Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Скиппинг"
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Роуп скиппинг (спортивная скакалка) (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа Роуп скиппинг (спортивная скакалка) разработана в соответствии:
-Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
-с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р;
-письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-вида спорта: Приказ от 1 октября 2019 года N 784 Вид спорта "роуп скиппинг (спортивная скакалка)" с номером-кодом вида спорта 1780001411Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdo_skipping_2020-21.docx | 52.92 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Роуп скиппинг (спортивная скакалка) (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа Роуп скиппинг (спортивная скакалка) разработана в соответствии:
-Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
-с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р;
-письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
-письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-вида спорта: Приказ от 1 октября 2019 года N 784 Вид спорта "роуп скиппинг (спортивная скакалка)" с номером-кодом вида спорта 1780001411Н.
1.2. Новизна Программы
Новизна Программы состоит в том, что впервые представлена современная методика обучения прыжкам через скакалку (соло, в паре, тройка с двумя длинными скакалками).
1.3. Актуальность Программы
Актуальность Программы состоит в том, что координационные способности является жизненно необходимым для человека любого возраста. Занятия роуп скиппингом (спортивной скакалкой) также имеют огромное оздоровительное значение: развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развития концентрации и устойчивости внимания. Воспитательное значение - создание условий для воспитания дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу.
1.4. Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность Программы объясняется эффективным использованием занятий роуп скиппингом (спортивной скакалкой) в развитии координационных способностей детей школьного возраста и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учитывая индивидуальные возможности, концентрации и устойчивости внимания.
1.5. Отличительная особенность программы. Дополнительная образовательная программа направлена на овладение занимающимися основами техники прыжков на скакалке, аэробики, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях соревновательной деятельности.
1.6. Адресат программы: дети и подростки в возрасте 8-14 лет (не имеющие противопоказаний к занятиям спортом).
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации Программы
В реализации Программы участвую дети школьного возраста 8-14лет.
1.8. Сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса).
Срок реализации дополнительной образовательной программы Роуп скиппинг (спортивная скакалка) составляет 1 год. 2 занятия в неделю по 2 часа (2х45 минут); 36 недель; 144 часа в год.
1.9. Формы и режим непосредственно образовательной деятельности
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется применение дифференцированного подхода к детям, на основе их индивидуальных особенностей, разной результативности в освоении навыков прыжков через скакалку.
Содержание программы ориентировано на детские разновозрастные группы от 18-20 человек.
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
1.10. Цель и задачи Программы
Цель Программы - удовлетворение у детей школьного возраста индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени с помощью изучения различных видов прыжков со скакалкой и применением специальных упражнений на развитие координационных способностей.
Задачи Программы:
Образовательные:
- формирование необходимых двигательных навыков;
- обучение прыжкам на скакалке, классической аэробике, степ-аэробике;
- обучение групповым прыжкам на скакалке.
Личностные:
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе обучения.
Метапредметные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров;
- умение ставить вопросы, обращаться за помощью, точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов | формы аттестации/контроля | |
Теория | Практика | |||
1 | Правила безопасности поведения по роуп-скиппингу | 1 | 0 | Опрос |
2 | Раздел 1. Базовые упражнения со скакалкой | - | 30 | Зачтено/не зачтено |
3 | Раздел 2. В парах одна скакалка | - | 15 | Зачтено/не зачтено |
4 | Раздел 3. Упражнения с длинной скакалкой | - | 35 | Зачтено/не зачтено |
5 | Раздел 4. Дабл Датч (Вращающие) | - | 35 | Зачтено/не зачтено |
6 | Раздел 5. Дабл Датч (Скиппер) | - | 26 | Зачтено/не зачтено |
7 | Участие в соревнованиях | 2 | Показательные выступления | |
8 | Итого: | 1 | 143 | 144 |
III. СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Тема №1. Правила безопасности поведения на занятиях по роуп скиппингу (спортивной скакалки)
Теория: Ознакомление, закрепление на каждом этапе обучения с правилами поведения на занятиях по роуп скиппингу (спортивной скакалки).
Экскурсия в физкультурный зал, знакомство с разными видами скакалок.
Ознакомление с правилами поведения на занятии.
Беседа на тему «История скакалки».
Практика: Посещение занятий старших групп. Дать представление о том, как надо готовиться к посещению физкультурного занятия. Форма одежды. Хранение скакалок. Личная гигиена до и после занятия.
Раздел 1. Базовые упражнения со скакалкой
Теория: объяснение и показ базовых упражнений со скакалкой.
Практика: обучить детей базовым прыжкам чрез скакалку. Игры со скакалкой. Прыжки выполняются на месте. Расстояние между занимающимися: интервал 1,5 метра, дистанция 2 метра.
Раздел 2. В парах одна скакалка
Теория: Расширение представлений детей о прыжках через скакалку – прыжки в парах с одной короткой скакалкой.
Практика: Освоение прыжков в парах с одной короткой скакалкой.
Раздел 3. Упражнения с длинной скакалкой
Теория: Расширение представлений детей о длинных скакалках – «Ворота».
Практика: Освоение вращение, пробегание и перепрыгивание через длинную скакалку.
Раздел 4. Дабл Датч (Вращающие)
Теория: Расширение представлений детей о вращении длинных скакалок – «Треугольник», «Радуга», «Дабл-Датч».
Практика: Освоение вращение длинных скакалок.
Раздел 5. Дабл Датч (Скиппер)
Теория: Расширение представлений детей о прыжках через длинные скакалки – «Треугольник», «Радуга», «Дабл-Датч».
Практика: Освоение прыжков в парах с длинными скакалками.
"Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Раздел 1. Базовые упражнения с одиночной скакалкой
Прыжки выполняются на месте. Расстояние между занимающимися: интервал 1,5 метра, дистанция 2
Раздел 2. Упражнения в парах с одной скакалкой
Прыжки выполняются на месте. Расстояние между занимающимися: интервал 2 метра, дистанция 2 метра.
"Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Обязательное выполнение упражнений стартового уровня.
"Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
3.2. Методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей
Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.
Словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.
Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Практический метод характеризуется полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, или с использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Средства - упражнения со скакалкой и без нее; строевые упражнения: построения, перестроения, повороты; танцевальные упражнения; подвижные игры; естественные силы природы; гигиенические факторы (соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Скиппинг
№ п/п | Тема | Всего |
3.3. Формы подведения итогов реализации Программы дополнительного образования.
Формами подведения итогов реализации Программы дополнительного образования являются: школьные соревнования, спортивные развлечения, показательные выступления с использованием скакалки. Сдача контрольных упражнений в течение обучения.
Способами определения результативности реализации Программы является тестирование сформированности умений и навыков прыжков, вращения скакалки, которое проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений.
3.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Мальчики | Девочки | |
Скоростные качества | Бег 30 м. (не более 6,9 сек.) | Бег 30 м. (не более 7,2 сек.) |
Сила | Поднимание туловища лежа на спине (не менее 10 раз) | Поднимание туловища лежа на спине (не менее 8 раз) |
Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке не (менее 5 с.) | Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке не (менее 5 с.) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 115 см.) | Прыжок в длину с места (не менее 110 см.) |
Координация | Прыжки на двух ногах через скакалку (вращение вперед) не менее 10 раз | |
Гибкость | Наклон вперед из положения стоя выпрямленными ногами на полу, до касания грудью ног. Фиксация положения (не менее 3 сек.) |
3.5. Ожидаемые результаты
В ходе реализации Программы занимающийся должен:
Знать:
- доступные для данного возраста правила безопасности на занятиях Роуп
скиппингом (спортивной скакалкой);
- понимать сигналы и в движении реагировать на них;
- знать уровни сложности прыжков через скакалку.
Уметь:
- выполнять не менее 8 раз подряд без «зарона» (остановки скакалка) прыжки через скакалку из разделов 1, 2, 3, 4, 5.
Владеть:
- умениями и навыками выполнения базовых упражнений со скакалкой.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обеспечение Программы методическими видами продукции:
Плакаты «Выбор скакалки», «Правила поведения на занятии роуп скиппингом (спортивной скакалки)».
Иллюстрации с изображением прыжков через скакалку.
Картинки с изображением спортсменов скипперов.
Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы вращения и прыжков через скакалку.
Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений со скакалкой.
Картотека игр и упражнений со скакалкой.
Рекомендации при проведении занятий
При проведении занятий по роуп скиппингу (спортивной скакалке) необходимо следовать следующим принципам:
Принцип дифференцированного подхода к детям.
Принцип индивидуализации процесса обучения.
Принцип преемственности занятий в ДОО и дома в семье.
Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков прыжков со скакалкой от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
Принцип сознательности и активности.
Принцип наглядности.
При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать: задачи обучающихся группы (конкретного возраста), условия работы, результаты выполнения предыдущих планов, преемственность и перспективность.
Основной формой секции физкультурно-спортивной направленности является тренировочное занятие. В учебно-тренировочном процессе применяют как комплексные, так и тематические занятия по физической, технической и тактической подготовке.
Практические части:
подготовительная: в ней решаются две задачи. Первая – подготовить мышечный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) к предстоящей работе. Вторая - создать психологический настрой на эффективное решение задач основной части занятия. Поэтому в первой части используют упражнения общей физической подготовки, предназначенные для развития физических качеств, а во второй-настроечные упражнения.
Основная. В этой части занятия решению подлежит основная его задача-обучение или совершенствование технических приемов роуп скиппинга (спортивной скакалки), освоение индивидуальных, групповых и командных взаимодействий, развитию физических качеств и т.п. Используются для этого подводящие и специализированные упражнения. В этой части занятия идет основная работа над специальной и технической подготовкой, может быть включена тактическая подготовка.
Заключительная (заминка). Создание условий для развития восстановительных процессов. В зависимости от задач основной части тренировки, теоретическая и психологическая подготовка может проводится как в подготовительной, так и в заключительной части занятия. Можно использовать и более сложную структуру тренировочных занятий:
Развитие основных физических качеств скиппера осуществляется путем общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). Цель ОФП — гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, или, как говорят, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением в тренировке самых разнообразных физических упражнений из разных видов спорта, таких, как гимнастика, акробатика, подвижные игры и др. Исключительно важное значение имеет общая разносторонняя физическая подготовка. Необходимость ее диктуется не только требованиями гармонического развития, но и чисто спортивными интересами. Первым этапом ОФП будет выполнение нормативов, соответствующих данному возрасту.
Цель СФП — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде. Для каждой дисциплины СФП будет различной. Упражнения по своей структуре и характеру должны быть близки к тем видам, которые изучаются в данное время или которых спортсмен собирается соревноваться. Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распределение их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить ОФП и лишь по мере их спортивного роста постепенно повышать удельный вес СФП.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Количество |
1 | Скакалка скоростная | 20 |
2 | Скакалка для фристайла | 20 |
3 | Скакалки Дабл Датч | 2 |
4 | Мат гимнастический | 5 |
5 | Музыкальный центр | 1 |
6 | Секундомер | 1 |
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителей:
1. Бойко В.В. Инновационные подходы и их применение в роуп-скиппинге
(научная статья) Электронный Режим доступа: http://www.nauka2020.ru/MKN_7(32)2019.pdf. – ISSN 2413-6379. Наука-2020: Физическая культура и спорт: наука, практика, образование: материалы Международной научно-практической конференции 14-15 июня 2019 г. Орел / МАБИВ – Орел, 2019. – № 7(32). – стр. 215-222.
2. Бойко В.В. Комплексная методика занятия скиппингом со студентами (научная статья) Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ под ред. А.А. Клетнева. - Нижневартовск. Нижн. гос. гум. универ., 2012. С.47-53.
3. Бойко В.В. Методика обучения роуп-скиппингу (Дабл Датч) (учебно-методическое пособие) Орел: «ОГУ», 2017. – 48 с.
Бойко В.В. Начальная подготовка в роуп-скиппинге (учебно-методическое пособие) Орел: «ОГУ», 2017. -98 с
4. Бойко В.В. Не Олимпийские виды спорта. Роуп-скиппинг спорт для всех (научная статья) Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 29 марта 2013 г.) Отв. ред. А.А. Клетнева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С.121-128.
5. Бойко В.В. Перспективы развития «Роуп-скиппинга» как студенческого вида спорта в России (научная статья) Электронная
6. Бойко В.В. Применение роуп-скиппинга в средних и высших учебных заведениях по управлению массовым спортом на региональном уровне.
7. Бойко В.В., Музалевский А.А. Ученые записки Орловского государственного университета № 4 2019. – С.214-219. из перечня журналов ВАК РФ, по состоянию на 28.12.2018г.].
8. Бойко В.В. Применение средств роуп-скиппинга для улучшения когнитивных функций детей школьного Бойко В.В., Карнюхина Л.А. Ученые записки Орловского государственного университета № 3 (80) 2018. – С.219-224. из перечня журналов ВАК РФ, по состоянию на 28.12.2018 г.].
9. Бойко В.В. Принципы психологии в стрессовой ситуации (соревнованиях) для спортсменов, занимающихся в роуп-скиппинге (научная статья) Электронный режим доступа: http://www.nauka-2020.ru/MKN_8(33)2019.pdf. – ISSN 2413-6379. Н 34 Наука-2020 Наука-2020 : Наука, спорт, туризм : материалы III Международной научно-практической конференции 11-12 октября 2019 г. Орел / МАБИВ – Орел, 2019. – № 8(33). – 169 с. –Стр. 24-28
Для учеников:
1. Головкин В.А. Волшебная веревочка // Физическая культура в школе. - 1999. - № 3. - С. 26-28.
2. Шарабарова И.Н. Упражнения со скакалкой.- М.: Советский спорт, 1991.
3. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-774/ Анна Краснорусская. Что такое скиппинг, или какая польза от скакалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...