«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
статья по физкультуре

Трунова Светлана Федоровна
С введением ФГОС наметилась тенденция в вопросах формирования здоровья обучающихся. Появилась потребность в разработке новых образовательных программ по физической культуре и проведению нестандартных уроков. Современный урок – не погоня за результатом, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На занятиях необходимо учитывать здоровье, желание, настроение, темперамент каждого ребёнка. Необходимо научить детей саморегуляции, адаптации, релаксации не только на уроках, но и в свободное от занятий время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Мичуринска Тамбовской области

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ФОРМ И  МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Ф.И.О. педагога:

Трунова Светлана Федоровна

Должность:

учитель физической культуры

МИУРИНСК

2020

 « Здоровью научить нельзя-

                                                                               Надо воспитывать потребность  

                                                                                    быть здоровым».  

С введением ФГОС наметилась тенденция в  вопросах формирования    здоровья  обучающихся. Появилась потребность в разработке новых образовательных программ по физической культуре и проведению нестандартных уроков.

Современный урок – не погоня за результатом, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей.  На занятиях необходимо учитывать здоровье,  желание, настроение, темперамент каждого ребёнка. Необходимо научить детей саморегуляции, адаптации, релаксации не только на уроках, но и в свободное от занятий время.

Многолетний опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению уроков творчески, нетрадиционно, что позволяет мне поддерживать интерес к занятиям у детей, индивидуализировать подход  к каждому ребёнку. Работая с обучающимися, среднего и старшего школьного звена, я стала внедрять различные типы нетрадиционных  уроков,  помогая детям найти в занятиях моменты, которые будут увлекать учеников своей необычностью, принося радость им от двигательных действий, расширяя кругозор не только в области физкультуры, но и  в области литературы и истории России.

В нетрадиционных формах уроков  по физической культуре  ставятся в основном те же задачи, что и на традиционных уроках: содействие укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся, успешное выполнение учебной программы по предмету, воспитание определённых навыков у детей и привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания обучающихся являются:

Урок-игра, урок- путешествие; (где  содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом, маршрутом путешествия)

Игровая форма занятий придаёт смысл двигательной деятельности ребёнка, развивает инициативу и самостоятельность. В игровые занятия я включаю подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами соревнования. Выполняя какое-то двигательное действие, ученик должен выполнить и интеллектуальное задание. Проводя подвижные игры, я на карточках пишу даты начала Великой Отечественной войны, Куликовского сражения и другие.Задания могут быть разного характера, на знание русских поэтов или писателей, можно связать их с любым общеобразовательным предметов. За правильный ответ команда получает дополнительный балл, что приводит команду к победе. Такой вид урока развивает скоростные качества, но и заставляет ученика думать, вспомнить пройденный материал по  предметам.

Уроки гимнастики стараюсь проводить под музыкальное сопровождение, потому что именно оно создаёт психологический и эмоциональный настрой детей на урок. В среднем звене провожу сюжетно-ролевые занятия для закрепления приобретённых навыков. На таких уроках ученики выполняют определённые элементы, услышав их названия в сказке. Например: «Приплыла к старику золотая рыбка», дети выполняют рыбку;  «Идёт бычок по мостику», выполняют мостик; « Несёт Красная шапочка пирожки в корзинке», выполняют корзинку. Применяю и картинки с изображением «моста», «рыбки», «берёзки», «лодки». Используя их, каждый ребёнок может составить любое акробатическое соединение и попросить класс повторить его. Сюжетно-ролевые уроки проходят интересно и весело.

Провожу уроки по «маршрутным картам». Дети делятся на группы и  у каждой своё задание, выполнив его,  меняются местами и инвентарём. Снаряды в зале расположены так, чтобы  учащиеся, переходя от одного вида упражнений к другому не сталкивались, способом кругового потока.

В МБОУ СОШ №1 практикуются занятия физической культуры на свежем воздухе. Осенью и весной занятия проходят на стадионе. Я практикую оздоровительный бег. Это бег в умеренном темпе, в сочетании с ходьбой. Он повышает жизнедеятельность организма, активирует сердечно сосудистую, дыхательную, растормаживает нервную системы. Перед бегом провожу маленькую разминку, чтобы не навредить мышцам детей и подготовить к нагрузке. Направляющим назначаю ученика, который имеет опыт бега в умеренном темпе. Ставлю задачу не обгонять впереди бегущих. Затем обязательно выполняем  упражнения на восстановление дыхания.

Уроки лыжной подготовки проходят  на свежем воздухе  в зелёной зоне нашего города. В зимний период времени провожу интегрированные уроки. Объединяя урок физической культуры с материалом из урока ОБЖ.

В нашем веке наметилась тенденция не заметить которую нельзя - это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Вот и в школе без компьютера уже не обойтись. Использование его при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес, прочность знаний ребёнка. Я стараюсь применять эту возможность с детьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки. Ученикам, освобождённым от занятий, даётся задание -  написать реферат, выполнить презентацию по различным темам изучающихся на уроках физической культуры, дети решают тесты по пройденным разделам, тем самым они получают дополнительные теоретические  знания  в различных направлениях  физической культуры и спорта.

 Нестандартные уроки вызывают интерес  у учеников, а интерес,как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из « школы зубрёжки» в « школу радости».

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, эстафеты, «дни здоровья».

Мне по душе фольклорно- спортивные праздники.

 У каждого народа есть свои национальные игры, но в процессе развития общества они видоизменились, обогатились новым содержанием. Чтобы окончательно не потерять традиции, обычаи русского народа , повожу такие праздники в классах. Где дети знакомятся с играми, пословицами, поговорками, танцами наших предков, но и не забывают показать ловкость, силу, скоростные качества. На таких праздниках дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга, радуются победе и учатся не огорчаться поражению.

Нетрадиционные  формы и методы организации физкультурно-оздоровительной деятельности формируют у учеников умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в физических занятиях. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.

Одна из главных задач педагога – совершенствование урока. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у детей, являются нестандартные формы и методы обучения уроков физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство — как форма организации физкультурно - оздоровительной работы по ФГОС ДО

Взаимодействие с различными социальными партнёрами городского округа...

Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав

Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав...

Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав

Организация физкультурно-оздоровительной работы средствами народных игр и забав...

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...

Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»

Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО

Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работыв общеобразовательных организациях города Муравленкопри подготовке к сдаче норм ГТО...