РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа (8 класс)
Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спортивного мастерства и на оздоровление детей,
Актуальность программы «Спортивные игры» обусловлена высокой популярностью и востребованностью двигательной активности в различных её проявлениях у детей и подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ лицея № 395 Протокол от 15.06.2021 г. № 7 | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ лицея № 395 _______________/ С.П. Сергеева приказ от 15.06.2021 г. № 18-ОД |
РАССМОТРЕНО
Протокол № 7
Заседанием методической кафедры ГБОУ лицея 395 Санкт-Петербурга
Руководитель методической кафедры – О.А. Баранова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР ГБОУ лицея № 395 Санкт-Петербурга
_________________Г.П. Мальцева
14 июня 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
по спортивно-оздоровительному направлению
для 8 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Класс: 8
Ф.И.О. составителя программы: Котелевская Наталья Владимировна
Срок реализации: 1 год
Квалификационная категория: высшая
Количество часов по плану: 34 часа
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Спортивные игры» для
8 классов составлена в соответствии с:
- Федеральнымзаконом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом всех изменений);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 19.03.2020 № ГД-39/04;
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 16.03.2020 № 03-28-2516/20-0-0 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.
- Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ лицея № 395 на 2021-2022 учебный год;
- Учебнымпланом ГБОУ лицея №395 на 2021-2022 учебный год.
Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здорового поколения и стремления к эффективному развитию двигательной деятельности актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, самореализация их физических способностей, конструирование двигательной активности. Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических навыков, достижение физического совершенствования. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику – это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлевать жизнь. В связи с чем, огромное значение приобрел курс внеурочной деятельности учащихся: «Спортивные игры».
Направленность программы «Спортивные игры»
Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спортивного мастерства и на оздоровление детей,
Актуальность программы «Спортивные игры» обусловлена высокой популярностью и востребованностью двигательной активности в различных её проявлениях у детей и подростков.
Целью программы является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- укреплять здоровье обучающихся, улучшать осанку, профилактика плоскостопия, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- овладевать школой движений;
- развивать координационные и кондиционные способности;
- формировать элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
- вырабатывать представления об основных видах спорта, снарядах и инвентаре,
о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; - формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение
к товарищам, честность, отзывчивость; смелость во время выполнения физических упражнений; содействовать развитию психических процессов в ходе двигательной активности.
Отличительные особенности программы
Программа «Спортивные игры» входит во внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению развитию личности.
Особенностью учебной рабочей программы является её направленность не только на развитие спортивного мастерства, но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия обучающихся с разной физической подготовкой и физическими способностями.
Специфика данной программы заключается в изучение подвижных и спортивных игр, их правил, кратких характеристик, а также физическая подготовка в целом.
Главными требованиями к их проведениям являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в играх, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся.
В процессе игровой деятельности, занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить .Благодаря своей эмоциональности игры представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Формой контроля является проведение соревнований. Проверка привития интереса к занятиям физической культурой осуществляется через ясную и понятную детям мотивацию - участие в соревнованиях. Соревнования являются обязательной частью учебной программы, и подготовка к ним проводится через занятия тренировочной направленности, анкеты по здоровому образу жизни, дневник самоконтроля.
Формы организации деятельности обучающихся:
- групповая, парная, индивидуальная деятельность;
- игровая деятельность;
- самостоятельная или совместная деятельность.
Методы проведения занятий:
Метод показа, метод сравнения, метод анализа, игровой, соревновательный.
При выборе содержания и методов проведения уроков используется дифференцированный подход к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенности психических свойств и качеств.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- здоровьесбережения;
- дистанционные образовательные технологии;
- самоанализа и коррекции действий;
- информационно-коммуникационные;
- развития навыков самодиагностики;
- коллективного выполнения заданий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Реализация данной программы рассчитана для обучающихся 8классов: занятия
1 раз в неделю. Количество часов в год – 34 часа. Длительность занятия- 45 минут.
Курс внеурочной деятельности «Спортивные игры» рассчитан на работу с детьми школьного возраста 13-15 лет на основе приобщения к традиционным культурным ценностям и здоровому образу жизни. Он посвящён процессу овладения детьми школой движений и знакомством с различными видами спорта.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Содержание программы
Знания о физической культуре (3 ч)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Физическое совершенствование (31 ч)
Физкультурно - оздоровительная деятельность.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений, гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Баскетбол (12 ч): стойки игрока и перемещения, остановка, поворот. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча в разных стойках по прямой, с изменением скорости и направления. Броски мяча с места и в движении. Игра по упрощенным правилам.
Волейбол (11ч): стойки игрока и перемещения, остановка, поворот. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Подачи мяча. Передачи мяча над собой и через сетку. Игра в волейбол.
Теннис (11 ч): Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Формы контроля | |
Теория | Практика | |||
1. | Знания о физической культуре | В процессе занятий. | ||
2. | Способы физкультурной деятельности. | В процессе занятий. | ||
3. | Физическое совершенствование | В процессе занятий. | ||
3.1 | Волейбол | 1 | 10 | Соревнования |
3.2 | Настольный теннис | 1 | 10 | Соревнования |
3.3 | Баскетбол | 1 | 11 | Соревнования |
Всего: | 34 |
Список литературы.
1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред.М.Я. Виленского. – М.:Просвещение, 2013.- 142с.
2. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т. Ю.Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2017.-239с.
3.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов, Физическая культура/ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа,2007.-103с.
4. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М: Просвещение,2011. – 93 с.
5. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.
6. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2019. – 104 с.
Литература для учащихся.
1 Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т. Ю.Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2017.-239с.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата проведе ния | Примеча ния | |
Теория | Прак- тика | ||||
Волейбол | 1 | 10 | |||
1. | Правила Тб на занятии. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Игра в волейбол | 0.5 | 0.5 | ||
2. | Передача мяча двумя руками сверху вперед. Игра в волейбол | 1 | |||
3. | Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед. Встречные эстафеты. | 1 | |||
4. | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Игра в волейбол. | 1 | |||
5. | Прием мяча снизу двумя руками. Игра в волейбол | 1 | |||
6. | Прием мяча снизу двумя руками на сетку. Игра в волейбол. | 1 | |||
7. | Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в волейбол | 1 | |||
8. | Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в волейбол | 1 | |||
9. | Игра в волейбол | 1 | |||
10. | Правила игры в волейбол. Игра в волейбол. | 0,5 | 0,5 | ||
11. | Игра в волейбол | 1 | |||
Настольный теннис | 1 | 10 | |||
12. | Правила Тб на занятии. Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». | 0,5 | 0,5 | ||
13. | Выбор ракетки и способы держания. Тренировка с ракеткой и мячом. | 1 | |||
14. | Обучение имитации различных ударов. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». | 1 | |||
15. | Подачи: короткие и длинные. | 1 | |||
16. | Подачи: короткие и длинные. | 1 | |||
17. | Подача накатом, удары слева, справа | 1 | |||
18. | Подача накатом, удары слева, справа | 1 | |||
19. | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | 1 | |||
20. | Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске | 1 | |||
21. | Игра у стола. Игровые комбинации | 1 | |||
22. | Игра у стола. Игровые комбинации | 1 | |||
Баскетбол | 1 | 11 | |||
23. | Правила Тб на занятии. Стойка и перемещение игрока. | 0,5 | 0,5 | ||
24. | Ведения мяча на месте. Ловля мяча двумя руками. | 1 | |||
25. | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. | 1 | |||
26. | Ведение мяча в движении шагом, с изменением скорости, высоты отскока. | 1 | |||
27. | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | 1 | |||
28. | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте. | 1 | |||
29. | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. | 1 | |||
30. | Броски двумя руками с места и в движении. | 1 | |||
31. | Броски одной и двумя руками с места и в движении. | 1 | |||
32. | Игра в баскетбол. | 1 | |||
33. | Игра в баскетбол. | 1 | |||
34 | Игра в баскетбол | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)
Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 8-10-ые классы
В данной программе представлено календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Спортивные игры"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год
Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здоро...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Спортивные игры" 6 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» для 6 класса относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Спортивные игры" 9 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» для 9 класса относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности...