«Особенности подготовки и проведения открытого занятия в системе дополнительного образования»
методическая разработка по физкультуре

Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение «Детская юношеская спортивная школа»

Самарская область, Сергиевский район, с. Сергиевск, ул. Ленина, 66а

Тел./факс: 8(84655) 2-30-96,     E-mail: dushserg@mail.ru

Методические рекомендации

«Особенности подготовки и проведения открытого занятия

в системе дополнительного образования»

Составитель: методист Старкова Ю.Н.

2016 год

Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально – ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста – педагога, то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариантного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в дополнительного образования детей по аналогии с уроком в школе. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Данное занятие – не просто иллюстрация опыта, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и «зажечь» той образовательной или иной деятельностью, которая изложена в программе.

Главное здесь – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно – воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильно организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия.

Залогом успешного проведения является также умение оставит конкретную цель, определить задачи и поободрать нужные для их решения средства.

Действия педагога при разработке структуры открытого занятия представим в виде последовательности шагов по его подготовке и организации:

Первый шаг – определить цель – заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).

Второй шаг – отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей. Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет «узлы». На них сосредотачивается внимание обучающихся. Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала.

Третий шаг – выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленной целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе.

Четвертый шаг – управление деятельностью обучающихся со стороны педагога. Педагог – источник социального опыта. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения. Успех занятия во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.

Пятый шаг – педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности. Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на современное занятие. Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия.

Шестой шаг – организационный – оснащение занятия разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.

Таким образом, для того, чтобы открытое занятие было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.

Открытое занятие не должно быть обычным, рабочим. Это – увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно, наиболее запоминающиеся и яркие открытые занятия получаются у педагогов, обладающих как профессиональными, так и яркими личностными качествами:

  • способностью к импровизации;
  • умением слушать детей, чутко реагировать на эти вопросы, вести диалог;
  • способностью держать себя в «руках», управлять своими эмоциями;
  • хорошим знанием своего предмета;
  • умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;
  • коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским искусством.

Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым занятием, сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.

Конечно, быть «художником» своего занятия, его сценаристом, режиссером, исполнителем непросто. Но без этого не получится то действо, которое должно рождать отклик в душах учеников, их желание и готовность идти вместе по дороге познания.

Литература

  1. Васильева Е.Ю., Новгородова Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Опыт подготовки и проведения). –М.: ГОУ ДОД ФУРСДОД, 2005 -64с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  2. Добрецова Н.В. Построение открытого занятия. Вопросы и ответы // Биология в школу, 2003. №7. –С. 51-55.
  3. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Конкурс – это вдохновение // Народное образование, 2001. №9. – С. 98-104.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании

Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...

Особенности подготовки и проведения открытого уро-ка в системе дополнительного образования

Текст выступления на научно-практической конференции педагогических работников УГСВУ.  Действия педагога при разработке структуры открытого занятия  представлены в виде последовательнос...

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми с нарушениями зрения.

ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота, Санкт-Петербург, 2018 г.Учитель-дефектолог  Магина Юлия Михайловна Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

«Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

На открытом занятие педагог показывает, демонстрирует коллегам свой проверенный позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучен...