Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса для обучающихся 7 биотехнологического класса "Биогенные элементы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса | 257.74 КБ |
КТП | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» разработана для учащихся 7-го биотехнологического инженерного класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Курс «Биогенные элементы» предполагает изучение распределения химических элементов и их миграцию в биосфере. Основными вопросами курса является вопрос о взаимосвязи живого и неживого вещества, и влияние химических элементов на живые организмы. Основное содержание курса построено на химических понятиях: химический элемент, атом, периодическая система, химическая формула, свойства вещества, но, в то же время, включает в себя формирование навыков проведения химического эксперимента, включает необходимость владения биологическими понятиями, знание базовых понятий физики, экологии и географии.
Особенностью курса является то, что обучающиеся еще не знакомы с основой школьного курса химии, а является пропедевтическим курсом, где они получают и отрабатывают первоначальные навыки работы с химическими веществами в химической лаборатории под руководством педагога. Практические работы, предусмотренные в курсе, носят исследовательский характер.
Целью освоения внеурочного курса является создание условий для формирования интереса к естественным наукам.
Задачи курса:
- изучение законов и теорий неорганической химии, которые являются фундаментом для освоения других естественнонаучных дисциплин;
- формирование первоначальных знаний для понимания взаимосвязи между строением и химическим свойствам вещества, его биологической активностью;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатамиизучения курса «Биогенные элементы» являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность ответственного отношения к учению;
- сформированностьосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Биогенные элементы» являются:
- формированиемежпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез
- овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности;
- совершенствование навыков работы с информацией ;
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить∙ средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи спомощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Познавательные УУД:
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты изучения курса «Биогенные элементы»
Ученик научится:
-объяснять роль химических знаний в жизни человека.
-характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин;
-знать понятие химия и что изучает химия;
-раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
-различать тела и вещества;
- знать назначение химического оборудования и правила безопасной работы с ним;
-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
-называть химические элементы;
-определять состав веществ по их формулам;
-различать простые и сложные вещества по химическим формулам;
-составлять формулы бинарных соединений;
-вычислять относительную молекулярную массу веществ;
-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
-давать характеристику вещества по составу;
-делать выводы на основе полученных практических результатов.
-характеризовать химический состав клетки;
-различать понятия химический элемент и химические вещество;
-классифицировать вещества, входящие в состав клетки;
-объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке;
-выделять биогенные элементы;
-знать о значении химических элементов (калия, магния, железа, серы, азота, фосфора) для живых организмов и их влиянии на живые организмы;
-различать химические и физические явления;
-вычислять массовую долю питательного элемента в удобрении;
- знать качественные реакции на кислород, углекислый газ и ионы железа;
- выявлять признаки, свидетельствующие о наличии химического элемента (магния, железа, фосфора) в продуктах питания;
-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять роль методов в практической деятельности людей;
-иметь представление о распределении химических элементов и их миграции в биосфере;
-определять валентность атома элемента в соединениях;
-называть признаки и условия протекания химических реакций;
-выявляют признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛНОСТИ
Раздел курса | Содержаниераздела | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
| Естествознание, как система научных знаний о природе. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. ДЕМОНСТРАЦИИ:
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. | Познавательная,фронтальная | Работа с терминами и понятиями; работа с информационными текстами; |
(4 часа) | Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Особенности моделирования в географии, физике, биологии. ДЕМОНСТРАЦИИ
Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. | Познавательная, парная; проектная . | Работа с информационными текстами; собирают модели молекул; знакомятся с установками химического синтеза, поготовка мини-проекта. |
(2 часа) | Химический элемент. Знаки химических элементов. Их обозначение, произношение. Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева. | Познавательная, игровая | Работа с терминами и понятиями, таблицами и схемами. |
| Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. ДЕМОНСТРАЦИИ
Практическая работа №3 Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). | Познавательная, проектная. | Решение задач; работа с информационными текстами. выполнение эксперимента; подготовка мини-проекта. |
(4 часа) | Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Практическая работа №4. Распознавание минеральных и органических удобрений. | Познавательная, фронтальная, проектная, игровая. | Вычерчивание схем; составление таблиц; подготовка докладов; работа с дополнительной литературой. |
(8 часов) | Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы. Значение элементов калия, натрия, магния, железа, серы, азота, фосфора для жизнедеятельности животного и растительного организмов. Органические и неорганические удобрения. Расчет доли питательного элемента в удобрении. Избыток и недостаток химического элемента в живом организме. | Познавательная, проектная. | Составление таблиц и диаграмм; подготовка мини-проектов и докладов; решение задач. |
| Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Качественное определение элемента в продуктах питания. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Практическая работа №4. Изучение процесса коррозии железа. | Парная, индивидуальная, практическая | Выполнение опытов с элементами исследования; наблюдение; работа с терминами и понятиями. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИОГЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Раздел курса «Химия – часть естествознания» (4 часа)
- Естествознание, как система научных знаний о природе.
- Предмет химии.
- Физические тела и вещества. Свойства веществ.
- Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
Раздел курса «Моделирование» (3 часа)
- Химические модели.
- Особенности моделирования в географии, физике, биологии.
- Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Раздел курса «Химический элемент» (2 часа)
- Знаки химических элементов.
- Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева.
Раздел курса «Простые и сложные вещества» 6 часов)
- Химические формулы веществ.
- Индексы и коэффициенты.
- Простые и сложные вещества.
- Качественный и количественный состав вещества
- Анализ домашнего эксперимента (практической работы) – защита мини-проектов.
- Зачет
Раздел курса «Химия и биология» (4 часа)
- Химический состав живой клетки. Неорганические вещества.
- Органические вещества живой клетки.
- Биологическая роль воды в живой клетке.
- Биологическое значение химических веществ для жизнедеятельности организмов.
Раздел курса «Биогенные элементы» (8часов)
- Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы.
- Значение калия и натрия, для жизнедеятельности животного и растительного организмов.
- Значение магния и железа для жизнедеятельности животного и растительного организмов.
- Значение серы, азота и фосфора для жизнедеятельности животного и растительного организмов.
- Органические и неорганические удобрения.
- Практическая работа №4. Распознавание минеральных и органических удобрений.
- Избыток и недостаток химического элемента в живом организме.
- Расчет доли питательного элемента в удобрении.
Раздел курса «Качественные реакции в химии» (7 часов)
- Качественные реакции.
- Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
- Качественное определение элемента в продуктах питания.
- Качественное определение элемента в продуктах питания.
- Определяемое вещество и реактив на него.
- Зачет
- Практическая работа №5. Изучение процесса коррозии железа.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 176 КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО на заседании кафедры естественно-географического цикла МБОУ технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области Протокол № ____ от « ___ » _________ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области Н.Н. Ломиковская « » 2020 г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности
«Биогенные элементы»
(основное общее образование)
учителя
Парпура О.Н.
2020 – 2021 учебный год
№ п/п | Раздел Тема | Планируемые результаты | Основные виды деятельности обучающихся | Демонстрации лабораторные опыты | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Химия — часть естествознания. | |||||||
Естествознание, как система научных знаний о природе. | Объяснять роль химических знаний в жизни человека. Характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин. | Познавательные: Устанавливать причинно – следственные связи составлять сложный план текста; получать информацию из различных источников, проводить наблюдение. Регулятивные: Выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные:Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умения применять полученные знания в практической деятельности. Формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умения применять полученные знания в практической деятельности. | Работа с терминами и понятиями; работа с информационными текстами; | ДЕМОНСТРАЦИИ: Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. | ||
Предмет химии. | Знать понятие химия, что изучает химия; объясняют роль методов в практической деятельности людей | ||||||
Физические тела и вещества. Свойства веществ. | Различать тела и вещества; описывают свойства веществ. | Познавательные: Устанавливать причинно – следственные связи; получать информацию из различных источников, проводить наблюдение. Регулятивные: Выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме. | Описывают свойства веществ, составляют сравнительные таблицы, работают со справочным материалом. Выполняют наблюдения и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами | ДЕМОНСТРАЦИИ: Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение». | |||
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. | Различать химическое оборудование, знают назначение химического оборудования и правила безопасной работы с ним. | Познавательные: Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы. Регулятивные: Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки. | Работают с таблицами; химическим оборудованием и веществами в соответствии с правилами ТБ. Оформляют отчет. | |||
Моделирование. | |||||||
Химические модели. | Иметь представление о химических моделях: предметных (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковых, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: Слушать учителя и одноклассников строить речевые высказывания в устной форме выражать свои мысли согласно задачам коммуникации. Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, понимание значимости фундаментальных представлений об атомно- молекулярном строении вещества для формирования целостной картины мира; понимание сложности и бесконечности процесса познания. | Описывают модели атомов, молекул, кристаллических решеток; собирают модели молекул по схемам; делают рисунки; ищут в источниках информации фото и рисунки аппаратов для химических синтезов. | ДЕМОНСТРАЦИИ: Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. | ||
Особенности моделирования в географии, физике, биологии. | Понимать и различать особенности моделирования в географии, физике, биологии. | Работают с терминами и понятиями, с информацион-ными текстами; собирают модели молекул. | ДЕМОНСТРАЦИИ: Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). | ||||
Практическая работа №2. Наблюдения за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. | Знать устройство спиртовки и правила работы с ней. | Познавательные: Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы. Регулятивные: Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки. | Наблюдают и описывают химические эксперимент с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Оформляют отчет. | |||
Химический элемент. | |||||||
Химический элемент. Знаки химических элементов. | Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»; называть химические элементы. | Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: Сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, навыков самоконтроля и самооценки. | Классифици- руют названия химических элементов, составляют таблицу. | |||
Положение химических элементов в периодической таблице Д.И.Менделеева. | Раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; | Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, навыков самостоятельной работы и самооценки. | Описывают положение элемента в таблице Д. И. Менделеева. | |||
Простые и сложные вещества | |||||||
Химические формулы веществ. | Определять состав веществ по их формулам; давать характеристику вещества по составу; | Познавательные: Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта. Регулятивные: Сравнивать, классифицировать и обобщать факты, работать в соответствии с изученными алгоритмами действий. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме. | Формирование коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, понимание значимости естественно- научных и математических знаний для решения практических задач.. | Описывают вещества на основании его химической формулы | |||
Индексы и коэффициенты. | Определять состав веществ по их формулам | Составляют формулы бинарных соединений. | |||||
Простые и сложные вещества. | Раскрывать смысл понятий « «простое вещество», «сложное вещество»; давать характеристику вещества по составу | Дают характеристику вещества по плану. | ДЕМОНСТРАЦИИ Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них | ||||
Качественный и количественный состав вещества | Определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; вычислять относительную молекуляр-ную массу вещества; | Решают расчетные задачи по химическим формулам | Практическая работа №3. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). | ||||
Анализ практической работы. | Учащиеся умеют делать выводы на основе полученных практических результатов. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему. Коммуникатив-ные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, умение вести беседу. | Формирование умения делать выводы на основе полученных практических результатов по итогам эксперимента. | Защита мини-проекта | |||
Зачет | Понимание причины успеха в своей учебной деятельности; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Составляют план ответа, отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные письменные задания | |||||
Химия и биология. | |||||||
Химический состав живой клетки. Неорганические вещества. | Характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химические вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, умение вести беседу. | Формирование познавательного интереса к изучению взаимосвязи объектов неживой и живой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности органических и неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической деятельности. | Работают с текстом, составляют схемы и заполняют таблицы. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: 1.Определение содержания воды в растении. | ||
Органические вещества живой клетки. | Работают с текстом, составляют схемы и заполняют таблицы. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: 2.Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 3.Обнаружение крахмала в пшеничной муке. 4.Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). 5.Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. | |||||
Биологическая роль воды в живой клетке. | Защищают мини-проекты; выступают с докладами. | ||||||
Биологическое значение химических веществ для жизнедеятельности организмов. | Учавствуют в соревновании «Из чего состоит живая клетка». | ||||||
Биогенные элементы. | |||||||
Химические элементы в живых организмах. Макро- и микроэлементы. | Различать понятия химический элемент и химические вещество, макроэлемент и микроэлемент; выделять биогенные элементы; иметь представление о распределении химических элементов и их миграции в биосфере; | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Работают с информацион-ными текстами, заполняют таблицу. | |||
Значение калия и натрия, для жизнедеятельности животного и растительного организмов. | Знать о значении химических элементов для живых организмов и их влиянии на живые организмы. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Выступают с докладами, заполняют таблицу. | |||
Значение магния и железа для жизнедеятельности животного и растительного организмов. | Знать о значении калия и натрия для живых организмов и их влиянии на живые организмы. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Выступают с докладами, заполняют таблицу. | |||
Значение серы, азота и фосфора для жизнедеятельности животного и растительного организмов. | Знать о значении магния и железа для живых организмов и их влиянии на живые организмы. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Выступают с докладами, заполняют таблицу. | |||
Органические и неорганические удобрения. | Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Работают с информацион-ными текстами, составляют диаграммы, заполняют таблицу. | |||
Практическая работа №4. Распознавание минеральных и органических удобрений. | Использовать приобретенные знания в практической деятельности. | Познавательные: Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы. Регулятивные: Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки. | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Оформляют отчет. | |||
Избыток и недостаток химического элемента в живом организме. | Знать о значении химических элементов для живых организмов и их влиянии на живые организмы. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Выступают с докладами; защищают мини-проекты. | ||||
Расчет доли питательного элемента в удобрении. | Использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; вычислять массовую долю питательного элемента в удобрении; | Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Регулятивны: умение организовывать выполнение заданий; анализировать полученные данные и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний. | Решают расчетные задачи в группах и самостоятельно. | |||
Качественные реакции в химии. | |||||||
Качественные реакции. | Раскрывать смысл понятий «химическая реакция»; различать химические и физические явления | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков | Работают с терминами и понятиями | |||
Распознавание веществ с помощью качественных реакций. | Знают качественные реакции на кислород, углекислый газ и ионы железа. | Строят логические цепи рассуждений Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия | Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов; составляют и заполняют таблицу. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. | ||
Качественное определение элемента в продуктах питания. | Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии углерода, серы, фосфора в продуктах питания. | Строят логические цепи рассуждений Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний. | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов; заполняют таблицу. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: 6.Обнаружение углерода в составе органического вещества. 7.Обнаружение серы в составе органического вещества. | ||
Качественное определение элемента в продуктах питания. | Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии железа, магния, хлора в продуктах питания. | Строят логические цепи рассуждений Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний. | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: 8.Обнаружение ионов хлора. | ||
Определяемое вещество и реактив на него. | Выявляют признаки, свидетельствующие о наличии химического элемента. | Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний. | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и химических символов, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов. | ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ: 9.Обнаружение ионов железа. 10.Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. | ||
Практическая работа №5. Изучение процесса коррозии железа. | Использовать приобретенные знания в практической деятельности. | Познавательные: Самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы. Регулятивные: Планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы, определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп. | Формирование познавательного интереса к изучению химии, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельности в получении новых знаний, навыков самоконтроля и самооценки. | Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка, делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов.Работают с химическим оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Оформляют отчет. | |||
Зачет | Понимание причины успеха в своей учебной деятельности. | Составляют план ответа, отвечают на вопросы, выполняют индивидуальные письменные задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (7-8 классы) "Компьютерная графика и основы дизайна"
quot;Компьютерная графика и основы дизайна" 7-8 классы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (4-6 классы) "Картинная галерея"
quot;Картинная галерея" (4-6 классы)...
рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"
рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС
Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...