Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.
статья по физкультуре (8 класс) на тему
Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного года, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_interesa_k_uroku_fizicheskoy_kultury_posredstvam_sorevnovatelno-igrovogo_metoda.docx | 194.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Актуальность системы работы.
Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного года, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Научно-методический уровень системы работы.
Работа носит комплексный подход, так как способствует развитию физической и эмоциональной сфер личности. Прослеживается интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству.
Научность системы работы.
Предлагаемая модель работы, соответствует методологии, возрастной психологии и новой образовательной парадигме составлена на научной основе. В данной работе прослеживается направленность учителя на обеспечение соответствия содержания образования интеграционным и инновационным подходам.
Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работ, её связь с общей стратегией развития организации общества.
Разработки рекомендаций по организации и проведению уроков физической культуры, игры и эстафеты для проверки физической подготовленности учащихся, специальной подготовке по технике и тактики спортивных игр, а также по лыжной подготовке, в гимнастике рассматриваются в неразрывном единстве с применяемой методикой. Материал логически связан и способствует цели, поставленной автором.
Введение
Содержание данного методического пособия предполагает применять соревновательно-игровой метод в учебном процессе, что помогает решать задачи всестороннего развития у учащихся, совершенствовать двигательные качества, умения и навыки, связанные с современной техникой того или иного вида учебной программы. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение
Цель данного пособия: оказание помощи учителям ФК, творчески применять соревновательно-игровой метод в процессе уроков, что способствует повышению интереса учащихся к знаниям ФК и решению задач из любых разделов по физическому воспитанию.
Задачи:
- Освоение двигательных качеств.
- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, пропаганда ЗОЖ, как на уроках, так и во внеурочное время.
- Воспитание чувства коллективизма, дисциплинированность, содействие развитию психических процессов (внимания, памяти на двигательные действия).
Предлагаемое пособие поможет специалистам ФК оживить уроки и тренировочные занятия, поскольку соревнование и игра выступают как одно из основных условий.
Легкая атлетика
Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровью учащихся. Легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, суть которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых знаний позволяет скучную и монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной.
Круговая эстафета
Задачи: закрепление навыка бега по повороту, совершенствование умения передавать эстафету в игровой обстановке.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивная площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
По сигналу преподавателя первые в колонках игроки команд начинают бег по кругу. Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга. Остальные игроки смещаются на один шаг вперед. Варианты бега: из различных исходных положений, боком, приставными шагами, спиной вперед, прыжками на обеих ногах | Нельзя создавать препятствия для бега другим игрокам преждевременным выходом на беговую часть дорожки. Поле того как все игроки побегут по кругу, занимающиеся, которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету. | Вместо касания плеча можно передавать эстафету эстафетной палочкой. Тогда каждый игрок, стоящий с внешней стороны колонны, отводит руку назад, готовясь принять эстафету. |
«Быстро по местам»
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: а) в общей шеренге или отдельных шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата. | Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. | Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения. |
Гимнастика
Соревновательно-игровой метод в гимнастике, к сожалению, не получил широкого распространения из-за того, что его по традиции считают методом в основном игровых видов спорта. Однако играть или соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в игровых видах физической подготовки. Суть метода — прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победу или возможно более высокое достижение как отдельных учащихся, так и команд.
Так, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, можно выполнять их в соревновательно-игровой обстановке. Разделив группу или класс на отдельные команды, преподаватель может проводить соревнования за лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом могут давать оценку друг другу.
Соревнование может проходить в параллельных колоннах или шеренгах как с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.
Вот несколько игровых заданий:
«Смена мест»
Задачи: формирование навыка быстрого и четкого построения; воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.
Инвентарь: любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.).
Место: спортивный гимнастический зал, гимнастический городок, тренажерный класс или приспособленное помещение.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Во время выполнения любых гимнастических упражнений, при любом построении по указанному сигналу учащиеся меняются местами и принимают стойку "смирно". Например, можно выполнять упражнения стоя в кругах, на гимнастических скамейках с предметами и т. д. | При наличии нескольких колонн заранее оговаривается, кто с кем меняется местами. При использовании станций круговой тренировки соревнуются нечетные номера с четными. За каждую выигранную смену команда получает одно очко. Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков. | Следует оценивать не только быстроту смены, но и качество выполнения упражнений. |
«Построй мост»
Задачи: закрепление акробатических элементов в игровой форме; развитие гибкости.
Инвентарь: не требуется.
Место: гимнастический зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Соревнуются несколько команд по 4—6 человек в каждой. Перед началом игры выстраиваются в колонны за линией старта. В пяти шагах от первой линии проводится вторая. По сигналу преподавателя первый игрок бежит до условленной отметки и становится на мост. После этого выбегает следующий игрок и, проползая под мостом, «строит» второй мост за первым. Затем под двумя мостами проползает третий игрок, за ним — четвертый и т. д. Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: "Встать!". Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны. | Команда, первой выполнившая задание, объявляется победителем. | Необходимо, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост |
Волейбол
При использовании соревновательно-игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейбол осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в соревновательно-игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро, спину.
Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой.
Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательно-игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее — верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых — прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.
Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки.
Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением.
«Прими и передай»
Задачи:совершенствование техники действий в нападении и защите в соревновательных условиях.
Инвентарь: мячи.
Место: волейбольная площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Играют две команды. Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, защищаются. | Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке или за нее, то обороняющаяся команда получает 3 очка; если мяч принят, но не доведен до сетки,— 2 очка; если защитник не сыграл в защите, но попытался принять мяч и коснулся его,— 1 очко (без касания мяча защитнику очко не засчитывается). После 2 мин игры нападающие и защитники меняются зонами. Нападающим разрешается выполнять обманные удары, а защитникам — применять блок. | Игра длится 4—10 мин, затем участники меняются ролями. |
Эстафета с мячом по кругу
Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м. Первые игроки держат в руках мяч. По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему игроку и т. д. При потере мяча эстафета продолжается с того места, где она была прервана. Вариант эстафеты: последний участник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты. | Способ передачи мяча — верхняя передача. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, первым ее и заканчивает. | По мере освоения задания можно переходить к более сложным способам передачи и использовать два мяча. |
Баскетбол
Быстрая и динамичная игра, с калейдоскопически меняющимися игровыми ситуациями спортивная игра, которая развивает ребенка, как никакая другая игра, и поэтому должна быть основной в школьной программе по физическому воспитанию, начиная с третьего класса.
Все изученное на уроке должно быть применено в игре. Прежде чем начать играть в баскетбол, необходимо поиграть с детьми в подходящие к баскетболу игры и различные эстафеты с элементами баскетбол. Так, в младших классах- это игра «Мяч капитану», в средних и старших классах- игра «10 передач». В эту игру может играть одновременно весь класс.
Задачи игры: соблюдая правила баскетбола, сделать 10 передач мяча среди игроков своей команды, исключая бросок в корзину (Ведение разрешено) и не пересекая средней линии. В случае потери мяча все набранные очки сгорают и счет начинает вести следующая команда.
Даже в таком коротком промежутке, каким является урок физкультуры, необходимо отводить время играм и эстафетам, чтобы повысить эмоциональный настрой.
«Мяч в корзину»
Задача: совершенствование навыков бросков мяча в заданном направлении с отскоком от щита, а также точного выполнения движений.
Инвентарь: корзина, баскетбольные, волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Команды стоят напротив своих щитов или переносных корзин. У каждого капитана имеется мяч. Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи обязательно с отскоком от квадрата на щите. Варианты бросков мяча: а) с места; б) после двух прыжковых шагов; в) после ведения мяча и двух прыжковых шагов. | Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем. Учитывается также время выполнения задания. | При повторении игры команды должны меняться местами. Если имеется только один щит, то команды бросают мяч по очереди. |
«Овладей мячом в движении»
Задачи: освоение технических действий по ведению и перехвату мяча в игровой обстановке.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
Все игроки делятся на две команды. Одна осуществляет ведение мяча а разных направлениях, другая пытается овладеть мячом соперника. При перехвате мяча происходит смена водящих. Вариант игры: каждая группа осуществляет ведение мяча в течение определенного времени. | При неправильной атаке штрафуется защитник. В конце игры подсчитывается количество потерь мяча и определяется победитель. Побеждает команда, игроки которой совершили меньше ошибок при проходе с мячом и чаще владели мячом. | В начале игры можно регулировать передвижение игроков свистком, а затем предоставлять свободу действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....
Педагогический опыт учителя физической культуры "Использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры".
В презентации представляется значение игрового метода...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...
Пути повышения интереса к уроку физической культуры.
В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....
Активные методы обучения для активизации познавательного интереса на уроках физической культуры
Современный образ жизни подрастающего поколения очень изменился в части двигательной активности. С увеличением компьютерных технологий, многие дети большое время проводят дома, сидя за монитором, в от...
Проект на тему «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры»
Описание проекта:Проект «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры», был реализован на базе муниципального автономного ...
"Повышение интереса к урокам физической культуры у учащихся с помощью круговой тренировки"
Учитель рассказывает о том, как с помощью круговой тренировки можно повысить интерес учащихся к урокам физической культуры....