«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
статья по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Мичуринска Тамбовской области
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Ф.И.О. педагога: | Трунова Светлана Федоровна |
Должность: | учитель физической культуры |
МИУРИНСК
2020
« Здоровью научить нельзя-
Надо воспитывать потребность
быть здоровым».
С введением ФГОС наметилась тенденция в вопросах формирования здоровья обучающихся. Появилась потребность в разработке новых образовательных программ по физической культуре и проведению нестандартных уроков.
Современный урок – не погоня за результатом, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На занятиях необходимо учитывать здоровье, желание, настроение, темперамент каждого ребёнка. Необходимо научить детей саморегуляции, адаптации, релаксации не только на уроках, но и в свободное от занятий время.
Многолетний опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению уроков творчески, нетрадиционно, что позволяет мне поддерживать интерес к занятиям у детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку. Работая с обучающимися, среднего и старшего школьного звена, я стала внедрять различные типы нетрадиционных уроков, помогая детям найти в занятиях моменты, которые будут увлекать учеников своей необычностью, принося радость им от двигательных действий, расширяя кругозор не только в области физкультуры, но и в области литературы и истории России.
В нетрадиционных формах уроков по физической культуре ставятся в основном те же задачи, что и на традиционных уроках: содействие укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся, успешное выполнение учебной программы по предмету, воспитание определённых навыков у детей и привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания обучающихся являются:
Урок-игра, урок- путешествие; (где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом, маршрутом путешествия)
Игровая форма занятий придаёт смысл двигательной деятельности ребёнка, развивает инициативу и самостоятельность. В игровые занятия я включаю подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами соревнования. Выполняя какое-то двигательное действие, ученик должен выполнить и интеллектуальное задание. Проводя подвижные игры, я на карточках пишу даты начала Великой Отечественной войны, Куликовского сражения и другие.Задания могут быть разного характера, на знание русских поэтов или писателей, можно связать их с любым общеобразовательным предметов. За правильный ответ команда получает дополнительный балл, что приводит команду к победе. Такой вид урока развивает скоростные качества, но и заставляет ученика думать, вспомнить пройденный материал по предметам.
Уроки гимнастики стараюсь проводить под музыкальное сопровождение, потому что именно оно создаёт психологический и эмоциональный настрой детей на урок. В среднем звене провожу сюжетно-ролевые занятия для закрепления приобретённых навыков. На таких уроках ученики выполняют определённые элементы, услышав их названия в сказке. Например: «Приплыла к старику золотая рыбка», дети выполняют рыбку; «Идёт бычок по мостику», выполняют мостик; « Несёт Красная шапочка пирожки в корзинке», выполняют корзинку. Применяю и картинки с изображением «моста», «рыбки», «берёзки», «лодки». Используя их, каждый ребёнок может составить любое акробатическое соединение и попросить класс повторить его. Сюжетно-ролевые уроки проходят интересно и весело.
Провожу уроки по «маршрутным картам». Дети делятся на группы и у каждой своё задание, выполнив его, меняются местами и инвентарём. Снаряды в зале расположены так, чтобы учащиеся, переходя от одного вида упражнений к другому не сталкивались, способом кругового потока.
В МБОУ СОШ №1 практикуются занятия физической культуры на свежем воздухе. Осенью и весной занятия проходят на стадионе. Я практикую оздоровительный бег. Это бег в умеренном темпе, в сочетании с ходьбой. Он повышает жизнедеятельность организма, активирует сердечно сосудистую, дыхательную, растормаживает нервную системы. Перед бегом провожу маленькую разминку, чтобы не навредить мышцам детей и подготовить к нагрузке. Направляющим назначаю ученика, который имеет опыт бега в умеренном темпе. Ставлю задачу не обгонять впереди бегущих. Затем обязательно выполняем упражнения на восстановление дыхания.
Уроки лыжной подготовки проходят на свежем воздухе в зелёной зоне нашего города. В зимний период времени провожу интегрированные уроки. Объединяя урок физической культуры с материалом из урока ОБЖ.
В нашем веке наметилась тенденция не заметить которую нельзя - это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Вот и в школе без компьютера уже не обойтись. Использование его при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес, прочность знаний ребёнка. Я стараюсь применять эту возможность с детьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки. Ученикам, освобождённым от занятий, даётся задание - написать реферат, выполнить презентацию по различным темам изучающихся на уроках физической культуры, дети решают тесты по пройденным разделам, тем самым они получают дополнительные теоретические знания в различных направлениях физической культуры и спорта.
Нестандартные уроки вызывают интерес у учеников, а интерес,как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из « школы зубрёжки» в « школу радости».
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, эстафеты, «дни здоровья».
Мне по душе фольклорно- спортивные праздники.
У каждого народа есть свои национальные игры, но в процессе развития общества они видоизменились, обогатились новым содержанием. Чтобы окончательно не потерять традиции, обычаи русского народа , повожу такие праздники в классах. Где дети знакомятся с играми, пословицами, поговорками, танцами наших предков, но и не забывают показать ловкость, силу, скоростные качества. На таких праздниках дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга, радуются победе и учатся не огорчаться поражению.
Нетрадиционные формы и методы организации физкультурно-оздоровительной деятельности формируют у учеников умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в физических занятиях. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.
Одна из главных задач педагога – совершенствование урока. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у детей, являются нестандартные формы и методы обучения уроков физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство — как форма организации физкультурно - оздоровительной работы по ФГОС ДО
Взаимодействие с различными социальными партнёрами городского округа...
Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав
Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав...
Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав
Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав...
Урочная форма соревнований между классами, как один из способов организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.
Данный материал могут использовать учителя физкультуры в качестве нестандартных уроков....
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...
Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»
Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работыв общеобразовательных организациях города Муравленкопри подготовке к сдаче норм ГТО...