Урок физической культуры и здоровый позвоночник
план-конспект урока по физкультуре
Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников, их интересам, а также давали ясные ориентиры педагога физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zdorovyy_pozvonochnik.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
- УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАРЫШНИКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
- Место работы: ГБОУ СОШ № 98 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
- Место жительства: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Верхние Осельки, ул. Красноармейская д. 27
«Урок физической культуры и здоровый позвоночник».
«Упражнением можно добиться всего».
Периандр, древнегреческий мудрец
Введение
Сегодня в нашем современном мире высоких технологий все большее внимание оказывают физической культуре. Сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в работе, еде, сне.
Цели данной работы - усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников, их интересам, а также давали ясные ориентиры педагога физической культуры.
«Учитель живет до тех пор, пока он учиться,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
К.Д.Ушинский
Основные задачи физического воспитания в школе
- укрепление здоровья учащихся,
- содействие всестороннему физическому развитию и закаливанию организма,
- способствование эффективному участию школьников в общественно полезном труде.
Основные задачи учителя
- привлечь детей подготовительной группы к индивидуальным занятиям,
- обеспечить доступность в выполнении упражнений,
- организовать совместную работу с детьми
- информировать родителей.
Необходимо осуществляться взаимосвязанное решение задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных.
Ключевые слова
1.Осанка
2.Подвижная перемена..
Привычная поза человека, находившегося в состоянии покоя и в движении, она формируется постепенно с ростом и развитием организма ребенка. Осанка может быть правильная и неправильная.
Правильная осанка
Правильная осанка характеризуется вертикальным положением туловища и головы, прямыми ногами, слегка отведенными назад плечами. Плотно прилегающими к грудной клетке лопатками, подобранным животом и развитыми сводами стоп.
Эффективность правильной осанки обеспечивается ранним выявлением имеющихся нарушений и правильно организованным комплексом оздоравливания.
Ведущее место в оздоровительных мероприятиях принадлежит физической культуре. Физические упражнения – хорошее средство профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Дети при неправильном физическом и гигиеническом воспитании, а также физически ослабленные и длительно болеющие утрачивают рефлекс правильной осанки, но растущий организм ребенка в виду большой пластичности коры головного мозга обладает огромными возможностями для восстановления утраченных или ослабленных функций.
Формирование правильной осанки для таких детей является новым двигательным навыком:
1.Главным средством по выработке навыка правильной осанки являются физические упражнения.
2. Систематические занятия физической культурой и спортом – лучшее средство воспитания здорового человека и предупреждения развития неправильной осанки.
Основные результаты данной работы:
- Изменение отношения учащихся к проблемам здоровья,
- Рост профессионального мастерства учителя в реализации функции урока,
- Разработка модели урока и применение их на практике.
Вступление
Данная работа является составной частью инновационной деятельности учителя для организации работы с детьми специальной медицинской группы в условиях обучения в общей группе класса. Разработка комплексов упражнений и попытка заинтересовать учащихся в каждодневном их применении.
Развитие личности современного ученика невозможно без комплексного гармоничного развития. При правильной осанке обеспечивается нормальная функция всех органов и систем организма, имеется полная гармония между мышцами сгибателями и разгибателями; угол наклона таза 45 градусов, нормально развиты физиологические изгибы позвоночника.
Позвоночник обладает статической (опорной) и динамической функциями и имеет четыре физиологических изгиба. Расположены они в сагиттальной плоскости (т.е. спереди назад). Изгибы позвоночника выпуклостью вперед называются лордозом, а выпуклостью назад – кифозом. При правильной осанке физиологические изгибы имеют равномерно-волнообразный вид.
Изменения в соотношении выраженности этих изгибов (без нарушения структуры позвонков) приводят к развитию неправильной осанки.
Новизна работы
Предпринята попытка заинтересовать детей, с проблемами здоровья. Результаты работы невозможно оценить сразу же, но основная цель побудить учащихся к размышлениям, осмысленно оценить свои проблемы.
Основное содержание
Формирование правильной осанки длительный и кропотливый процесс, требующий если не физических усилий, то обязательности и регулярности.
Что можно сделать в школе
без дополнительных финансовых затрат и изменения учебного процесса?
Необходимо усилиями всего педагогического коллектива, под руководством учителя физкультуры
- Разработать систему занятий для учебного процесса и перемен,
- Провести обучение учителей-предметников,
- Заручиться поддержкой органов ученического самоуправления как общешкольным, так и в каждом классе независимо от возраста учащихся,
- Разработать школьную программу «Физическая культура школьника» и принять к исполнению на педагогическом совете,
- Приступить к её реализации, понимая, что здоровье учащихся общая забота семьи и школы, а точнее каждого педагога.
В данной работе будет предложена систему занятий для учебного процесса и перемен.
Нарушение осанки
Предупреждение нарушений осанки.
Предупреждать развитие неправильной осанки и плоскостопия необходимо начинать еще в раннем возрасте. Ребенок должен спать на ровной полужесткой постели с высокой подушкой, правильно сидеть за столом во время еды и приготовления уроков. Нужно следить за осанкой во время игр, прогулок и выполнения домашней работы. Днем дети, особенно младшего школьного возраста, должны отдыхать лежа не менее одного часа. Мебель надо приспосабливать к росту ребенка. Детям не следует увлекаться играми с ассиметричной нагрузкой на мышцы, книги нужно носить в ранце. Надо ежедневно делать утреннюю гигиеническую гимнастику, проводить закаливающие организм процедуры, пользоваться удобной одеждой и обувью. Прическа не должна мешать зрению. Детям с плохим зрением по предписанию врача следует обязательно носить очки. Школьников с плохим слухом надо сажать на первые парты. В течение года детей нужно пересаживать 3 раза из одного ряда в другой.
Надо систематически проводить разъяснительную работу с родителями и детьми по привитию основных гигиенических навыков.
Дети с неправильной осанкой, плоскостопием и физически ослабленных нуждаются в дополнительных занятиях физической культуре( 2 раза в неделю по 45 мин). Основная задача дополнительных занятий – повысить физическое развитие детей и выработать у них стойкий рефлекс правильного положения тела, т.е. правильную осанку. На уроках физической культуры дети с неправильной осанкой занимаются по общей программе. Общим принципом проведения дополнительных занятий с детьми, имеющими неправильную осанку, плоскостопие, деформацию грудной клетки, физически ослабленных, является индивидуальный подход. В уроки включаются общеразвивающие упражнения, упражнения активно выравнивающие позвоночник, упражнения в равновесии и активно выравнивающие позвоночник, укрепляющие своды стоп. На дополнительных занятиях детей надо обучать правильной ходьбе, бегу, метанию, ходьбе на лыжах, коньках, плавании и т.д.
С комплексом упражнений для занятий дома учитель должен ознакомить родителей, чтоб они могли контролировать правильность выполнения упражнений. Родителям полезно также присутствовать на одном- двух занятиях во время разучивания ребенком упражнений, рекомендуемых для занятий дома.
В профилактике нарушений осанки большое значение имеет улучшение общего физического развития ребенка, функции дыхания и укрепления тех мышечных групп, от состояния которых зависит правильная осанка.
Если осанка нарушена, исправить ее можно, строго соблюдая весь комплекс мероприятий по режиму дня для школьников, где одно из первых мест занимает нормализация условий статической нагрузки на позвоночник.
Очень важно проводить (если правильно организовать) гимнастику до учебных занятий, ее цель – способствовать организованному началу учебного дня. Наряду с этим гимнастика до занятий содействует воспитанию у школьников привычки к регулярным физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач, к которым относятся активизация обменных процессов, укрепление мышечной системы, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности учащихся на уроках.
Гимнастика до занятий дополняет утреннюю гимнастику, которую учащиеся должны проводить дома. Основа гимнастики до занятий – это комплекс физических упражнений, направленных на различные мышечные группы.
Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физкультуры. Их смену лучше осуществлять не реже одного раза в месяц, лучше через каждые две недели, гимнастику можно сопровождать музыкальной записью.
Добиваясь качественного проведения гимнастики, учителю следует включать в комплекс наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации.
Целесообразно проводить также и физкультурные минутки.
Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень, снимают статические нагрузки, а, значит, благотворно влияют на осанку учащихся.
Поэтому каждый педагог непременно должен в ходе общеобразовательных уроков использовать эту физкультурно-оздоровительную форму.
Физкультминутки проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок и не должны превышать 1 - 2 минуты. Наиболее целесообразно проводить ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления - снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.
Выполняются физкультурные минутки сидя за партой и стоя около парт. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы упражнения не мешали соседу. Перед физкультминуткой нужно открыть форточку. Каждый комплекс физкультурных минут состоит, как правило, из 4-5- упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплексе подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения, осанки на уроках.
Физкультурные минуты должны проводиться в начальных классах и основной школе. В старших классах тоже возможно их применение, но лучше проводить на больших переменках 15-20 мин.
Например: игра в настольный теннис, под руководством педагога. Регулярное проведение подвижных игр на удлиненных переменах повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих уроках способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, и продуктивности учебной работы. Упражнения и игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, при этом используется материал учебной программы по физической культуре.
Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придавать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных игр и упражнений, а заинтересовать данными заданиями и играми.
Большое значение имеет, для оздоровления учащихся является урок физической культуры. Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющее оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая специфику места проведения занятий: гимнастический зал, стадион или парк, каток.
Не менее важно, чтобы при любых условиях занятий педагог, обучая и воспитывая учащихся, мог обеспечивать им постоянную занятость и активность, достигая тем самым высокой результативности уроков. Поэтому, прежде всего надо, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволяет наилучшим образом выполнить названные выше требования.
- Так, при ознакомлении учащихся с новым материалом и разучивании относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании и выполнении хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации учебного труда школьников. Его достоинства - максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.
- Достаточно эффективным является и поточный способ организации учебного труда школьников, когда, учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для класса или группы. Однако не следует забывать, что этот способ применим лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения и обеспечена надежная страховка.
- На этапе повторения чаще используются групповой способ, позволяющий лучше наблюдать за выполнением школьниками заданий, точнее дозировать нагрузку и справлять ошибки. Однако при этом снижается моторная плотность урока. Поэтому когда разучиваются упражнения, необходимо давать небольшие несложные подводящие упражнения, которые выполняю ученики, стоящие в очереди.
- На уроке может быть использован индивидуальный способ организации учебного труда учащихся. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно выполнять физические упражнения, что особенно важно для учащихся старших классов.
- Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным способом является – круговая тренировка. Как правило, она должна применяться тогда, когда учащиеся овладели видами упражнений, включаемых в число заданий. Важно, обеспечить высокую занятость учащихся и соблюдать правила техники безопасности.
Схема урока
Вводная часть - включает различные построения учащихся, уделяя строевой подготовке, осанке, подтянутости, четкости выполняемых команд. Целесообразно повышать в интенсивность в водной части урока, включая в нее упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовые упражнения, гибкости, а также придавая ей в отдельных случаях тренировочный характер. Водная часть проходит не более 10 мин.
Основная часть - решается главные задачи урока, достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности процесса обучения и воспитания. Поэтому следует заранее продумать организацию этой части урока, подготовить оборудование, инвентарь и технические средства обучения, избрать соответствующую организационно-методическую форму, давать дополнительно задания ученикам в зависимости от их физической подготовленности в освоении видов упражнений. Например - упражнения связанные с точностью движений, связанные с координацией движений, проявлением ловкости и скорости, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения связанные с силой и выносливостью – в конце урока
Заключительная часть урока - постепенно снижает уровень физического и эмоционально-психического возбуждения школьников. При этом важно подвести итоги урока и дать домашнее задания для самостоятельного выполнения занятий дома и для продленного дня.
Эффективность урока достигается и правильным выбором методических приемов.
Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной.
Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния на организм и значение для практической жизни.
Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них устойчивое стремление самостоятельно и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и творческую инициативу.
Непременное условие - внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.
Особое внимание – дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т.д.
Существенная особенность урока – комплексное прохождение материала и освоение программы.
Иначе говоря, четыре компонента, относящиеся к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.
Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, важно чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Поэтому чтобы ученики по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными содержать в себе игровые и соревновательные элементы, а также близкие и далекие притягательные цели. Важно чтобы ученики видели плоды своего труда. Конечно, учитель не должен упускать из виду тех учеников, у которых заметно объективное ощущение физической неполноценности, им наоборот нужно уделить как можно больше внимания
Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы.
Одним из доступных методов контроля может служить наблюдение за ЧСС (частота сердечных сокращений). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учеников основной медицинской группы- 170-180 ударов в минуту.
Учителю важно наблюдать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал уроки по болезни, а так же у школьников, отнесенных к подготовительной группе.
Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всех программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно для отдельных групп учеников. Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, а так же к тем, кто пропускал уроки по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности, и последовательности
при выборе упражнений, дозировке нагрузки и т.д.
В процессе формирования двигательных умений используется метод расчлененного выполнения упражнений: вспомогательные подводящие упражнения: многоскоки, бег с высоким подниманием бедра, бег с высоки доставанием предметов. Не забываем о повторах упражнений.
Все эти методические приемы, направленные на формирование умений и навыков, следует применять дифференцированно в зависимости от возраста.
Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока. Чтобы достигнуть наиболее лучших результатов в развитии у школьников БЫСТРОТЫ, надо включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью реагировать на различные сигналы.
К таким упражнениям относятся:
- старты (из различных положений),
- бег на короткие дистанции (по сигналу),
- прыжки через скакалку,
- подвижные и спортивные игры.
Типичным для развития СИЛЫ являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами: отягощения, сопротивления, лазания, подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, упражнения на гимнастической скамейке и т.д.
ВЫНОСЛИВОСТЬ, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке, тем более она является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий: кроссы, лыжи, плавание, подвижные и спортивные игры. Наиболее эффективно – бег, в медленном, равномерном темпе.
Ловкость, гибкость, вестибулярной устойчивости – развивать их следует в ходе всех уроков. Например – развитию гибкости способствуют общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловищем, статические и динамические упражнения.
Особое внимание учителю следует уделять подбору упражнений для учащихся, имеющие недостаточный уровень развития физических качеств. Большую роль имеют домашние задания.
Также большое значение имеют для учащихся имеющие подготовительную группу, подбор упражнений имеющие проблемы с осанкой – КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА.
Корригирующая гимнастика имеет большое значение для формирования у детей правильной осанки, для борьбы со всевозможными искривлениями позвоночника.
Чаще всего причиной искривления позвоночника и порочной осанкой является неправильное положение школьника за партой, долгое проведение у компьютера, а так же слабые мышцы туловища, т.е. недостаточное физическое развитие.
Скверная привычка ссутулиться, ходить с опущенной головой, расслаблять мышцы, удерживающие позвоночник, лопатки и плечи в правильном положении, выпячивать живот, безусловно, отрицательно сказывается на осанке. В образовании вредных привычек большое значение широкий пояс брюк и детям приходится искусственно выпячивать живот, чтоб удерживать их на себе, а это в конце входит у них в привычку, из-за несоответствия обуви у детей может быть уплощение сводов стопы, из-за плохо сидящей одежды , сутулая спина и т. д.
Со всеми нарушениями осанки не обходимо настойчиво бороться. Это очень важно, для того чтобы восстановить правильное положение различных органов и обеспечить их нормальную деятельность.
Коррекция искривлений позвоночника делиться на активную и пассивную. При пассивной коррекции имеются в виду те лечебные воздействия, в которых человек активно не участвует; вытяжение позвоночника при наклонной плоскости, массаж и др.
Активная коррекция осуществляется различными физическими упражнениями, из которых одни имеют специальное назначение – исправить кривизну позвоночника, а другие – способствовать укреплению и оздоровлению всего организма.
При активной коррекции с целью общего оздоровления и укрепления всего организма применяются гимнастика, игры, и спорт.
Для исправления патологической кривизны позвоночника назначают особые упражнения – корригирующие, которые дают возможность воздействовать на определенные мышцы и части тела.
Задачи корригирующих упражнений:
- Увеличить подвижность позвоночника. Достигается это разгрузкой его от давления расположенных выше отделов тела и растяжением позвоночника, растяжением укороченных мышц и связок.
- Уничтожить или уменьшить ненормальное искривление позвоночника путем длительного применения активных и пассивных выгибаний.
- Способствовать восстановлению формы и функции мышц, измененных под влиянием искривления, произвести их выравнивание и укрепление.
- Обеспечить нормальный наклон таза(40-45 гр), что достигается развитием и изменением длины соответствующих мышц бедра, брюшного пресса и поясничной области, а также изменением длины связок тазобедренного сустава.
- Содействовать устранению других дефектов в строении тела, возникших с искривлением позвоночника.
- Способствовать развитию правильного глубокого дыхания.
- Совместно с общеразвивающими упражнениями и укрепляющими увеличить сопротивляемость организма и закрепить результаты коррекции.
Применяя корригирующие упражнения, необходимо прежде всего установить , с какой целью они назначаются, на какие именно части организма и как они должны действовать, и только тогда решить, какое упражнение и с каким исходным положением соответствует осуществлению намеченной задачи. Указанный предварительный анализ при назначении каждого из таких упражнений является обязательным.
Корригирующие упражнения, как и упражнения для общего развития, могут исполняться без предметов и с использованием различных обычных гимнастических, а также и специальных снарядов. При сагиттальных искривлениях позвоночника назначаются упражнения симметричные, а при фронтальных прибавляются ассиметричные.
Методика лечебной физкультуры.
Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки, т.е. не связанных с сохранением вертикальной позы. Это позволяет не только увеличить силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного корсета, но и создает возможность закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении.
Важное значение для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела имеет тренировки пояснично-подвздошных мышц, а также мышц, ягодичной области.
Применяются ассиметричные и симметричные корригирующие упражнения.
Симметричные упражнения их простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.
Ассиметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное свойство локально, на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза изменяется положением таза и дуга сколиоза уменьшается. При поднятии вверх руки со стороны вогнутости дуга сколиоза уплощается за счет изменения положения плечевого пояса.
Подбор упражнений должен подбираться врачом и инструктором лечебной физкультуры, проводиться может в школе под наблюдением учителя( простые упражнения).
Обязательным условием является включением дыхательных упражнений в занятие.
Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем.
Схема построения занятия лечебной физкультуры.
Вводная часть: Ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыков правильной осанки, дыхательные упражнения
Основная часть: Упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создание» мышечного корсета», корригирующие упражнения в применяются совместно с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественное исходное положение – лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части – подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.
Заключительная часть: Ходьба, упражнения и координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной осанки.
Планируемые результаты
Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные: Управление своей деятельностью; контроль и коррекция. | Коммуникативные: Речевая деятельность; навыки сотрудничества | Познавательные: Работа с информацией; работа; работа с учебными моделями; установка аналогий, анализа, обобщений. | |
Реализация воспитательной функции урока. | |||
Овладение логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. | Продуктивно разрешать конфликты. | Осуществлять анализ. Осуществлять синтез. Установить связи. |
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять познавательную инциативу. | Допускать возможность существования у других людей, разных взглядов. | Строить свои рассуждения просто. |
Определение общей цели и путей ее достижения. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий. | Договариваться, приходить к общему мнению. | |
Задавать вопросы | Правильно принимать решения. |
Личностные результаты.
Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФБОС | Самоопределение Смыслообразование Морально-этическая ориентация | ||
Внутренняя позиция школьника. | Мотивация, границы собственного знания и «незнания» | Оценка своих поступков | |
Становление гуманистических и демократических ценностей | Положительное отношение к школе. Адекватное восприятие самого себя | Потребность в совместном решении проблем | |
Иметь собственную позицию | Учебно -познавательный интерес к учебному материалу. | ||
Установка на здоровый образ жизни. | В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и цели. |
Предметные результаты
Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТРА | ||
Сформировать установки на здоровый и безопасный образ жизни | Формирование основ знаний о личной гигиене. О влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма. Развитие волевых и нравственных качеств. Выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля. Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены. Закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Развитие координационных и двигательных качеств. Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнения ми. Необходимо ознакомить приемам саморегуляции физических и психических состояний. Понятие о духовном и телесном совершенствовании. |
ДАННЫЕ МЕДИКОВ ШКОЛА № 98.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ. 98 школа, 2011г.
№ | Категория детей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
1 | Школьники 1-11 класс | 99(10%) | 589(60%) | 276(28%) | 8(0,8%) | 9(0,9%) | 981 |
2.1 | В.т.ч. 1 класса | 13(13%) | 65(65%) | 21(21%) | ---------- | 1(1%) | 100 |
2.2 | В.т.ч. 9 класса | 11(11%) | 50(51%) | 34(35%) | 2(2%) | 1(1%) | 98 |
2.3 | В.т.ч. 11 класса | 9(13%) | 23(35%) | 32(48%) | ---------- | 2(3%) | 68 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ 98 школа, 2012г.
№ | Категория детей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего |
1 | Школьники 1-11 класс | 90(9,3%) | 558(58%) | 296(31%) | 10(1%) | 7(7%) | 961 |
2 | В.т.ч. 1 класса | 18(20%) | 45(51%) | 26(29%) | ----------------- | -------------- | 89 |
2.2 | В.т.ч. 9 класса | ----------- | 40(53%) | 34(45%) | 1(1%) | 1(1%) | 76 |
2.3 | В.т.ч. 11 класса | 3(5%) | 27(49%) | 25(46%) | --------------- | ------------ | 55 |
Болезни костно-мышечной системы: 39(40%) школьников.
В.т.ч. сколиоз : 23((23%) школьников.
Приложение.
Урок по физической культуре.
Тема урока: общая физическая подготовка.
Тип урока: Урок по обучению специальных упражнений и применению их на практике, формирование правильной осанки, общая физическая подготовка..
Цель урока
1.УКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА.
2.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
Задачи урока:
1.Образовательные.
б) Формирование новых умений.
в) Знакомство с новыми упражнениями.
г) Выполнение упражнения на качественный результат.
2.Развивающие
а). Умения в совершенствовании и сформировать знания о собственном здоровье (прививание основных качеств: дружелюбия, коммуникабельности, доброты, поддержки.)
3.Воспитательные
а). Способствовать развитию познавательного интереса.
б). Воспитанию применять на практике знания о физических упражнения (зарядки, занятиях спортом, здорового образа жизни).
Место: стадион (178м), или зал школы № 98.
Инвентарь: Скакалка, секундомер, рулетка.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формируем положительное отношение к Родине, школе, а так же положительное отношение к одноклассникам. | Основы толерантного сознания. |
Понимание отношения чувств других людей и сопереживания им. | Толерантное отношение к культуре других народов. |
Иметь собственную позицию | Адекватное понимание причин успешности и «неуспешности». |
Умение пользоваться полученными знаниями, а также использовать различные информационные средства для собственного развития. | Устойчивое следование моральным и эстетическим требованиям. |
Адекватно оценивать свои возможности и оценку учителя. | Ставить самому, а также вместе с учителем новые цели и задачи, и решать их. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | КОММУНИКАТИВНЫЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
Управление своей деятельностью. | Речевая деятельность. | Работа с информацией. |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | Учитывать разные мнения и интересы. |
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры. | Умение находить эффективные способы решения. |
Оценивать правильность выполнения действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование | Умение |
1.Формирование понимания роли значения физической культуры и здоровья. | Умение охарактеризовать понятие « физическая культура». |
2.Формирование личностных качеств, включение в здоровый образ жизни. | Понимание роли физической культуры. |
3.Формирование знаний о физических упражнениях. 4.Формирование навыков овладение основ двигательных качеств 1. Сила. 2. Быстрота. 3. Выносливость. 4. Гибкость. 5. Координация, а так же техническими действиями, т.е. игровые виды. | Приобретение опыта для самостоятельных занятий физическими упражнениями (зарядка), спортом. Овладение и умение различными двигательными качествами и техническими действиями. |
5.Формирование умения вести наблюдения за динамикой развития основных физических качеств, с использованием физических нагрузок и функциональных проб. | Умение определять величину нагрузки по частоте пульса, правильно его находить упражнения по коррекции, дозировку и нагрузку. |
Часть урока | Частные задачи к конкретным видам упражнений | Содержание учебного материала. Средства. | Дозировка | Комментарии учителя. Действия. |
Подготовительная часть урока 10-15 мин | Обеспечить начальную организацию урока |
| 2 мин | Формировать навыки выполнения строевых команд |
Переключить внимание на тему урока |
| 1 мин. 440м. 1 мин. | Обратить внимание на дыхание,темп средний Обратить внимание на осанку. | |
ПЕРВЫЙ ЭТАП УРОКА. Подготовка учащихся к разминке. Специальные беговые упражнения спринтера-легкоатлета. | Дистанция между учащимися Организовать выполнение поточным способом по парам. Обратить внимание на дистанцию |
а) Высокое поднимание бедра б) Захлест голени назад в) Прыжки с ноги на ногу вперед г) Прыжки с ноги на ногу вверх д) Прыжки с ноги на ногу в стороны « коньковый шаг» е) Бег на прямых ногах ж) Ускорение (бег с ускорением) | 2*10м. 2*10м 2*10м. 2*10м. 2*10м. 2*10м. 2*10м. 2*10м. | Высокая частота движений. Туловище держать прямо. Как можно дальше в сторону. Руки согнуты в локтях В конце не тормозить Переходить плавно на шаг. |
Комплекс общеразвивающих упражнений. Формирование запоминания комплекса упражнений, для дальнейшего использования (утренняя зарядка) Упражнения рассчитаны на предмет-гимнастика. ВТОРОЙ ЭТАП УРОКА Постепенная подготовка к основной части урока. Формирование задач на развития силы мышц. ТРЕТИЙ ЭТАП УРОКА. Формирование правильной осанки. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА 20 мин. Формирование мышечного корсета. Формирование знаний об упражнениях.
Объяснение, нахождение пульса. | Обратить внимание на правильное выполнение упражнений. Упражнение для развития мышц рук.
Упражнение на развитие внимания .
Упражнения для растяжки пальцев. Упражнение для растяжки верхней части туловища, палку попеременно располагать впереди и за спиной. Обратить внимание на координацию. Прогнуться как можно выше и задержаться в этом положении. Упражнение рассчитано на развитие силы и растяжку. Укрепляем мышцы верхней части туловища. Сила мышц ног. Растягиваем мышцы. Укрепление мышц пресса, бедра, голени рук. Статическое упражнение, влияет на осанку, одновременно укрепляя мышцы спины. Упражнение на внимание. Объяснение и показ.
Проведение урока поточным, групповым методом. Работа на каждой станции по 4 мин, переход на станцию по свистку учителя. Учащиеся должны знать всю работу по станциям. . Упражнения на развитие укрепление мышц туловища, укрепляет одновременно и позвоночник , а значит, положительно влияет и на осанку учащихся. Проведение урока поточным методом. ПОВТОРЕНИЕ СТАНЦИЙ 2 круга.. Постепенное выведение из тренинга к заключительной части урока. Объяснение пройденного материала, задание на дом. . | И.П.О.С. ноги на ширине, руки на пояс. 1-2-3-4- круговые движения головой вправо, влево. Вперед, назад. И.П. основная стойка, руки перед грудью, согнуты в локтях. На 1—2-3-4- Рывки руками перед грудью, 5-6-7-8-разведение рук в стороны. И.П. О.С.1-2-3-4-смена рук, в разные стороны, 5-6-7-8- правая рука идет вперед, левая назад за спину. И.П. О.С. руки в замке на 1-2-3-4 вытянуть руки вперед, на 5-6-7-8-наклон вправо и влево. И.П.О.С. наклоны вперед из положения стоя. « Кошка прогибает спину». И.П. стоя на четвереньках, руки впереди на полу. 1-2-3-4-Прогибая спину, чуть приподняв голову, медленно скользив по коврику, вернуться в И.П. « Лодочка». И.П. Лежа на полу, на животе, на 1-2-3-4 прогнуться вытянуть руки вперед перед собой, ноги соедените.одновременно ,как можно выше поднять руки вверх и ноги, 4-5-6-опустить . И.П. упор присев, руки на полу. 1-2-3-4- Выпрямиться руки не отрывать от пола. 5-6-7-8- И.П. И.П. упор присев ,1-2-упор лежа, 3-4-упор присев. И.П. Выпад вперед, руки на поясе.1-2-меняем положение ног. И.П. Встать прямо, ладони на полу, на 1-2-3-4-5-перебирая руками, продвигаясь как можно дальше,6-7-8-9-10- И.П.
И.П. лежа на спине «складочка», 1-2-3-4-5-держать в напряжении руки ноги на весу, 6-7-8-9-10-опустить на пол. И.П. лежа на полу, на спине руками обхватив колени. Перекатывание на спине вперед и назад. Выполнять команды на определенные слова.. Круговая тренировка:
Скакалка, в среднем темпе. Перекатывание по матам, лежа поперек мата, руки вверх, ноги вместе, перекатывание с живота на спину. Переползание по матам, лежа на животе по пластунски.. Упражнение на пресс: И.П. лежа на спине, руки за головой..1-2-3-наклон вперед достать руками носочки, на 4-5-6- И.П.
Лежа на гимнастических матах, руки за головой в замке, прогнуться и удержаться в этом положении. Время: Детям1-1,5 мин Взрослым2-3 мин. РАБОТА 20 мин. Дыхательные упражнения, проверка пульса. Игра « пустое место» « Всем спасибо, урок закончен» ИНВЕНТАРЬ: гимнастические маты, гимнастические палки. МЕСТО ЗАНЯТИЯ: спортивный зал школы № 98. | 8 раз-10 сек.
8раз-10 сек. 8 раз-10 сек. 8 раз-10 сек.
8 раз-10 сек.
8 раз-20сек. 8 раз-20сек. 8-10 раз.
10 сек
8-10 раз 8 раз. 8 раз.
20 сек. 20 сек. 5 мин. -
3 мин. 3 мин. 3мин 2 мин. 5 мин 2 мин | Упражнения выполнять в медленном темпе. Обратить внимание на дыхание.
Туловище прямое. Следить за осанкой. Следить за правильной осанкой. Упражнение выполнять в среднем темпе. Упражнение выполнять с гимнастическими палками. Выполнять внимательно, обратить внимание на правильное выполнение упражнения. Упражнение выполнять в медленном темпе. Упражнения выполнять с широкой амплитудой. Упражнения выполнять в медленном темпе. При выполнении этого упражнения ноги в коленях не сгибать.Стопы не отрывать от пола Упор присев , упор лежа, упор на верхнюю часть туловища. «Разножка», больше пружиним на носочках. Упражнения в среднем темпе. . Упражнение в медленном темпе. Обратить внимание на дыхание. Туловище держать ровно, не опускать и не поднимать. . Игра слов. Выполнять упражнение только на определенные слова. Например: « Пожалуйста».
Различными способами Руки прямые за головой Туловище как можно ниже Темп средний Лежа на животе руки за головой в замке удержание веса тела : 1-1.5 м-детям 2-3м-взрослые Прыжки со скакалкой различными способами, обратить внимание на дыхание. Обратить внимание на дистанцию. Обратить внимание на дистанцию. Перед каждым повторением круга, отдых 1 мин. Обратить внимание на технику безопасности. Выполнение упр-й в медленном темпе. Объяснение игры. Подведение итогов , объявление оценок, ошибок. |
Используемая литература:
1. «Физическое воспитание в школе 5-9 класс», С.Г.Арзуманов 2008г.
2. «Комплексная программа физического воспитания 1-11класс», доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич.2008г.
3.Развивающие игры на уроках физкультуры. Коджаспиров Ю.Г.
ВЫВОДЫ.
Занятия физической культурой укрепляют здоровье, помогают стать хорошо физически развитым, воспитывают сознательную дисциплину, настойчивость, волю, честность, справедливость, умение действовать в коллективе, развивают дружбу и товарищество, способствуют, чтоб вы стали достойным гражданином России.
Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в еде, в работе, сне. Ведь не секрет, что есть школьники, стремящиеся получить освобождение от уроков физической культуры и больше посидеть перед компьютером или поспать.
Что могут дать физические упражнения для развития силы, выносливости, красоты движений, а в целом для укрепления здоровья? Перед тем как ответить на этот вопрос, надо уточнить- а что такое здоровый человек. Конечно, это прежде всего человек, не имеющих серьезных заболеваний, наделенный хорошей умственной и физической работоспособностью, закаленный, не боящейся простуды, стройный и сильный.
В покое сердце тренированного подростка по сравнению с нетренированным работает более экономно и частота его сердечных сокращений реже. Но зато во время интенсивных занятий пульс и количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, достигает больших величин. Следовательно, обеспечивает и лучшим кровообращением.
Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и поэтому увеличивается обьем легких. ЖЕЛ (показатель дыхания) жизненная емкость легких( количество выдыхаемого воздуха после вдоха). Обычный ЖЕЛ составляет 2,5 литра, а у спортсменов 4 литра. В результате тренировок укрепляются аппарат суставов, связок, их эластичность их и гибкость. Обеспечивается прирост мышечной силы, повышается содержание миоглобина, способного соединятся в крови с кислородом и отдавать его тканям мышц во время работы, улучшается снабжение питательными веществами и кислородом.
Не стоит забывать, что занятия физическими упражнениями улучшают внешний вид человека. У кого есть сутулость, искривления позвоночника, узкие плечи, занятия физической культурой помогут устранить эти недостатки. Кому из девчонок не хочется иметь красивую фигуру? Мальчикам развитую мускулатуру? У физически развитых людей более эффективно работают внутренние органы, поэтому у них хорошее самочувствие, бодрое и жизнерадостное настроение. Физические упражнения помогают и в учебе. Физически развитые школьники закаленные, не боятся резких переохлаждений т.е. простуды. Ни реже болеют и не пропускают уроки. Под влиянием физических упражнений улучшается физическое развитие, увеличивается обьем легких, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует улучшенному питанию нервной системы и особенно головного мозга кислородом. Поэтому улучшается и умственная работоспособность. Конечно же гораздо лучше привлекать учащихся к самостоятельным занятиями, у нас есть такие попытки. Школьники ,которые имею какие-то ограничения по физической нагрузке, готовят различные призентации, под пристальным внимание учителя и рекомендациями врача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока "Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля"
Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника. Данный классный ча...
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».
Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....
Урок физической культуры и здоровый позвоночник
Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников....
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...