ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИНИ-БАСКЕТБОЛ»
рабочая программа по физкультуре

Снятковская Галина Анатольевна

 Программа   предназначена для спортивных кружков общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной деятельности по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-basketbol.docx125.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИНИ-БАСКЕТБОЛ»

Пояснительная записка

 Программа   предназначена для спортивных кружков общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной деятельности по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол.

Программа разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл.13 ст. 101);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанная Министерством образования и науки РФ;
  • Положение о дополнительных образовательных программах МБОУ «Школа № 5», утвержденное приказом ОУ № 30  от 15.01.2020 года.

 На занятиях по программе « Мини-баскетбола» происходит массовое обучение основам  игры. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. Освоение разновидностей приемов, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса  к спорту и физической культуре. Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в  2-4   классах, которая предусматривает еженедельные занятия   физкультурой.

На изучение курса «Мини-баскетбол» в начальной школе выделяется   во 2-4 классах по 68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).

Направление программы – спортивно-оздоровительное.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет.

Срок реализации программы – 3 года, 204 часа.

Программа модифицированная, составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Предполагается углубление знаний и умений, полученных на уроках физической культуры. Заниматься в спортивной секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

 Важно сформировать у ребенка представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять физические упражнения и пробудить интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины.

Основная идея программы – создание условий для раскрытия  потенциала каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено развитию их культурных потребностей, физического  воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.

Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы.

Данная комплексность основывается на следующих принципах:

- принцип вариативности, задающего  возможность более полной реализации личностно - ориентированного подхода в образовательном процессе, содержания учебного материала с учетом  возраста учащихся, их физического развития и физической подготовленности, а также интереса к предмету «Физическая культура».

-  принцип достаточности структурной сообразности программного материала, его непосредственную ориентацию на общеприкладную и личностно - значимую физическую подготовку,  и сочетание с основными компонентами  физкультурно-оздоровительной деятельности.                                                      

  - принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении  спортивной игры и осмысленного отношения к ней, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;

- принцип наглядности помогает создать представление о темпе, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению движений;

- принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному;

- принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования  навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения заданий в игре;

- принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения);

- принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Цели и задачи

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.

Основными задачами программы являются:

  1. Укрепление здоровья
  2. Содействие правильному физическому развитию.
  3.  Приобретение необходимых теоретических знаний.
  4.  Овладение основными приемами техники и тактики игры.
  5. Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
  6. Привитие ученикам организаторских навыков.
  7. Повышение специальной, физической, тактической подготовки.
  8.  Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

Ожидаемые результаты реализации программы.

По освоению программы учащиеся должны

Знать:

  •  влияние физических упражнений на укрепление здоровья;
  •  строение и функции организма человека;
  •  режим дня, гигиену сна, питания, одежды и обуви;
  •  правила игры в баскетбол.

Уметь:

  • выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений;
  • ловить и передавать мяч двумя и одной рукой на месте и в движении;
  • вести мяч в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении, с пассивным сопротивлением;
  • бросать одной и двумя с места и в движении;
  • владеть комбинациями из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;
  • играть в баскетбол по правилам;
  • соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений и во время проведения соревнований;
  • самостоятельно судить соревнования;
  • заполнять протоколы, вести счет в игре, составлять игровые таблицы, писать заявку;
  • организовывать и судить соревнования по баскетболу на уроках физкультуры, при проведении внутришкольных соревнований.  

Обучающиеся смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

-  правильно организовать свой досуг;

-  вести здоровый образ жизни. 
Обучающиеся
 способны будут     проявить следующие отношения:

-  уважительно вести себя по отношению к преподавателю и др. членам секции;

-  доброжелательно относиться к сопернику;

- уметь правильно реагировать на похвалу и критику. 

 Самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдая правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнения.

Универсальные учебные действия

Личностные:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;

Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

Объяснять самому себе:

– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)

Осознавать себя ценной частью большого мира (природы и общества). В том числе:объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями, одноклассниками;

 – с земляками, народом;

 – с твоей Родиной;

 – со всеми людьми;

– с природой;

испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

-известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

 – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

 – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки.

Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Сравнивать и группировать предметы.

 Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи.

Вступать в беседу на занятиях и в жизни.

 Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Общая характеристика курса 

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний, общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.

Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.

Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 2-4 х классов представлено в примерном учебном плане.

Межпредметные связи  

Интегративный характер содержания обучения  спортивным играм предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.    Содержание программы соотносится с содержанием таких учебных предметов, как биология,  основы безопасности жизни, алгебра и геометрия. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания программы «Основы баскетбол».  Это, касается, прежде всего, выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.

Реализация программы.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности  детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

Учитывается интерес детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни (баскетбол). В зависимости от возраста детей, пола, времени года и местных особенностей подбирается дополнительный материал к школьному материалу. Каждый следующий год программы предполагает увеличение физической нагрузки и сложности элементов, максимального развития физических возможностей и духовных качеств детей.                                                                                                                                                Занятия должны быть интересными и увлекательными, поэтому используются комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика,  подвижные  игры). Состав участников группы – не более 15 человек.  

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности  детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

Условия реализации программы.

Методическая литература  и пособия для педагогов:                                                                                           

 1) DVD - диски  с записями  баскетбольных матчей и тренировок;

     БЖД. Спорт. Военное дело.  

2). Методический комплект:

-физические упражнения для развития гибкости;

- физические упражнения для развития ловкости;

- физические упражнения для развития быстроты;

- физические упражнения для развития силы;

- физические упражнения для развития выносливости;

3).  Наглядный материал по освоению технических приемов:

-  рывков, бега, остановок;

-  держания мяча для передачи и положение рук при ловле мяча;

-  ловли и передач двумя, одной;

-  держание мяча перед броском;

-  бросков мяча с места и в движении;

-  ведения мяча.

4). Наглядный материал по общеразвивающим упражнениям:

-  без предметов;

-  с набивными мячами;

-  с гантелями;

-  упражнения на гимнастической стенке.

5). Средства обучения техническим приемам игры в баскетбол

 (приложение №1)

-Велитченко В.К. Физкультура без травм.-М.:Просвещение,1999.-128с.

 -Энциклопедия для детей. Т.20. Спорт/Глав.ред. В.А.Володин.-М.:Аванта,2001.-624.:ил.

  -Дулин, А. Л. Баскетбол в школе : учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / А. Л. Дулин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ижевск, 2009.

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в спортивном зале, с хорошим освещением.

Оборудование и инвентарь:

 1. Щиты с кольцами – 2 комплекта.

2. Щиты тренировочные с кольцами – 2 шт.

3.  Табло - часы – 1 шт.

4. Стойки для обводки – 6 шт.

5. Гимнастическая стенка – 6 пролетов.

6. Гимнастические скамейки – 4 шт.

7. Гимнастический трамплин – 1 шт.

8. Гимнастические маты – 3 шт.

9. Скакалки – 30 шт.

10. Мячи набивные различной массы – 30 шт.

11. Гантели различной массы – 20 шт.

12. Мячи баскетбольные – 20 шт.

13. Насос ручной со штуцером – 1 шт.

Учебно-методический комплекс

Нормативно-правовые документы

■Федеральный  государственного образовательный стандарт начального общего образования.

Учебные пособия  

 -  Баскетбол : учеб. для вузов физической культуры / под общ. ред. Ю. М. Портнова. – М. : ФиС, 1997. – 476 с.

-  Дулин, А. Л. Баскетбол в школе : учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / А. Л. Дулин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ижевск, 2009.

-  Каинов А. Н. Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе / А. Н. Каинов, В. Е. Калинин. – Волгоград : ВГАФК, 2008. – 72 с.

- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.

 -  Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.

 -  Железняк, Ю. Д. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова, В. П. Савина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2004. – 520 с.

 - Физическая культура. 1–11 кл. : программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2012. – 96 с.

Программа разработана для учащихся  2-4 классов с учетом их возрастных возможностей и способностей.

  • Программа рассчитана на 3 года обучения  
  • Занятия 2 раза в неделю,  в год -68 часов  
  • Всего  –  204 часов.
  • Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является спортивный зал.
  • Состав участников – не более 15 человек.

Методы контроля

     Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников  спортивного кружка  в школьных мероприятиях, соревнований, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Важное значение в процессе обучения имеет оценка успеваемости занимающегося. Оценка успеваемости ставится на основе наблюдений за усвоением технических приемов и тактических действий занимающимися на занятиях, а также за участие в игре. Хорошо, если наблюдения можно дополнить фотосъемкой или, еще лучше, киносъемкой.

Оценивая результат практической работы, а именно выступления обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение техники игры, знания правил, общий  вид исполнения, командный характер игры.

Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной   программе проводится контроль:

- входной -  педагогическое наблюдение, собеседование с детьми, беседа с учителем - классным руководителем;

- промежуточный – показательные соревнования, участие в  спортивных мероприятиях и конкурсах;

- итоговый -  контрольные  упражнения; соревнования.

Хороший материал для оценки успеваемости дают контрольные испытания по физической и технической подготовке. В контрольных испытаниях учитывается количественная сторона, а также качество выполнения приема.  Итоги контроля анализируются и обсуждаются с учащимися. Форма подведения итогов – соревнования. Инструкторская практика для ребят обязательна – проведение разминки, помощь преподавателю, судейство.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:

        Учебно-тематический план

№ п/п

Виды спортивной подготовки

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1

Введение

1

1

 1

2

 Физическая подготовка

11

11

 13

3

Техническая подготовка

34

30

 26

4

Тактическая подготовка

12

12

 14

5

Соревнования        

10

14

 14

Итого

68

68

68

Содержание изучаемого курса.

1.Введение.

Цели и задачи занятий. Техника безопасности во время занятий.

2. Физическая подготовка.

Общая физическая подготовка

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов»,  «Эстафета  с  прыжками  чехардой»,  «Встречная  эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

3. Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях.

Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

4. Тактическая подготовка

Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

5. Соревнования по баскетболу.

Соревнования в группах, между группами.

Литература для учителя:

  -  Баскетбол : учеб. для вузов физической культуры / под общ. ред. Ю. М. Портнова. – М. : ФиС, 1997. – 476 с.

-  Дулин, А. Л. Баскетбол в школе : учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / А. Л. Дулин. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ижевск, 2009.

-  Каинов А. Н. Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе / А. Н. Каинов, В. Е. Калинин. – Волгоград : ВГАФК, 2008. – 72 с.

- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.

 -  Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.

 -  Железняк, Ю. Д. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова, В. П. Савина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2004. – 520 с.

 - Физическая культура. 1–11 кл. : программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2012. – 96 с.

-Велитченко В.К. Физкультура без травм.-М.:Просвещение,1999.-128с.

 -Энциклопедия для детей. Т.20. Спорт/Глав.ред. В.А.Володин.-М.:Аванта,2001.-624.:ил.

Литература для детей:

- Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. – М. : Просвещение. 1999.

- Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 1-4 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б. Кофман, В. И. Лях. – М. : Просвещение, 1998.

приложение №1

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Построение

Средства

ОМУ*

1

2

3

Стойки, перемещения, остановки, повороты

а) В шеренге:

б) в шахматном порядке:

1. Принять положение стойки баскетболиста
по сигналу учителя, обращая внимание на положение туловища, ног и отрыв пяток от площадки.

2. То же, но с акцентом на положение рук.

3. То же, но обращая внимание на активное движение руками.

Ступни расставлены на ширину шага и находятся на одной линии или одна выставлена вперед. Пятки приподняты, вес тела равномерно распределен на обе ноги, колени полусогнуты, туловище прямое, руки согнуты в локтях.

В защитной стойке одноименная выставленной вперед ноге рука направлена вперед-вверх, другая рука в сторону-вниз.

в) в кругу:

По периметру площадки
лицом к центру (интервал
1,5–2 м).

4. Чередование различных стоек по команде
учителя.

Руки должны постоянно двигаться, создавая сопернику помехи.

5. Перемещения приставными шагами правым
(левым) боком:

– на счет «раз» – шаг левой ногой влево, «два» –
подтянуть правую ногу на такое же расстояние;

– то же вправо, движение начинать с правой ноги;

– по разметке площадки в спокойном темпе;

– на высокой скорости.

Перемещение выполнять в защитной стойке.
Приставные шаги должны быть недлинными
и выполняться быстро, но в то же время мягко. Игрок не подпрыгивает, а как бы скользит
или стелется над поверхностью площадки.

Не допускать скрещивание или сближение
ступней.

По периметру площадки
в колонне по одному
(дистанция 1,5–2 м).

6. Перемещения приставными шагами вперед
(назад) в той же последовательности.

Первый шаг делается ближайшей к направлению движения ногой. Затем делается шаг такой же
длины толчковой ногой.


Продолжение табл.

1

2

3

7. Перемещения приставными шагами по сигналу учителя.

Правая рука в сторону – перемещение влево,
левая рука в сторону – перемещение вправо, руки вверх-вперед, вниз-назад.

8. Перемещения приставными шагами правым
(левым) боком на максимальной скорости.

До противоположной боковой линии и обратно.

9. Игра «Смена мест».

Соревнование между двумя командами.
Повторить 4–5 раз.

Лицом друг к другу
(дистанция 2 м).

10. Перемещения приставными шагами в парах.

Один из учащихся перемещается, неожиданно
меняя направление, другой зеркально повторяет перемещения партнера.

11. Перемещения в парах:

«нападающий» – «защитник».

Нападающие, часто меняя направление бега,
стараются оказаться за спиной у защитников
и прорваться к противоположной боковой линии. Защитники, перемещаясь приставными шагами, отступают и препятствуют этому.


Продолжение табл.

1

2

3

12. Передвижения различными способами.

а) Рывок лицом вперед;

б) бег спиной вперед;

в) перемещение в защитной стойке спиной
вперед, выполняя два приставных шага влево, два – вправо и т. д.;

г) обычный бег.

13. Подвижные игры: «Салки», «Коршун и цыплята», «Ловля парами», «Круговая охота».

Сохранять устойчивое положение на полусогнутых ногах, избегать скрещивания ног.

По периметру баскетбольной площадки лицом в центр.

14. Остановка двумя шагами.

И. п. – стойка баскетболиста.

На счет «раз» – широкий шаг сзади стоящей ногой вперед, на счет «два» – короткий шаг другой ногой.

Опорная нога ставится на площадку перекатом с пятки на носок и сгибается, другая нога касается площадки всей ступней, обеспечивая упор.

15. Остановка прыжком. По сигналу учителя –
шаг левой (правой) ногой – толчок – остановка прыжком.

Игрок отталкивается одной ногой и делает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения.
В безопорном положении, опережая туловище, игрок выносит ноги вперед. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно.

16. Остановка у центральной линии и в углах
площадки:

– после ходьбы;

– после бега.

Сохранять равновесие, не наклонять туловище вперед.

По периметру площадки
в колонну по одному
(дистанция 2 м).

17. Бег в колонне по одному.
По сигналу – остановка.

Использовать звуковой (свисток) и зрительный
(поднятие руки) сигналы.


Продолжение табл.

1

2

3

18. Повороты на месте вперед (назад).

При повороте вперед игрок движется грудью
по направлению вышагивания. При повороте
назад движение выполняется спиной вперед.

19. Повороты на месте вперед-назад в различных
сочетаниях без мяча и с мячом:

– произвольно;

– по команде учителя.

Пятка опорной ноги приподнята, опорную ногу от площадки не отрывать.

Можно проводить соревновательным методом.

20. Сочетание приемов: бег – остановка – поворот вперед (назад) на сзади стоящей ноге.

21. Упражнение в парах.

Игрок, владеющий мячом, выполняет повороты, стараясь укрыть мяч туловищем и защитить его от соперника, который стремится выбить  или «запятнать» мяч. Затем игроки меняются ролями

22. Эстафеты; игра «Пятнашки ногами» (в парах)

Ловля и передача мяча

Дистанция 2–3 м; 4–5 м.

1. Ловля и передача мяча от груди двумя руками
на месте в парах:

– имитация ловли и передачи мяча;

В одной шеренге учащиеся стоят в и. п. для ловли мяча, заранее вытянув руки вперед.

В другой шеренге – в и. п. для передачи мяча.

– выполнение передачи с небольшой траекторией;

Акцент на амортизационное движение рук
при ловле мяча и перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу при передаче.

– в быстром темпе;

Впереди должна находиться то левая, то правая нога.


Продолжение табл.

1

2

3

– со сменой положения ног после передачи;

Учитель определяет учащихся, лучше всех выполняющих приемы.

– «Кто лучше»;

Побеждает пара, выполнившая быстрее
10–20 передач.

– «Кто быстрее»;

Побеждает пара, выполнившая больше передач
за 10, 20, 30 секунд.

– «Кто больше».

2. Ловля и передача мяча от груди двумя руками
на месте с последующим перемещением:

Постепенно увеличивая дистанцию.

Использовать различные способы перемещений: бег вперед, спиной вперед, перемещение при-
ставными шагами правым и левым боком,
лицом и спиной вперед.

– во встречных колоннах;

– в треугольниках.

После перемещений чередовать остановку прыжком и двумя шагами с поворотами вперед-назад. Повороты выполнять на носке осевой ноги.


Продолжение табл.

1

2

3

3. Подвижные игры: «Мяч соседу», «Передал –
садись», «Мяч среднему», «Гонка мячей по кругу», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу».

При определении победителя учитывается
быстрота и правильность выполнения передачи.

4. Передача мяча одной рукой от плеча на месте,
в парах:

– имитация ловли мяча двумя руками и передачи одной рукой от плеча;

– ловля и передача мяча с увеличением дистанции с 2–3 до 5–6 м;

Впереди находится нога, разноименная пере-
дающей руке.
Выполняя передачу, игрок переносит тяжесть тела на впереди стоящую ногу
и, энергично выпрямляя руку, захлестывающим движением кисти посылает мяч партнеру.

– с чередованием передачи правой и левой рукой;

Прыжком, меняя положение ног.

– во встречных колоннах.

С перемещением в конец своей колонны,
в конец встречной колонны.

Расстояние между партнерами меняется от 3 до 8 м.

5. Передачи от груди двумя руками и одной рукой от плеча на месте, в парах.

Если партнер находится на расстоянии 3–4 м,
выполняется передача двумя руками от груди, если дальше – одной рукой от плеча.

6. Подвижные игры: «Кто лучше», «Кто быстрее», «Кто больше», «Снайпер», «Перестрелка».

Используя разученные способы передач
по заданию.

7. Ловля и передача мяча от груди двумя руками
и одной рукой от плеча в движении:

Используются встречные передачи в движении
(мяч летит навстречу игрокам), поперечные


Продолжение табл.

1

2

3

(мяч перемещается поперек направления движения игроков) и поступательные (мяч как бы догоняет убегающего игрока).

– во встречных колоннах;

Игроки одной колонны ловят и передают мяч стоя на месте, игроки другой колонны –
в движении.

– в колоннах с последующим передвижением;

Первый игрок в движении последовательно передает мяч игрокам № 4, 5, 6, стоящим на месте, и получает от них обратные передачи. Закончив упражнение, он с мячом в руках бежит по боковой линии и встает в конец своей колонны. После 2–3 повторений колонны меняются местами.

– поперечные передачи в движении в парах;

Использовать не более 4–5 передач. Ловя и передавая мяч в движении, игрок не должен останавливаться, подпрыгивать, допускать «пробежку».

Бег должен быть естественным и непринуж-
денным.

– передачи выходящему игроку

Направляющий первой колонны передает мяч игроку второй колонны, тот, получив мяч, вы-
полняет откидку игроку, стоящему сзади, и прорывается в направлении третьей колонны; получив обратную передачу, немедленно отдает мяч направляющему третьей колонны. Упражнение продолжается в том же порядке. Можно добавить
второй, третий мяч


Продолжение табл.

1

2

3

Ведение мяча

Расстояние 8–10 м.

1. Ведение мяча в парах:

– низкое ведение мяча на месте (5–6 ударов) и передача одной рукой от плеча партнеру;

– ведение с изменением высоты отскока с продвижением вперед, в сторону, возвращение в и. п.
и передача мяча партнеру.

Движение в основном осуществлять кистью,
а рука в локтевом суставе почти полностью
выпрямлена.

Как можно дальше сопровождать мяч рукой вниз, как можно ниже встречать мяч рукой с широко расставленными пальцами.

В колонну по одному, дистанция 2 м.

2. Ведение мяча по периметру баскетбольной
площадки:

– с высоким отскоком, переходя на низкое ведение
у центральной линии и в углах площадки
(3–4 удара);

– изменяя высоту отскока по сигналу учителя.  

Переходя с высокого ведения на низкое, сильно согнуть ноги, наклонить туловище и выполнить несколько коротких частых толчков мяча вниз.

Высота отскока мяча от площадки – 15–20 см.

В шеренгах, колоннах,
по кругу.

3. Ведение мяча с изменением высоты отскока
в шеренгах:

– приблизившись к игрокам другой шеренги,
перейти на низкое ведение;

– с активным сопротивлением соперника.

Соперники не оказывают активного сопротивления.

Соперники могут выбивать мяч. Дриблеры укрывают мяч туловищем.

4. Ведение мяча с изменением направления:

– на месте;

– шагом, бегом;

– по кругу;

Два толчка мяча правой рукой об пол немного впереди и снаружи правой ноги, толчок мяча об пол влево, два толчка левой рукой, вновь перевод мяча на правую руку и т. д.


Продолжение табл.

1

2

3

– по «восьмерке»;

Обводить стойки дальней от них рукой.

– «елочкой», передача партнеру, передвижение
в конец колонны.

Обратить внимание на своевременный перевод мяча с одной руки на другую и правильное
накладывание кисти на мяч.

5. Игра «Пятнашки с ведением мяча»

Игра проводится в парах и группах
по 5–6 человек

Броски мяча

В две шеренги лицом друг
к другу.

1. Броски мяча двумя руками от груди с места:

– имитация броска;

– выполнение всех движений, не выпуская мяча;

– передача мяча партнеру с различной траекторией полета;

– с высокой траекторией полета, стараясь попасть
в цель.

Обратить внимание на согласованность движений ног, рук, кистей.

Дать мячу скатиться назад по тыльной стороне кистей.

В заключительной фазе броска мяч как бы выдавливается движением кистей вовнутрь. Мяч прокатывается от основания до ногтевых фаланг указательных пальцев и, срываясь с них, получает обратное вращение.

2. Броски мяча в кольцо в парах:

– с одного и того же места в 1,5–2 м от щита;

– под другим углом к щиту;

– до первого (второго) промаха.

Один игрок выполняет броски, другой подбирает мячи и передает партнеру.

После 5 бросков игроки меняются ролями.

В две шеренги лицом друг
к другу.

3. Бросок мяча одной рукой с места:

– имитация броска;

Расстояние 3–3,6 м.

Одноименная бросающей руке нога впереди.


Продолжение табл.

1

2

3

В колоннах под разными
углами к щиту.

– выпуск мяча с различной траекторией полета;

– броски с близкой дистанции (1,5–2 м);

– броски со средней дистанции (3–3,6 м).

Кисть находится сзади на мяче, а локоть опущен вниз. Другая рука поддерживает мяч спереди-
сбоку. В момент броска после согласованного
выпрямления ног и бросающей руки игрок срывает мяч с указательного пальца, и мяч получает обратное вращение.

Из-за линии штрафного броска.

4. Штрафные броски:

По правилам выполнения штрафных бросков
с дистанции 3,5 м.

– выполнение штрафных бросков после физической нагрузки;

Перед каждой серией бросков учащиеся
выполняют: а) по 10 прыжков; б) ускорения.

– выполнение штрафных бросков в условиях
применения «сбивающих» факторов.

Игроки, стоящие под щитом, отвлекают внимание игрока, пробивающего штрафные броски.

5. Игры-соревнования между командами:

– «Кто больше»;

Игроки по очереди выполняют бросок; ведется подсчет попаданий, в случае промаха счет
начинается с нуля.

– «До трех промахов».

Игроки по очереди выполняют по 2 броска подряд. Команда, забросившая наибольшее количество мячей до третьего промаха, объявляется победительницей.

В колоннах под углом 30–45°
к щиту.

На расстоянии 1,5 м справа
от щита.

6. Бросок в движении одной рукой сверху после
ведения:

– бросок из-под корзины после толчка левой ногой и маха правым бедром;

И. п. – левая нога, поставленная на пятку, впереди. Мяч в руках перед правым плечом. Перекатом с пятки на носок толчок левой ногой и мах правым бедром вверх – бросок правой рукой.


Продолжение табл.

1

2

3

На расстоянии 2–2,2 м от щита.

– то же, но после шага левой ногой;

Из и. п. – правая нога впереди.

На расстоянии 3–3,4 м от щита.

– то же, но после ловли мяча под правую ногу;

И. п. – ноги согнуты, левая – впереди, мяч перед грудью. Толчок мяча вперед-вниз правой рукой – после отскока шаг правой ногой и ловля мяча – бросок в движении.

– то же, но после ведения.

Шагом, на небольшой скорости, средней
скорости.

7. Ловля мяча в движении – ведение – бросок
в движении и передвижение в конец другой
колонны.

Партнер, выполнивший передачу, бежит
к щиту, ловит мяч, передает его следующему
игроку своей колонны и переходит в конец другой колонны.

8. Ловля мяча в движении после передачи партнера из противоположной колонны – ведение мяча – бросок в движении – передвижение в конец другой колонны.

Выпускать мяч в высшей точке прыжка, полностью выпрямляя руку.

9. Поперечные передачи в движении – ведение – бросок мяча в движении – передвижение в конец другой колонны.

Команда, забросившая мяч первой 5, 10, 15 раз, объявляется победительницей.


Окончание табл.

1

2

3

10. Игры-соревнования между командами:

– «Кто быстрее»;

То же, но победительницей объявляется
команда, забросившая большее количество мячей за 3–5 минут.

В колоннах под разными
углами к щиту справа и слева от него.

– «Кто больше».

В колоннах под углом 45°
справа (слева) от щита
на расстоянии 3–4 м.

11. Бросок в движении одной рукой сверху после ловли:

– бросок в движении после снятия мяча с руки
партнера;

Направляющий делает широкий шаг правой
(левой) ногой, беря во время полета мяч с руки партнера, и выполняет бросок в движении.

На расстоянии 6–7 м.

– бросок в движении после ловли мяча;

Передачи выполняет учитель или помощники,
стоящие в 1 м от лицевой линии, в 3 м в стороне от щита; на лицевой линии за щитом, под щитом.

В парах. Интервал 3–4 м

– передачи мяча в движении, от одного щита
к другому с броском в движении после ловли мяча.

Мяч после броска подбирает игрок, сделавший последнюю передачу.

Игры-соревнования, эстафеты

а) Кто больше забросит мячей за 3 мин;

б) кто быстрее забросит 5 мячей;

в) кто быстрее забросит три мяча подряд

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...