Программа внеурочной деятельности "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Внеурочная деятельность обучающихся, согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на муниципальном уровне, матчевые встречи и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._voleybol.docx | 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Программа внеурочной деятельности
«Волейбол»
Направление: спортивно-оздоровительное
Класс: 5
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Чертанова Татьяна Ивановна,
учитель физической культуры,
МАОУ «Гимназия №1»
высшей квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
- Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов (Работаем по новым стандартам) - М.: Просвещение, 2011.
Актуальность программы
Внеурочная деятельность обучающихся, согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на муниципальном уровне, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
В программе представлены доступные упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей обучающихся.
Цели данной программы – формирование и освоение основ содержания физической деятельности спортивной направленности на углубленное изучение спортивной игры волейбол.
Основные задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
- обучение технике и тактике игры в волейбол;
- развитие физических способностей (кондиционных и координационных);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Планируемые результаты освоения программы «Волейбол»
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
- регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Данная программа рассчитана на 1 год, где могут заниматься обучающиеся 5-х классов (мальчики и девочки 11 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Содержание программы
Теория. История возникновения и развития волейбола. Правила игр в мини-волейбол, волейбол. Обязательным содержанием является включение инструктажей по технике безопасности (ТБ).
Техническая подготовка.
Перемещения игрока-волейболиста. Стойка игрока (исходные положения). Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком, лицом и спиной вперёд. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
Передачи мяча. Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Передача сверху двумя руками через сетку. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в парах.
Подачи мяча. Нижняя прямая. Верхняя прямая.
Приём мяча. Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча, отражённого сеткой.
Тактическая подготовка. Индивидуальные, групповые действия. Двусторонняя учебная игра.
Подвижные игры и эстафеты. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Игры, развивающие физические способности.
Общефизическая подготовка. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса, мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, с мячами. Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Распределение времени по разделам программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Стойка игрока, перемещения | 1 |
2 | Способы перемещения | 1 |
3 | Передача мяча сверху двумя руками | 6 |
4 | Нижняя передача мяча | 6 |
5 | Приём мяча снизу, сверху двумя руками | 4 |
6 | Нижняя прямая подача | 4 |
7 | Верхняя прямая подача | 2 |
8 | Подвижные игры и эстафеты | 4 |
9 | Игровые занятия в мини-волейбол, волейбол | 6 |
10 | Физическая подготовка в процессе занятия | В течение занятий |
11 | Инструктажи по ТБ. История возникновения и развития волейбола. Правила игры в волейбол | В течение занятий |
Итого: | 34 |
Упражнения и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
№ | Контрольные нормативы | 5 кл. |
1 | Правила соревнований | + |
2 | Передачи в парах через сетку двумя руками сверху без потерь | 10 раз |
3 | Передачи в парах двумя руками сверху с расстояния 3–4 м без потерь | 10 раз |
4 | Передачи в парах двумя руками снизу с расстояния 3–4 м без потерь | 10 раз |
5 | Подача (любая): из 6 попыток | 4 раза |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Коли-чество часов | Дата прове-дения |
5 кл. | ||||
1 | Инструктаж ТБ на занятиях по волейболу. Стойка игрока, перемещения. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Стойки и перемещения на волейбольной площадке. Прыжки на скакалке. | 1 | |
2 | Способы перемещения игрока-волейболиста. | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом и спиной вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. Игра «Перестрелка». | 1 | |
3 | Эстафеты с различными способами перемещений. | Сочетания способов перемещений в эстафетах (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Общая физическая подготовка. | 1 | |
4 | Верхняя передача мяча над собой. | Подводящие упражнения по технике верхней передачи мяча. Жонглирование мячом (на удержание). Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП). | 1 | |
5 | Верхняя передача мяча после набрасывания партнёром. | Повторение и закрепление техники верхней передачи мяча. Игры по выбору занимающихся: «Салки с мячом», «Перестрелка», «Пионербол». | 1 | |
6 | Передача мяча сверху двумя руками в парах. | Передачи мяча сверху с разных расстояний с партнёром. Игры по выбору занимающихся. ОФП. | 1 | |
7 | Нижняя передача мяча над собой. | Подводящие упражнения по технике нижней передачи мяча. Жонглирование мячом (на удержание). ОФП и СФП. | 1 | |
8 | Нижняя передача мяча после набрасывания партнёром. | Повторение и закрепление техники нижней передачи мяча. Игры по выбору занимающихся. СФП. | 1 | |
9 | Передача мяча сверху двумя руками в парах. | Закрепление и совершенствование техники передачи мяча (на удержание - количество раз). ОФП и СФП. | 1 | |
10 | Передача мяча сверху над собой и партнёру. | Совершенствование техники передачи мяча. Подвижные игры и упражнения на ОФП по выбору занимающихся. | 1 | |
11 | Передача мяча сверху двумя руками через сетку. | Передачи мяча через волейбольную сетку на удержание и с разных расстояний. Игра «Волейбол в кругу». ОФП и СФП. | 1 | |
12 | Эстафеты с приёмами верхней передачей мяча. | Встречные эстафеты с приёмами верхней передачи мяча на месте и после перемещения. Игры по выбору занимающихся. СФП. | 1 | |
13 | Пионербол с приёмами волейбола. | История возникновения и развития волейбола. Тактические действия игрока с приёмами верхней и нижней передач мяча. | 1 | |
14 | Нижняя передача мяча в парах на ближнем расстоянии. | Нижняя передача мяча в работе с партнёром. Применение верхней передачи при необходимости. ОФП и СФП. | 1 | |
15 | Нижняя передача на удержание мяча в парах. | Закрепление техники нижней передачи мяча. Можно на удержание мяча (количество передач). Игры по выбору занимающихся. ОФП. | 1 | |
16 | Нижняя прямая подача мяча на технику выполнения. | Подводящие упражнения по технике нижней прямой подачи мяча. Можно с различных расстояний до стены. Игры по выбору занимающихся. СФП. | 1 | |
17 | Нижняя передача мяча после перемещения. | Совершенствование техники передачи мяча: передачи с выпадом вперёд, влево, вправо. Можно в чередовании с верхней передачей мяча. Игра «Клуша и цыплята». ОФП и СФП. | 1 | |
18 | Нижняя прямая подача в парах. | Закрепление и совершенствование техники передачи мяча (на удержание - количество раз). ОФП и СФП. | 1 | |
19 | Нижняя прямая подача с середины площадки. | Правила игры в волейбол. Закрепление техники нижней подачи через сетку в середину площадки соперников. Игры и упражнения на ОФП по выбору занимающихся. | 1 | |
20 | Нижняя передача мяча над собой и партнёру. | Совершенствование техники передачи мяча. Можно выполнять нижние передачи в ходьбе. Игры по выбору занимающихся. СПФ. | 1 | |
21 | Эстафеты с приёмами нижней передачей мяча. | Встречные эстафеты с приёмами нижней передачи мяча на месте и после перемещения. Игры по выбору занимающихся. ОФП и СФП. | 1 | |
22 | Нижняя подача мяча с лицевой линии площадки. | Закрепление и совершенствование техники нижней прямой подачи мяча через сетку. Можно на количество удачных подач. Игры по выбору занимающихся. СПФ. | 1 | |
23 | Приём мяча двумя руками сверху. | Приём мяча после набрасывания партнёром сверху в парах на месте и с выпадом. Игры по выбору занимающихся. ОФП на развитие прыгучести. | 1 | |
24 | Приём мяча с подачи партнёром. | Приём мяча с передачей над собой и партнёру. Жонглирование мячом двумя руками сверху. СФП методом круговой тренировки. | 1 | |
25 | Приём мяча снизу в парах на месте и в движении. | Приём мяча после набрасывания и подачей партнёром. Можно менять расстояния при необходимости. Игра «Не урони мяч». ОФП. | 1 | |
26 | Мини-волейбол с нижней подачей и приёмом мяча. | Повторение правил в волейболе. Закрепление и совершенствование техники подач и приёма мяча. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся и рекомендациям учителя. | 1 | |
27 | Приём мяча с подачей через сетку. | Групповым методом в парах. Повторение и закрепление техники верхней и нижней передач мяча. Игры по выбору занимающихся ОФП и СФП. | 1 | |
28 | Верхняя прямая подача мяча на технику выполнения. | Ознакомление с техникой верхней подачи мяча. Выполнение с помощью партнёра. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся и рекомендациям учителя. | 1 | |
29 | Верхняя прямая подача с середины площадки. | Повторение и закрепление техники верхней прямой подачи через сетку. Можно на количество удачных подач. Передачи через сетку. ОФП на развитие ловкости и силы рук. | 1 | |
30 | Игра мини-волейбол с низко-опущенной сеткой. | Общая и специальная разминка на месте и в движении. Повторение и закрепление знаний правил в волейболе. Закрепление техники подач и приёма мяча. ОФП. | 1 | |
31 | Учебная игра в мини-волейбол. | Специальная разминка игрока-волейболиста на месте и в движении. Подачи мяча можно с середины площадки. СФП. | 1 | |
32 | Учебная игра в волейбол. Тактические действия игроков. | Специальная разминка игроков-волейболистов. Двусторонняя игра в волейбол, индивидуальные действия игроков. | 1 | |
33 | Учебная игра в волейбол. Тактические действия команды. | Разминка игроков-волейболистов. Двусторонняя игра в волейбол, действия игроков в группе. | 1 | |
34 | Мини-соревнование по волейболу. | Подачи можно использовать по способностям играющих. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...