Сохранение физического здоровья учащихся
учебно-методический материал по физкультуре
"Здоровье" - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_fiz.zdorovya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ставропольского края
Нефтекумский региональный политехнический колледж
Методическая разработка на тему:
«Сохранение физического здоровья учащихся»
Разработал:
Руководитель физического воспитания
Касимов Р.Т.
г. Нефтекуск
2020 г.
«Сохранение физического здоровья учащихся»
«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков»
Категория «здоровье» представлена следующими компонентами:
- физическим, являющимся основой биологической адаптации и характеризующим оптимальное физическое развитие, состояние двигательной и морфофункциональной подготовленности; физическое развитие — это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;
- психическим, свидетельствующий об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека; психическое здоровье характеризуется общим душевным комфортом;
социальным, отражающим социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Все компоненты здоровья взаимосвязаны между собой. На реализацию компонентов здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы. Основные факторы влияющие:
- на физическое здоровье — система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливание, гигиенические процедуры;
- на психическое здоровье — система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности;
- на социальное здоровье — соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность социальным статусом, гибкость жизненных стратегий в соответствии с социокультурной ситуацией (изменение экономических, социальных и психологических условий).
Все эти факторы в той или иной степени оказывают своё воздействие на все компоненты здоровья.
Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий «образ жизни» и «здоровье». В последние годы накопилось много факторов, подтверждающих, что именно образ жизни оказывается важнейшим условием, определяющим состояние здоровья людей. Исследования показали, что здоровье зависит:
- на 50% - от условий образа жизни (организация жизнедеятельности);
- на 20-25% - от состояния окружающей среды (бытовые, производственные, учебные, климатические и природные условия, экономическая обстановка);
- до 20% - от генетических факторов (наследственность);
- и только на 8-10% - от состояния здравоохранения (медицинский контроль, уровень профилактических мероприятий, качество медицинской помощи).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека. Под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. К факторам ЗОЖ относят:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- рациональный режим жизни;
- психофизиологическая регуляция;
- психосексуальная и половая культура;
- тренировка иммунитета и закаливания;
- отсутствие вредных привычек;
- валеологическое образование.
В целом причинами ухудшения здоровья детей являются факторы внутриколледжной среды:
- заниженный уровень освещённости помещений;
- совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами;
- авторитарный стиль работы педагога;
- отсутствие помещений для отдыха;
- плохая организация питания;
- перегруженность основными и дополнительными занятиями;
- неблагополучие психологического климата коллективов и другое.
Под культурой здоровья понимают духовные и социальные достижения поколений, направленные на повышение жизнестойкости, поддержание и укрепление личного и общественного здоровья, на духовно-нравственное развитие человека, на реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага.
Система валеологического подхода представляет собой взаимосвязь трёх подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личности воспитанника, содействует его физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребёнка в целом. Этими подсистемами являются:
- Создание здоровьесберегающей среды образовательном учреждении.
- Процесс формирования валеологической образованности детей.
- Совершенствование физического воспитания и образования детей.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мероприятий и мер, направленных на сохранение, формирование, укрепление и совершенствование физического, психического и социального здоровья, коррекцию и реабилитацию здоровья детей; это педагогические технологии, позволяющие наилучшим и эффективным способом внедрять в практический педагогический процесс мероприятия и меры по валеологическому образованию и обучению, здоровьесбережению детей; это педагогические технологии, позволяющие наилучшим и эффективным способом внедрить в практический педагогический процесс мероприятия и меры по валеологическому образованию и обучению, здоровьесбережению детей.
Рассмотрим, какие основные составляющие, содержат здоровьесберегающие технологии:
(3). 1. Современное медицинское обеспечение и сопровождение детей в период обучения в учебном заведении: медицинское освидетельствование вновь прибывших детей, с целью установления состояния здоровья и их физического развития; ежегодные медицинские осмотры учащихся с целью определения их состояния здоровья. Качественное и своевременное оказание медицинской помощи и контроля, медицинское сопровождение учащихся от поступления в образовательное учреждение до выпуска из него. Создание базы данных и паспортизация здоровья учащихся, для того, чтобы педагоги знали индивидуальные особенности здоровья учащихся и могли выбрать оптимальные пути их обучения.
2. Психологическое и социальное обеспечение учащихся в период обучения в учебном заведении: психологическое обследование, составление психологической и социальной карты учащегося. Психологическая профориентация и отбор учащихся. Защита учащихся и слабосоциальнозащищённых семей, сирот. Учёт психологических особенностей личности каждого учащегося. Помощь педагогу в налаживании контакта с проблемными учащимися. Психологическая разгрузка учащихся и педагогов.
3. Валеологическая экспертиза образовательного учреждения: гигиеническая характеристика (выявление зон риска, а также благоприятных факторов в предметно-пространственной среде учебного заведения в отношении сохранения здоровья детей и педагогов) с последующим составлением его гигиенического паспорта (состояние и наличие: освещения, температурного режима, воздушной среды, мебели, оборудования, кабинетов, классов, залов, рекреаций, стадионов, игровых площадок, санитарно-гигиенических и иных помещений, дидактических материалов, пособий, технических, аудивизуальных и иных средств обучения и воспитания, противопожарной безопасности и др.); психолого-педагогический мониторинг учебно-воспитательного процесса (выявление положительных и отрицательных тенденций); психологический климат, учебное расписание и режимные моменты учебной и внеучебной деятельности, адаптация детей.
4. Оптимальный режим учебного расписания (чередование умственной деятельности с физической). Рациональное составление с сбалансированным распределением учебного времени, с учётом физиологии детей разного возраста. Введение в режим дня форм и методов физвоспитания (утренние гимнастики, физкультпаузы, физкультминутки, часы спорта и т.д.). Соответствие между учебной нагрузкой и необходимым отдыхом.
5. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Доброжелательное отношение между административным аппаратом и педагогическим коллективом, между педагогами, между педагогом и воспитанниками, между самими воспитанниками. Создание обстановки внутри учебного заведения, способствующей настройке учащихся к получению знаний, творческой активности деятельности, самосовершенствованию.
6. Совершенствование процесса физического воспитания учащихся как на учебных занятиях, так и во внеурочное время. Совершенствование УМБ учебного заведения, внедрение новых современных разработок, проведение ярких спортивно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий. Вовлечение учащихся в занятия физкультурой, спортом и туризмом через секции, кружки, клубы, группы здоровья. Обучение необходимым знаниям, умениям и навыкам в вопросах формирования, сохранения, укрепления и совершенствования здоровья учащихся в самостоятельных занятиях, в быту, в дальнейшей жизни, в том числе и профессиональной деятельности. Создать «моду на здоровье».
7. Улучшение системы питания учащихся: соблюдение санитарно-гигиенических норм в столовой и при хранении продуктов, при приготовлении пищи, разнообразии приготовляемой пищи и готовых продуктов (молочные продукты, фитобар). Разделение меню на отделения по диетическим направлениям. Создание «домашней» атмосферы в зале.
8. Профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата (искривления позвоночника, сколиозы, сутулость и т.д.), зрительного аппарата, сердечно-сосудистой системы (гипотония, гипертония, гиподинамия); желудочно-кишечной системы (язва, гастрит и т.д.). Профилактика психологических травм, стрессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".
Презентация для психологического семинара с учителями....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»
работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал методический проект «Двигательная активность как один...
Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».
В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...
Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"
Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...
СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...
Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников
Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...