РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа (5 класс)

Котелевская  Наталья Владимировна

Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здорового поколения и стремления к эффективному развитию двигательной деятельности актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, самореализация их физических способностей, конструирование двигательной активности. Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических навыков, достижение физического совершенствования. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику - это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлевать жизнь. В связи с чем, огромное значение приобрел курс внеурочной деятельности учащихся: «Спортивные игры ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                        

Педагогическим советом

ГБОУ лицея № 395

Протокол от 11.06.2020 г. № 9

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ лицея № 395

_______________/   С.П. Сергеева

приказ от 11.06.2020 г. № 28-ОД

РАССМОТРЕНО

Протокол № 7

Заседанием методической кафедры ГБОУ лицея 395 Санкт-Петербурга

Руководитель методической кафедры – Баранова О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР ГБОУ лицея 395 Санкт-Петербурга

_________________Г.П. Мальцева

11 июня 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Спортивные игры»

 по спортивно-оздоровительному  направлению

для 5 класса

на 2020 – 2021 учебный год

Класс: 5

Ф.И.О. составителя программы: Котелевская Н.В.

Срок реализации: 1 год

Квалификационная категория: высшая

Количество часов по плану: 34 часа

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу « Спортивные игры» для 5 классов  составлена в соответствии с :

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897,
  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
  • Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
  • Минобрнауки России (далее - Департамент) методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности от 18.08.2017 года №09-1672
  • Авторской программы «Физическая культура» учащихся 5-9 классов 2019 года автора В.И. Ляха.
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицея № 395 на 2020-2021 учебный год.
  • Учебный план  ГБОУ лицея №395 на 2020-2021 учебный год

Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здорового поколения и стремления к эффективному развитию двигательной деятельности актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, самореализация их физических способностей, конструирование двигательной активности. Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических навыков, достижение физического совершенствования. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику - это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлевать жизнь. В связи с чем, огромное значение приобрел курс внеурочной деятельности учащихся: «Спортивные игры ».

Направленность программы «Спортивные игры»

Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения,  спортивного мастерства и на оздоровление детей,

Актуальность программы «Спортивные игры» обусловлена высокой популярностью и востребованностью двигательной активностью в различных её проявлениях у детей и подростков.

Целью программы является  обеспечение достижения ребенком  планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

  • укреплять здоровье обучающихся, улучшать осанку, профилактика плоскостопия, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • овладеть школой движений;
  • развить координационные и кондиционные способности;
  • формировать  элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности  во время занятий;
  • формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитать дисциплинированность, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости; смелость во время выполнения физических упражнений; содействовать развитию психических процессов в ходе двигательной активности.

Отличительные особенности программы

Программа « Спортивные игры» входит во внеурочную деятельность по  спортивно-оздоровительному направлению развитию личности.

Особенностью учебной рабочей программы  является её направленность не только на развитие спортивного мастерства, но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия обучающихся с разной физической подготовкой и физическими способностями.

Специфика данной программы заключается в изучение подвижных  и спортивных игр, их правил, кратких характеристик,  а так же физическая подготовка в целом.

Главными требованиями к их проведениям  являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в играх, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся.

  В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.             Благодаря своей эмоциональности игры  представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Формой контроля является проведение соревнований. Проверка привития интереса к занятиям физической культурой осуществляется через ясную и понятную детям мотивацию - участие в соревнованиях. Соревнования являются обязательной частью учебной программы, и подготовка к ним проводится через занятия тренировочной направленности,  анкеты по здоровому образу жизни, дневник самоконтроля.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Реализация данной программы рассчитана для обучающихся 5 классов: занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -  34 часа. Длительность занятия- 35 - 45 минут

Курс внеурочной деятельности «Спортивные игры » рассчитан на работу с детьми школьного возраста 11-14 лет на основе приобщения к традиционным культурным ценностям и здоровому образу жизни. Он посвящён процессу овладения детьми школой движений и знакомством с различными видами спорта.

Содержание программы

Знания о физической культуре (3 ч)

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования  правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня.

Самостоятельные    наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение  длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.

Физическое совершенствование (31 ч)

Физкультурно - оздоровительная деятельность.

Комплексы  физических упражнений для утренней зарядки. Физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений, гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

Подвижные и спортивные игры.

Названия и правила игры, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасность.

Баскетбол (12 ч): стойки игрока и перемещения, остановка, поворот. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение мяча в разных стойках по прямой, с изменением скорости и направления. Броски мяча с места и в движении. Игра по упрощенным правилам.

 Пионербол (Волейбол) (11ч): стойки игрока и перемещения, остановка, поворот. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Подачи мяча. Передачи мяча над собой и через сетку. Игра по упрощенным правилам.

Теннис  (11 ч): Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.

Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.

Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

Основные формы организации курса

Специфика данной программы заключается в изучение спортивных игр и подвижных игр, их правил, кратких характеристик, соревнований, а так же физическая подготовка в целом.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при игровой деятельности;

- в предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами являются следующие умения:

- выполнять легкоатлетические упражнения;

- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;

-развитие двигательных способностей;

-повышение общего уровня работоспособности;

-укрепление здоровья;

-совершенствование естественных свойств организма;  

-сформированность установки на здоровый образ жизни.

Ученик научится:

- проводить самостоятельно комплексы утренней зарядки, характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз,  прогулок на свежем воздухе, подвижных игр;

- характеризовать основные физические качества «силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой.

измерять длину и массу тела, уровень развития основных физических качеств 

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Ученик получит возможность:

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Ученики 5 классов научатся умениям в ловле, бросках и передачах и ведении мяча. Играть в подвижные игры -  « Пионербол», «Мяч ловцу», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», настольный теннис и  в волейбол по упрощенным правилам.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

            Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Способы определения результативности и формы проведения итогов освоения программы

            Проверка привития интереса к занятиям физической культурой осуществляется через ясную и понятную детям мотивацию - участие в соревнованиях. Соревнования являются обязательной частью учебной программы, и подготовка к ним проводится через занятия тренировочной направленности, массовые и показательные выступления,  конкурсы « Знаток спорта», анкеты по здоровому образу жизни, дневник самоконтроля.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Формы контроля

Теория

Практика

1.

Знания о физической культуре

В процессе

занятий.

2.

Способы физкультурной деятельности.

В процессе

занятий.

3.

Физическое совершенствование

В процессе

занятий.

3.1

Пионербол (элементы волейбола)

1

10

Соревнования

3.2

Настольный теннис

1

10

Соревнования

3.3

Баскетбол

1

11

Соревнования

Всего:

34

Список литературы.

1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред.М.Я. Виленского. – М.:Просвещение, 2013.- 142с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т. Ю.Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2017.-239с.

3. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов, Физическая культура/ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа,2007.-103с.

4. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М: Просвещение,2011. – 93 с.

5. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77 с.

6. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2019. – 104 с.

Литература для учащихся.

1 Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский, И.М. Туревский, Т. Ю.Торочкова и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2017.-239с.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата проведе

ния

Примеча

ния

Теория

Прак-

тика

Пионербол (Волейбол)

1

10

1.

Правила Тб на занятии. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Игра в пионербол.

0.5

0.5

1.09

2.

Передача мяча двумя руками сверху вперед. Игра в пионербол

1

8.09

3.

Передача мяча двумя руками  сверху над собой и вперед. Встречные эстафеты.

1

15.09

4.

Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Игра в пионербол.

1

22.09

5.

Прием мяча снизу двумя руками. Игра в пионербол.

1

29.09

6.

Прием мяча снизу двумя руками на сетку. Игра в пионербол.

1

6.10

7.

Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в пионербол

1

13.10

8.

Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в пионербол

1

20.10

9.

Нижняя прямая подача с 3-6 м. Игра в пионербол с элементами волейбола.

1

27.10

10.

Правила игры в волейбол. Игра по упрощенным правилам в волейбол

0,5

0,5

10.11

11.

Игра по упрощенным правилам в волейбол

1

17.11

Настольный теннис

1

10

12.

Правила Тб на занятии. Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

0,5

0,5

24.11

13.

Выбор ракетки и способы держания. Тренировка с ракеткой и мячом.

1

1.12

14.

Обучение имитации различных ударов. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».

1

8.12

15.

Подачи: короткие и длинные.

1

15.12

16.

Подачи: короткие и длинные.

1

22.12

17.

Подача накатом, удары слева, справа

1

13.01

18.

Подача накатом, удары слева, справа

1

19..01

19.

Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).

1

26.01

20.

Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске

1

2.02

21.

Игра у стола. Игровые комбинации

1

9.02

22.

Игра у стола. Игровые комбинации

1

16.02

Баскетбол

1

11

23.

Правила Тб на занятии. Стойка и перемещение игрока.

0,5

0,5

2.03

24.

Ведения мяча на месте. Ловля мяча двумя руками .

1

9.03

25.

Ведение мяча на месте с разной высотой отскока.

1

16.03

26.

Ведение мяча в движении шагом, с изменением скорости , высоты отскока.

1

03.04

27.

Ведение мяча  с изменением направления и скорости.

1

06.04

28.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте.

1

13.04

29.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении.

1

20.04

30.

Броски  двумя руками с места и в движении.

1

27.04

31.

Броски одной и двумя руками с места и в движении.

1

04.05

32.

Игра в мини-баскетбол.

1

11.05

33.

Игра в мини-баскетбол.

1

18.05

34

Игра в мини-баскетбол

1

25.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 8-10-ые классы

В данной программе представлено календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Спортивные игры"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год

Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спор...