Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skk_komp._gr._laborant_5_klass_ovz.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению «Основы компьютерной грамотности» в 5 классе является базовой подготовкой для изучения профессии «Лаборант компьютерной техники».
Рабочая программа составлена на основе Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 класс Л. Л. Босовой и рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида по профессии «Лаборант компьютерной техники».
Изменения в программе Л.Л. Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков. Программа содержит учебный материал для 5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Цель предмета – подготовка учащихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на предприятиях и подготовка их к поступлению в ОУ соответствующего типа и профиля.
В процессе трудовой подготовки учащихся должны решаться следующие задачи:
- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;
- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
- формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
В 5 классах профильный труд направлен на курс «Основы компьютерной грамотности» по 6 часов в неделю (204 часа в год).
Содержание курса
Цель курса: формирование профессиональной подготовки, в процессе обучения которой предусматривается прохождение определенного объема теоретического и практического материала, обеспечивающего подготовку квалифицированных работников; воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях.
Задачи курса:
-получить представление о современных подходах к организации профессии «Лаборант компьютерной техники»;
-научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
-получить навыки использования мультимедийных возможностей компьютера;
-освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота и техническое оборудование;
-освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения;
-подготовить обучающихся к работе по профессии «Лаборант компьютерной техники»
Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый и второй годы обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.
На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.
Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются практические работы и упражнения, экскурсии.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп.
I группа – умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда, материалов, оборудования, необходимых для работы;
умение организации компьютерного рабочего места, соблюдение требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
последовательности выполнения трудовых действий;
II группа –приемы и способы создания, редактирования документов, их хранение;
овладение безопасными приемами работы и обслуживания технического оборудования;
III группа – умения контроля и самоконтроля;
проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов;
систематизация документов;
IV группа – организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места;
экономное расходование материалов;
уход за оборудованием;
умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в группе, в классе;
умение работать безопасно, без нарушений правил;
умение выполнять работу в срок и качественно.
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности.
Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ темы | кол-во часов | Темы уроков | Дата проведения | |
план | факт | |||
2 | Техника безопасности и организация рабочего места. | |||
2 | Техника безопасности и организация рабочего места. | |||
2 | Как устроен компьютер. | |||
2 | Как устроен компьютер. | |||
2 | Как устроен компьютер. | |||
2 | Структурная схема и устройства ПК | |||
2 | Структурная схема и устройства ПК | |||
2 | Программы и файлы. Рабочий стол. | |||
2 | Программы и файлы. Рабочий стол. | |||
2 | Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. | |||
2 | Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. | |||
2 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | |||
2 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | |||
2 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | |||
2 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | |||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | ||||
Действия с информацией. | ||||
Действия с информацией. | ||||
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. | ||||
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. | ||||
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | ||||
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | ||||
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | ||||
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | ||||
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | ||||
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. | ||||
Практическая работа «Набор заданного текста» | ||||
Практическая работа «Набор заданного текста» | ||||
Практическая работа «Набор заданного текста» | ||||
Практическая работа «Набор заданного текста» | ||||
Создание текстовых документов | ||||
Создание текстовых документов | ||||
Создание текстовых документов | ||||
Подготовка текстовых документов. | ||||
Подготовка текстовых документов. | ||||
Подготовка текстовых документов. | ||||
Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Создание таблиц в редакторе Microsoft Word | ||||
Компьютерная графика. Графические редакторы. | ||||
Компьютерная графика. Графические редакторы. | ||||
Компьютерная графика. Графические редакторы. | ||||
Компьютерная графика. Графические редакторы. | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Форматирование текста» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | . | |||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Практическая работа «Создание графических объектов» | ||||
Операционная система Windows XP | ||||
Операционная система Windows XP | ||||
Основные элементы графического интерфейса Windows | ||||
Основные элементы графического интерфейса Windows | ||||
Основные элементы графического интерфейса Windows | ||||
Работа с окнами | ||||
Работа с окнами | ||||
Работа с файлами | ||||
Работа с файлами | ||||
Настройка операционной системы Windows | ||||
Настройка операционной системы Windows | ||||
Практическая работа «Работа с окнами» | ||||
Практическая работа «Работа с окнами» | ||||
Практическая работа «Работа с окнами» | ||||
Практическая работа «Работа с окнами» | ||||
Практическая работа «Работа с файлами» | ||||
Практическая работа «Работа с файлами» | ||||
Практическая работа «Работа с файлами» | ||||
Практическая работа «Работа с файлами» | ||||
Практическая работа «Работа с файлами» | ||||
Практическая работа «Выполнение настроек» | ||||
Практическая работа «Выполнение настроек» | ||||
Практическая работа «Выполнение настроек» | ||||
Практическая работа «Выполнение настроек» | ||||
Итого | 102 ч. |
Список учебно-методической литературы
- Бройдо В.А. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1998, 424 с.
- Васильев Д.В. Делопроизводство на компь.тере. М.: ПРИОР, 1996, 224 с.
- Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Москва – Новосибирск, 2000, 276 с.
- Макакрова Н.В., Г.С. Николайчук, Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. – СПб.: Питер, 2004, 411 с.
- Паневчик В.В. Делопроизводство. – Минск, 2000, 182 с.
- Примерная должностная инструкция по профессии «Лаборант». Квалификационный справочник, 2009
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
- Операционная система.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
Используемая литература:
- Босова Л. «Информатика». Учебник для 5 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014 г.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
- Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 2012г.
- Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 2011г.
- Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма....
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс
Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Для учителей-дефектологов корекционных школ...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает...
Адаптированная рабочая программа по профильному труду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Основная цель программы - формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимого объема допрофессиональных знаний и общетрудовых умений по профессии «Кухонный рабочий&raq...
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с 5 по 9 класс
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) для 5-9 классов...