Доклад на тему :" Воспитание здорового образа жизни у учащихся специальной коррекционной школы"
консультация на тему

Мазурова Татьяна Владимировна

Доклад для выступлений на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dokladus_form_zdor_obr_zhizni.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Формирование здорового образа жизни через систему воспитательной работы »

Докладчик: Мазурова Т.В.

2012-2013 учебный год

Теоретические основы внеклассной воспитательной работы по формированию здорового образа жизни подростков.

1.1 Характеристика здоровья и здорового образа жизни

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто как отсутствие болезней и физических дефектов .

Итак, здоровье человека - это комплексное и вместе с тем многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющий человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П.Ж-Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия .

Здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

 - оптимальный двигательный режим;

 - рациональное питание;

 - закаливание;

 - личная гигиена;

 - положительные эмоции;

 - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Таким образом, оптимальный двигательный режим является одним из важнейших факторов здорового образа жизни.

Рациональное питание - это хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, а также климатогеографические условия проживания. Питание является одним из главных факторов здоровья.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья человека. Оно повышает неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции, обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков .

Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого - отсутствие прочной, сформированной с детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.

Формирование здорового образа жизни - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь того, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей.

Из вышесказанного видно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

 Сущность внеклассной воспитательной работы, ее формы. Взаимодействие классного руководителя по вопросам здоровьесбережения с другими специалистами и родителями.

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка .

внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект .

Организация и руководство внеклассной воспитательной работой является существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы. Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива, и, прежде всего, классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя - стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье - как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .

В воспитательной деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, психическому, духовному развитию можно выделить два основных блока: работа с учащимися и работа с родителями.

Внеклассная воспитательная работа классного руководителя с учащимися предполагает:

· обеспечение грамотности школьников в вопросах здоровья;

· формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;

· воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких.

Формы внеклассной работы могут быть различны. Формы работы - это условия, в которых реализуется ее содержание. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;

3) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является классный час.

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру .

Массовая форма работы хороша тем, что в массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники, приуроченные к определенным календарным датам. Календарные даты позволяют спланировать школьные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ. К массовым мероприятиям относятся проведение дней, недель, декад, месячников здоровья, т. к. они способствуют закреплению урочного материала и оказывают положительный эмоциональный эффект.

Групповая работа имеет форму факультатива, кружка, лектория.

Кружок является хорошим средством воспитания, помогает детям усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки. Занятия проводятся с определенной периодичностью по заранее составленному плану.

Индивидуальная работа выполняется детьми самостоятельно. Например, чтение книг, проведение наблюдений, подготовка сообщений, ведение дневника здоровья. В дневниках здоровья отмечаются заболевания, физические показатели, режимные моменты, описываются ощущения детей.

Кроме рассмотренных выше форм существует еще бесконечное множество: это беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, викторины, акции, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, и т.д.

К выбору форм классный руководитель должен подходить творчески, с учетом условий жизни класса, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать .

Несомненно, что основная роль в формировании культуры здоровья детей отводится школе (педагогам). В учебных планах предусмотрены предметы, курсы по выбору, циклы классных часов, которые закладывают, расширяют и углубляют знания детей о строении человеческого тела, функционировании внутренних органов, мерах безопасного поведения, бережном отношении к своему здоровью.

При организации воспитательной работы по формированию ЗОЖ стержневой для конкретного ребенка является связка классный руководитель - медицинский работник. Рассмотрим их взаимоответственность.

Медработники помогают педагогу, информируя о здоровье и развитии учащихся; об особенностях детей, имеющих тенденцию к нарушению социальной адаптации.

Особые аспекты деятельности медработника связаны с возможностями оздоровления самого учителя, а также участием медиков-специалистов при проведении бесед с учащимися и их родителями, медицинским контролем перед началом и во время спортивных соревнований.

Важно, что информация, полученная педагогом, касающаяся личности конкретного ребенка, конфиденциальна, и педагог своим знанием об особенностях здоровья и развития личности ребенка не может и не должен ни при каких обстоятельствах нанести ему вред.

Классные руководители помогают медицинскому персоналу:

- в организации анкетирования детей и родителей по проблемам здоровья;

- в информировании медработников о детях, имеющих проблемы с успеваемостью и в поведении;

- в решении педагогических проблем часто болеющих детей.

Надо отметить, что отношения медика и педагога должны иметь исключительно партнерский характер, строиться на взаимопомощи, их общей целью должна быть выработка совместной стратегии для достижения задач «классной команды здоровья», способствующей эффективности индивидуального продвижения к здоровью каждого ребенка.

Значительное место в общении с коллегами-предметниками при решении вопросов здоровья детей занимает эффективное взаимодействие классного руководителя и учителя физической культуры.

Совместными действиями их могут стать:

- организация классных соревнований;

- планирование и поведение общешкольных ученических мероприятий;

- проведение оздоровительно-спортивных мероприятий в режиме учебного дня;

- участие в родительских собраниях и проведение спортивных мероприятий для родителей с учащимися;

Классный руководитель может обратиться к школьному педагогу-психологу. Совместно с ним классный руководитель может:

- в рамках классных мероприятий (классного часа) организовать психологические тренинги, провести беседы, обучать детей приемам релаксации, аутотренинга;

- после получения от психолога квалифицированного совета о поведенческих особенностях своих обучающихся, свойствах его личности, организовать индивидуальную работу с учащимися;

- проводить классные родительские собрания по психологическим проблемам и др.

В числе учителей-предметников педагог-организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования здорового образа жизни особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье и «здоровый образ жизни», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

Педагог-организатор ОБЖ тоже входит в связку педагогов, которые могут оказать серьезную помощь классному руководителю в формировании «классной команды здоровья» следующим образом:

- принять участие в тематических классных мероприятиях;

- провести консультации по конкретным вопросам, связанным с безопасной жизнедеятельностью детей;

- принять участие в проведении родительских собраний .

Система дополнительного образования детей, насчитывающая более 600 направлений деятельности, имеет уникальные возможности в отношении формирования ЗОЖ. Взаимодействуя с педагогом дополнительного образования, классный руководитель находит поддержку в проведении общеклассных мероприятий и в создании своего ученического актива (туристского организатора из числа детей, посещающих объединение юных туристов и краеведов; сектор живой природы из числа ребят, которые занимаются в объединении юных экологов и т.д.)

При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

2. Важной стороной этой работы является использование её различных форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся .

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей.

Но реальность такова, что правильные знания, которые он получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный, нездоровый образ жизни. В результате знания становятся для него абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений его здоровья. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в этом процессе .

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи принадлежит классному руководителю. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к детям, и участвуют в их реализации.

Работа с семьями учащихся должна решать следующие задачи:

· обеспечить достаточное педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования культуры здоровья школьников;

· активизировать деятельность родителей по формированию культуры здоровья у своих детей, указав отдельные пути ее осуществления и вооружив соответствующими способами и приемами;

· привлечь родителей к организации и проведению занятий по формированию культуры здоровья учащихся .

Для того чтобы определить направления и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретно группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. С этой целью может быть использован вопросник для родителей. Несложная обработка полученных результатов позволит педагогу ориентироваться в том, как наиболее целесообразно построить общение с родителями.

Круг проблем, которые могут быть рассмотрены во время встреч с родителями, очень широк и может касаться самых разных аспектов не только физического, но и духовного, нравственного здоровья. Выбор проблемы должен быть совместным делом учителя и родителей .

В воспитательной работе с родителями в школе по формированию нравственного здоровья детей могут использоваться следующие формы: медицинские и правовые лектории; групповые и индивидуальные беседы; круглый стол; конференции; консультации психолога, социального педагога и др.; деловая игра; праздники и фестивали; семейные вечера (походы, соревнования, концерты, конкурсы) .

Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить назидательного, поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждение темы.

Внеклассная работа должна способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Это возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Рассмотрим, что приобретает семья из этого содружества:

- возможность получить новые знания о здоровье;

- возможность приобщения к «живому» опыту других семей и использование его в интересах своей семьи, своих детей;

- возможность узнать о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;

- возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;

- возможность ближе узнать детей, лучше их понимать;

- возможность способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель относиться к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя реально взять на себя функцию просвещения родителей некому. Эту реальность необходимо осознать .

Таким образом, эффективность формирования здорового образа жизни возможна лишь при взаимодействии классного руководителя с педагогическим коллективом и руководством школы, а также при контакте с семьей.

Список использованной литературы:

1.Э.Н.Вайнер ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. - №5. – С.47-59.

2. А. Н. Калягин,Е. А. Швецова ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009. - №3. – С.51-54., №4.-С.54-60;№5.-С.40-46

3. Г. Г.Онищенко, В. А. Тутельян ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – С.22-25

4. И.З. Гликман  Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38.
5.
 Н.А. Горохова  ОБЖ. – 2010. – №7. – С. 33-38.
6.  Н.Ю. Синягина, И. В. Кузнецова Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
7. И.Т. Суравегина Экология и жизнь. – 2007. - №4. – С.28-31

http://www.studotvet.com/

http://festival.1september.ru

http://pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде"

Доклад на тему:"Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде" на семинаре для учителей физкультуры....

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры».

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры»....

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...