МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»
проект по обж на тему

Юрочкин Анатолий Николаевич

работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал  методический   проект  «Двигательная   активность  как  один  из факторов  сохранения  психофизического здоровья учащихся». Данный проект явился  обобщением опыта работы школы по заявленной теме. Автор  описал данный опыт в форме методического проекта. Отдельными файлами к проекту предлагаются 2 приложения, которые могут быть рассмотрены как отдельные методические разработки мероприятий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yurochkina_a.n.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Юрочкин Анатолий Николаевич , учитель физики и ОБЖ  

МЕТОДИЧЕСКИЙ   ПРОЕКТ  «Двигательная   активность  как  один  из факторов  сохранения  психофизического здоровья учащихся»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алешковская средняя общеобразовательная школа Богородского района Нижегородской области

Теоретическое обоснование темы

Модернизация российского образования направлена на создание благоприятных для здоровья учащихся условий обучения и воспитания. Предполагаемая программа базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими возможностями.

Многие факторы современного кризисного состояния общества (широкое распространение вредных привычек, аморального образа жизни, экологические проблемы, — а также перенасыщенность школьных программ и т. п.) негативно влияют на психическое и физическое состояние школьников, ухудшают их здоровье. Другой причиной снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих современную школу, - чрезмерные учебные нагрузки, новые предметы при сокращенной учебной неделе, увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности, низкое качество питания школьников и т.п.

В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился. По официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10%. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения.

Учитывая основную цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна, и ее можно представить общеизвестной.

Практическое обоснование темы

Наша Алешковская СОШ не меньше других школ заинтересована в успехе - качественном обучении учащихся.

Анализ исследований, проведенных фельдшером ФАП, показывает, что:

53% детей страдают гиподинамией из-за малоподвижного образа жизни;

70% имеют дефицит массы тела;

38% проявляют отклонения в нервно-психическом развитии, то есть дети не умеют управлять своими эмоциями и чувствами;

55% страдают пониженным зрением;

43% больны сколиозом.

Приведенные данные требуют принятия действенных мер в вопросах сохранения здоровья учащихся за счет  повышения объема двигательной активности школьников. Меры эти должны быть комплексными, а их реализация должна идти в системе.

Педагогический коллектив школы, понимая и осознавая всю важность работы по сохранению здоровья учеников, решил создать проект, реализация которого должна изменить создавшуюся ситуацию, переломить ее в положительную сторону.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Повышение двигательной активности школьников как фактор охраны и укрепления здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни,.

Задачи проекта:

  • Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы.
  • Формирование позитивного отношения к сохранению здоровья в каждом школьнике.
  • Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом,
    самим собой.
  • Создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

Модель здорового школьника:

Здоровье физическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего Я, самоопределение.

Здоровье психическое:

•  Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

  • Главное условие для успешного решения проблемы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика.

-   культуры физической - управление движением.

культуры физиологической - управление процессами в теле, культуры психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием, культуры интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями.

Условия, позволяющие реализовать цель и задачи проекта:

  • Наличие   и   эффективное   функционирование   школьного  
    спортивного зала и спортивного зала Дома фольклора.
  • Наличие медицинского кабинета.
  • Наличие спортивной игровой площадки и школьного стадиона и хоккейной площадки.
  • Наличие школьной лыжной базы.
  • Творческий потенциал учителей физкультуры и преподавателя ОБЖ.
  • Проведение и анализ мониторинга физического развития учащихся.
  • Наличие в штатном расписании школы ставок: психолога, логопеда, квалифицированных преподавателей по физическому воспитанию и ОБЖ,  социального педагога.

Перечень традиционных оздоровительных и спортивных мероприятий, проводимых в школе:

  • Спортивный праздник к 1 сентября
  • День здоровья
  • Спортивно-военизированная игра «Зарница»
  • Турслет
  • Эстафета ко Дню Победы
  • Папа, мама, я – спортивная семья

Отбор методов, форм организации работы

Формы здоровьесберегающей работы

Методы и организационные подходы

Мониторинг состояния, содержания кабинетов, школьной мебели, оборудования

Привлечение дополнительных (частных, общественных) инвестиций для пополнения оснащения кабинетов.

Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников.

Использование экскурсионных и выездных уроков. Создание кабинетов психологической разгрузки, пунктов психологической поддержки. Создание пункта логопедической службы; тренажерных залов, игровых комнат.

Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок

Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков, спортивно-оздоровительные мероприятия во внеурочное время, занятия в спортивных секциях, туризм, спортивные соревнования. Тренинговые и релаксационные занятия.

Индивидуальное дозирование объема сложности, темпа, распределения учебной нагрузки.

Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе обучения.

Тьютерство. Ценностно-ориентированная система воспитания. Дополнительное образование.

Диагностика. Консультирование. Тренинги. Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая).

Лекции, беседы. Просветительская работа с родителями и учителями.

Урочная и внеурочная система обучения. Клубная деятельность. Развлекательно-игровые формы воспитания. Лектории для педагогов и родителей. Фильмотеки. Библиотеки. Консультации специалистов.


Программа действий по реализации цели и задач

 п/п

Деятельность

Сроки

Фактические

исполнители

Работа     спортивных секций  «Лыжные гонки», ОФП, волейбол, баскетбол, хоккей

Сентябрь - май 

Учит. физ-ры

2.

Функционирование логопедичес-кой, психологической,     служб социальной поддержки

Сентябрь - май

Логопед, психолог, социальный педагог

3.

Утверждение     чередования              режима нагрузки учебного процесса   и    «разрядки»      физической учащихся.

-   проведение   зарядки   перед

учебным днем

-   проведение

физкультминуток на уроках

-   динамические перемены

-   прогулки    на воздухе     в  группе продленного дня

-  уроки физкультуры в равные промежутки учебной недели

Сентябрь

Ежедневно

Ежеурочно

Ежедневно

Ежедневно

2 раза в неделю

Администрация

школы

Дежурный

учитель

Учитель-

предметник

Вожатые

старшеклассники

Воспитатели ГПД

Учит. физ-ры

4.

Проведение          родительского

собрания   «Влияние   разумной

физической         нагрузки         и

правильного        питания        на

физическое      и      психическое

здоровье детей»

-   активный отдых на свежем воздухе, воскресные прогулки

-   утренняя зарядка и физкультпаузы во время выполнения дом. задания

-   четкий распорядок дня;

Октябрь

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Классный

руководитель

Родители

Родители

Родители

5.

Проведение традиционных спортивных мероприятий и Дней здоровья

Сентябрь-май

Учителя физкультуры, зам. дир-ра по воспитат. работе, препод. -организатор ОБЖ

6.

Мониторинг

-   степени напряжения

адаптации в начале, середине и

конце учебного года;

-   уровня учебной мотивации;

-   заболеваемость учащихся;

-   качество обучения.

Сентябрь, январь, май

Авторы проекта

7.

Анализ деятельности проекта

-   промежуточный;

-   итоговый

Январь, май

Авторы проекта

«ЧАСЫ»:  Двигательный режим учащихся школы


Ожидаемые результаты

  • Формирование у учащихся навыков самооздоровления. Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.
  • Улучшение физического и психологического здоровья и самочувствия детей.
  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний. Оздоровление учащихся в сравнении с исходной позицией на 60%.
  • Привлечение к массовым занятиям спортом до 90% обучающихся.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей.
  • Повышение качества образования  с   33 %  до    45 % и выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Терминология" для домашнего обучения учащихся со специальной группой здоровья.

Методическая разработка "Терминология" для домашнего обучения учащихся со специальной группой здоровья.   Учитель физической культуры:Валюженич Марина Юрьевна...

Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"

Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства  формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...

Методическая разработка урока " Использование элементов фитнес-аэробики и стрейчинга на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся"

Данная разработка представляет собой конспект  урока физкультуры с применением элементов фитнес-аэробики и стрейчинга, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическ...

Методические рекомендации "Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся"

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос...

Методическая статья: "Комфорт в обучении - залог здоровья учащихся

Первостепенной задачей  любого учителя - сохранение физического, психического и духовного здоровья ребенка, наполнение образовательной деятельности активной, творческой, радостной , полной удовле...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...