СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
классный час по физкультуре на тему
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лучшего и динамика развития показателей здоровья неблагоприятная. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и в юности надёжной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_mo_fizicheskogo_vospitaniya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1393 «ШКОЛА РОСТ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
_______________________________________________________________________________
Юридический адрес: 109507, г. Москва, Ферганский проезд, д.10, к.5
тел. секретариата: (495) 376-41-17, тел./факс: (495) 376-41-47, учебная часть: (495) 372-35-03, бухгалтерия: (495) 372-02-36
Физическая культура
СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Выступление подготовил
Яворский Владимир Михайлович,
учитель физической культуры
Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство, уникальные
возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание ещё великие греки - философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие.
Как семь нот является в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) - источник бесконечного разнообразия движений. Оно определяет осанку, походку, в определённой мере - всю манеру поведения человека.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лучшего и динамика развития показателей здоровья неблагоприятная. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и в юности надёжной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Исследование последних лет свидетельствуют о том, что причиной наиболее распространённых заболеваний, низкого уровня физического развития и функционального состояния организма учащихся, является недостаточная двигательная активность, дефицит которой возрастает к более старшему школьному возрасту.
На уроках физической культуры, кроме учебной деятельности, т. е. приобретения двигательных навыков, мы ставим задачу оздоровления и укрепления здоровья учащихся.
Даём теоретические сведения о профилактике наиболее распространённых заболеваниях, основы рационального питания, о гигиене и самоконтроле, учащиеся должны знать о своём личном здоровье и как его укрепить индивидуально при помощи ежедневной утренней физической зарядкой и на занятиях физкультурой в школе.
Ежедневный и недельный двигательный режим и общий режим учащихся складывается из компонентов физкультурно - оздоровительной работы в школе и решают такие задачи как: укрепление здоровья, обеспечение необходимого уровня физического развития и двигательной подготовленности, воспитания интереса, привычек к организованным самостоятельным занятиям физическими упражнениями, ведению здорового образа жизни.
Здесь можно отметить работу учителей, младших классов и предметников в проведении физкультминуток, «активных» перемен с начальным и средним звеном учащихся под руководством пионервожатой и физкультурным активом школы на свежем воздухе. Всегда открыт «тихий» клуб - класс шашек и шахмат, тренажёрный зал для среднего звена. В соседнем здании зал атлетизма для юношей старшего возраста. Одной из важных задач деятельности УФК является осуществление контроля за уровнем развития двигательных качеств, готовности к обучению и усвоению материала учащимися разных разделов программ. Но главное в нашей работе это стремление повысить результативность физической подготовленности учащихся. При этом нельзя забывать и о теоретических знаниях по всем программам, о технике безопасности во время занятий, о самоконтроле при самостоятельных занятиях. Донести до каждого школьника, что только постоянная работа над собой, систематические занятия различными видами деятельности, утренняя гимнастика правильное сочетание режима труда и отдыха, закаливание организма, рациональное питание, отказ от вредных привычек - вот залог здорового образа жизни на долгие года.
На уроках физкультуры в подготовительной части, даём общеразвивающие упражнения для правильной осанки, упражнения для равновесия, мышц спины, потому что в основном у учащихся при прохождении медицинского осмотра диагноз: или нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие.
При составлении комплексов чередуем упражнения с большой нагрузкой с более легкими, напряжение с расслаблением, сгибание с разгибанием, выправлением. Для учащихся подготовительной медицинской группы дополнительно к общим упражнениям рекомендуем в индивидуальном порядке специальные упражнения в зависимости от особенностей каждого учащегося. Следим за дозированием нагрузки, снимаем пульсометрию на уроке за 10 секунд, для детей это не ново, объясняем что эффект здоровья достигает пульса 150 ударов в минуту.
Здоровый образ жизни – это понятие широкое, ёмкое.
Это образ жизни, режим жизни, основанный на здоровой нравственности, новые взгляды на жизнь и на самого себя, общества в целом.
Только в активной деятельности добивается и закаливается воля, а через неё – здоровье , долголетие, счастье.
Отсюда наши рекомендации: не позволяйте ненависти, зависти, призрению, жадности, ревности, дерзости овладевать вами. Избегайте неправильных мыслей, речей и поступков.
Быт поглощает много нашей энергии и здоровья. В основном на почве именно бытовых неурядиц возникают все разновидности неврозов, а неврозы – начало всех начал солинических нарушений в организме человека.
Вот некоторые рекомендации по соблюдению следующих условий здорового образа жизни.
Первое – это соответствующий психологический настрой, оптимистический взгляд на жизнь, хорошая перспектива.
Второе – Сбалансированное, правильное, рациональное питание, без перееданий. Лучше не доесть, чем переесть, особенно на ночь.
Третье – высокая двигательная активность. Не жалейте себя, перегружайте….так, чтобы пульс удваивался по сравнению с покоем.
Четвёртое – закаливание. Не кутайтесь, не носите излишне тёплой одежды, не потакайте инстинктам, это путь к вырождению общества.
Пятое – умение отдыхать активно, с пользой для здоровья.
Двигательная активность как фактор здоровья и долголетия.
Движение – сущность жизни, основа здоровья. Жизнь современного человека, связана в основном с напряжением, умственным трудом, который требует от него хорошей физической подготовки. От хорошей утренней зарядки до высоких до высоких успехов в труде – прямая дорога. Очевидна важность физического здоровья для плодотворной умственной деятельности. Ещё Аристотель говорил, что мысль становится живее, когда тело подогрето прогулкой. Свои уроки он проводил, прогуливаясь с учениками. Академик А.А.Микулин в своей книге «Активное долголетие» пишет о том, что до 50-ти летнего возраста он, как и большинство людей не придавал большого значения физической культуре, когда заболел и оказался в больнице, у него появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. А разобравшись, он выработал свою систему борьбы со старостью и после перенесённого инфаркта, прожил ещё 40 лет, не благодаря крепким генам, а благодаря цели заветной (быть всегда и во всём активным).
Две с половиной тысячи лет назад на огромной стене в Элладе были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай». При правильно проверенной дозировки бег – одно из эффективных средств укрепления и сохранения здоровья. Движения, особенно бег, необходимы для организма. Сердце, желудок, почки, кишечник печень и др. органы тела в течении миллионов лет формировались в условиях постоянных движений. Здоровый человек должен посвящать бегу ежедневно 15-20 минут, пробегая за это в общей сложности 3-4км.
По эффективности действия бег становится на первое место. У современного человека наиболее затренерованно и уязвимо – сердце. А бег и любые быстрые движения дают хорошую нагрузку на сердечно – сосудистую систему. Для здоровья необходимы достаточные нагрузки, иначе они не нужны совсем. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.
Правильное питание – регулятор здоровья.
Древнегреческому философу Сократу принадлежит изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим чтобы жить».
«За маму, за папу, за бабушку и дедушку…» Такое перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до придела.
Переедание – своего рода пищевая наркомания, представляет собой наибольшую опасность для здоровья человека. Но нельзя впадать и в другую крайность – чрезмерно ограниченное потребление пищи. «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность,- писал И.П.Павлов- и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина, здесь, как и всюду, лежит в середине – не увлекаться, но оказывать должное внимание.
Закаливание тела.
Закаливание холодом и теплом – одно из непременных условий крепкого здоровья и активной работоспособности человека.
Современный человек натренирован к холоду, он изнеживает себя излишним теплом, одеждой.
И.Р.Тарханов в своей книге «О закаливании человеческого организма» - писал: «Якуты натирают своих новорожденных снегом, а остяки, как и тунгусы, погружают младенца в снег, обливают ледяной водой и закутывают их потом в оленьи шкуры». В нашей стране интересная система закаливания пропагандировалась 85 – летним П.К.Ивановым. Закаливанием он занимался почти 50 лет. В любой мороз он прогуливался босиком по снегу, причём не минутами а часами. В качестве одного метода закаливания является эффектный способ, как хождение босиком. Немецкий учёный 19 века С. Кнейл писал: «Самая лучшая обувь – это отсутствие обуви», «Каждый шаг босиком – лишняя минута жизни».
Интересный план по местному закаливанию воронежских специалистов; начиная с апреля ходьбой по комнате босиком, к концу мая продолжительность должна составлять 2 часа. В конце мая рекомендуется начинать ходить или бегать босиком по земле, по траве, увеличив за летний сезон ежедневную продолжительность до 1 часа. На ряду с этим рекомендуется делать контрастные холодно – горячие ванны. Как только выпадает снег, надо ходить по нему, увеличивая продолжительность с 1 до 10 минут.
Авторы этого комплекса утверждают, что всякий, освоивший его , застрахован от простуды. Закаливание повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, это знает каждый школьник, но не каждый делает.
Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотик) – обязательное условие здорового образа жизни. Эти злейшие враги человека – причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей.
Полный отказ от вредных привычек – вот к чему должен стремиться каждый здравомыслящий человек. Здоровый образ жизни позволяет раскрыть такие ценные качества личности как умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие, это дело государственное, всенародное.
Совершенно справедливо говорят в народе, что 9/10 счастья человека зависят от его здоровья. Более половины детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье. Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний.
Хорошее новое – это забытое старое. Наряду с обязательным уроком физкультуры в режиме дня школьника, попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение обязательной гимнастики до уроков. Желаемого положительного результата в оздоровлении детей она не принесла. Остаются у нас в действии традиционные физкультпаузы на уроках, подвижные перемены и спортивные часы. Спортивно-оздоровительная работа, принятие участия в различных соревнованиях, в первенстве школы, «Дни здоровья и спорта», но не полной мере отвечают оздоровительным целям. Двигательная активность в режиме дня включает в себя: утреннюю гимнастику, ходьбу в школу, физкультминутки на уроках, игры на переменах, ходьбу домой, игры, развлечения после приготовления уроков, вечернюю прогулку. Кроме того, двигательный режим предусматривает два урока физкультуры, занятия в спортивной секции, физкультпаузы во время выполнения домашних заданий, походы и экскурсии по выходным дням.
Усешному налаживанию физкультурно-спортивной работы учителю должны помогать и родители учащихся. В подтверждение этому проведение в нашей школе ежегодного спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья.»
Список использованной литературы:
В.Е.Гурин, Е.А.Дегтярев, А.А.Дубровский «Педагогика здоровья учащихся» Краснодар 1993г.
«Физкультура и спорт» № 1 /1989
А.В.Царик О культуре физической и духовной. Москва. Знание 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
. «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица....
Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"
Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...
Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...