МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам в грамотной подготовке к проведению открытого занятия, четкого определения структурного содержания и оформления методической разработки открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._mater_otkrytoe_zanyatie.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для педагогов дополнительного образования

«Методика подготовки и проведения открытого занятия

 в учреждении дополнительного образования»

Учебное занятие – основная форма организации образовательной деятельности  в учреждении дополнительного образования детей.

Учебное занятие – это:

-  модель деятельности педагога и творческого объединения;

- форма организации учебного процесса ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованную деятельность по передаче знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету, усвоение ими учебного материала,  и, самое главное,  развитию личности;

- время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:

цели, содержание, средства, методы, организация.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

— обучающие;

— общеразвивающие;

— воспитательные.

Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение и научение обучающихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Это учебные занятия:

— по передаче знаний;

— по осмыслению знаний и их закреплению;

— по закреплению знаний;

— по формированию умений и применения знаний на практике;

— тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

— по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, праздники: «Дни, посвященные 23 февраля, 8 марта, Дню семьи, народным  праздникам», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение — систематизация.

Основные этапы современного занятия.

1.  Организация начала занятия, постановка цели и образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4.  Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5.  Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

 На открытом занятие педагог показывает, демонстрирует коллегам свой проверенный позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки педагога.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое  занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия – освоения обучающимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано.

 Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим  данное занятие. 

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть: качество освоения общих компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися на конкретном уроке под руководством педагога.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия педагогами дополнительного образования

1. Открытое занятие для родителей.

2. Открытые занятия для коллег из своего отдела Центра. Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках передачи опыта молодым педагогам или для обмена опытом работы для всех представителей отдела.

3.  Открытое занятие для всех педагогов учреждения с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытое занятие, проводимое  педагогом в присутствии администрации учреждения и методической службы с целью составления технологической карты для оценки эффективности открытых занятий.

5.  Открытое занятие в рамках участия педагога и обучающихся объединения в конкурсах.

Практические рекомендации по проведению открытого занятия

1. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

2. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

3. Открытое  занятие должно показать преимущества (эффективность) инновации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

4. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

5. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без зрителей.

6. Для зрителей обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

7. Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям.

8. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

9. Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят обучающихся к занятиям, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия.

10. Рекомендуется заранее сообщить обучающимся о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

  

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

 

Планирование открытого занятия

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий.   Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется  содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности  обучающихся.

         Определить основную дидактическую цель — значит  установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.

 Исходя из основной дидактической цели, можно указать такие типы занятий:

  • занятие изучения нового;
  • занятие закрепления;
  • занятие комплексного применения ЗУН обучающихся; 
  • занятие обобщения и систематизации знаний;
  • занятие проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
  • комбинированное занятие.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Каждый из названных типов занятий в зависимости от характера деятельности педагога и обучающихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид занятия определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся и преобладающим на данном занятие источником знаний.

Типы занятий

Виды занятий

Цели

Занятие изучения нового

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Занятие закрепления знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Занятие комплексного применения знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Занятие обобщения и систематизации знаний.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Занятие контроля, оценки и коррекции знаний.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия

Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования персонального компьютера  в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы обучающихся;

- активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях (лепкой, рисованием и пр.)  в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения выставок, конкурсов, курсов повышения квалификации, мастер-классов. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит учащимся быть в курсе современных достижений.

Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, технику, проверить наличие и целостность материалов, которые будут использоваться на занятии. Если предполагается использование материалов, приносимых обучающимися с собой, нужно заранее донести до них список всего необходимого. Также важно продумать последовательность использования этих материалов на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные  материалы должны работать на учебную цель занятия.

Выбор группы

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать своё открытое занятие. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая.  Можно даже для открытого занятия сформировать наиболее благоприятную группу из нескольких существующих. Также при проведении открытого занятия, следует учитывать  "публику".

Составление плана  занятия

Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная.

 Вступительная (или вводная)  часть необходима, чтобы  добиться внимания обучающихся.

      С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть смотивировать на предстоящую работу.

Во II Основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются  наиболее сложные виды деятельности. Показываются  отобранные преподавателем  педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.

     III часть  Заключительная: служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу  и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на занятии в целом и даются устные обоснования качества работы каждого обучающегося.

     

Определение целей открытого занятия

ЦЕЛЬ занятия - это заранее запрограммированный  результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия (принцип «Здесь и сейчас»). Для правильной формулировки необходимо пройти 2 шага.

1 шаг: 

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.

2 шаг – формулировка триединой цели занятия-( воспитание. развитие, обучение).

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к конкретной теме занятия.

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.)

  • Развитие мышления – (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
  • Развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности –постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение).
  • Развитие профессиональных умений (развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
  • Развитие умений профессиональной деятельности (умения работать в нужном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать; развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов)
  • Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения владеть собой, выдержки, самообладания, умения действовать самостоятельно).

Воспитательные цели предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера.

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли.

На каждом занятии педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в ребенке, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 

Примеры формулировок воспитательных целей:

- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга.

Анализ и самоанализ открытого занятия

 Анализ открытого занятия посетителями - является обязательным. Каждому посетителю открытого занятия необходимо иметь при себе ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ, которая наглядно покажет качество посещенного ими занятия, с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и обучающиеся. План занятия должен отразить все основные этапы занятия, основные виды деятельности, как обучающихся, так и педагога, виды и формы организации работы. Впоследствии данная карта должна стать опорой для самоанализа и анализа занятия.

 

Обязателен устный анализ после окончания занятия и ухода всех обучающихся. В начале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.  

Порядок анализа и самоанализа открытого занятия

п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

1

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету

Взаимосвязь с традиционной методикой

Достижение методической цели открытого занятия

Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

2

Методическая цель и содержание занятия

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)

3

Методическая цель и структура занятия

Педагогическая целесообразность выбора структуры занятия

Соответствие выбранной структуры занятия методической цели 

4

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание

5

Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся

Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Активность учащихся на открытом занятии

6

Вариативность применения инновации на занятиях

Варианты применения инновации на занятии

7

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации

Применимость в обучении другими предметами

Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом занятия (без чего невозможен целостный анализ посещенного занятия).

 Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются педагогу; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.

Памятка-алгоритм для самоанализа занятия

Памятка-алгоритм для самоанализа занятия педагогом предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким?

1.1. Каково место занятия в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?

1.3. Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?

1.4. Каким образом были учтены программные требования к занятию?

1.5. Как были учтены особенности содержания занятия при выборе форм, методов и средств обучения?

1.6. Почему был избран именно этот тип занятия?

2. Какие особенности контингента обучающихся были учтены при подготовке к занятию и почему?

3. Какие задачи ставились и решались на занятии и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура занятия?

5.Как осуществлялось управление учебной деятельностью (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?

6. Какие условия были созданы для проведения занятия:

• материально-технические,

• психолого-педагогические,

• гигиенические,

• эстетические.

7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе занятия? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?

8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи занятия и избежать при этом перегрузки участников занятия?

9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия?

10. Что в данном занятия стоило бы изменить, сделать по-другому?

11. Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?

12. Какова общая самооценка занятия педагогом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

«Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

На открытом занятие педагог показывает, демонстрирует коллегам свой проверенный позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучен...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Методы и приемы обучения на занятиях "

Методические   рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Методы и приемы обучения на занятиях "...