Особенности подготовки и проведения открытого уро-ка в системе дополнительного образования
материал на тему

Федорова Людмила Васильевна

Текст выступления на научно-практической конференции педагогических работников УГСВУ.  

Действия педагога при разработке структуры открытого занятия  представлены в виде последовательности 6 шагов по его подготовке и организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Л.В.,

педагог отдельной дисциплины (дополнительные образовательные программы)

Особенности подготовки и проведения открытого урока в системе дополнительного образования

Научно-практическая конференция педагогических работников УГСВУ

2014

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста – педагога, то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Занятие - основной элемент организации образовательного процесса в дополнительного образования детей по аналогии с уроком в школе. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации.

Например, тема открытого занятия, которое будет проводить педагог Сазонова М.Н., на конкурсе «Педагог года» сегодня после обеда: "Введение в программу".

Данное занятие - не просто иллюстрация опыта, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и "зажечь" той образовательной или иной деятельностью, которая изложена в программе.

Главное здесь - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Очень важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Хорошо, если на занятии будет как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия.

Залогом успешного проведения является также умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства.

Действия педагога при разработке структуры открытого занятия  представим в виде последовательности шагов по его подготовке и организации:

Шаг первый - определить цель - заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь). В объединении дополнительного образования «Научное общество «Квант»» у педагога  Зубкова Ю.Н. прошло открытое занятие по теме  «Постулаты Бора». Поставленные им цели занятия очень хорошо иллюстрируют этот этап.

Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ детей. Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет "узлы". На них сосредотачивается внимание обучающихся. Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала. В  объединении дополнительного образования  «Математический интеллект – 3» у педагога Фолиадовой Е.В.состоялся открытый урок по теме:  «Всё выше, и выше, и выше…». Педагог добивается того, чтобы сами обучающиеся наметили ход решения той или иной задачи с учётом её индивидуальных условий. Одновременно с выполнением упражнений обучающего характера  повторяются соответствующие правила. Сложность заданий по ходу урока возрастает, но суворовцам интересно, что будет дальше.

Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся ; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе. Как, например, на занятии педагога Воробьевой С.Г., объединение «Французский театр» по теме: «Поездка в Париж» - виртуальная экскурсия.

Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся со стороны педагога. Педагог - источник социального опыта. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения. Успех занятия во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен именно к данному занятию, с каким настроением ведет занятие, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.

Шаг пятый - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности. Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на современное занятие. Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия. Это очень хорошо было видно на открытом занятии педагогов Сергеевич В.Б., Ермолаевой  В.А. объединение «Клуб любителей английского языка» по теме: «Английский язык – язык международного значения». Занятие было проведено в формате телевизионной игры «Своя игра».

Шестой шаг - организационный - оснащение занятия разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов. Например, в проведенном открытом занятии по теме «Сервировка стола. Правила приема пищи» мной были использованы не только мультимедийные средства обучения, но и комплекты посуды и материал для сервировки.

Таким образом, для того, чтобы открытое занятие было ярким, интересным, развивающим детей, его нужно тщательно подготовить. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.

Открытое занятие не должно быть обычным, рабочим. Это - увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях. Несомненно, наиболее запоминающиеся и яркие открытые занятия получатся у педагогов, обладающих как профессиональными, так и яркими личностными качествами:

* способностью к импровизации;

* умением слушать детей, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;

* способностью держать себя в "руках", управлять своими эмоциями;

* хорошим знанием своего предмета;

* умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными задачами;

* коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским искусством.

Педагог интересен ребенку тогда, когда он сам в совершенстве владеет своим предметом и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому его задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым занятием, сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.

Конечно, быть "художником" своего занятия, его сценаристом, режиссером, исполнителем непросто. Но без этого не получится то действо, которое должно рождать отклик в душах учеников, их желание и готовность идти вместе по дороге познания.

Литература

  1. Васильева Е.Ю., Новгородова Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (Опыт подготовки и проведения). - М.: ГОУ ДОД ФУРСДОД, 2005. - 64 с. (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей").
  2. Добрецова Н.В. Построение открытого занятия. Вопросы и ответы // Биология в школе, 2003. №7. - С. 51-55.
  3. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Конкурс - это вдохновение // Народное образование, 2001. №9. - С. 98-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

Варианты проведения входного контроля обучающихся в системе дополнительного образования

Данный материал может быть использован педагогами дополнительного образования для планирования и проведения входного контроля при диагностике знаний, умений, личностных качеств ребенка при поступлении...

«Особенности подготовки и проведения открытого занятия в системе дополнительного образования»

Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству...

Сценарий проведения праздника посвященного 100-летию системы дополнительного образования в России

Сегодня нас всех объединил праздник – 100-летие дополнительного образования в России. Наши Центры – это содружество детей и взрослых, это связь поколений и богатая на события история....