Программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес и элементы самбо"
рабочая программа по физкультуре
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1-4 классов, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Программа составлена в поддержку Всероссийского образоватеьного проекта "Самбо в школу!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес и элементы самбо" | 71.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Детский фитнес и элементы самбо» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является авторской и разработана для учащихся 1- 4 классов. Программа реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления развития личности плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра Вяземского муниципального района Хабаровского края.
Программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Правительством Российской Федерации от 29.05.2015г. 996-р);
4. Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 (утв. Правительством Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403- р);
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Титков В.А.);
6. Письмом Минобрнауки (с изменениями и дополнениями) и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (методические рекомендации)»;
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3В СанПин»;
8. 4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
9. Учебным планом МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского имени героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра Вяземского муниципального района Хабаровского края на 2020-2021 уч. год.
10. Федеральным законом от 04.12. 2007 г. № 329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации.
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – это приоритетное направление в современном образовании, которому уделяется огромное внимание. Ведь не секрет, что в последние годы резко ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения. Данные статистики неумолимо твердят, что две трети детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Малоподвижный образ жизни, увлеченность компьютерными играми привели к рассвету гиподинамии. Школьные уроки физической культуры не справляются с возникшей ситуацией. В рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения у каждого ребенка появилась возможность посещать занятия курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, которые по мнению авторов будут способствовать формированию у них основ здорового и активного образа жизни. Но, проведение занятий в традиционной форме не вызывают у детей интереса, низкая мотивация сводит на нет работу по их оздоровлению. Устаревшие формы и направления работы с детьми, должны уйти в прошлое, а им на смену внедрятся новые, отвечающие современным образовательным требованиям и стандартам, а также запросам детей и родителей. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ознакомить детей с современными видами двигательной активности комплексно, дать им возможность попробовать себя во всех вариантах. Такой подход будет способствовать правильному выбору специализации для дальнейшего спортивного самосовершенствования, а значит сделает спорт и физическую культуру для ребенка нормой жизни.
Большой популярностью среди детей и подростков в настоящее время пользуется фитнес. Это система нескольких направлений различного рода двигательной нагрузки, созданная для развития физических качеств и повышения функциональных возможностей организма занимающихся.
В программу курса внеурочной деятельности «Детский фитнес и элементы самбо» вошли самые востребованные на сегодняшний день направления: аэробные, танцевальные с использованием движений единоборств, оздоровительный фитнес. Они обладают достаточно высокой мотивационной ценностью и привлекательностью для детей младшего школьного возраста. Кроме этого, образовательный материал программы знакомит учащихся с элементами родственных видов спорта (гимнастика, акробатика, самбо), составляющих начальную основу любой спортивной специализации.
В программе поддерживается идея всестороннего развития личности ребенка. Элементы самбо, присутствующие в ней, содержат в основе не только искусство защищать себя и близких, но и науку достойного поведения, основанную на ценностях морально-нравственных идеалов и патриотизме. Элементы гимнастики и танцев обладают эстетической направленностью. Их использование в программе зарождает в ребенке представления о красоте и культуре движений, правильных телесных формах.
Программа ориентирована на достижение одной из целей начального общего образования: «Укрепление здоровья учащихся». Она послужит уместным дополнением к образовательной программе по предмету «Физическая культура» 1-4 классы, внесет посильный вклад в формирование здорового, репродуктивного, мыслящего, патриотически настроенного и заботящегося о своем здоровье будущего поколения.
Новизна программы заключается в комплексном использовании современных направлений детского фитнеса для формирования у учащихся 1-4 классов основ здорового образа жизни и представлений о видах спорта: гимнастика, акробатика, самбо. Программа составлена в поддержку Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу!».
Как отметил участник рабочей группы проекта президент Всероссийской и Европейской федерации самбо Сергей Елисеев: «К самбо должны относиться как к национальному достоянию. Дети должны знать историю самбо, гордиться ей». А знание приемов самозащиты необходимы каждому. «Мы не учим детей бороться, делать броски. Мы учим их правильно падать, освобождаться от захватов и как себя вести в экстремальных ситуациях».
Обучение по программе осуществляется на основе педагогических принципов:
- принцип постепенности. Методически правильное планирование занятий предполагает постепенное увеличение и снижение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а также постепенное усложнение задач и условий выполнения упражнений.
- принцип индивидуализации. При определении степени нагрузки и трудности задания следует руководствоваться индивидуальными особенностями учащегося, его самочувствием в данный момент, уровнем физического развития и задачами, стоящими перед ним.
- принцип наглядности. Предполагает использование зрительных, слуховых и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий.
- принцип патриотизма. Формирует уважительное отношение к истории, традициям своего народа, почитанию подвигов народных героев.
- принцип систематичности и последовательности обучения. Предполагает усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое.
- принцип сознательности и активности. Подразумевает понимание пользы упражнений, привитие навыков самоконтроля;
- принцип усиления оздоровительного эффекта. Подразумевает системное использование учащимися освоенных знаний, умений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортивно- оздоровительной деятельности.
Цель программы:
- приобщение детей 1- 4 классов к регулярным занятиям физической культурой и спортом через комплексное использование во внеурочной деятельности различных направлений детского фитнеса и элементов борьбы (самбо).
Задачи программы:
- Ознакомление младших школьников с основными современными направлениями детского фитнеса;
- Ознакомление учащихся с исконно-русским видом спорта – самбо;
- Обучение двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья.
- Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни.
- Формирование умений, позволяющих следить за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся.
- Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и специальной (элементы самбо, гимнастики, акробатики и аэробики) направленностью;
- Развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
- Развитие творческих способностей ребенка, формирование стремления к самопознанию и физическому совершенствованию;
- Содействие всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
- Воспитание этических, эстетических морально-волевых качеств личности;
- Содействие формированию коммуникативных умений;
- Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Отличительные особенности программы:
Программа основана на современных научных представлениях о физиологическом, психологическом развитии ребенка младшего школьного возраста.
Реализация программы осуществляется с использованием разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, в сочетании с игровыми технологиями. В основе лежат современные фитнес-технологии. Набор в группы осуществляется без особого отбора. Зачисляются все желающие не имеющие медицинских противопоказаний.
Адресат программы:
Программа предназначена для младших школьников от 6 до 10 лет (1-4 классы).
Объем и срок освоения
Общее количество учебных часов, отведенных на обучение и освоение программы -135. Срок обучения – 4 года, из расчёта 1 классы – 33 часа в год, 2, 3, 4 классы – 34 часа в год.
Режим занятий
Периодичность занятий - 1 раз в неделю
Продолжительность занятия – 40 минут
Численность занимающихся в группе – 15 человек.
Виды занятий
Практические и теоретические занятия проводятся в виде: лекций (вводное занятие), беседы, с элементами самостоятельной работы, практические работы по определению уровня физической подготовленности, игры, спортивные праздники, тестирования по ОФП и СФП, показательные выступления, флешмобы, соревнования.
Формы и методы организации образовательного процесса
При организации работы предпочтение отдается групповой форме с использованием поточного метода выполнения упражнений. Именно такая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков общения. Для освоения сложных, по своей структуре двигательных действий, используется индивидуальная работа с применением расчлененного метода обучения и работа в парах с организацией страховки. Для освоение теоретических основ курса занятия проходят в форме бесед, с просмотром презентаций.
Программа реализуется с помощью словесных, практических, наглядных, игровых методов. Широко применяется игровой метод обучения, раскрывающий весь имеющийся у ребенка двигательный потенциал. При объяснении нового материала и изучении двигательных действий используются интерактивные методы обучения. Самостоятельные и практические работы проводятся с применением репродуктивного, частично-поискового и исследовательского методов.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа курса внеурочной деятельности «Детский фитнес и элементы самбо» способствует формированию личностных, и метапредметных результатов.
Личностные
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- осознавать персональную ответственность за своё здоровье;
- проявлять этические, эстетические и морально - волевые качества личности;
- активно включаться в процесс развития и реализации индивидуальных способностей, обогащения своего двигательного опыта.
Метапредметные.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
- планировать пути достижения целей;
- владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения заданий и полученных результатов;
- распознавать позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье;
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
- доступно излагать знания о фитнесе и борьбе самбо;
- формулировать цели и задачи занятий;
- формировать умения позитивного коммуникативного общения с окружающими;
- аргументировано высказывать свою точку зрения;
- контролировать действия партнера в парных упражнениях.
Познавательные УУД.
Учащиеся получат знания:
- об основных направления детского фитнеса;
- о самостраховке и самозащите на основе элементов борьбы самбо;
- о здоровом образе жизни учащихся начальных классов;
- о значении детского фитнеса и элементов борьбы самбо в формировании гармонично развитой личности;
- об основных физических качествах.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел № 1 Теоретические основы | 5 | 4 | 4 | 4 | |
Тема № 1 Введение в программу. Правила поведения, техника безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Тема № 2 Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса | 3 | 3 | 3 | 2 | |
Тема № 3 Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Раздел № 2. Практический | 28 | 30 | 30 | 30 | |
Тема № 1 1.1. Оздоровительная аэробика и стретчинг 1.2. Оздоровительная фитбол-аэробика и стретчинг | 7 | 7 | 10 | 6 | |
Тема № 2 2.1. Увлекательная акробатика 2.2. Увлекательная акробатика с элементами капоэйра | 7 | 9 | 6 | 7 | |
Тема № 3 3.1. Гимнастика с предметами 3.2. Элементы художественной гимнастики | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Тема № 4 4.1. Самбо 4.2. Подвижные игры с элементами самбо. |
5 | 5 | 5 | 8 | |
Тема № 5 Оценка уровня физического и интеллектуального развития учащихся | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Тема № 6 Показательные выступления | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения
Программа «Детский фитнес и элементы самбо» включает два раздела: Раздел № 1. Теоретические основы и Раздел № 2. Практический.
Раздел № 1. Теоретические основы - 5 часов
Тема № 1. Введение в программу. Правила поведения, техника безопасности - 1 час.
Основные правила поведения учащихся на занятиях, требования к одежде и обуви, к местам проведения занятий, инвентарю, температурному режиму и освещенности.
Форма организации: беседа, коммуникативная игра «Клубочек» (знакомство).
Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса – 3 часа.
Основные понятия, рассматриваемые в теме: «фитнес», «самбо», «акробатика». Дается краткая историческая справка о происхождении самбо, фитнеса и акробатики, называются основоположники, рассказывается об основных современных направления детского фитнеса, дается их краткая характеристика, озвучиваются имена выдающихся спортсменов самбистов и акробатов, достигших мировых высот.
Форма организации: просмотр презентации, обсуждение увиденного.
Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности – 1 час.
Основные понятия: «самоконтроль», «самооценка», «пульс». Знакомство с этапами самоконтроля: ознакомление с образцом, воспроизведение действия, проверка по эталону, нахождение ошибок, исправление ошибок, выполнение действий без ошибок.
Измерение пульса, показатели пульса в покое и после нагрузки, области замера пульса.
Форма организации: просмотр видеофильма, практическая работа «Измеряем пульс».
Раздел № 2. Практический - 28 часов.
Тема № 1. Оздоровительная аэробика и стретчинг - 7 часов.
Практические занятия составлены в виде игровых комплексов, на основе народных сюжетно-образных игр: «Ручеек», «Ворон», «Солнце», «Каравай», «Пузырь», «Жмурки», «Зимующие и перелетные», «Пчелки и ласточка», «Воробушек и комарики», «Зайцы и огородник», «Зайкина зарядка», «Гуси», «Горелки». В состав комплексов входят общеразвивающие упражнения на формирование правильной осанки, развитие мышц брюшного пресса, мышц спины. Используется музыкальное сопровождение.
Элементы игрового стретчинга включают общеукрепляющие упражнения на гибкость и растяжку.
Форма организации: практическое занятие игровой направленности.
Тема № 2. Увлекательная акробатика - 7 часов.
Практические занятия направлены на освоение техники акробатических элементов: группировка, кувырок вперед, кувырок боком, стойка на лопатках, гимнастический мост. Закрепление учебного материала осуществляется в подвижных играх: «Делай как я», «Утки и гуси», «Снежная баба», «Аленушка и Иванушка», «Акробатические салки». Завершающее занятие по теме проходит в виде флешмоба с применением всех освоенных акробатических элементов.
Форма организации занятий: практическое занятие с элементами игры, акробатический флешмоб.
Тема № 3. Гимнастика с предметами -7 часов.
Практические занятия проводятся с использованием ритмико-гимнастических комбинаций с предметами: малыми мячами, палками, флажками, конусами. Комбинации состоят из маховых, вращательных, покачивающих движений, выполняемых под музыку маршевого характера.
Форма организации: групповое занятие с применением поточного метода.
Тема № 4. Подвижные игры с элементами самбо - 5 часов.
На занятиях осуществляется подготовительная работа к освоению элементов борьбы «самбо» в игровой форме. Для этого используются подвижные игры, направленные на развитие силовых и координационных способностей.
Форма организации: игры с элементами единоборств.
Тема № 5. Оценка уровня физического и интеллектуального развития учащихся -1 час.
Оценка уровня физического развития осуществляется с помощью тестов. Для тестирования используются контрольные упражнения: подъем туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки через скакалку, наклон вперед из положения стоя, шпагат. Для определения уровня усвоения теоретических основ курса проводится собеседование по основным темам программы.
Форма организации: тестирование
Тема № 6. Показательные выступления - 1 час
Завершается первый год обучения открытым занятием для родителей, учителей и учащихся. Демонстрируются навыки, приобретенные на занятиях.
Форма организации: показательные выступления по темам программы.
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Тема занятий |
Раздел № 1. Теоретические основы. Тема № 1. Введение в программу. Правила поведения, техника безопасности. | |
1 | Техника безопасности на занятиях фитнесом и элементами самбо. Коммуникативная игра (знакомство) «Клубочек» |
Тема № 2 Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса | |
2 | Что такое фитнес и самбо? |
Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности | |
3 | Ознакомление с правила самоконтроля и этапами самооценки. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 1. Оздоровительная фитнес-аэробика и стретчинг. | |
4 | Разучивание комплекса дыхательной гимнастики «Пирожок». Игра «Воздушный шарик». |
5 | Разучивание танцевально-игровой композиции «Хороводная». Подвижные игры: «Ручеек», «Ворон», «Солнце», «Каравай», «Пузырь». |
6 | Знакомство с сюжетно – образными играми «Воробушек и комарики», «Зайцы и огородник» |
7 | Разучивание танцевально-игровой комбинации «Забавушка». Народные подвижные игры: «Жмурки», «Зимующие и перелетные», «Пчелки и ласточка». |
8 | Ознакомление с комплексом упражнений на гибкость и растяжку (стретчинг) под музыку. |
9 | Ознакомление с комплексом упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса под музыку. Подвижная игра «Кошки мышки» |
10 | Знакомство с образно – сюжетными играми: «Зайкина зарядка», «Гуси», «Горелки». |
Раздел № 1 «Теоретические основы» Тема № 2 «Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса» | |
11 | Удивительный мир акробатики |
Раздел № 2. Практический. Тема № 2. Увлекательная акробатика. | |
12 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «группировка». Подвижная игра «Делай как я». |
13 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «кувырок вперед». Подвижная игра «Утки и гуси». |
14 | Обучение технике выполнения перекатов со спины на живот. Подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так». |
15 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «кувырок боком». Подвижная игра «Снежная баба». |
16 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «стойка на лопатках». Подвижная игра «Аленушка и Иванушка» |
17 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «мост из положения лежа». Подвижная игра «Акробатические салки». |
18 | Акробатический флешмоб «Циркач». |
Тема № 3. Оздоровительная гимнастика с предметами. | |
19 | Разучивание комплекса упражнений с игрушками под музыку «Моя любимая игрушка». |
20 | Разучивание комплекса упражнений с флажками под музыку «Я шагаю на парад». |
21 | Разучивание комплекса упражнений с гимнастическими палками под музыку «Палка-выручалка» |
22 | Разучивание комплекса упражнений с мячами для большого тенниса под музыку «Покатушки» |
23 | Разучивание группового упражнения с «парашютом здоровья» под музыку «Ветер дует, море плещет» |
24 | Разучивание комплекса упражнений с конусами под музыку «Поменяемся местами и скорей вернемся к маме». |
25 | Разучивание группового упражнения с предметами (конусами, флажками, мячами, палками) под музыку. |
Раздел № 1. Теоретический Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
26 | Самбо – исконно русский вид спорта. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 4. Подвижные игры с элементами самбо. | |
27 | Знакомство с подвижными играми, как вспомогательными упражнениями для обучения борьбе Самбо. Подвижная игра «Гигантские шаги», «Крокодильчики». |
28 | Знакомство с подвижной игрой с элементами единоборств «Салки через движущуюся скакалку». |
29 | Подвижные игры для борцов: «Снайперы», «Борьба за мяч». |
30 | Развитие силы, ловкости и быстроты борца с применением подвижных игр «Выше ноги от земли», «Всей командой на финиш». |
31 | Применение подвижных игр для развития чувства дистанции и навыков маневрирования борца: «Салки с касанием бедра, плеча, стопы». |
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся. | |
32 | Итоговое тестирование по определению уровня физического развития и теоретических основ учащихся |
Тема № 6. Показательные выступления | |
33 | Показательные выступления. |
Содержание курса внеурочной деятельности
2 год обучения
Программа «Детский фитнес и элементы самбо» состоит из двух разделов: Раздел № 1. Теоретические основы и Раздел № 2. Практический.
Раздел № 1. Теоретические основы - 4 часа
Тема № 1. Правила поведения и техника безопасности – 0,5 часа.
В теме раскрываются основные правила поведения учащихся на занятиях, требования к одежде и обуви, к местам проведения занятий, инвентарю, температурному режиму и освещенности.
Формы организации: квест игра «Правила безопасного поведения».
Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса - 3 часа.
Основные понятия: художественная гимнастика.
В теме раскрывается история возникновения и развития художественной гимнастики, называются имена выдающихся спортсменок – гимнасток, рассказывается о принципах борьбы «самбо», об инвентаре и форме спортсменов-самбистов.
Формы организации: просмотр видеофильма, обсуждение увиденного.
Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности – 0,5 часа.
Основные понятия: объективные, субъективные приемы самонаблюдений.
Ознакомление с простейшими приемами самонаблюдений: объективные (масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечно-сосудистых сокращений) и субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения).
Формы организации: беседа, практическая работа «Мои антропометрические показатели».
Раздел № 2 «Практический» - 30 часов
Тема № 1. Оздоровительная аэробика и стретчинг - 7 часов
Ознакомление с элементами русского народного танца: хороводный шаг, шаг с притопом, «припадание», «ковырялочка» осуществляется в сочетании с упражнениями на гибкость.
Форма организации: практическое занятие танцевальной направленности.
Тема № 2. Увлекательная акробатика - 9 часов.
Практические занятия направлены на освоение техники акробатических элементов: кувырок назад, стойка на голове, стойка на руках, мост из положения стоя. Закрепление учебного материала осуществляется в подвижных играх: «Пролезь через мост», «Кувырок через обруч», «Переправа», «Ловцы и раки», «Быстрые перекаты», «Совушка», «Вызов номеров».
Форма организации: практическое занятие с элементами игры.
Тема № 3. Элементы художественной гимнастики - 7 часов.
Тема знакомит с основами хореографии (позиции рук и ног), дает представление о технике выполнения хореографических упражнений: «тандю», «плие», «батманы», а также гимнастических поворотов, прыжков.
Форма организации: практическое занятие с элементами хореографии.
Тема № 4. Самбо - 5 часов.
Тема знакомит с техникой выполнения приемов страховки и самостраховки в борьбе «самбо».
Форма занятий: практическое занятие с элементами самбо.
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся -1 час
Оценка уровня физического развития осуществляется с помощью тестов. Для тестирования используются контрольные упражнения: подъем туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки через скакалку, наклон вперед из положения стоя, шпагат. Для определения уровня усвоения теоретических основ курса проводится собеседование по основным темам программы.
Форма организации: тестирование
Тема № 6. Показательные выступления - 1 час
Завершается второй год обучения открытым занятием для родителей, учителей и учащихся. Демонстрируются навыки, приобретенные на занятиях.
Форма организации: показательные выступления по темам программы.
Календарно - тематическое планирование
2 года обучения
№ занятия | Тема занятий |
Раздел № 1. Теоретические основы Тема № 1. Правила поведения, техника безопасности. Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности | |
1 | Техника безопасности на занятиях фитнесом и самбо. Структурные элементы и направления формирования самоконтроля. |
Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
2 | Художественная гимнастика: история возникновения и развития. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 3. Элементы художественной гимнастики. | |
3 | Обучение основным позициям рук и ног в хореографии. Терминология в хореографии. |
4 | Обучение основным хореографическим упражнениям: «тандю», «плие», «батманы». |
5 | Разучивание комплекса упражнений для развития стоп и умения стоять на полупальцах. |
6 | Разучивание комплекса упражнений под музыку на формирование правильной осанки. |
7 | Обучение технике выполнения поворотам «переступанием», «скрестный», «одноименный и разноименный на одной ноге» |
8 | Прыжки. Обучение технике выполнения прыжков: «козлик», «ножницы». |
9 | Прыжки. Обучение технике выполнения прыжков: «шагом», «шагом толчком двумя ногами» |
Тема № 1. Оздоровительная фитнес-аэробика и стретчинг. | |
10 | Танцевальная фитнес-аэробика. Разучивание приставных шагов и шагов польки под музыку. Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг) |
11 | Элементы русских народных танцев. Обучение хороводному шагу. Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг). Подвижная игра «Капуста» |
12 | Обучение боковому ходу «Припадание». Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг) |
13 | Обучение шагу с притопом на месте. Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг). Подвижная игра «У медведя во бору». |
14 | Обучение технике выполнения «веревочки». Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг). |
15 | Обучение технике выполнения «ковырялочки». Упражнения на растяжку и гибкость (стретчинг) |
16 | Составление простейшей танцевальной композиции из изученных шагов и упражнений под музыку. |
Тема № 2. Увлекательная акробатика. | |
17 | Обучение технике выполнения стойки на голове и руках согнув ноги. Подвижная игра «Повтори за мной» |
18 | Обучение мосту из положения стоя с помощью и у стенки. Подвижная игра «Пролезь через мост». |
19 | Обучение технике выполнения стойки на голове и руках с прямыми ногами. Подвижная игра «Кувырок через обруч» |
20 | Обучение мосту из положения стоя без помощи. Подвижная игра «Переправа». |
21 | Обучение технике выполнения кувырка назад. Подвижная игра «Ловцы и раки» |
22 | Обучение кувырку назад с приземление в упор стоя, ноги врозь. Подвижная игра «Совушка» |
23 | Обучение стойке на руках у стены. Подвижная игра «Вызов номеров» |
24 | Обучение стойке на руках со страховкой. Подвижная игра «Быстрые перекаты». |
25 | Акробатический этюд из освоенных упражнений под музыку. |
Раздел № 1. Теоретический. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса | |
26 | Инвентарь и экипировка самбиста. |
27 | Самбо – борьба или драка? |
Раздел № 2. Практический. Тема № 4. Самбо. | |
28 | Совершенствование техники выполнения группировки |
29 | Совершенствование техники выполнения перекатов на спину, на бок, вперед, назад |
30 | Страховка и самостраховка. Обучение технике выполнения падений на бок, на спину из исходного положения глубокий присед |
31 | Обучение технике выполнения падений вперед из исходного положения стоя на коленях, из стойки |
32 | Обучение технике выполнения кувырка вперед с самостраховкой |
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся. | |
33 | Итоговое тестирование по определению уровня физического развития и теоретических основ учащихся |
Тема № 6. Показательные выступления. | |
34 | Показательные выступления. |
Содержание курса внеурочной деятельности
3 год обучения
Программа «Детский фитнес и элементы самбо» состоит из двух разделов: Раздел № 1. Теоретические основы и Раздел № 2. Практический.
Раздел № 1. Теоретические основы - 4 часа
Тема № 1. Техника безопасности на занятиях фитнесом и самбо – 0,5 часа.
В теме раскрываются основные правила поведения учащихся на занятиях, требования к одежде и обуви, к местам проведения занятий, инвентарю, температурному режиму и освещенности.
Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса - 3 часа.
Основные понятия: капоэйра. Знакомство с бразильской системой боевого искусства и танца – капоэйра.
Знакомство с гимнастическими предметами в художественной гимнастике: обруч, мяч, скакалка, лента, булавы.
Тема содержит материал о видах самбо, о положительном влиянии занятий самбо на организм занимающихся.
Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности – 0,5 часа.
Основные понятия: дневник самонаблюдений. Знакомство с дневником самонаблюдений, правилами его заполнения.
Формы организации: беседа, практическая работа по заполнению дневника самонаблюдений.
Раздел № 2. Практический - 30 часов
Тема № 1. Оздоровительная аэробика и стретчинг - 10 часов.
Основные понятия: классическая аэробика. Знакомство с основными движениями ног в классической аэробике: марш (march), ходьба ноги врозь – ноги вместе (straddle-стрэдл), V – шаг (v-step-ви-степ), шаг с поворотом кругом (pivot turn), скрестный шаг (cross-step-кросс-степ), шаг Мамбо (mambo), выпад (lunge-ланж), шаг Ча-ча-ча (Cha-cha-cha).
Форма организации: практическое занятие с элементами классической аэробики.
Тема № 2. Увлекательная акробатика с элементами капоэйра - 6 часов.
Знакомство с основными базовыми движениями ног в капоэйра: «жинга», «кадейра». Сочетание базовых шагов капоэйра с освоенными акробатическими элементами.
Форма организации: танцевально-акробатическое занятие
Тема № 3. Элементы художественной гимнастики» - 7 часов.
Знакомство со способами удержания мяча, разновидностями движений с мячом: махи с мячом, круги, «восьмерки», броски, ловля, перекаты, отбивы, выкруты.
Знакомство с гимнастическим предметом-скакалка, движениями со скакалкой: круги, махи, вращения в разных плоскостях, переводы скакалки из одной плоскости в другую.
Форма организации: практическое занятие с гимнастическими предметами, подвижные игры с предметами.
Тема № 4. Самбо - 5 часов.
Включает элементы страховки и самостраховки, технику обхватов, захватов, переворачиваний. Закрепление полученных навыков осуществляется в игровой форме.
Форма организации: практическое занятие с элементами самбо, подвижные игры.
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся -1 час
Оценка уровня физического развития осуществляется с помощью тестов. Для тестирования используются контрольные упражнения: подъем туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки через скакалку, наклон вперед из положения стоя, шпагат. Для определения уровня усвоения теоретических основ курса проводится собеседование по основным темам программы.
Форма организации: тестирование
Тема № 6. Показательные выступления - 1 час
Завершается третий год обучения открытым занятием для родителей, учителей и учащихся. Демонстрируются навыки, приобретенные на занятиях.
Форма организации: показательные выступления по темам программы.
Календарно - тематическое планирование
3 год обучения
№ занятия | Тема занятий |
Раздел № 1. Теоретические основы Тема № 1. Правила поведения, техника безопасности. Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности. | |
1 | Техника безопасности на занятиях детским фитнесом. Дневник самонаблюдений. Правила заполнения дневника самонаблюдений. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 1. Оздоровительная фитнес-аэробика и стретчинг. | |
2 | Обучение технике выполнения основных движений ногами в классической аэробике – марш (march), ходьба ноги врозь-ноги вместе (straddle-стредл). Подвижная игра «Салки с подлезанием» |
3 | Обучение V – шагу (v-step-ви-степ). Подвижная игра «Искусные перемахи» |
4 | Обучение шагу с поворотом кругом (pivot turn). Подвижная игра «Чехарда». |
5 | Обучение скрестному шагу (cross-step-кросс-степ). Подвижная игра «Флаг на башне». |
6 | Обучение шагу Мамбо (mambo). Подвижная игра «Веселое колесо» |
7 | Обучение выпаду (lunge-ланж). Подвижная игра «Перекати поле». |
8 | Обучение шагу Ча-ча-ча (Cha-cha-cha). Подвижная игра «Забери хвост» |
9 | Составление комплекса из освоенных шагов под музыку. |
10 | Разучивание комплекса из освоенных шагов под музыку. |
11 | Показательные выступления с комплексом аэробики для родителей |
Раздел № 1. Теоретический. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
12 | Уникальная комбинация боевого искусства и танца - капоэйра |
Раздел № 2. Практический Тема № 2. Увлекательная акробатика с элементами капоэйра. | |
13 | Совершенствование техники выполнения акробатических элементов, освоенных на занятиях во 2 классе. |
14 | Обучение основному шагу в капоэйра «жинга» |
15 | Разучивание простейшей акробатической комбинации с основным шагом капоэйра «жинга» |
16 | Обучение шагу «кадейра» |
17 | Сочетание шага «кадейра» с изученными акробатическими элементами |
18 | Разучивание акробатической комбинации под музыку, используя шаги капоэйра |
Раздел № 1. Теоретический. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
19 | Предметы в художественной гимнастике |
Раздел № 2. Практический. Тема № 3. Элементы художественной гимнастики. | |
20 | Упражнение со скакалкой. Вращательные движения скакалки в разных плоскостях. |
21 | Упражнения со скакалкой. Обучение правильному вхождению в скакалку и выходу из нее при выполнении прыжков. Подвижная игра «Удочка». |
22 | Упражнения со скакалкой. Ознакомление с техникой выполнения прыжков на скакалке, сложенной в двое, в четверо. Подвижная игра со скакалкой «Волны». |
23 | Упражнения с мячом. Ознакомление с техникой выполнения перекатов (по телу, рукам), махов, кругов во всех направлениях. Подвижная игра с мячом «Горячая картошка» |
24 | Упражнения с мячом. Упражнения с мячом. Ознакомление с техникой выполнения отбивов мяча о пол (однократных, многократных). Подвижная игра с мячом «Выжигалы» |
25 | Упражнения с мячом. Ознакомление с техникой выполнения бросков мяча. Подвижная игра с мячом «Передал-садись!». |
26 | Разучивание простейшей комбинации с предметами (скакалка и мяч) под музыку. |
Раздел № 1. Теоретический. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
27 | Самбо – вид спорта для всех. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 4. Самбо. | |
28 | Совершенствование техники выполнения страховки и самостраховки. Подвижная игра «Петушиные бои» |
29 | Броски. Обучение технике выполнения боковой и передней подсечки под выставленную ногу. Подвижная игра «Третья точка». |
30 | Обучение технике выполнения обхвата. Разучивание броска через бедро отрывом. Подвижная игра «Переверни цаплю» |
31 | Освобождение от захватов. Обучение технике выполнения освобождений от захватов рукава, отворота. |
32 | Переворачивание. Обучение технике выполнения переворачивания с захватом руки, с захватом руки и дальней ноги сверху. Подвижная игра «Передача набивного мяча». |
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся. | |
33 | Итоговое тестирование по определению уровня физического развития и теоретических основ учащихся |
Тема № 6. Показательные выступления. | |
34 | Показательные выступления. |
Содержание курса внеурочной деятельности
4 год обучения
Программа «Детский фитнес и элементы самбо» состоит из двух разделов: Раздел № 1. Теоретические основы и Раздел № 2. Практический.
Раздел № 1. Теоретические основы - 4 часа
Тема № 1. Техника безопасности на занятиях фитнесом и самбо - 1 час
В теме раскрываются основные правила поведения учащихся на занятиях, требования к одежде и обуви, к местам проведения занятий, инвентарю, температурному режиму и освещенности.
Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса - 2 часа.
Рассказывается о морально-волевых качествах, формируемых во время занятий самбо.
Рассказывается о гармоничном развитии ребенка средствами художественной гимнастики.
Формы организации: просмотр видеофильма «Непобедимые» (о самбо), беседа о пользе занятий художественной гимнастикой.
Художественная гимнастика-гармония нежности, красоты и силы.
Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности - 1 час.
Дается оценка индивидуальному уровню физической подготовленности на основе данных, внесенных на протяжении всего периода прохождения курса. Делается самоанализ достижений.
Форма организации: практическая работа.
Раздел № 2. Практический - 30 часов
Тема № 1. Оздоровительная фитбол-аэробика и стретчинг - 6 часов.
Знакомство с базовыми шагами фитбол-аэробики. Комплексы упражнений под музыку с фитболом. на развитие различных групп мышц.
Формы организации: музыкально-танцевальное занятие с фитболом, подвижные игры с фитболом.
Тема № 2. Увлекательная акробатика - 7 часов.
Знакомство с акробатическими упражнениями: переворот боком «колесо», переворот вперед на две ноги, переворот вперед и назад на одну ногу, «рондат». Закрепление полученных навыков осуществляется в подвижных играх: «Делай как я», «Акробатические салки», «Часы пробили», «Проползи через мост».
Формы организации: практическое занятие с элементами акробатики, подвижные игры, акробатический флешмоб.
Тема № 3. Элементы художественной гимнастики - 7 часов.
Знакомство с гимнастическим предметом – лентой. Упражнения с лентой: махи, круги, «восьмерки», «змейки», «спирали». Движения выполняются в разных плоскостях и направлениях.
Знакомство с гимнастическим предметом-обручем. Упражнения с обручем: повороты в лицевой, боковой, и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища, ног, махи, круги обручем по дуге, по кругу, «восьмеркой», в различных плоскостях, наклоны с обручем (вперед, назад, в сторону), прыжки через обруч, в обруч, в качающийся обруч или вращая его как скакалку.
Форма организации: практическое занятие с предметами, подвижные игры с предметами.
Тема № 4. Самбо - 8 часов
Включает элементы страховки и самостраховки, технику бросков, удержаний, переворачиваний. Закрепление полученных навыков осуществляется в игровой форме.
Форма организации: практическое занятие с элементами самбо, подвижные игры.
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся -1 час
Оценка уровня физического развития осуществляется с помощью тестов. Для тестирования используются контрольные упражнения: подъем туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки через скакалку, наклон вперед из положения стоя, шпагат. Для определения уровня усвоения теоретических основ курса проводится собеседование по основным темам программы.
Форма организации: тестирование
Тема № 6. Показательные выступления - 1 час
Завершается четвертый год обучения открытым занятием для родителей, учителей и учащихся. Демонстрируются навыки, приобретенные на занятиях.
Форма организации: показательные выступления по темам программы.
Календарно - тематическое планирование
4 года обучения
№ занятия | Тема занятий |
Раздел № 1. Теоретические основы. Тема № 1. Техника безопасности на занятиях фитнесом и самбо | |
1 | Техника безопасности на занятиях фитнесом и самбо. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 1. Оздоровительная фитбол-аэробика. | |
2 | Обучение седу на фитболе, прыжкам на мяче, передачам фитбола друг другу. |
3 | Обучение базовым шагам, используемым в фитбол-аэробике (марш, приставной шаг, колено в верх, выпад, степ). Подвижные игры «Попади мячом в цель» |
4 | Фитбол-аэробика. Комплекс общеразвивающих упражнений с фитболами для мышц рук и плечевого пояса в разном темпе, с разной амплитудой под музыку. |
5 | Комплекс общеразвивающих упражнений с фитболами для мышц ног, в положении сидя, лежа и стоя под музыку. |
6 | Комплекс общеразвивающих упражнений с фитболами на развитие гибкости в исходных положениях сидя на фитболе, лежа и стоя под музыку. |
7 | Разучивание подвижных игр с фитболами: «Докати мяч», «Передай и сядь», «Догони мяч». |
Раздел № 1. Теоретические основы. Тема № 3. Самоконтроль, самооценка как условие развития самостоятельности | |
8 | Оценка индивидуального уровня физической подготовленности. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 2. Увлекательная акробатика. | |
9 | Совершенствование техники выполнения ранее изученных акробатических элементов. Подвижная игра «Делай как я». |
10 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «переворот боком» («колесо»). Подвижная игра «Акробатические салки». |
11 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «мост на одну ногу». Подвижная игра «Проползи через мост». |
12 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «рондат». |
13 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «переворот вперед на две ноги». Подвижная игра со скакалкой «Часы пробили» |
14 | Обучение технике выполнения акробатического упражнения «переворот вперед на одну ногу» и «переворот назад на одну ногу». Подготовка к акробатическому флешмобу. |
15 | Акробатический флешмоб. |
Раздел № 1. Теоретические основы. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
16 | Художественная гимнастика-гармония нежности, красоты и силы. |
Раздел № 2. Практический. Тема № 3. Элементы художественной гимнастики. | |
17 | Упражнение с лентой. Ознакомление с техникой выполнения упражнений с лентой (рисунок: большие и малые круги). |
18 | Ознакомление с техникой выполнения рисунка лентой (вертикальная и горизонтальная змейки). |
19 | Ознакомление с техникой выполнения рисунка лентой (спираль). |
20 | Упражнение с обручем. Ознакомление с техникой выполнения маховых движений обручем во всех направлениях. |
21 | Ознакомление с техникой выполнения круговых движений обручем одной и двумя руками |
22 | Ознакомление с техникой выполнения бросков и перебросов обруча одной и двумя руками. |
23 | Разучивание простейшей комбинации с предметами (обруч, лента). |
Раздел № 1. Теоретические основы. Тема № 2. Основы знаний о видах и направлениях детского фитнеса. | |
24 | Самбо как средство воспитания морально - волевых качеств занимающихся |
Раздел № 2. Практический. Тема № 4. Самбо. | |
25 | Броски. Обучение технике выполнения броска через спину с захватом руки на плечо. Подвижная игра «Дуэль». |
26 | Броски. Обучение технике выполнения задней подножки. Подвижная игра «Упрямые барашки». |
27 | Броски. Обучение технике выполнения броска через спину (плечо) с захватом рукава и отворота. Подвижная игра «Охота на лис». |
28 | Броски. Обучение технике выполнения броска через бедро с захватом шеи. Подвижная игра «Регби на коленях». |
29 | Броски. Обучение технике выполнения передней подножки. Подвижная игра «Перетягивание каната» |
30 | Удержания. Обучение технике выполнения удержания со стороны головы, со стороны головы без захвата рук. Подвижная игра «Наступи на ногу». |
31 | Переворачивание. Обучение технике переворачивания косым захватом Подвижная игра «Третья точка». |
32 | Переворачивание. Обучение технике переворачивания захватом рукава и шеи или только шеи. Подвижная игра «Петушиные бои» |
Тема № 5. Оценка теоретических знаний и физической подготовленности учащихся. | |
33 | Итоговое тестирование по определению уровня физического развития и теоретических основ учащихся |
Тема № 6. Показательные выступления. | |
34 | Показательные выступления. |
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Для эффективной работы с детьми используются методические материалы в виде:
- презентаций для освоения теоретической части образовательного процесса;
- картотеки комплексов упражнений общеразвивающего и специального воздействия;
- картотеки подвижных игр;
- методической копилки с веб – квестами;
- методической копилки с разработками фитнес – комплексов, занятий – путешествий, занятий-экскурсий, фестивалей, показательных выступлений;
- флешкарты, диски с музыкальной и видео подборкой образовательного материала.
Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы следующие условия:
- спортивный зал с инвентарем и оборудованием.
Спортивное оборудование:
- спортивные коврики по количеству детей;
- гимнастические маты;
- ковер из пазлов для занятий самбо и акробатикой;
- фитбол-мячи по количеству детей;
- обручи, гантели, ленты, мячи и скакалки по количеству детей.
Вспомогательное оборудование:
- ноутбук;
- акустические колонки;
- экран для работы с видеофайлами;
- проектор.
Спортивная форма
- для самбо;
- для показательных выступлений.
Формы и виды контроля.
Для определения уровня развития физических качеств учащихся используется входное и итоговое тестирование. Входное тестирование осуществляется педагогом в начале первого года обучения (Приложение № 2, таблица № 2) для определения начального уровня развития обучающихся. Итоговое тестирование проводится по окончании каждого года обучения (Приложение № 2, таблица № 2), для осуществления анализа и корректировки образовательной деятельности учителя.
По завершению программы обучения проводится дополнительное тестирование по специальной физической подготовке с включением нормативов по овладению техникой элементов самбо, гимнастических и акробатических упражнений, фитнес -комплексов под музыку (Приложение № 2, таблицы № 3,4).
Теоретические знания оцениваются педагогом в ходе бесед и собеседований с обучающимися по каждой пройденной теме программы (Приложение № 3, таблица № 5).
Данные о личностных качествах обучающихся, сформированных в ходе прохождения программы заносятся педагогом по завершению всего курса обучения в их дневники самонаблюдений, вместе с результатами тестирования. Оценку личностных качеств обучающихся педагог осуществляет по трехбалльной системе. (Приложение № 1, таблица № 1).
Кроме тестирований для оценки результативности прохождения программы используются:
- участие в показательных выступлениях;
- участие в спортивных праздниках;
- участие в оздоровительных и спортивных фестивалях;
- участие в открытых занятиях;
- участие во флешмобах;
- портфолио учащихся;
Список используемой литературы
Литература для педагогов
1.Крупник Е.Я. «Боевые слоны» или игровой способ изучения приемов самозащиты. Москва, 2012 г.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002.
3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002.
4. Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2003.
5. Тараненко В.Н. Спортивное самбо для начинающих. Москва. 2011.
6. Турлова Л.В., Программа по дисциплине «Ритмика» [Текст] / Л.В. Турлова – Троицкое, 2008. – 12 с.
7. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс»2007г.
8. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб, «Детство-пресс»2001г.
9. Харлампиев А. А. Система самбо. – Москва. ФАИР-ПРЕСС 2014.
10. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
11. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо/ Под редакцией С.Е.Табакова. – изд.5-е, - М.: Физкультура и спорт, 2002.
Литература для учащихся
1.Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих/ - М., 2001.
2. Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родителей. Т-1., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М:Амрита-Русь, 2004. – 272 с.
3. Скребцова Л., Сркебцова М., Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родителей. Т-2., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М: Амрита -Русь, 2006. – 224с.
Приложения
Приложение № 1
Показатели оценки развития личностных качеств обучающихся.
Таблица № 1
Качества личности | Признаки проявления качеств личности | |||
Ярко проявляются 3 балла | Проявляются 2 балла | Слабо проявляются 1 балл | Не проявляются 0 баллов | |
Мотивационная сфера: - активность, - организаторские способности | Активный, целеустремленный, трудолюбивый, инициативный, любознательный, добивается высоких результатов, является организатором деятельности группы. | Активный, любознательный, трудолюбивый, добивается хороших результатов. | Часто является наблюдателем за деятельностью других, неактивный, с невысокой результативностью. | Неактивный, мешающий заниматься другим. |
Коммуникативная сфера: - коммуникативные навыки, - коллективизм | Дружелюбный, инициативный, общительный, коммуникабельный, не вступает в конфликты, способен выступить перед аудиторией. | Дружелюбный, общительный, способен выступить перед аудиторией, но инициатива исходит от руководителя | Дружеские отношения поддерживает не со всеми, неохотно выступает перед аудиторией, часто работает индивидуально | Конфликтный, малообщительный, безынициативный |
Эмоциональноволевая сфера: - ответственность, - самостоятельность, - дисциплинированность | Дисциплинированный, ответственный, требующий от других того же. Отлично справляется с поручениями педагога. Соблюдает правила поведения и техники безопасности и призывает к этому других. | Дисциплинированный, соблюдает правила поведения и техники безопасности, но не требует этого от других, справляется с поручениями руководителя. | Соблюдает дисциплину и правила поведения только под контролем руководителя, неохотно участвует в выполнении поручений, не доводит начатое дело до конца. | Часто нарушает дисциплину, не выполняет поручения руководителя. |
Ценностно-смысловая сфера: - нравственность, - гуманность | Доброжелательный, честный, держит слово, вежливый, обходительный по отношению к другим. | Доброжелательный, честный, держит слово, вежливый, обходительный по отношению к другим, но не требует этого от других. | Допускает грубость в общении со сверстниками, не держит слово, оказывает помощь другим в выполнении поручений по просьбе руководителя, в общении со старшими скромен. | Грубый, лживый со всеми, недоброжелательный |
Интеллектуальная сфера: - понятийное мышление, - творческое мышление | Смышленый, способен самостоятельно находить необходимые знания и применять их на практике, имеет широкий кругозор, отличается хорошей памятью и вниманием, способен творчески мыслить, делать выводы, успешно учится, умеет слушать других, ценит мнение окружающих, умеет выделять главное и находить рациональные решения. | Смышленый, рассудительный, но способен допускать некоторые ошибки в понимании других и выполнении логических операций, способен самостоятельно исправлять допущенные ошибки, не всегда получается сделать выводы. Хорошо обучается, но не всегда может применить полученные знания на практике. | Рассудительный, но часто делает ошибки при выполнении логических операций, не может сделать выводы, не способен оценить реальную ситуацию. Способен исправлять ошибки только с помощью взрослого. | Не отличается широтой кругозора, слабо развит понятийный аппарат, не дает обоснований своим рассуждениям, не умеет анализировать, делать выводы. |
Приложение № 2
Определение уровня физической подготовленности учащихся
Тестирование на определение уровня освоения программного материала осуществляется в начале и конце каждого учебного года, с целью определения эффективности учебного процесса и при необходимости корректировки образовательного маршрута каждого занимающегося. Материал для тестирования подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, их физической подготовленности и используется как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Таблица № 2
Критерии для определения уровня общей физической подготовленности учащихся по каждому году обучения.
№ | Контрольные упражнения | Уровень освоения программы | |||||||||||
низкий | средний | высокий | |||||||||||
1кл. | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл. | 2кл | 3кл. | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||
1 | Подъём туловища из положения лежа на спине | 7 мал 5 дев | 9 7 | 11 9 | 13 11 | 10 8 | 12 10 | 14 12 | 16 14 | 13 10 | 15 12 | 17 14 | 20 16 |
2 | Сгибание и разгибание рук в положении упор лёжа | 3 мал. 1 дев | 5 2 | 7 3 | 9 4 | 5 3 | 7 4 | 9 5 | 11 6 | 7 5 | 9 6 | 11 7 | 13 8 |
3 | Прыжок через скакалку за 1 минуту | 5 | 10 | 15 | 20 | 10 | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 | 30 |
4 | Наклон вперед из положения стоя. | Касание пальцами пола | Касание ладонями пола | 10 мал 12 дев | 12 14 | 14 16 | 16 18 |
Таблица № 3
Критерии для определения уровня специальной физической подготовленности учащихся, завершивших обучение по курсу внеурочной деятельности
№ | Контрольные упражнения | Уровень освоения программы | ||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Шпагаты (прямой, поперечные. | 20см. до пола | 5 - 10 см. до пола | Сидит на полу, выворотность правильная |
2 | Варианты страховки (самбо) | Падение через сторону, удар туловищем о ковер, жесткое приземление, ошибки при группировке | Падение с касанием головой | Мягкое приземление, правильная амортизация руками |
3 | Базовые элементы: стойки, захваты, передвижения | Учитывается общая сумма баллов. | ||
4 | Техника самбо (броски, болевые приемы, удержания) | Только для учащихся 3-4 классов | ||
Прием выполнен с ошибками, назван неправильно. | Прием выполнен с мелкими ошибками, назван правильно. | Прием выполнен без ошибок, назван правильно. |
Таблица № 4
Параметры оценивания гимнастических и фитнес комплексов
№ | ФИО учащегося | Сформировался навык выполнения основных видов гимнастических и общеукрепляющих упражнений под музыку, ритмично. | Сформировался навык владения гимнастическими предметами (палки, флажки, обруч, лента, мяч, скакалка). | Сформировался навык выполнения акробатических упражнений. |
Приложение № 3
Таблица № 5
Уровни усвоения теоретических основ курса внеурочной деятельности
Уровни усвоения | Показатели выполнения |
Высокий | Демонстрирует глубокое понимание сущности учебного материала, использует его в деятельности, способен логично его излагать. |
Средний | В ответе содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки, которые учащийся может самостоятельно исправить или с небольшой помощью учителя. |
Низкий | В ответе отсутствует логика, имеются пробелы в знаниях учебного материала, нет умения использовать знания на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет.
Программа содержит материал по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса для обучающихся 7 биотехнологического класса "Биогенные элементы"....
Программа курса внеурочной деятельности «Самбо»
1.1.Пояснительная запискаВ основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и осново...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классах и реализуется в курсе внеурочной деятельности по информатике...
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"
Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» (с углубленной специализацией «Грепплинг»).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Самбо» (с углубленной специализацией «Грепплинг») - методическая разработка по реализации программы "Самбо в школу"....
- Мне нравится (1)