты учебной и внеучебной деятельности, адаптация детей.

                4. Оптимальный режим учебного расписания (чередование умственной деятельности с физической). Рациональное составление с сбалансированным распределением учебного времени, с учётом физиологии детей разного возраста. Введение в режим дня форм и методов физвоспитания (утренние гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки, часы спорта и т.д.). Соответствие между учебной нагрузкой и необходимым отдыхом.

                5. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Доброжелательное отношение между административным аппаратом и педагогическим коллективом, между педагогами, между педагогом и воспитанниками, между самими воспитанниками. Создание обстановки внутри учебного заведения, способствующей настройке учащихся к получению знаний, творческой активности деятельности, самосовершенствованию.

               6. Совершенствование процесса физического воспитания учащихся как на учебных занятиях, так и во внеурочное время. Совершенствование УМБ учебного заведения, внедрение новых современных разработок, проведение ярких спортивно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий. Вовлечение учащихся в занятия физкультурой, спортом и туризмом через секции, кружки, клубы, группы здоровья. Обучение необходимым знаниям, умениям и навыкам в вопросах формирования, сохранения, укрепления и совершенствования здоровья учащихся в самостоятельных занятиях, в быту, в дальнейшей жизни, в том числе и профессиональной деятельности. Создать «моду на здоровье».

               7. Улучшение системы питания учащихся: соблюдение санитарно-гигиенических норм в столовой и при хранении продуктов, при приготовлении пищи, разнообразии приготовляемой пищи и готовых продуктов (молочные продукты, фитобар). Разделение меню на отделения по диетическим  направлениям. Создание «домашней» атмосферы в зале.

               8. Профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, сколиозы, сутулость и т.д.), зрительного аппарата, сердечно-сосудистой системы (гипотония, гипертония, гиподинамия); желудочно-кишечной системы (язва, гастрит и т.д.). Профилактика психологических травм, стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".

Презентация для психологического семинара с учителями....

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»

работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал  методический   проект  «Двигательная   активность  как  один...

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"

Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...

  СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...