Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мир подвижных игр»
учебно-методический материал по физкультуре

Левашова Елена Сергеевна

Программа дополнительного образования «Мир подвижных игр» физкультурно – спортивной направленности разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа курса рассчитана на учащихся 9-10 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Рассказово Тамбовской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»

Рассмотрена на заседании

Утверждена

педагогического совета

приказом МБОУ СОШ 4 №______от_________2019 г.

от «___» _____________ 2019 г.

Протокол № ____

Директор А.П.Кондрашов                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Мир подвижных игр»

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Левашова Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования

г. Рассказово, 2019

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир подвижных игр»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Левашова Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

физкультурно-спортивная

4.4. Уровень освоения программы

базовый

4.5. Тип программы

дополнительная общеразвивающая

4.6. Вид программы

модифицированная

4.7. Возраст учащихся по программе

9-10 лет

4.8. Продолжительность обучения

2 года

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

   Программа дополнительного образования «Мир подвижных игр» физкультурно – спортивной направленности разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа курса рассчитана на учащихся 9-10 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

Реализация дополнительного образования  по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Направленность (профиль) образования - . программа «Мир подвижных игр» ориентирована на более углубленное изучение правил в подвижных играх

Направленность (профиль) программы: изкультурно-спортивная.

По форме организации: групповая.

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).

Уровень освоения программы:  базовый.

Новизна программы

. Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.

Актуальность программы

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Педагогическая целесообразность

. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.  

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является увеличение объёма на изучение подвижных игр.

Посещение является добровольным для учащихся. Эта дополнительная программа создана учётом интересов подростков.

При проведении занятий можно выделить два направления:

- оздоровительная направленность;

- повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

Адресат программы

Программа курса рассчитана на детей от 9 до 10лет.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество учащихся

В каждой группе 1- 2 года обучения 15 человек.

Объем и срок освоения программы

Программа дополнительного образования «Мир подвижных игр» рассчитана на 36 часов в год.

Формы и режим занятий

По данной программе учащиеся занимаются 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 45 минут.

Формы  занятий:

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

Формы организации деятельности учащихся на занятии:групповая.

1.2. Цель и задачи программы

Цели:

  •   совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи программы

Задачи: решаемые в рамках данной программы.

Образовательные:

  • обеспечить двигательную активность  школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;

Развивающие:

  • развивать:  воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции,  эмоционально-чувственную сферу

Воспитательные:

  •  воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни.
  •  воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням

1.3. Содержание программы

Учебный план 3 класс

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

теория

практика

всего

1

«Русские народные игры»

1

1

2

2

 « Игры народов России»

5

9

14

3

« Тропа Здоровья»

15

2

17

4

 « Эстафеты»

1

1

2

Итоговое занятие

1

1

Итого

22

14

   36

Итоговая аттестация

Учебный план 4 класс

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

теория

практика

всего

1

«Русские народные игры»

2

5

7

2

 « Игры народов России»

10

9

19

3

« Тропа Здоровья»

8

1

9

Итоговое занятие

1

1

Итого

20

16

36

Итоговая аттестация

Содержание учебного плана

 Программа дополнительного образования  «Мир подвижных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов, в том числе и в форме соревнований из расчёта 36 часов в год,  теоретический минимум изучается в процессе занятий в необходимом объёме.  На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры.

       Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биомеханика, спортивная психология,  теория и методика подвижных игр.

        На практических занятиях обучающиеся 3-4 классов  овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества.

Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль  физического состояния обучающихся.

        Программа предусматривает изучение курса  подвижных игр по следующим разделам:

 1. Основы техники и тактики в подвижныхх играх.

 2. Методика обучения технике игры.

 3. Организация и методика проведения занятий по подвижным играм.

 4. Судейство в подвижных играх.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1раздел – «Русские народные игры» .

2 раздел – « Игры народов России».

3 раздел – « Подвижные игры».

4 раздел – « Эстафеты».

 5 раздел – « Тропа Здоровья».

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от

простого к сложному, а детям знакомиться с играми , которые соответствуют

их возрастным способностям . Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться

в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко

запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в

движении. А вот для уч-ся 8-10 лет помимо движения нужен ещё и

занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных

народов, они не только развиваются физически , но ещё и развивают свой

кругозор.

СТРУКТУРА ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

ИГРЫ

Русские народные игры Тропа Здоровья

Игры народов России

Эстафеты Подвижные игры

Цели изучения по каждому разделу.

I РАЗДЕЛ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические

способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать

уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

II РАЗДЕЛ

ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в

России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать

толерантность при общении в коллективе.

III РАЗДЕЛ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту

реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.

Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

IV РАЗДЕЛ

ЭСТАФЕТЫ

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций,

внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и

ответственности.

V РАЗДЕЛ

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Цели: через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим

организмом, то есть с самим собой. Развивать знания в области сохранения

организма здоровым, начиная с детства.

Первый год обучения

Русские народные игры (2 часов)

Теоретические занятия:

Русские народные игры (1 ч.)

Узнать историю создания русских народных игр,  изучить многообразие русских народных игр. Правила игр: «Краски», «Гори, гори ясно!», «Ляпка»

Практическое занятие:(1 ч.)

  1. Подвижная игра « Краски» ,Подвижная игра « Гори, гори ясно» ,

Подвижная игра « Ляпка» .

Игры народов Росии (14 часа)

Теоретические занятия:

Башкирские народные игры, Бурятские народные игры, Дагестанские народные игры, Кабардино-балкарские народные игры( 1 ч.)

История башкирских и бурятских игр. Правила игр: «Юрта», «Медный пень», «Ищем палочку»История Дагестанских и Кабардино-балкарских игр. Правила игр: « Выбей из круга», «Подними платок», « Подбуркой»

Калмыцкие народные игры, Карельские народные игры, Игры Коми, Марийские народные игры (1 ч.)

История Калмыцких и Карельских игр. Правила игр: «Прятки», «Альчик», «Мяч», «Я есть».История игр Коми и Марийских игр. Правила игр: «Невод», «Стой олень», «Катание мяча».

Татарские народные игры, Якутские народные игры , Удмуртские народные игры, Чечено-ингушские игры (1 ч.)

История Татарских и Якутских игр. Правила игр: «Ловишки», «Серый волк», «Сокол и лиса», «Пятнашки».История Удмуртских и Чечено-ингушских игр. Правила игр: «Водящий», «Серый зайка», «Чиж».

Тувинские народные игры, Мордовские народные игры , Северо-осетинские игры, Чувашские игры (1 ч.)

История Тувинских и Мордовских игр. Правила игр: «Борьба», «Стрельба в мишень», «Котёл», «Круговой».История Северо-осетинских и Чувашских игр. Правила игр: « Борьба за флажки», «Рыбки».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока (1 ч.)

История игр народов Сибири и Дальнего Востока. Правила игр: «Льдинки ,ветер и мороз».

Практическое занятие:

  1. Подвижные игры «Юрта», «Медный пень», «Ищем палочку».(1 ч.)
  2. Подвижные игры « Выбей из круга», «Подними платок», « Подбуркой»(1 ч.)
  3. Подвижные игры «Прятки», «Альчик», «Мяч», «Я есть» (1 ч.)
  4. Подвижные игры «Невод», «Стой олень», «Катание мяча»(1 ч.)
  5. Подвижные игры «Ловишки», «Серый волк», «Сокол и лиса», «Пятнашки»(1 ч.)
  6. Подвижные игры «Водящий», «Серый зайка», «Чиж»(1 ч.)
  7. Подвижные игры «Борьба», «Стрельба в мишень», «Котёл», «Круговой»(1 ч.)
  8. Подвижные игры « Борьба за флажки», «Рыбки»(1 ч.)
  9. Подвижные игры «Льдинки, ветер и мороз»(1 ч.)

Тропа Здоровья (17 часов)

Теоретические занятия:

Школа здорового питания (2 ч.)

Что такое здоровое питание? Зачем человек ест? Сколько раз в день необходимо питаться? Правильное и неправильное питание. Два условия правильного питания. Правила правильного питания.

Закаляйся, если хочешь быть здоров (2 ч.)

Природа и здоровье. Простуда не страшна. Формы закалывания. Как начинать закаляться. Босохождение. Закалывание водой. Купание в открытых водоемах. Советы при закалывании.

Значение ходьбы для двигательной активности (2 ч.)

Что такое двигательная активность? Зачем нужна двигательная активность? Виды двигательной активности. Действие на организм. Влияние недостатка движения.

Органы чувств (2 ч.)

Что такое органы чувст? Орган зрения. Орган слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания.

Нервная система (2 ч.)

Строение нервной системы человека. Структурная единица нервной ткани - нейрон. Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс. Строение спинного мозга. Головной мозг. Автономная нервная система.

Органы слуха (2 ч.)

Ухо- орган слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Болезни уха. Гигиена органов слуха. Ушная сера. Значение слуха.

Мышцы (1 ч.)

Для чего человеку мышцы? Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система. Как работают мышцы? Что заставляет работать наше сердце.

Органы дыхания (1 ч.)

Значение дыхания в жизни человека. Зачем мы дышим? Из каких органов состоит дыхательная система человека. Носовая полость. Гортань. Образование звука. Трахея. Бронхи. Легкие. Газообмен в легких.

Органы и скелет (1 ч.)

Скелет человека. Какие органы защищают череп. В каком случае скелет жизненно важен для человека? Когда позвоночник спасает наш мозг? Каким образом устроен скелет человека? Почему кости черепа и туловища соединяются по-разному.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика (1 ч.)

Проведения праздника (1 ч.)

Здоровье планеты - наше здоровье.  

Эстафеты (2 часов)

Теоретические занятия:

Эстафеты (1 ч.):

Что такое эстафеты? Виды эстафет. Правила эстафет.

Практические занятия (1 ч)

Эстафета «Вызов номеров » ,Эстафета по кругу,

Эстафеты с обручем

Итоговое занятие (1ч.)

Спортивный праздник

Второй год обучения

Русские народные игры (7 часов)

Теоретические занятия:

Русские народные игры (2 ч.)

Узнать историю создания русских народных игр,  изучить многообразие русских народных игр.Правила игр

«Заря», «Почта», «Молчанка», «Мячик кверху», «Коршун», « Гуси».

Практическое занятие:

  1. Подвижная игра «Заря» (1 ч.)
  2. Подвижная игра « Почта» (1 ч.)
  3. Подвижная игра « Молчанка» (1ч.)
  4. Подвижная игра « Мячик кверху» (1 ч.)
  5. Подвижная игра «Коршун», «Гуси». (1 ч.)

Игры народов России (19 часа)

Теоретические занятия:

Калмыцкие народные игры, Бурятские народные игры (2 ч.)

История Калмыцких и Бурятских игр. Правила игр: «Иголка, нитка и узелок»,  « Забрасывание белого мяча»

Чувашские народные игры, Якутские народные игры (2 ч.)

История Чувашских и Якутских игр. Правила игр: «Летучая мышь», «Игра с перетягиванием».

Удмуртские народная игры, Башкирские народная игры (2 ч.)

История Удмуртских и Башкирских игр. Правила игр: «Игры с платочком», «Липкие пеньки».

Кабардино-Балкарские игры (2 ч.)

История Кабардино-Балкарских игр. Правила игр: «Повелитель лунки»

Чеченские народные игры, Северо-Осетинские игры (2 ч.)

История Чеченских игр. Правила игр: «Утушка», «Метание с плеча и снизу».

Практическое занятие:

1.Подвижные игры  «Иголка, нитка и узелок»,  «Забрасывание белого мяча» (2 ч.)

2.Подвижные игры «Летучая мышь», «Игра с перетягиванием»(2 ч.)

  1. Подвижные игры «Игры с платочком», «Липкие пеньки»(2 ч.)
  2. Подвижные игры «Повелитель лунки»(1 ч.)
  3. Подвижные игры «Утушка»,(2 ч.)

Тропа Здоровья(9 час)

Теоретические занятия:

Вводное занятие  (1 ч.)

Инструктаж по техники безопасности.

Что такое здоровье? Что нужно для того чтобы быть здоровым? Вредные привычки. Микробы. Физкультура. Витамины.

Органы пищеварения (1 ч.)

Изучение строения и функций пищеварительной системы. Что такое пищеварение? Три этапа пищеварения. Пищеварительная система. Пищеварительный тракт. Пищеварительные железы. Ротовая полость. Глотка и пищевод. Желудок.

Как и зачем мы дышим (1 ч.)

Значение дыхания в жизни человека. Зачем мы дышим? Из каких органов состоит дыхательная система человека. Носовая полость. Гортань. Образование звука. Трахея. Бронхи. Легкие. Газообмен в легких.

Органы зрения (1 ч.)

Строение глаза. Роговица. Радужка. Хрусталик. Ресничный поясок. Сетчатка. Палочки. Колбочки. Функции. Склера. Строение склеры. Сосудистая оболочка.

Органы слуха (1 ч.)

Ухо- орган слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Болезни уха. Гигиена органов слуха. Ушная сера. Значение слуха.

Скелет, кости и суставы (1 ч.)

Скелет человека. Какие органы защищают череп. В каком случае скелет жизненно важен для человека? Когда позвоночник спасает наш мозг? Каким образом устроен скелет человека? Почему кости черепа и туловища соединяются по-разному.

Мое сердце(1 ч.)

Строение и работа сердца. Расположение сердца. Внешнее строение сердца. Внутреннее строение сердца. Сердечный цикл.

Закаливание организма( 1 ч.)

Природа и здоровье. Простуда не страшна. Формы закалывания. Как начинать закаляться. Босохождение. Закалывание водой. Купание в открытых водоемах. Советы при закалывании.

Практическое занятие:

Праздник здоровячков (1 ч)

Игра с воздушными шариками. Конкурс « Кто больше забьет мячей в ворота». Перетягивание каната. Пионерболл.

Итоговое занятие (1ч)

Спортивный праздник

1.4. Планируемые результаты

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни;об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование  и закрепление представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Способы определения  результативности реализации программы:

Анкетирование детей

Мониторинг  состояния здоровья детей

Формы подведения итогов реализации программы:

Спортивные праздники и соревнования

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир подвижных игр»

год обучения: 1

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

Тема

Место

Форма

п/п

проведения

занятия

часов

занятия

проведения

контроля

занятия

Русские народные игры (2 часов)

1-2

2

«Краски», «Гори, гори ясно», «Ляпка»

Игры народов Росии (14 часа)

3-4

2

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень», Бурятские народные игры «Ищем палочку»

5-6

2

Дагестанские народные игры « Выбей из круга», «Подними платок», Кабардино-балкарские народные игры « Под

буркой».

7-8

2

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик», Карельские народные игры «Мяч», «Я есть».

9-10

2

Игры Коми «Невод», «Стой олень», Марийские народные игры «Катание мяча»

11-12

2

Татарские народные игры «Ловишки», «Серый волк», Якутские народные игры «Сокол и лиса»,«Пятнашки»

13

1

Удмуртские народные игры «Водящий», «Серый зайка», Чечено-ингушские игры «Чиж»

14

1

Тувинские народные игры «Борьба», «Стрельба в мишень», Мордовские народные игры «Котёл»,

«Круговой»

15

1

Северо-осетинские игры « Борьба за флажки», Чувашские игры «Рыбки»

16

1

Игры народов Сибири и Дальнего Востока

«Льдинки ,ветер и мороз»

Тропа Здоровья (17часов)

17-18

2

Школа здорового питания

19-20

2

Закаляйся, если хочешь быть здоров

21-22

2

Значение ходьбы для двигательной активности

23-24

2

Органы чувств

25-26

2

Нервная система

27-28

2

Органы слуха

29-30

2

Мышцы

31-32

2

Органы дыхания

33

1

Осанка и скелет

Эстафеты (2 часов)

34-35

2

Эстафета « Вызов номеров», Эстафета по кругу, Эстафета с обручем.

36

1

Итоговое занятие

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир подвижных игр»

год обучения: 2

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

Тема

Место

Форма

п/п

проведения

занятия

часов

занятия

проведения

контроля

занятия

Русские народные игры(14 часов)

1

1

Вводное занятие.

2

1

Русская народная игра «Заря»

3

1

Русская народная игра «Почта»

4

1

Русская народная игра «Молчанка»

5

1

Русская народная игра «Мячик кверху»

6

1

Русская народная игра «Коршун»

7

1

Русская народная игра «Гуси»

Игры народов России(36 часов)

8-9-10

3

 Бурятская народная игра «Иголка , нитка и узелок»

11-12-13

3

Калмыцкая народная игра « Забрасывание белого мяча»

14-15-16

3

Игры народов Коми «Ловля оленей»

17-18

2

Татарская народная игра «Лисички и курочка»

19-20

2

Чувашская народная игра «Летучая мышь»

21-22

2

Якутская народная игра «Игра с перетягиванием»

23-24

2

Игры народов Сибири и Дальнего Востока «Смелые ребята»

25-26

2

Игры народов Сибири «Рыбка и рыбаки»

Игры народов Сибири «Здравствуй, догони»

27

1

Игры народов Сибири «Ловкий оленевод»

28

1

Удмуртская народная игра «Игры с платочком»

29

1

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

30

1

Татарская народная игра «Угадай и догони»

31

1

Дагестанская народная игра «Слепой медведь»

32

1

Дагестанская народная игра «Цикуция»

33

1

Кабардино-Балкарская игра «Повелитель лунки»

34

1

Чеченская игра «Утушка»

35

1

Северо-осетинская игра «Метание с плеча и

снизу»

36

1

Тропа Здоровья(22 часов)

Вводное занятие

Органы пищеварения

Как и зачем мы дышим

Органы зрения

Органы слуха

Скелет, кости и суставы

Моё сердце

Закаливание организма

Праздник здоровячков

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

  • Маты;
  • Коврики;
  • Гимнастические скамейки;
  • Мячи, обручи, кегли, прыгалки;
  • Биты;
  • Музыкальный центр;
  • Музыкальная фонотека;
  • СД– диски;
  • DVD – проигрыватель.
  • Методические разработки праздников
  • Приёмы самомассажа и релаксации
  • Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»

                                               «Фрукты и овощи на твоём столе

Методическое обеспечение

В программе «Мир подвижных игр» используются разработки спортивных и подвижных игр, бесед,

Разработки по проведению соревнований и спортивных праздников.

2.3. Формы аттестации

Способы определения  результативности реализации программы:

Анкетирование детей

Мониторинг  состояния здоровья детей

Формы подведения итогов реализации программы:

Спортивные праздники и соревнования

2.4. Оценочные материалы

Оценивание развития учащихся происходит в виде тестов, участия в школьных, городских и других соревнованиях и их успешное выступление.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

Оформление методического обеспечения 3 класс

Название

Материально-техническое

Формы, методы,

Формы подведения

п/п

раздела,

оснащение, дидактико-

приемы обучения

итогов

темы

методический материал

Русские народные игры

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

Их устранение.

Рефлексия.

наблюдение

1-2

«Краски», «Гори, гори ясно», «Ляпка»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками в ходе игры

Их устранение

наблюдение

Игры народов Росии

Мячи, свисток.

Беседа, показ, выполнение.

Работа над ошибками

наблюдение

3-4

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень», Бурятские народные игры «Ищем палочку»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками в ходе игры.

Их устранение

наблюдение

5-6

Дагестанские народные игры « Выбей из круга», «Подними платок», Кабардино-балкарские народные игры « Под

буркой».

Мячи, свисток.

Беседа. Показ.

Работа по карточкам.

(кинограмма).

Презентация фрагмента игры.

наблюдение

7-8

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик», Карельские народные игры «Мяч», «Я есть».

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками.

Учебная игра

наблюдение

9-10

Игры Коми «Невод», «Стой олень», Марийские народные игры «Катание мяча»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Работа над ошибками.

Учебная игра

наблюдение

11-12

Татарские народные игры «Ловишки», «Серый волк», Якутские народные игры «Сокол и лиса»,«Пятнашки»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

наблюдение

13

Удмуртские народные игры «Водящий», «Серый зайка», Чечено-ингушские игры «Чиж»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в группах.

Работа над ошибками, рефлексия.

Их устранение

наблюдение

14

Тувинские народные игры «Борьба», «Стрельба в мишень», Мордовские народные игры «Котёл»,

«Круговой»

Мячи, свисток.

Судейство.

наблюдение

15

Северо-осетинские игры « Борьба за флажки», Чувашские игры «Рыбки»

Мячи, свисток.

Беседа.

Работа по карточкам.

(кинограмма).

наблюдение

16

Игры народов Сибири и Дальнего Востока

«Льдинки ,ветер и мороз»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Работа над ошибками.

Их устранение.

наблюдение

Тропа Здоровья

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Тренинг.

Работа над ошибками.

наблюдение

17-18

Школа здорового питания

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Игра, рефлексия.

наблюдение

19-20

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Мячи, свисток.

Беседа.

Работа по карточкам.

(кинограмма), отработка навыков

наблюдение

21-22

Значение ходьбы для двигательной активности

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

наблюдение

23-24

Органы чувств

Мячи, свисток.

Организация судейства, проведение соревнований, рефлексия

наблюдение

25-26

Нервная система

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

И устранение

наблюдение

27-28

Органы слуха

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками.

Их устранение

наблюдение

29-30

Мышцы

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в парах.

Работа над ошибками.

Их устранение.

наблюдение

31-32

Органы дыхания

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в парах.

Работа над ошибками, рефлексия.

наблюдение

33

Осанка и скелет

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в группах. Отработка навыка.

Работа над ошибками

наблюдение

Эстафеты

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в командах.

Работа над ошибками, рефлексия.

наблюдение

34-35

Эстафета « Вызов номеров», Эстафета по кругу, Эстафета с обручем.

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение упражнений.

Работа над ошибками

наблюдение

36

Итоговое занятие

Мячи, свисток.

Рассказ, демонстрация, выполнение в парах.

Работа над ошибками, рефлексия.

наблюдение

Оформление методического обеспечения 4 класс

Название

Материально-техническое

Формы, методы,

Формы подведения

п/п

раздела,

оснащение, дидактико-

приемы обучения

итогов

темы

методический материал

Русские народные игры

Мячи, свисток.

Беседа.

Рассказ, показ, выполнение.

наблюдение

1

Вводное занятие.

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Работа над ошибками.

Их устранение.

наблюдение

2

Русская народная игра «Заря»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Игра, рефлексия.

наблюдение

3

Русская народная игра «Почта»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Игра, рефлексия.

наблюдение

4

Русская народная игра «Молчанка»

Мячи, свисток.

Организация судейства, проведение соревнований, рефлексия

наблюдение

5

Русская народная игра «Мячик кверху»

Мячи, свисток.

Беседа.

Работа по карточкам.

(кинограмма).

наблюдение

6

Русская народная игра «Коршун»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Работа над ошибками.

Их устранение.

наблюдение

7

Русская народная игра «Гуси»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Тренинг.

Работа над ошибками.

наблюдение

Игры народов России

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Игра, рефлексия.

наблюдение

8-9-10

 Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»

Мячи, свисток.

Беседа.

Работа по карточкам.

(кинограмма), отработка навыков

наблюдение

11-12-13

Калмыцкая народная игра « Забрасывание белого мяча»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

наблюдение

14-15-16

Чувашская народная игра «Летучая мышь»

Мячи, свисток.

Беседа.

Работа по карточкам.

(кинограмма), отработка навыков

наблюдение

17-18

Якутская народная игра «Игра с перетягиванием»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Тренинг.

Работа над ошибками.

наблюдение

19-20

Удмуртская народная игра «Игры с платочком»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Тренинг.

Работа над ошибками.

наблюдение

21-22

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Мячи, свисток.

Организация судейства, проведение соревнований, рефлексия

наблюдение

23-24

Кабардино-Балкарская игра «Повелитель лунки»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ

наблюдение

25-26

Чеченская игра «Утушка»

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

Их устранение.

Рефлексия.

наблюдение

Тропа Здоровья

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками в ходе игры

Их устранение

наблюдение

27

Вводное занятие

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками в ходе игры.

Их устранение

наблюдение

28

Органы пищеварения

Мячи, свисток.

Беседа. Показ.

Работа по карточкам.

(кинограмма).

Презентация фрагмента игры.

наблюдение

29

Как и зачем мы дышим

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками.

Учебная игра

наблюдение

30

Органы зрения

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение.

Работа над ошибками.

Учебная игра

наблюдение

31

Органы слуха

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

наблюдение

32

Скелет, кости и суставы

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение в группах.

Работа над ошибками, рефлексия.

Их устранение

наблюдение

33

Моё сердце

Мячи, свисток.

Судейство.

наблюдение

34

Закаливание организма

Мячи, свисток.

Рассказ, демонстрация, выполнение в парах.

Работа над ошибками, рефлексия.

наблюдение

35

Праздник здоровячков

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками.

Их устранение

наблюдение

36

Итоговое занятие

Мячи, свисток.

Рассказ, показ, выполнение

Работа над ошибками

и  устранение

наблюдение

2.6. Список литературы

Список литературы для учителя

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  4. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.

    10. Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Знание, 1987.

    11. Спортивные игры / Под ред. Ю. И Портных. - М.: ФиС, 1975.

    12. Гомельский  А.Я. Бакетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений\       А.Я.  Гомельский. – М.: Агенство «Фаир», 1997.

    13. Лях, В. И. Комплексная  программа физического воспитания для 1 – 11 классов \ В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2005.

    14. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004.

    15. Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений \ авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.:  - Дрофа, 2002.

Литература  для родителей  и детей:

  1. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
  4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
  5. Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
  6. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство

  ACT -ЛТД, 1997.

  1. Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт – ура!» Программа физического воспитания в детском саду  под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГТО на основе подвижных игр».

Программа по комплексу «ГТО» составлена на основе теоретического материала, дополненного с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к те...