Технологическая карта по ФГОС 5 класс
материал по физкультуре (5 класс)

Мельникова Екатерина Евгеньевна

Спортивные игры. Волейбол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по физической культуре в 5 классе

Дата проведения: 23.04.2016

Раздел программы: Спортивные игры. Волейбол.

Тема урока: Правила самоконтроля. Верхняя прямая подача.

Цель урока: Владеть техникой верхней прямой подачи мяча, осуществлять правила самоконтроля во время выполнения физических упражнений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

ЗНАНИЯ:  Инструктаж по ТБ. Знания истории и правил игры в волейбол. Осваивать технические элементы волейбола:  верхняя и нижняя передача мяча.                                                                                                                                                                                                              

УМЕНИЯ: игра «Я+МЫ= КОМАНДА»(с элементами волейбола), подводящие упражнения к технике передач мяча, игра для развития двигательных качеств

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)

1.Регулятивные (прогнозирование, контроль выполнения действий, внесение коррективов, оценка деятельности).

2. Познавательные (умение анализировать выполнение действий, знаковосимволическое моделирование).

3. Личностные (формирование личностного самоопределения, понимание ЗОЖ, ценностей ОЗ)

Задачи урока:

предметные:

            - обучение технике верхней подачи мяча

            - закрепление техники нижней передачи мяча

 - Совершенствовать технику верхней передачи мяча.

 - Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.

метапредметные:

  • Развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям.
  • Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности.
  • уметь корректировать свои действия в ходе выбора, сформировать способность правильного выбора способа

личностные:

  • Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые качества.
  • Формировать знания и умение выполнять самоконтроль для здоровьесбережения.
  • Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, силу воли, дружелюбие.

Тип урока: урок предметных ЗУН

Условия проведения: спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение: волейбольные мячи, конусы,  свисток, ноутбук, обручи, проектор

1. Вводно-подготовительная часть.

Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность обучающихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установке.

1.1. Организационный момент.

Задачи:

1. Начальная организация обучающихся.

2. Создание целевой установки на уроке.

3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности.

4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся.

5. Психологическая настройка на предстоящую работу.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

УУД

1 – й этап

«Организационный»

Построение учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Обратить внимание на внешний вид.

Мотивация учащихся на   изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

Организация обучающихся на урок. Приветствие учителя. Мотивация к активной деятельности.

        1

Личностные

 - проявлять дисциплинированность и внимание,

- формировать

потребности в занятиях

физической культурой,

самостоятельность и личная

ответственность за свои

поступки, установка на

здоровый образ жизни.

2 – й этап «Мотивация  к учебной деятельности»

(минутка актёрского мастерства)

Сообщение цели, темы, задач урока, показ его практической значимости

Создание ситуации для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока.

         1

Личностные

 самоопределиться к задачам урока и принять цель занятия,

- умение вести

диалог.  

Регулятивные

 определять собственную деятельность по достижению цели. Познавательные: извлекаю

необходимую информацию

из объяснения учителя, и

собственного опыта.

3 – й этап «Актуализация знаний»

Учитель задаёт вопрос: Какие элементы волейбола вы знаете? Показ видеоролика.

Хотели бы вы научится так выполнять верхнюю прямую подачу?

«Как вы думаете, элемент

какой игры был показан?..»

«Что вы знаете об этой игре?»

« Умеете ли вы в нее играть?»

« Хотели ли вы научиться в

нее играть?» «Как вы думаете,

что нужно сделать на уроке,

чтобы начать учиться играть в

волейбол?»

Ответы  детей

Вступают в диалог с

учителем. Отвечают на

вопросы учителя.

Высказывают свои

предположения по заданным

вопросам. Ставят задачи  

на урок. Ставят себе цель: знать, уметь, применять.

         2

Личностные нравственное этническое оценивание, корригирующая, прогмастическая, ретроспективная

Коммуникативные

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивные

Строят высказывания по теме

Активное участие в диалоге с учителем.

4 – й этап «Постановка проблемы и целеполагание»

 Ребятам была предложена следующая гипотеза занятия:

На занятии был разработан алгоритм действий:

1.измерить и занести в таблицу первоначальный показатель ЧСС в состоянии покоя;

2.замер пульсометрии осуществлять через каждых пять минут;

3.определить, какие физические упражнения дают максимально высокие показатели ЧСС;

4.провести упражнения, соблюдая требования к технике безопасности.

Учитель подводит к теме урока и целеполагание, с помощью подводящего диалога.

Организуется центр диагностики

 ребята замеряют пульс, и записывают индивидуально в свою таблицу. Запись ведут освобождённые дети.

         2

Регулятивные

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Личностные

формирование интереса

1.2. Разминка.

Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Задачи:

1. Всесторонняя подготовка организма обучающихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата).

2. Подготовка группы мышц плечевого пояса, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.

3. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:

  • совершенствование комплекса упражнений с резиновым бинтом;
  • развивать физические качества: прыгучесть
  • формирование установки обучающихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

  • Строевые упражнения (построения, перестроения, повороты).
  • Специальные беговые и прыжковые упражнения.
  • Подготовительные упражнения.
  • Упражнения на развитие подвижности суставов, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств.

.

Критерии результатов: готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, ЧСС.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

УУД

5 – й

 «Выход из проблемы»

1.Организует выполнение строевых упражнений (команд).

Выполняют команды. Следить за правильной постановкой стоп, сохранять расстояние между ногами.

       15

Регулятивные УУД:

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Выполнять строевые команды, контролировать свои действия согласно инструкции.

2.Игра «Парашютисты»

Дети бегут по залу в колонну по одному по сигналу им нужно преодолеть препятствие (воздушные ткани), пойманные дети выполняют приседание.

Работа тканью выполняют дети освобождённые

Личностные: 

воспитание дисциплинированности. Умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока. Познавательные:

 установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом. Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе по волейболу. Коммуникативные: взаимодействие при проведении разминки

3. ОРУ с резиновыми лентами

  1.Поднимите руки с резиновым бинтом вверх на ширину плеч. Растягивая бинт, опустите прямые руки в стороны так, чтобы бинт оказался перед грудью — вдох. Затем плавно поднимите руки в исходное положение — выдох.

2. Встаньте на середину резинового бинта, концы его намотайте на кисти рук и опустите вниз. Поверните ладони вперед и, не сгибая рук, поднимите их через стороны вверх — вдох, затем плавно опустите в исходное положение — выдох.

3. Резиновый бинт за спиной. Прижмите прямую левую руку к бедру, а правую согните к плечу. В этом положении бинт должен быть в натянутом положении. Разогните правую руку вверх до полного выпрямления — вдох, сгибая руку, вернитесь в исходное положение — выдох. Выполняя упражнение, держите туловище прямо. Проделать упражнение другой рукой.

4. Поставьте ноги на ширину плеч, наступив на середину резинового бинта. Наклоните туловище вперед, концы бинтов возьмите в руки и удерживайте их на затылке. Выпрямите туловище — вдох, затем вернитесь в исходное положение — выдох.

5. Встаньте на середину бинта, ноги на ширине плеч. Концы бинта возьмите в руки и опустите их вдоль туловища ладонями вперед. Попеременно сгибайте и разгибайте руки в локтевых суставах. Дыхание произвольное, равномерное.

6. Встаньте на середину бинта, концы его держите в руках за головой, локти поднимите вверх. Выпрямите руки, не меняя положения локтей,— вдох, вернитесь в исходное положение — выдох.

7. Встаньте на середину резинового бинта, поставив ноги на ширину плеч. Присядьте и возьмите руками концы бинтов так, чтобы бинт был в натянутом состоянии, руки держите около плеч.

Держа туловище прямо, встаньте — вдох, затем, сгибая ноги, вернитесь в исходное положение — выдох. Повторять до утомления мышц бедра.

8. Прыжки

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_65.gif

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_66.gif

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_76.gif

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_67.gif

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_68.gif

http://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_69.gifhttp://fatalenergy.com.ru/Book/shaposhnikov_sekrety_atletizma/images/shap_75.gif

Познавательные

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

Личностные 

нравственное этническое оценивание, корригирующая, прогмастическая, ретроспективная

Коммуникативные:

взаимодействие при

проведении разминки как со

сверстниками, так и с

учителем.

Специальные беговые и прыжковые упражнения

– прыжки на правой ноге  с продвижением;

 – прыжки на левой ноге  с продвижением;

 – прыжки на двух ногах  с продвижением;

 – прыжки приставными шагами;

– прыжки ноги врозь;

– прыжки ноги врозь;

Медленны бег 

Познавательные УУД:

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

2. Основная часть.

Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся для получения теоретических и практических знаний на основе учебной программы

Задачи:

  1. Обучение  технике верхней прямой подачи мяча.
  2. Закрепление техники нижней передачи
  3. Совершенствование техники верхней передачи

     4. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координационные способности.

     5. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

     6. Осуществлении самоконтроля ЧСС.

Средства:

  • различные виды  подачи мяча.
  • разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач.
  • основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки.
  •  игра.

Критерии результативности:

  • активные действия обучающихся и овладения способами действий.
  • правильность и точность описания выполнения упражнения, умение выполнять верхнюю передачу мяча.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дозировка

Игра «Я+МЫ = КОМАНДА»

Учащиеся становятся – тьютерами (наставниками)

Деление класса четыре группы, тьютер  после выполнения действий ставят оценку на конусе.

Объясняет технику изучаемых игровых приемов и действий, добивается их самостоятельного освоения, выявляет и устраняет типичные ошибки. Моделирует технику освоенных игровых действий и приемов, варьирует еѐ в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Напомнить технику приема мяча снизу. Обратить внимание на постановку стопы, ноги слегка согнуты. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.

Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).

Учитель

Овладение техническими навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня физической подготовленности учащихся для каждого технического приёмов отдельности и техники игры в целом. С помощью можно выполнять передачи мяча тренажёр

Ученик, который занимается волейболом в спортивной секции

Я – тьютер

Рассказ и показ техники верхней прямой подачи.

Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0.5 м. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутой в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя (угол наклона вытянутой руки до 80 градусов). Удар по мячу выполняет “жесткой” кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится впереди левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается.

Помогает и поправляет

- У вас все получилось, вы молодцы!

Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими

Я – тьютер

Закрепляю технику нижней передачи мяча

Рассказ тьютера:  При приеме мяча снизу туловище вертикально или слегка наклонено вперед, прямые руки опущены вперед – вниз, локти сближены, кисти вместе. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук. Слегка напряженные прямые руки не быстрым движением в плечевых суставах поднимаются на встречу мячу; Но и в момент приема  выпрямляются и туловище поднимается. Полезно после приема мяча выполнять  некоторое сопровождение мяча руками: это позволит лучше усвоить движение; приняв мяч, точно адресовать его партнерам.

Я – тьютер

Совершенствует  технику верхней  передачи мяча

- Верхняя передача на месте, в движении с помощью тернажёра из обручей.

      19

Регулятивные УУД:

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Выполнять контролировать свои действия согласно инструкции.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других.

- умение работать в паре и группе.

- выдвигать предложения, согласовывать, принимать коллективное решение (К).

Познавательные: 

извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, формируют собственный опыт

Личностные

проявлять дисциплинированность,

активно включаться  в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

я – тьютер – подвожу итоги

тестирование при помощи презентации по волейболу

РДК – игра «Дорожка к совершенствованию»

1. прыжки в высоту;

2. прыжки в длину;

3. жим

4.доставание предмета;

5.техника верхней передачи мяча в стену;

6. техника нижней передачи мяча в стену;

7.пресс

8. скакалка

Делятся на 4 команды у всех разные цвет, при выполнении упражнения открывается буква, в конце игры составляют слово. Чья команда быстрее  и качественно выполнит, та и побеждает

 коммуникативные

самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению.

Регулятивные

планировать, контролировать, оценивать деятельность.

 Личностные самостоятельно организовывать свою деятельность

3. Заключительная часть.

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.

2 постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и физиологической напряженности).

3. Снижение активности сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы до нормы.

4. Подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителя и самооценкой результатов деятельности обучающихся.

5. Организованное завершение занятия.

Средства:

  • Строевые упражнения.
  • Упражнения на расслабление мышц.
  • Игровые задания на внимание и на координацию.

 

                                              Деятельность учителя             Деятельность ученика                Дозировка

6 – й этап

«Систематизация знаний» или «Рефлексия»

Организует построение обучающихся.        

Строятся в одну шеренгу.

       3

Проверка ЧСС.

Проверка ЧСС

Проводит упражнения на восстановление и расслабление организма.

Выполнение упражнений на восстановление дыхания:

1. И.П. - о.с., руки в стороны - вверх.

1-3 - полунаклон вперед, спина круглая, руки вперед - вниз - выдох;

4-5 пауза;

6-8 вдох. вернуться в и.п.

2. И.П. - о.с, руки на пояс.

1-2 - голову вниз, локти вперед - выдох;

3-4 - поднять голову, отвести локти назад - вдох.

Выполнить 3-4 раза.

3. И.П. - о.с, руки вверх.

1 - наклон вправо, выдох;

2 - и.п., вдох;

3-4 - то же влево.

.

Познавательные УУД:

- представлять физическую культуру как средство укрепления и сохранения здоровья,  физического развития и физической подготовки человека; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий.

Организация повторного измерения ЧСС.

Проверка ЧСС

Рефлексия.

Вспомните тему нашего урока. Удалось достичь поставленных целей. Что удалось на уроке, что не удалось?

Необходимо ли нам на уроках физической культуры использовать цифровые лаборатории для проведения самоконтроля своего физического и физического состояния?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока, оценивание работы класса в целом (над чем ещё необходимо работать).

Обучающиеся анализируют свою работу.

Личностные 

дать самооценку собственной деятельности 

 Регулятивные

применять полученные знания в организации и проведения досуга.

7 – й этап

«Выход из проблемы»

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:

1 уровень – прочитать текст учебника, найти дополнительную информацию по теме;

2 уровень (повышенный) – составить комплекс общеподготовительных упражнений  с мячом

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

       2

Познавательная

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Коммуникативная

Работают дома с текстами

Регулятивная

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой,

Адекватно осуществлять самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС

Вид планируемых учебных действийУчебные действияПланируемый уровень достижения результатов обученияПредметныеИзучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения...

Технологические карты для 1 класса по изобразительному искусству (ФГОС)

Три технологические карты по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.М.Неменского. Техкарты составлены в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "  Многообразие жизненных форм растений."...

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "  Клеточное строение растений.Свойства растительной клетки."...

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "Корень, его строение и значение."...