РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классах и реализуется в курсе внеурочной деятельности по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_halo_ar.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
5 класс
г. Санкт-Петербург
2022 г.
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП
Цель курса: повышение уровня цифровой грамотности обучающихся 5 классов общеобразовательных школ посредством их знакомства с элементами технологии дополненной реальности.
Задачи курса:
- Познакомиться с понятием «дополненная реальность», с ее особенностями и сферами применения;
- Изучить составляющие цифровой грамотности;
- Показать обучающимся связь цифровой грамотности и технологии дополненной реальности;
- Изучить особенности работы в приложении Halo AR;
- Изучить компоненты цифровой грамотности путем выполнения лабораторных работ, базирующихся на использовании технологии дополненной реальности;
- Сформировать у учащихся способности к работе с технологией дополненной реальности;
- Сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
- Сформировать у учащихся навыки работы с информацией, представленной в различных ее формах и видах.
Курс «Halo AR. Знакомство с элементами технологии дополненной реальности» ориентирован на обучающихся 5 классов. Он позволяет продемонстрировать школьникам основы эффективного использования технологии дополненной реальности при работе с информацией, а также повысить их знания особенностей цифрового мира.
Основные образовательные результаты изучения курса:
Учащиеся будут знать:
- Сущность понятия «дополненная реальность», особенности и принципы работы с технологией, различия технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальностей;
- Предпосылки и историю становления технологии дополненной реальности, возможные достоинства и недостатки, перспективы развития;
- Компоненты дополненной реальности, существующие направления работы с ней, виды маркеров, требования к ним и особенности их создания;
- Примеры эффективного применения элементов технологии дополненной реальности при решении учебных и бытовых задач.
Учащиеся будут уметь:
- Анализировать свою учебную деятельность и организовывать её в соответствии с поставленной образовательной задачей с применением элементов технологии дополненной реальности, направленной на повышение эффективности обучения;
- Создавать простейшие информационные модели, объекты и маркеры, служащие содержательным наполнением учебной деятельности;
- Демонстрировать виртуальные объекты в реально существующем окружении путём использования средств и возможностей технологии дополненной реальности.
Учащиеся будут владеть:
- Навыками работы с элементами технологии дополненной реальности;
- Навыками безопасного поведения в цифровом пространстве.
Помимо сформулированных знаний и умений, сформированных у обучающихся после изучения курса внеурочной деятельности, можно выделить следующие личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты освоения данной учебной дисциплины:
Личностные:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- наличие умения взаимодействовать с основной и дополнительной информацией при решении учебных, учебно-познавательных и бытовых задач.
Метапредметные:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, структурирование и визуализация информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- использование технологии дополненной реальности при изучении информатики и других школьных дисциплин, а также разумное её применение в повседневной жизни.
Предметные:
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных, в том числе средств технологии дополненной реальности;
- формирование умений находить и видеть области, в которых технология дополненной реальности будет работать эффективно;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 20 академических часов.
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад. час. |
Аудиторные занятия (всего) | 15 |
В том числе: | |
Лекции | 7 |
Практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа (всего) | 5 |
В том числе: | |
Промежуточная аттестация (тест) | 1 |
Выполнение итогового проекта | 4 |
Общая трудоемкость час | 20 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
5 класс
№ ПП | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | В том числе | Самостоятельные работы | |
Лекции | Лабораторные работы | ||||
Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность» | 3 | 1 | 2 | – | |
1 | Тема 1. Введение в дополненную реальность | 3 | 1 | 1 | – |
2 | Тема 2. Функции приложения Halo AR | 1 | – | ||
Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность» | 12 | 6 | 6 | – | |
3 | Тема 1. Цифровая грамотность. Введение | 2 | 1 | 1 | – |
4 | Тема 2. Информационная безопасность | 2 | 1 | 1 | – |
5 | Тема 3. Коммуникативная безопасность | 2 | 1 | 1 | – |
6 | Тема 4. Введение в техническую безопасность (кибербезопасность) | 2 | 1 | 1 | – |
7 | Тема 5. Потребительская безопасность | 2 | 1 | 1 | – |
8 | Тема 6. Цифровое потребление | 2 | 1 | 1 | – |
12 | Итоговый тест | 1 | – | – | 1 |
13 | Итоговый проект | 4 | – | – | 4 |
5 | Итого | 20 | 7 | 8 | 5 |
4.2. Лабораторные занятия
№ ПП | Наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование лабораторных работ (5 класс) | Трудоемкость в часах |
1 | Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность» | Введение в дополненную реальность / Функции приложения Halo AR | 2 |
2 | Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность» | Цифровая грамотность. Введение / Информационная безопасность / Коммуникативная безопасность / Введение в техническую безопасность (кибербезопасность) / Потребительская безопасность / Цифровое потребление | 6 |
4.3. Самостоятельная работа учащегося
№ ПП | Наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРУ | Трудоемкость в часах |
1 | Итоговый тест | Тестирование | 1 |
2 | Итоговый проект | Проектная деятельность, выполнение проектов на свободную и заданную темы | 4 |
4.4. Содержание разделов и тем
Тема 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность»
- Дополненная реальность (AR). «Безмаркерная технология» AR. AR-технология на базе маркеров. Пространственная технология AR.
- Маркер. Сканер. Наложение.
Тема 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность»
- Цифровая грамотность. Цифровое потребление. Цифровые компетенции. Цифровая безопасность. Информационная безопасность. Коммуникативная безопасность. Техническая безопасность. Потребительская безопасность.
- Цифровая безопасность. Персональные данные.
- Коммуникативная безопасность. Цифровая репутация. Цифровой имидж. Сетевой этикет. Кибербуллинг.
- Техническая безопасность. Съемный носитель. Локальная сеть. Интернет. Вредоносные сайты. Электронная почта. Вредоносное ПО. Социальные сети.
- Потребительская безопасность. Мошенничество. Личные данные. Пароли. Угроза личной безопасности.
- Цифровое потребление. Медиаграмотность. Клиповое мышление. Системное мышление.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕССТАЦИИ
5.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ ПП | Виды контроля и аттестации | № и наименование блока дисциплины | Оценочные средства |
Форма | |||
1 | Текущий | 1-2 | Подготовка отчета по результатам выполнения лабораторных работ |
2 | Промежуточный | 1-2 | Итоговое тестирование |
3 | Промежуточный | 1-2 | Итоговые проекты |
5.2 Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине
Итоговый тест
- Дайте определение понятию «Технология дополненной реальности».
- Что положено в основу технологии дополненной реальности?
- В чем отличие технологии дополненной реальности от технологии виртуальной реальности?
- Перечислите существующие направления технологии AR.
- Дайте определение понятию «Цифровая грамотность».
- Дайте определение понятию «Компьютерный вирус».
- Какие из нижеперечисленных данных нельзя сообщать по электронной почте?
- PIN-коды
- Номера банковских счетов/кредитных карт
- Секретные слова/ответы на специальные вопросы, используемые при идентификации аккаунта/счета в системе электронного банкинга
- Пароли
- Ваше имя и фамилию
- Что понимают под информационной безопасностью?
- Приведите примеры персональных данных, которые помогают идентифицировать человека?
- Что является признаком фишинг-сообщения?
- Сообщение содержит обещание большой выгоды с минимальными усилиями
- В сообщении много ошибок, неточностей, противоречий
- В сообщении запрашиваются твои личные данные, финансовая информация, пароли
- Сообщение содержит угрозу для жизни и здоровья близких людей
- Что нужно делать, если над тобой издеваются в Сети?
- Блокировать отправку сообщений от хулигана
- Игнорировать тролля
- Рассказать взрослым
- Всё вышеперечисленное
- Когда можно полностью доверять новым онлайн-друзьям?
- Когда есть общие друзья
- Ничто не может дать 100%-ую информацию, что онлайн-другу можно доверять
- Поговорив по телефону
- После обмена фотографиями
- После длительного онлайн-знакомства (переписки)
- Дайте определение понятию «Баннер».
- Что делать, если вам приходить сообщение по электронной почте или во всплывающих окнах о том, что ваш компьютер заражён?
- Закрыть всплывающее окно и не нажимать ссылки в нём
- Пройти по предлагаемым ссылкам и скачать антивирусную программу
- Просканировать компьютер на возможные вирусы, при этом не переходить по незнакомым ссылкам
- Что следует делать, если вы увидели на сайте сообщение о том, что одна из программ на вашем компьютере устарела и требует обновления?
- Нажать на эту ссылку и перейти к скачиванию обновления
- Найти официальный сайт этой программы и скачать обновление оттуда
- Открыть программу, о которой идет речь, найти в её меню обновления и проверить, действительно ли имеются доступные обновления, и при их наличии, обновиться через программу
- Какие функции браузера не следует использовать на общественном компьютере?
- Режим инкогнито
- Автозаполнение форм
- Безопасный поиск
- Автосохранение паролей
- Перечислите правила потребительской безопасности.
- Дайте определение понятию «Клиповое мышление».
- Что может способствовать краже личных данных?
- Хранение паролей на рабочем столе
- Пересылка личных данных в общественных Wi-Fi сетях
- Пересылка паролей по электронной почте
- Установка мобильных приложений из неофициальных интернет-магазинов
- Переход по незнакомой ссылке
- Использование нелицензионного программного обеспечения
- Что нужно делать, если над тобой издеваются в Сети?
- Блокировать отправку сообщений от хулигана
- Игнорировать тролля
- Рассказать взрослым
- Всё вышеперечисленное
Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций
Таблица 2
Оценка | Показатели достижения заданного уровня освоения компетенций | Общая характеристика результатов обучения |
Отлично | Знания: сформированные систематические знания; Умения: сформированные умения Владения: высокий уровень владения навыками |
|
Хорошо | Знания: сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания, фрагментарные знания Умения: в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение Владения: в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение |
|
Удовлетвори-тельно | Знания: общие, но не структурированные знания Умения: в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение Владения: в целом успешное, но не систематическое применение |
|
Неудовлетво-рительно | Знания: отсутствие знаний или фрагментарные знания Умения: отсутствие умений или частично освоенное умение Владения: отсутствие навыков или фрагментарное применение |
|
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Новиков М.Ю. Использование технологий дополненной реальности при обучении информатике в школе. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2018. – №3. – С. 260-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34905477
- Шапочка Ю.Ю. Технология дополненной реальности как компонент формирования цифровой грамотности обучающихся / Ю.Ю. Шапочка // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2021. – № 3 (38). – С. 98-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46708939
7. РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информационно-справочные ресурсы сети интернет
- Дополненная реальность: будущее мобильных устройств? [Электронный ресурс]. URL: http://www.mforum.ru/phones/tests/102952.htm (дата обращения: 20.06.2022).
- Разработка элементов дополненной реальности для использования в процессе обучения школьников информатике. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12561/2/Devyaty2.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
- Как развить цифровую грамотность? [Электронный ресурс]. [2020]. URL: http://www.edutainme.ru/post/digital-literacy/ (дата обращения: 15.08.2022).
- Ключевые компетенции и новая грамотность. [Электронный ресурс]. [1993–2021]. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/literacy/digital (дата обращения: 15.08.2022).
- О четырёхкомпонентной модели цифровой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-chetyrehkomponentnoy-modelitsifrovoy-gramotnosti (дата обращения: 20.08.2022).
- Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovaya-gramotnost-i-ekologiya-globalnogo-setevogo-prostranstva (дата обращения: 20.08.2021).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3
Вид учебных занятий | Организация деятельности обучающихся |
Лекция | Написание конспекта лекций: необходимо кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Работа с терминами и понятиями: проверить понимание терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников, выписать их толкования в тетрадь. |
Практическое занятие | Порядок подготовки к практическому занятию: проработать конспект лекции по теме практического занятия. |
Подготовка к тестированию | Необходимо ориентироваться на конспекты лекций. |
9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
9.1. Требования к программному обеспечению учебного процесса
№ ПП | Наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование программ | Тип программ |
1 | Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность» | Браузер, Microsoft Word (или любой другой текстовый процессор), графический процессор, Halo AR | Прикладные |
2 | Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность» | Браузер, Microsoft Word (или любой другой текстовый процессор), графический процессор, Halo AR | Прикладные |
9.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе учителем на лекционных и практических занятиях для освоения обучающимися дисциплины включает компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор, удлинитель; свободный доступ к ресурсам сети Internet; браузер, MS Word, Halo AR.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса для обучающихся 7 биотехнологического класса "Биогенные элементы"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Технология военного дела"
Основными результатами выполнения программных требований являются:- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисципли...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестировани...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности Название: ТехнологияНаправление: Проектно-исследовательская деятельностьКласс: 5-7 классы (девочки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде по предмету «ТРУД» (технология) «ОЛИМП» для обучающихся 10-11 классов
Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование обучающихся, выполнение и...