Образовательная программа по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет.
рабочая программа на тему
Программа содержит материал по общей физической подготовке с элементами самбо для детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_po_obshchey_fizicheskoy_podgotovke.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по общей физической подготовке
с элементами самбо
для детей 4-6 лет.
Составил: тренер высшей категории
по борьбе самбо
Ларин Евгений Евгеньевич
МОСКВА
2015 г.
Общие положения
Настоящий документ «Программа обучения элементам борьбы самбо в образовательных учреждениях города Москвы» (далее – «Программа») разработан и утвержден во исполнении распоряжения Правительства Москвы от 23 декабря 2008 года № 3036-РП «О мерах по развитию борьбы самбо в городе Москве» (пункт 4.: «Департаменту образования города Москвы: П. 4.1. Представить до 1 апреля 2009 г. в установленном порядке предложения о проведении эксперимента по включению борьбы самбо в учебные программы не менее чем в двух общеобразовательных школах в каждом административном округе города Москвы»).
Данная Программа определяет содержание учебного материала по обучению элементам борьбы самбо в образовательных учреждениях. Специально разработана для групп занятий физической культуры и спортом в целях предварительной подготовки к занятиям в группах «самбо», а также в целях общего оздоровления подрастающего поколения, развития волевых, силовых качеств, воспитания чувства ответственности и товарищества.
Борьба самбо представляет собой систему, содержащую приемы самозащиты и спортивной борьбы.
Цель и задачи:
Оздоровление всех занимающихся, а также подготовка детей для занятий в группах самбо. (Занятия в группах сократят часы начального этапа на занятиях в группе самбо, что даст дополнительную возможность для более досконального изучения практического курса первого года обучения).
Задачи программы:
- привить навыки личной гигиены;
- обучить правилам техники безопасности на занятиях и строевым упражнениям;
- развивать силовые и волевые качества;
- развивать гибкость, ловкость, быстроту, простые и сложные координационные навыки;
- обучить безопасному падению с использованием самостраховки;
- развивать морально–волевые качества, дух честного соперничества посредством включения в процесс различных игр и эстафет;
- обучить простейшим элементам борьбы.
Данная программа дает возможность всем обучающимся в школе получить дополнительные двигательные навыки, а также освоить технику приемов страховки и самостраховки, воспитать морально-волевые качества, всесторонне развивать весь комплекс физических качеств.
Этапы программы
I этап – общеподготовительный. В этот период создаются основы для развития базовых физических качеств и координационных навыков, закладывается представление о занятиях спортом. Методический материал данного этапа рассчитан на занятия с группами обучающихся 4-6 лет, где учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 45 минут. Количество часов за год – 111 часов.
Задачи I этапа:
- ознакомить с правилами техники безопасности на уроках;
- привить навыки личной гигиены;
- обучить простейшим акробатическим упражнениям;
- сформировать навыки группировки и самостраховки;
- обучить различным подвижным играм и эстафетам.
К занятиям в группы 4-6 лет допускаются все дети, не имеющих медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности.
II этап(2-3 год обучения) – специально-подготовительный. В этот период продолжается развитие основных физических качеств, координационных навыков и закладываются основы для дальнейших занятий в группах самбо, а также создаётся возможность, по желанию или рекомендации тренера, переориентации на другие виды спорта.
Методический материал данного этапа рассчитан на занятия с группами обучающихся 4-6 лет, где учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 45 минут. Количество часов за год – 111 часов.
Задачи II этапа(2-3 год обучения):
- обучить правилам техники безопасности на уроках, привить навыки личной гигиены, обучить простейшим приемам закаливания и убедить в необходимости повседневного их применения;
- развивать силовые качества, координационные навыки;
- обучить приемам страховки и самостраховки;
К занятиям в группах допускаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности, а также изучаются основы техники падений и самостраховки.
Требования к организации тренировочного процесса.
Содержание тренировочного процесса определяется настоящей программой и учебными планами, в которых определяется минимум содержания учебного материала. Ответственность за создание условий учёбы и отдыха обучающихся несут должностные лица школы. Расписание занятий утверждается администрацией школы по представлению тренера с учётом установленных санитарно-гигиенических норм.
Эффективность учебного процесса определяется чёткой структурой, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов учебного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.
Работа в школе планируется в следующих формах: общий годичный план, тематический рабочий план группы, план каждого занятия. Основными формами учебных занятий являются: теоретические занятия, тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях.
Исходя из целей, занятия могут быть учебными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На тренировочных занятиях идёт не только изучение нового материала, закрепление пройденного, но и уделяется внимание общей и специальной работоспособности.
Контрольные занятия применяются в конце прохождения определённого раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачёты по технике, проводится тестирование, что позволяет наглядно представить качество проведённой работы.
Занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Эффективность занятий зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей учащихся.
В зависимости от этих факторов и этапов подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм.
Групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микро соперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений.
Индивидуальная форма обучения – учащиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, тренер может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого учащегося.
Фронтальная форма обучения позволяет тренеру одновременно контролировать выполнения задания всеми учениками, т.к. одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Одной из форм учебного процесса являются самостоятельные занятия. Тренер рекомендует упражнения для каждого учащегося, последовательность их выполнения, комплексы утренней гимнастики, и методическую литературу. Все занятия, кроме теоретических, состоят из трёх частей: вводноподготовительной, основной и заключительной.
Примерный план занятий обучающихся (мальчики и девочки).
Кол-во тренировочных занятий (дней) 2 , 2 часа в неделю
(1 занятие – 1 час)
Программный материал | Месяцы | |||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | Всего за год | |
Количество тренировочных занятий | 9 | 9 | 8 | 9 | 6 | 8 | 10 | 9 | 8 | 76 |
Кол-во тренировочных часов | 9 | 9 | 8 | 9 | 6 | 8 | 10 | 9 | 8 | 76 |
Общая физ.подготовка | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 38 |
Специальная физ.подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
Техническая подготовка | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 17 |
Теоретическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
Контрольные зачеты | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 |
Ожидаемый результат
В процессе изучения программы обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
I этап:
- правила техники безопасности на занятиях;
- требования к форме одежды на занятиях;
- правила личной гигиены.
II этап(2-3 год обучения):
- правила техники безопасности на занятиях и основы по предупреждению травм;
- правила личной гигиены;
- краткую историю самбо;
- краткие сведения о влиянии физических нагрузок на организм.
УМЕТЬ:
I этап:
- выполнять комплекс утренней гимнастики;
- выполнять кувырки боком, вперёд и назад в группировке;
- выполнять кувырок назад с самостраховкой;
- выполнять кувырок вперёд через плечо с самостраховкой;
- выполнять стойку на голове и руках с опорой;
II этап(2-3 год обучения):
- выполнять падение на спину с самостраховкой;
- выполнять виды падений с самостраховкой через партнёра;
- показать вставание на гимнастический и борцовский мост;
- выполнять забегания по кругу в положении упор головой в ковёр;
- выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки через скакалку, складывания в положении лёжа руки за головой;
ПРИМЕНЯТЬ:
- применение приемы группировки и самостраховки при неожиданном падении в быту (на улице, катке, дома, в школе и т.п.).
Содержание образовательной программы
Материалы для практических занятий (I этап).
Упражнения на гибкость:
- махи ногами с опорой (каждой ногой - мах вперед, назад, в сторону);
- шпагаты и полушпагаты;
-наклоны верёд, в стороны, сидя на полу;
-вставание на гимнастический и борцовский мост.
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
Упражнение на развитие мышц живота: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу;
Бег с ускорением.
Длительный бег (на выносливость).
Лежа на полу, на животе, руки обхватывают голени, голова повернута в сторону – перекаты туловища (вперед-назад).
Стойка на лопатках.
Приседания.
Ходьба в полуприседе, в полном приседе.
Акробатика:
- кувырки вперед, назад в группировке;
- перекат на спину с самостраховкой;
- самостраховка с кувырком вперёд через плечо;
- кувырки боком.
Игра – «Гигантские шаги». Учащимся предлагается преодолеть наибольшее расстояние, сделав меньше (или больше – по договоренности) прыжков, на одной, на обеих ногах или прыгая с одной на другую.
«Крокодильчики» – Водящий бегает за игроками на четвереньках, стараясь осалить всех игроков рукой, «осаленный», становится также водящим.
«Прыжки через движущуюся скакалку». Ребята размещаются на площадке в произвольном порядке. Двое водящих берут длинную скакалку (можно связать две короткие) за концы так, чтобы провисающая часть скакалки была примерно на высоте коленей, и ходят с ней вдоль площадки. Остальные играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через скакалку, задевший скакалку, сменяет одного из водящих.
«Снайпер». Все игроки размещаются на площадке в произвольном порядке. Водящий берет в руки мяч, считает до десяти и начинает бросать мяч в игроков, все остальные игроки разбегаются по залу. Если мяч попал в игрока, то водящий меняется с ним местами.
«Эстафета с прыжками». Команды с четным количеством человек строятся в колонны по одному за общей линией старта. Каждый игрок кладет руки на плечи впередистоящему и прыгает на одной ноге по направлению к поворотной стойке, установленной на расстоянии 12-15 м от линии старта. От стойки ребята прыгают в обратном направлении уже на другой ноге. Побеждает та команда, которая первой вернётся за линию старта.
«Салки, ножки на весу» В команде выбирается водящий, он считает до десяти и начинает бегать за игроками, стараясь осалить их рукой. Игроки во время игры могут лечь на спину и поднять вверх ноги, тогда они находятся в «домике» и водящий не может их осалить. Игрок, которого водящий осалил, выбывает из игры и ждет, когда водящий осалит остальных.
Различные эстафеты на закрепление изученного материала.
Примечание: в комплекс общеразвивающих и специальных упражнений могут быть добавлены упражнения, а также игры на усмотрение преподавателя.
Материалы для практических занятий (II этап 2-3 год обучения)
Упражнения на гибкость:
- махи ногами с опорой (каждой ногой - махи вперед, назад, в сторону);
- шпагаты и полушпагаты;
- различные наклоны вперёд, в стороны, сидя на полу;
- вставание на гимнастический и борцовский мост;
- забегания и перевороты на борцовском мосту.
Сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание).
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания).
Упражнения на развитие мышц живота:
- поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу;
- «книжка» - подъём туловища с одновременным поднятием прямых ног и поворотом (пальцами правой руки достать пальцев левой ноги и наоборот).
Упражнение на развитие мышц спины:
- разгибания (можно в парах) – лежа на животе, руки за головой, ноги под скамейкой;
- разгибания с одновременным подниманием туловища, руки за головой, и отрывом прямых ног;
- перетягивание (выполняется в парах) – сидя друг напротив друга и упираясь ногами, расставленными в стороны в стопы партнёра, тянуть его на себя за руки. Партнёр оказывает небольшое сопротивление. Затем меняются ролями.
Упражнение «Тачка». Один участник - в упоре на руках, другой держит его за ноги. Передвижение по залу. Затем участники меняются местами.
Партнеры стоят спиной друг к другу, цепляются руками под локти, один перетаскивает другого на спине. Далее меняются местами.
Упражнение «Пистолет». Приседание на одной и другой ноге, выпрыгивание из приседа.
Наскоки на скамейку с двух ног и в темпе отскок вверх.
Лазание по канату.
Бег с ускорением.
Длительный бег (на выносливость).
«Чехарда». Перепрыгивание друг через друга.
Упражнения с резиновыми бинтами.
Прыжки через скакалку.
Акробатика:
- кувырки в группировке вперед и назад;
- падение на спину с самостраховкой;
- самостраховка с кувырком вперёд через плечо;
- перевороты в сторону (колесо);
- кувырки боком;
- самостраховка при падениях, через партнёра вперёд и назад;
- кувырки в парах;
- переворот с головы и рук;
- полет-кувырок (в группировке, с самостраховкой);
- арабское сальто через козла.
Стойки на голове и руках.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Примечание: в комплекс общеразвивающих и специальных упражнений могут быть добавлены упражнения, а также игры на усмотрение преподавателя.
Примерная последовательность тем для занятий
Тема №1.
Введение.
Гигиена, закаливание, питание и режим для спортсмена. Значение гигиены, необходимость гигиены и закаливания, положительный эффект закаливания, необходимость соблюдения режима дня, правильность составления режима дня спортсмена. Строевые упражнения.
Тема № 2
Короткий обзор, чем предстоит заниматься на занятиях, чему научатся и возможные результаты. Форма одежды. Техника безопасности на занятиях. Строевые упражнения.
Тема № 3.
Врачебный контроль. Необходимость регулярного прохождения медицинского осмотра, диспансеризация.
Тема № 4.
Практические занятия ОФП: работа над гибкостью, простейшие упражнения на координацию, упражнения на развитие силы и выносливости, простые кувырки.
Тема №5.
Практические занятия: СФП (специальная физическая подготовка):
специальные упражнения на гибкость, развитие и совершенствование координации движений, специальные кувырки - с самостраховкой, падения вперёд и назад в парах, различные перевороты, акробатические упражнения через «козла» и на батуте, специальные упражнения на развитие силы рук, ног, спины и пресса. Включение элементов борьбы лёжа.
Тема № 6.
Практические занятия: Игры и эстафеты. Изучение новых подвижных игр, использование простых элементов пройденного материала в играх и эстафетах, развитие дополнительных координационных способностей, игрового мышления, чувства товарищества и ответственности, игры в командах.
Тема № 7, 8.
Практические занятия: Открытые уроки. Проходят два раза в год, желательно в присутствии родителей, упражнения выполняются на оценку или поощряются в любой другой форме. Повторение всех элементов ранее пройденного материала. Переводные испытания проводятся в качества открытого урока или зачетного занятия, на котором и происходит отбор наиболее подготовленных ребят и рекомендации остальным о дальнейших занятиях спортом.
Методическое обеспечение программы
Теоретические занятия должны проводиться в форме 5 минутных бесед.
Урок состоит из трёх частей.
Вводно-подготовительная часть. Задача: организовать внимание группы, умеренно разогреть организм занимающихся, подготовить мышцы, связки, системы организма к работе в основной части урока.
Средства: порядковые и строевые упражнения, ходьба, бег, упражнения на гибкость, силу, быстроту, ловкость, равновесие, специальные подготовительные упражнения.
Основная часть. Задача: изучение упражнений и дальнейшее развитие физических и волевых качеств.
Средства: гимнастические упражнения, акробатика (сначала изучение, затем закрепление в игре).
Заключительная часть. Задача: приведение организма в относительно спокойное состояние.
Средства: ходьба, упражнения на расслабление, игра, построение и подведение итогов.
Критерии оценок на различных этапах обучения
Тренер вправе самостоятельно выбирать системы и формы оценок занимающихся. Система нормативов, охватывает весь период обучения. Проверку уровня знаний, умений и навыков рекомендуется проводить по окончании курса, использование разнообразных методов диагностики и тестирования даёт возможность комплексного учёта качества обучения учащихся.
I этап подготовки – динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств (сила, выносливость, быстрота), уровень освоения правил безопасного падения и самостраховки, основ гигиены и самоконтроля.
Контрольные упражнения | Критерии успеваемости |
Правильность выполнения комплекса утренней гимнастики. | Умение держать основную стойку, движения амплитудные, спина, ноги и руки прямые. |
Стойка на лопатках. | Ноги и спина прямые, носки оттянуты, стоять 10 счетов. |
Вставание на гимнастический мост. | Ноги и руки прямые, стоять 10 счетов. |
Вставание на борцовский мост. | Накатиться на голову, касаясь носом ковра, стоять 10 счетов. |
Кувырок вперёд в группировке. | Перекат через спину в упор присев, не касаясь головой, фиксация группировки. |
Кувырок назад в группировке. | Перекат на спину с выносом ног в сторону, не касаясь головой в положение упор присев. |
Перекат на спину с самостраховкой. | Перекат на спину с выносом ног в сторону, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок руками о ковёр вдоль тела. |
Кувырок вперёд через плечо с самостраховкой. | Перекат через плечо на бок, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок рукой о ковёр, правильная постановка ног. |
На этом этапе не проводятся переводные испытания. Контроль успеваемости проходит в качестве заключительного открытого урока для родителей.
Примерные контрольные упражнения для II этапа(2-3 года обучения).
Контрольные упражнения | Уровень успеваемости | ||
Низкий 0-4 | Средний 5-7 | Высокий 8-10 | |
Строевые упражнения, повороты на месте, перестроения. | Понимать, что такое строй и строевая стойка, уметь выполнить повороты на месте и перестроения. | Уметь выполнять строевую стойку, не шевелиться, правильно выполнять по команде повороты на месте, перестраиваться в две и в одну шеренгу на месте и колонны в движении. | Чётко и быстро уметь выполнять по команде повороты и перестроения на месте и в движении. |
ОФП | |||
Бег приставными шагами (правым, левым боком). | Руки опущены, спина согнута, ноги согнуты в коленях, аритмичное движение правым и левым боком, скрещивание ног. | Руки на поясе, спина прямая, плечи расправлены, ноги согнуты в коленях, ритмичное движение правым и левым боком без остановки | Руки на поясе, спина прямая, плечи расправлены, ноги прямые, ритмичное движение правым и левым боком без остановки и смены ритма. |
Бег с ускорением (10-15м.). | Слабое ускорение, бег на всей стопе или на пятках, во время бега отсутствует работа руками. | Спина прямая, туловище наклонено вперёд, руки согнуты в локтях, бег на носках. | Спина прямая, туловище наклонено вперёд, резкий и мощный старт, руки согнуты в локтях, чёткое сочетание работы рук и ног, вынос бедра вперёд, бег на носках. |
Прыжки на одной ноге (на правой, на левой). | Выполнить 5-7 прыжков на одной затем на другой ноге. | Спина прямая, одноимённой рукой держать ногу за стопу, выполнить не менее 10 прыжков подряд на одной и на другой ноге. | Спина прямая, одноимённой рукой держать ногу за стопу, выполнить не менее 15 прыжков подряд на одной и на другой ноге. |
Ходьба в полном приседе («гусиным шагом») руки за головой. | Шаг не менее 5 м., касание руками ковра, падение на колени. | Спина прямая, руки за головой, пружинистые шаги не менее 10 м., возможно касание рукой о ковёр. | Спина прямая, руки за головой, подбородок приподнят, пружинистые шаги, не цепляясь пальцами ног о ковёр не менее 15 м. |
Прыжки в приседе руки за головой. | Прыжки не менее 5 м., касание руками ковра, падение на колени. | Спина прямая, руки за головой, подбородок приподнят, прыжки не менее 10 м., возможно касание рукой о ковёр. | Спина прямая, руки за головой, подбородок приподнят, пружинистые прыжки в темпе без остановки не менее 15 м. |
Вращения руками в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. | Раскачивание во время вращений, согнутые и не сжатые в кулаки руки. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги на ширине плеч, нечёткие вращения, руки не сжаты в кулаки или согнуты в локтях. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги на ширине плеч, чёткие вращения, руки прямые и сжаты в кулаки. |
Вращение туловища (вправо, влево). | Ноги согнуты в коленях, потеря равновесия, минимальная амплитуда движения туловища. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги на ширине плеч, смотреть на кисти рук. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги на ширине плеч, смотреть на кисти рук, не терять равновесия, максимальная амплитуда движения. |
Наклоны: вперед, в стороны, назад. | Ноги согнуты в коленях, потеря равновесия, минимальная амплитуда движения туловища, нет касания руками ковра, руки согнуты не прижаты к голове. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги прямые на ширине плеч, руки прямые касание руками ковра. | Спина прямая, плечи расправлены, лопатки соединены, ноги прямые на ширине плеч, руки прямые касание ладонями ковра, не терять равновесия, максимальная амплитуда движения. |
Наклоны в положении «барьерный бег». | Выполнить 5-7 прыжков на одной затем на другой ноге. | Вытянутая нога прямая, между ногами прямой угол, касание лбом колена. | Вытянутая нога прямая, между ногами прямой угол, касание грудью колена. |
Вставание на гимнастический мост, борцовский мост. | Шаг не менее 5 м., касание руками ковра, падение на колени. | Вставание на гимнастический мост – руки и ноги слегка согнуты. Вставание на борцовский мост – носом касаться ковра. | Вставание на гимнастический мост – руки и ноги прямые смотреть на кисти рук. Вставание на борцовский мост – носом касаться ковра, пятки от ковра не отрывать. |
Упражнение перекат из положения на коленях, держась за ноги руками, в положение на животе («промокашка»). | Прыжки не менее 5 м., касание руками ковра, падение на колени. | Руки за спиной, перекат вперёд на грудь, голова повёрнута в строну. | Руки не отпуская, держат ноги за стопы, мягкий перекат вперёд на грудь, голова повёрнута в сторону. |
Стойка на голове. | Стоит на теменной области, руки на одной линии с головой или развёрнуты кистями в стороны, ноги согнуты или разведены, стоять 3-5 счетов. | Лоб касается ковра, между руками и головой образован треугольник, спина и ноги прямые, напряжены, стоять 7-10 счетов. | Лоб касается ковра, между руками и головой образован треугольник, спина и ноги прямые, напряжены, носки вытянуты, стоять 10 и более счетов. |
Стойка на руках возле стены. | Руки согнуты, в плечах провален, ноги согнуты, касание стены спиной или тазом, стоять 3-5 счетов. | Руки прямые на ширине плеч, спина и ноги прямые, касание стены только пятками, стоять 7-10 счетов. | Руки прямые на ширине плеч, спина и ноги прямые, носки оттянуты, напряжены, касание стены только пятками, стоять 10 и более счетов. |
СФП | |||
Прыжки через скакалку. | 5-7 | 8-10 | 11-15 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. | 10-12 | 13-15 | 16-20 |
Выпрыгивание из приседа. | 15-19 | 20-23 | 23-30 |
Подъём туловища из положения лёжа на спине руки за головой (пресс) | 20-22 | 23-25 | 26-30 |
Переход из упора головой в ковер на борцовский мост и обратно. | Отталкивание одной ногой или скручивание при возвращении, касание ещё одной точкой опоры. | Отталкивание одной ногой или скручивание при возвращении, нечёткое приземление. | Чёткое отталкивание двумя ногами и приземление на две стопы без скручивания в сторону и касания ещё одной точкой. |
Забегания в упоре головой в ковёр по кругу вправо и влево. | Медленное, нечёткое выполнение с касанием плечом или коленом. | Чёткое выполнение без касания ещё одной точкой опоры. | Чёткое, быстрое выполнение без касания ещё одной точкой опоры. |
Акробатика | |||
Кувырок вперед в группировке. | Нечёткий перекат через спину в упор присев с касанием головой и без фиксации группировки. | Нечёткий перекат через спину в упор присев с касанием головой или коленом, фиксация группировки несколько раз подряд. | Перекат через спину в упор присев, не касаясь головой, фиксация группировки несколько раз подряд. |
Кувырок назад в группировке. Перекат на спину с | Нечёткий перекат на спину с выносом ног в сторону, с касанием головой и коленями в положение упор присев. | Нечёткий перекат на спину с выносом ног в сторону, с касанием головой в положение упор присев несколько раз подряд. | выносом ног в сторону, не касаясь головой в положение упор присев несколько раз подряд. |
Кувырок вперед через плечо с самостраховкой. | Перекат через плечо на спину, голова на груди с касанием ковра или заваливание на бок, нечёткий хлопок рукой о ковёр, без правильной постановки ног. | Перекат через плечо на бок, голова на груди не касается ковра, нечёткий хлопок рукой о ковёр, неточная постановка ног, выполняется несколько раз подряд. | Перекат через плечо на бок, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок рукой о ковёр, правильная постановка ног, выполняется несколько раз подряд. |
Падение на спину с самостраховкой. | Нечёткий перекат на спину с выносом ног в сторону, с касанием головой и коленями ковра, нечёткий хлопок руками о ковёр вдоль тела. | Перекат на спину с выносом ног в сторону, с касанием головой ковра, нечёткий хлопок руками о ковёр вдоль тела, выполняется несколько раз подряд. | Перекат на спину с выносом ног в сторону, голова на груди не касается ковра, чёткий хлопок руками о ковёр вдоль тела, выполняется несколько раз подряд. |
Переворот в сторону (колесо). | Нечёткая постановка полусогнутых рук, ноги согнуты, приземление с касанием коленями или руками о ковёр. | Нечёткая постановка полусогнутых рук, ноги согнуты, выполняется в темпе несколько раз подряд. | Постановка прямых рук на одну линию, ноги прямые, выполняется в темпе несколько раз подряд. |
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки
№ | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
1 | Маты, татами | штук | 20 |
2 | Канат для лазания | штук | 2 |
3 | Перекладина гимнастическая | штук | 2 |
4 | Стенка гимнастическая | штук | 5 |
5 | Скамейка гимнастическая | штук | 4 |
6 | Мяч баскетбольный | штук | 1 |
7 | Мяч футбольный | штук | 1 |
8 | Мат гимнастический (поролоновые) | штук | 1 |
9 | Медицинболы (от 1 до 5 кг) | штук | 5 |
10 | Секундомер электронный | штук | 1 |
11 | Свисток судейский | штук | 1 |
Техника безопасности при проведении занятий
по общей физической подготовке
На занятия допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и прошедшие инструктаж по охране труда. Обучающимся запрещается заниматься, имея на себе серьги, цепочки, кольца, браслеты и др. предметы и украшения, способные привести к травме во время занятий. Занятия проводятся только в спортивной форме и специальной обуви (чешки, борцовки) или в носках. Запрещается работать на ковре, матах, если на них имеются отрывы ткани, порванные швы. Не выполнять никаких упражнений со спортивным инвентарём, на спортивных снарядах и на спортивном оборудовании без разрешения преподавателя, инструктора. Не начинать выполнение задания, не до конца поняв его. При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю, инструктору. При возникновении нестандартной ситуации во время проведения занятия немедленно прекратить занятие и принять меры к её устранению. Урок продолжить только после устранения причин возникновения ситуации.
Учебно-воспитательная работа
Знакомство занимающихся с историей возникновения самбо. Проведение тематических бесед, встреч с ветеранами самбо и выдающимися спортсменами. Посещение крупных соревнований по самбо по программе «зритель». Участие в «весёлых стартах», праздниках, открытых уроках. Сотрудничество с коллективами других школ, секций, и клубов по месту жительства. Подготовка учащихся по данному разделу, как единый процесс, объединяет в себе круг разнообразных теоретических, методических и практических задач, решаемых учеником и преподавателем. Различные разделы занятий, обеспечивающие целенаправленное развитие учащихся и лежащие в основе его тренировочной деятельности, на каждом качественно новом этапе подготовки требуют разумного и оптимального сочетания.
Список литературы:
1. Борьба самбо/ Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. А.А. Харлампиев. –М.: Физкультура и спорт, 1959.
2. Борьба самбо: Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. Е.М.Чумаков. - М.: Физкультура и спорт, 1954.
3. Борьба самбо/ Л.Б.Турин. - М.: Советская Россия, 1963.
4. Букварь самбиста/ Е.Я. Гаткин. - М., 1997.
5. Гимнастика/ В.М.Баршай, В.Н.Курысь, И.Б.Павлов – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
6. Игуменов В.М. Спортивная борьба: Учебное пособие/ В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. - М.: Просвещение, 1993.
7. Настольная книга тренера физкультуры/ Составитель Б.И.Мишин. - М.: АСТ Астрель, 2003.
8. Самбо: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ С.Е. Табаков, С.В.Елисеев, А.В.Конаков. – М.: Советский спорт, 2008.
9. Самбо для начинающих/ Е.Я. Гаткин. - М., 2001.
10. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо/ Под редакцией С.Е.Табакова. – изд.5-е, - М.: Физкультура и спорт, 2002.
11. Физическая подготовка борца: Учебное пособие/ Е.М.Чумаков. - М.: ГЦОЛИФК, 1996.
12. Спортивная борьба: Учебное пособие/ В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. - М.: Просвещение, 1993.
13. Сто уроков самбо/ Чумаков Е.М. Под редакцией С.Е.Табакова. – изд.5-е, - М.: Физкультура и спорт, 2002.
14. Физическая подготовка борца: Учебное пособие/ Е.М.Чумаков. - М.: ГЦОЛИФК, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки"
ПРограмма расчитана на детей начальной школы. По 144 часа в год. 2 раза в неделю по 2 часа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами акробатики"
Для детей 7-11 лет. Программа расчитана на 4 года....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по общей физической подготовки физкультурно-спортивной направленности « СПОРТИКИ »
Программа Спортики относится к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Программа направленна на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной д...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...
Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса
Аннотация: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...