Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса для обучающихся 7 биотехнологического класса "Биогенные элементы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа курса257.74 КБ
Файл КТП 44.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» разработана для учащихся 7-го биотехнологического инженерного класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Курс «Биогенные элементы» предполагает изучение распределения химических элементов и их миграцию в биосфере. Основными вопросами курса является вопрос о взаимосвязи  живого и неживого вещества, и влияние химических элементов на живые организмы. Основное содержание курса построено на химических понятиях: химический элемент, атом, периодическая система, химическая формула, свойства вещества, но, в то же время, включает в себя формирование навыков проведения химического эксперимента, включает необходимость владения биологическими понятиями, знание базовых понятий физики, экологии и географии.

Особенностью курса является то, что обучающиеся еще не знакомы с основой школьного курса химии, а является пропедевтическим курсом, где они получают и отрабатывают первоначальные навыки работы с химическими веществами в химической лаборатории под руководством педагога. Практические работы, предусмотренные в курсе, носят исследовательский  характер.

Целью освоения внеурочного курса является создание условий для формирования интереса к естественным наукам.

Задачи курса:

- изучение законов и теорий неорганической химии, которые являются фундаментом для освоения других естественнонаучных дисциплин;

- формирование первоначальных знаний для понимания взаимосвязи между строением и химическим свойствам вещества,  его  биологической активностью;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатамиизучения  курса «Биогенные элементы» являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность ответственного отношения к учению;
  • сформированностьосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметными результатами изучения курса «Биогенные элементы» являются:

  • формированиемежпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез
  • овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности;
  • совершенствование навыков работы с информацией ;
  • формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:  
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;  
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);  
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;  
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  •   определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;  описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;  
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:  

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;  
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;  
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;  
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;  
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;  
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;  
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:  

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  •   определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи спомощью знаков в схеме;  создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  •   строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  •   создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;  
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  •   строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Познавательные УУД:

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:  

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  •   определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;  
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;  
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;  
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;  строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;  
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:  

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;  
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;  
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;  
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;  

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);  
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;  
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;  
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;  
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;  
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);  
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:  

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;  
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;  
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;  
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную  гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты изучения  курса «Биогенные элементы»

Ученик научится:

-объяснять роль химических знаний в жизни человека. 

арактеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин;

-знать понятие химия и что изучает химия;

-раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

-различать тела и вещества;

- знать назначение химического оборудования и правила безопасной работы с ним; 

-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

-называть химические элементы;

-определять состав веществ по их формулам;

-различать простые и сложные вещества по химическим формулам;

-составлять формулы бинарных соединений;

-вычислять относительную молекулярную массу веществ;

-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

-давать характеристику вещества по составу;

-делать выводы на основе полученных практических результатов.

-характеризовать химический состав клетки;

-различать понятия химический элемент и химические вещество;

-классифицировать вещества, входящие в состав клетки;

-объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке;

-выделять биогенные элементы; 

-знать о  значении  химических элементов (калия, магния, железа, серы, азота, фосфора) для  живых организмов и их влиянии на живые организмы;

-различать химические и физические явления;

-вычислять массовую долю питательного элемента в удобрении;

- знать качественные реакции на кислород, углекислый газ и ионы железа;

- выявлять признаки, свидетельствующие о наличии химического элемента (магния, железа, фосфора) в продуктах питания;

-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять роль методов в практической деятельности людей;

-иметь представление о распределении химических элементов и их миграции  в биосфере;

-определять валентность атома элемента в соединениях;

-называть признаки и условия протекания химических реакций;

-выявляют признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛНОСТИ

Раздел курса

Содержаниераздела

Формы организации деятельности

Виды деятельности

  1. Химия – часть естествознания (4 часа)

Естествознание, как система научных знаний о природе. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

  • Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение».
  • Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

Практическая работа №1.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Познавательная,фронтальная

Работа с терминами и понятиями;

работа с информационными текстами;

  1. Моделирование

(4 часа)

Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Особенности моделирования в географии, физике, биологии.

ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
  • Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
  • Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
  • «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

Практическая работа №2.

Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Познавательная, парная; проектная .

Работа с информационными текстами; собирают модели молекул;

знакомятся с установками химического синтеза, поготовка мини-проекта.

  1. Химический элемент

(2 часа)

Химический элемент. Знаки химических элементов. Их обозначение, произношение. Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева.

Познавательная, игровая

Работа с терминами и понятиями, таблицами и схемами.

  1. Простые и сложные вещества (5 часов)

Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

ДЕМОНСТРАЦИИ

  • Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

Практическая работа №3

Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

Познавательная, проектная.

Решение задач;

работа с информационными текстами.

выполнение эксперимента;

подготовка мини-проекта.

  1. Химия и биология

(4 часа)

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  1. Определение содержания воды в растении.
  2. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
  3. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
  4. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
  5. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

Практическая работа №4.

Распознавание минеральных и органических удобрений.

Познавательная,  фронтальная, проектная, игровая.

Вычерчивание схем;

составление таблиц;

подготовка докладов;

работа с дополнительной литературой.

  1. Биогенные элементы

(8 часов)

Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы. Значение элементов калия, натрия, магния, железа, серы, азота, фосфора для жизнедеятельности животного и растительного  организмов. Органические и неорганические удобрения. Расчет доли питательного элемента в удобрении. Избыток и недостаток химического элемента в живом организме.

Познавательная, проектная.

Составление таблиц и

диаграмм;

подготовка мини-проектов и докладов; решение задач.

  1. Качественные реакции в химии (7 часов)

Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Качественное определение элемента в продуктах питания. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.
  • Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
  • Взаимодействие  хлорида  железа  с  желтой   кровяной солью и гидроксидом натрия.
  • Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

  1. Обнаружение углерода в составе органического вещества.
  2. Обнаружение серы в составе органического вещества.
  3. Обнаружение ионов хлора.
  4. Обнаружение ионов железа.
  5. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Практическая работа №4. Изучение процесса коррозии железа.

Парная, индивидуальная, практическая

Выполнение опытов с элементами исследования;

наблюдение;

работа с терминами и понятиями.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

Раздел курса «Химия – часть естествознания» (4 часа)

  1. Естествознание, как система научных знаний о природе.
  2. Предмет химии.
  3. Физические тела и вещества. Свойства веществ.
  4. Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Раздел курса «Моделирование» (3 часа)

  1. Химические модели.
  2. Особенности моделирования в географии, физике, биологии.
  3. Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Раздел курса «Химический элемент» (2 часа)

  1. Знаки химических элементов.
  2. Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева.

Раздел курса «Простые и сложные вещества» 6 часов)

  1. Химические формулы веществ.
  2. Индексы и коэффициенты.
  3. Простые и сложные вещества.
  4. Качественный и количественный состав вещества
  5. Анализ домашнего эксперимента (практической работы) – защита мини-проектов.
  6. Зачет

Раздел курса «Химия и биология» (4 часа)

  1. Химический состав живой клетки. Неорганические вещества.
  2. Органические вещества живой клетки.
  3. Биологическая роль воды в живой клетке.
  4. Биологическое значение химических веществ для жизнедеятельности организмов.        

Раздел курса «Биогенные элементы» (8часов)

  1. Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы.
  2. Значение калия и натрия, для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.
  3. Значение магния и  железа для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.
  4. Значение серы, азота и фосфора для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.
  5. Органические и неорганические удобрения.
  6. Практическая работа №4. Распознавание минеральных и органических удобрений.
  7. Избыток и недостаток химического элемента в живом организме.
  8. Расчет доли питательного элемента в удобрении.

Раздел курса «Качественные реакции в химии» (7 часов)

  1. Качественные реакции.
  2. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
  3. Качественное определение элемента в продуктах питания.
  4. Качественное определение элемента в продуктах питания.
  5. Определяемое вещество и реактив на него.
  6. Зачет
  7. Практическая работа №5. Изучение процесса коррозии железа.



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 176 КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТО

на заседании кафедры естественно-географического цикла МБОУ технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области

Протокол № ____   

от « ___ » _________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОУ технического лицея № 176 Карасукского района

Новосибирской области

Н.Н. Ломиковская

«         »                 2020 г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу внеурочной деятельности

«Биогенные элементы»

(основное общее образование)

учителя

Парпура О.Н.

2020 – 2021 учебный год

№ п/п

Раздел

Тема

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Демонстрации  лабораторные опыты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

                                                                                             Химия — часть естествознания.

Естествознание, как система научных знаний о природе.

Объяснять роль химических знаний в жизни человека. Характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин.

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи составлять сложный план текста; получать информацию из различных источников, проводить наблюдение.

Регулятивные:

Выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умения применять полученные знания в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умения применять полученные знания в практической деятельности.

Работа с терминами и понятиями;

работа с информационными текстами;

ДЕМОНСТРАЦИИ:

Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

Предмет химии.

Знать понятие химия, что изучает химия;  объясняют роль методов в практической деятельности людей

Физические тела и вещества. Свойства веществ.

Различать тела и вещества; описывают свойства веществ.

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи; получать информацию из различных источников, проводить наблюдение.

Регулятивные:

Выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме.

Описывают свойства веществ, составляют сравнительные таблицы, работают со справочным материалом. Выполняют  наблюдения и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами

ДЕМОНСТРАЦИИ:

Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение».

Практическая работа №1. 

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Различать химическое оборудование, знают назначение химического оборудования и правила безопасной работы с ним.

Познавательные:

Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки.

Работают с таблицами; химическим оборудованием и веществами в соответствии с  правилами ТБ. Оформляют отчет.

                                                Моделирование.

Химические модели.

Иметь представление о химических моделях: предметных (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковых, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). 

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные:

организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные:

Слушать учителя и одноклассников строить речевые высказывания в устной форме выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.

 Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, понимание значимости фундаментальных представлений об атомно- молекулярном строении вещества для формирования целостной картины мира; понимание сложности и бесконечности процесса познания.

Описывают модели атомов, молекул, кристаллических решеток;

собирают модели молекул по схемам;

делают рисунки; ищут в источниках информации фото и рисунки аппаратов для химических синтезов.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

Особенности моделирования в географии, физике, биологии.

Понимать и различать особенности моделирования в географии, физике, биологии.

Работают с терминами и понятиями,

с информацион-ными текстами; собирают модели молекул.

ДЕМОНСТРАЦИИ:

Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).

Практическая работа №2.

Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

Знать устройство спиртовки и правила работы с ней.

Познавательные:

Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки.

Наблюдают и описывают химические эксперимент с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с  правилами ТБ. Оформляют отчет. 

                                                 Химический элемент.

Химический элемент. Знаки химических элементов.

Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»; называть химические элементы.

Познавательные:

Устанавливать причинно- следственные связи сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные:

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты. 

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме.        

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, навыков самоконтроля и самооценки.

Классифици- руют названия химических элементов, составляют таблицу.

Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева.

Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

Познавательные:

Устанавливать причинно- следственные связи сравнивать и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные:

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме.        

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, навыков самостоятельной работы и самооценки.

Описывают  положение элемента в таблице Д. И. Менделеева.

                                                Простые и сложные вещества

Химические формулы веществ.

Определять состав веществ по их формулам;

давать характеристику вещества по составу;

Познавательные:

Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Регулятивные:

Сравнивать, классифицировать и обобщать факты, работать в соответствии с изученными алгоритмами действий. Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме.        

Формирование коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, понимание значимости естественно- научных и математических знаний для решения практических задач..

Описывают вещества на основании его химической формулы

Индексы и коэффициенты.

Определять состав веществ по их формулам

Составляют формулы бинарных соединений.

Простые и сложные вещества.

Раскрывать смысл понятий « «простое вещество», «сложное вещество»; давать характеристику вещества по составу

Дают характеристику вещества по плану.

ДЕМОНСТРАЦИИ

Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них

Качественный и количественный состав вещества

Определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; вычислять относительную молекуляр-ную массу вещества;

Решают расчетные задачи по химическим формулам

Практическая работа №3.

Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

Анализ практической работы.

Учащиеся умеют делать выводы на основе полученных практических результатов.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Коммуникатив-ные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, умение вести беседу.

Формирование умения делать выводы на основе полученных практических результатов по итогам эксперимента.

Защита мини-проекта

Зачет

Понимание причины успеха в своей учебной деятельности; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Составляют план ответа, отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные письменные задания

                                                  Химия и биология.

Химический состав живой клетки. Неорганические вещества.

Характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химические вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке.

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, умение вести беседу.

Формирование познавательного интереса к изучению взаимосвязи объектов неживой и живой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности органических и неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности.

Работают с текстом, составляют схемы и заполняют таблицы.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

1.Определение содержания воды в растении.

Органические вещества живой клетки.

Работают с текстом, составляют схемы и заполняют таблицы.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

2.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

3.Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

4.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

5.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

Биологическая роль воды в живой клетке.

Защищают мини-проекты; выступают с докладами.

Биологическое значение химических веществ  для жизнедеятельности организмов.

Учавствуют в соревновании

«Из чего состоит живая клетка».

                                                    Биогенные элементы.

Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы.

Различать понятия химический элемент и химические вещество, макроэлемент и микроэлемент; выделять биогенные элементы; иметь представление о распределении химических элементов и их миграции  в биосфере;

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Работают с информацион-ными текстами, заполняют таблицу.

Значение калия и натрия, для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.

Знать о  значении  химических элементов для  живых организмов и их влиянии на живые организмы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Выступают с докладами, заполняют таблицу.

Значение магния и  железа для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.

Знать о  значении  калия и натрия для  живых организмов и их влиянии на живые организмы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Выступают с докладами, заполняют таблицу.

Значение серы, азота и фосфора для жизнедеятельности животного и растительного  организмов.

Знать о  значении  магния и железа для  живых организмов и их влиянии на живые организмы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Выступают с докладами, заполняют таблицу.

Органические и неорганические удобрения.

Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Работают с информацион-ными текстами, составляют диаграммы, заполняют таблицу.

Практическая работа №4. Распознавание минеральных и органических удобрений.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Познавательные:

Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки.

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с  правилами ТБ. Оформляют отчет. 

Избыток и недостаток химического элемента в живом организме.

Знать о  значении  химических элементов для  живых организмов и их влиянии на живые организмы.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Выступают с докладами; защищают мини-проекты.

Расчет доли питательного элемента в удобрении.

Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; вычислять массовую долю питательного элемента в удобрении;

Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивны: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы.  

 Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний.

 Решают  

 расчетные

 задачи в

 группах

 и

 самостоятельно.

                                                  Качественные реакции в химии.

Качественные реакции.

Раскрывать смысл

понятий

«химическая реакция»;

различать химические и физические явления

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков

Работают с терминами и понятиями

Распознавание веществ с помощью качественных реакций.

Знают качественные реакции на кислород, углекислый газ и ионы железа.

Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия

Ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов; составляют и заполняют таблицу.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Взаимодействие  хлорида  железа  с  желтой   кровяной солью и гидроксидом натрия.

Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.

Качественное определение элемента в продуктах питания.

Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии углерода, серы, фосфора в продуктах питания.

Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний.

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов; заполняют таблицу.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

6.Обнаружение углерода в составе органического вещества.

7.Обнаружение серы в составе органического вещества.

Качественное определение элемента в продуктах питания.

Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии железа, магния, хлора в продуктах питания.

Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний.

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

8.Обнаружение ионов хлора.

Определяемое вещество и реактив на него.

Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии химического элемента.

Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний.

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ:

9.Обнаружение ионов железа.

10.Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Практическая работа №5. Изучение процесса коррозии железа.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Познавательные:

Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.

Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки.

Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с  правилами ТБ. Оформляют отчет.

Зачет

Понимание причины успеха в своей учебной деятельности.

Составляют план ответа, отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные письменные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...