Сценарий урока "Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля"
методическая разработка по биологии на тему
Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.
Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.63 КБ |
![]() | 2.04 МБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Люфт Елена Валерьевна, учитель МОУ «СОШ №10» г.Когалым
Здоровьесберегающие технологии.
Внеклассное мероприятие «Здоровая спинка – к успеху тропинка»
Внеклассное мероприятие
Здоровая спинка – к успеху тропинка
Аннотация: Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства. Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.
Примечание: Разработка данного мероприятия не ставит перед собой цель показать использование ИКТ на уроках.
ЗДОРОВАЯ СПИНКА – К УСПЕХУ ТРОПИНКА
Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и
своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие
творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы
в коллективе и между родителями и детьми.
Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.
Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, родители, фельдшер школы (учитель биологии).
План занятия
- Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
- Основное содержание мероприятия.
- Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
- Медицинская справка о позвоночнике
- Без осанки и конь корова
- Кто со спортом тесно дружит, тому - и спинка долго служит
- Школьный портфель: друг или враг?
- Прямая спинка – к успеху тропинка
- Волшебное колечко – подарок осанке.
- Подведение итогов; заключительное слово ведущего
Ход мероприятия
- Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала
Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни - это здоровье и стремится быть стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.
А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?
- Основное содержание урока
1. Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
Ученик 1 Советы старины мудры и верны –
Все начинается со сгорбленной спины.
Держать осанку, голову поднять!
Чем ниже голова, тем легче потерять
Ученик 2 Мы с ____________ готовясь к занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки кадрами фотоаппарата.
(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу –Ешку не смеши, лучше спинку распрями!) Фотографии на фестиваль не представлены, т.к. взяты из личных архивов школьников.
2.Медицинская справка о позвоночнике
Слово фельдшеру школы:
Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение. Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.
Различают три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.
Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки
высокий каблук,
недоразвитые мышцы,
повреждения позвоночника,
недостаток в пище белков, кальция, витамина Д
Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.
Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.
(Ученики рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе)
Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все
мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.
Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.
Ученик: При падении прижимайте руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.
3.Без осанки и конь корова
Учитель: «Без осанки и конь - корова» - говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.
Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно
Руки к верху поднимите!
И на цыпочках прыжок
Высоко, под потолок!
Ученик: Ты старайся – не ленись,
Поначалу – разотрись.
Уши трем. Глаза и бровь,
Разгоняем всюду кровь.
Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным,
Стройным быть и в меру стильным,
Утром надо рано встать,
Вырабатывая стать.
( Дети выполняют физкультминутку)
- Кто со спортом тесно дружит, тому - и спинка долго служит
Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.
Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.
У нас в классе есть ученики, которые тоже занимаются спортом. Давайте послушаем ребят, они расскажут нам о своих занятиях.
Выступления учащихся, просмотр фотографии детей, занимающихся в спортивных секциях, фотографии из личных архивов школьников.
Ученик: Танец – это тот же спорт,
А не отдых, не курорт!
Сколько нужно раз собраться,
Чтоб в движеньях разобраться!
Посмотрите –ка на нас:
Ноги сами просят пляс,
Спинка ровная у нас,
Грациозность – просто класс!
(Выступление участников танцевального кружка)
- Школьный портфель: друг или враг?
Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.
Ученик: Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики. Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах. Это правильно. К сожалению, вес портфеля иногда выходит за пределы нормы.
Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.
Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.
Ученики показывают презентацию «История портфеля»
Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом - школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.
- Прямая спинка – к успеху тропинка
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!
Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.
(Ученик в восточной одежде)
Ученик: И я вас уверяю, что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.
А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.
(Звучит восточная мелодия «Азахелак»)
- Волшебное колечко – подарок позвоночнику
Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! И от всей души хотим подарить вам волшебные колечки, которые помогут вам и задачки сложные решить и от обиды горькой спастись. Надевайте эти колечки на голову, и ваши спинки будут прямые, а осанки красивыми. Будьте здоровы!
Мамы дарят своим детям текстильные колечки, сшитые из ткани и наполненные ватой. Эти колечки удобно надевать на голову ребенку, когда он выполняет домашние задания или смотрит телевизор. Если колечко упало – спинка скривилась Музыкальный фон.
III. Заключительное слово учителя.
Ученики повторяют хором:
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, сижу –
за позвоночником слежу!!!
Родители: Если статен ты и строен – уважения достоин!
Источники:
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)
http://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html (информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника) http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31 (история портфеля)
Литература:
Тамара Рыжова. Исследовательский проект «Осанка» // журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. №550
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зимою книжками набит, А летом пуст и крепко спит. Зимой по улице бежит, А летом в комнате лежит. Но только осень настаёт, Меня он за руку берёт, И снова в дождик и метель Со мной шагает мой портфель
Портфель наших прабабушек и прадедушек Портфель 40-50-ых годов Такой портфель был у всех школьников с 1 по последний класс. Обладать портфелем для детей, послевоенного времени, было большой радостью и гордостью! Как правило, портфели были очень легкими, в связи с дефицитом детской литературы и учебными изданиями.
Портфель наших бабушек и дедушек Портфель 50 -60 х годов
Портфели наших мам и пап Портфель 70-х годов
Портфель в 80-х годах заменяется спортивными сумками. Ходить в школу с такими сумками было очень модно.
А молодежь 90-х годов с удовольствием ходила в школу с дипломатами. Дипломат был признаком «крутизны» К счастью, мода на дипломаты просуществовала не долго. Он был тяжелее своих предшественников и неудобен в обращении. Дипломат, один из первых школьных кладей, который отрицательно влиял на осанку школьников.
А это портфель современного школьника, младших классов.
Портфель школьников младших классов, как правило: - Представлен ранцем, дети с удовольствием носят его на своих плечах; - больших размеров; масса портфеля превышает санитарные нормы Причины: Ученики начальной школы боле ответственны; -Не озабочены внешним видом; - Носят в портфеле много лишних предметов.
Ручная кладь учеников среднего звена, 5 - 8 классы: Девочки предпочитают сумки, спортивного стиля, которые висят на одном плече; мальчики предпочитают рюкзаки, спортивного стиля; Вес клади, как правило оптимален, хотя у многих ребят сумки имеют лишний вес. Подростки озабочены внешнем видом, поэтому выбирают модные сумки; Соизмеряют вес сумки со своими возможностями; В основном, правильно определяют необходимые и посторонние предметы.
А это современные старшеклассники! В школу эти ученики ходят с кейсами, небольшими сумками, а чаще всего с пакетами! Масса «портфеля» старшеклассника, как правило, не достигает санитарной нормы массы портфеля первоклассника. «Портфель» старшеклассника в ухудшении осанки не обвиняется!
Рекомендации, при покупке портфеля Вес портфеля – не более 10% от веса ребенка В идеале – это ранец, с лямками 4 см Материал – экологически чистый, влагостойкий Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы ребенок не потел На сумке должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте
А знаете ли вы? В России существует, единственный во всем мире, памятник Портфелю - Ранцу! Автор этой скульптуры – Александр Беликов, учитель изобразительного Искусства. Помогали ему его ученики, Шестиклассники Венгеровской сельской школы Ракитянского района.
Источники: http://childrensbook.narod.ru/084.jpg портфель рисунок http://nokakola.by/?p=576 портфель рисунок http://www.ruskline.ru/news_rl/2009/05/01/vvedenie_shkol_noj_formy_-советские Школьники, рисунок http://taba.ru/id22366/file/488 http://5gimn.ucoz.ru/index/sobirajas_v_pervyj_klass/0-6 - памятник портфелю http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/465/63465019_1283306604_73.jpg Советская школьница http://www.gofuckbiz.com/showthread.php?s=5a96876ba76a84e65aece52a321c4 Дипломат http://jaggedalliance.nm.ru/ школьники с портфелем, послевоенные годы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Школьный портфель"
Цель данного курсакак раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит – и более привлекательными на вид. В...

ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Презентация проекта по теме "ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА"....

Комплекс силовых упражнений для мышц спины при искривлениях позвоночника
При коррекции искривлений позвоночника в детском возрасте основным лечебным фактором, зависящим от самого больного, является лечебная физкультура (ЛФК), направленная на разгрузку позвоночника, формиро...

Тезисы к проекту о портфеле по теме: "Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника"
Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьник...

Упражнения для профилактики нарушения зрения и искривления позвоночника.
Упражнения по коррекции и профилактике нарушения зренияКомплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника....

Экспериментальная работа "Раннее выявление искривления позвоночника и ее коррекция"
В раннем школьном возрасте совместно с медицинскими работниками определяем состояние позвоночника ученика. В настоящее время эта работа необходима, так как дети в раннем возрасте п...
3 курс отделения Лечебное дело, Сестринское дело Текст6 "Причины искривления позвоночника у детей"
3 курс отделения Лечебное дело, Сестринское дело. Задание: Прочесть, перевести, перессказать текст. выписать в словарь медицинские термины и выучить их....