Проблема мотивации обучающихся на уроках физической культуры в основной школе
статья по физкультуре

В статье рассматривается одна из важнейших проблем, с которыми сталкивается современный учитель физической культуры - мотивация обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья отмечает снижение количества здоровых детей на 10–12%. Рост числа функциональных нарушений учащихся увеличился в полтора раза, хронических заболеваний – в два раза. В четыре раза увеличились доля заболеваний опорно-двигательного аппарата и количество учащихся, имеющих несколько диагнозов (20% старшеклассников имеют пять и более хронических заболеваний). Количество учащихся с различными видами заболеваний увеличивается пропорционально годам обучения в образовательных организациях. Это обусловлено ежегодным увеличением учебной нагрузки и времени, требуемого для выполнения домашнего задания. Основной причиной увеличения количества детей с заболеваниями связано с малой двигательной активностью в течение дня. Проблему гиподинамии возможно решить с помощью уроков физической культуры. Поэтому перед учителями физической культуры стоит первостепенная задача по привлечению учащихся к двигательной активности на уроках. Каждый педагог сталкивается с проблемой по повышению у учащихся мотивации к своему предмету. Применение различных приемов, способствующих повышению мотивации обучающихся, основанных только лишь на внешних мотивах (использование игровых моментов, активных форм обучения, интересной информации, замена реальной отметки действий учащихся потенциальной), неэффективно, так как эти приемы не связаны непосредственно с предметом. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально-педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций – личностно значимой и общественно необходимой. Е. П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой.

Мотивация к познавательной деятельности является основной в учебной деятельности, она актуализируется при личной значимости для школьников содержания предмета. Уроки физической культуры будут иметь значимость, связь ее с возможностями самореализации в будущей семейной и профессиональной жизни неоспорима. Этому способствует осознание положительного влияния занятий физкультурой на здоровье человека. Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате сочетания внутренней мотивации, внешней мотивации, мотивации, связанной с перспективой, и минимизирования факторов, понижающих уровень мотивации. Внутренняя мотивация порождается предметной деятельностью и связана с конкретным содержанием учебной дисциплины. Для формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями важно учитывать индивидуальные особенности и личностный интерес учащихся. Внутренний мотив возникает при соответствии внешних мотивов целям и возможностям личности [4]. Мотивация, связанная с перспективой, рождается при получении результата от занятий физической культурой (улучшение фигуры, увеличение рельефа мышц, уменьшение количества простудных заболеваний в результате повышения иммунитета и т. д.). Важно, чтобы учащиеся регулярно видели различные положительные результаты от уроков физкультуры. Внешняя мотивация не связана именно с уроком физкультуры, она обусловлена внешними обстоятельствами по отношению к учащимся. Такие мотивы зависят от отношения учащихся к учебному процессу в целом. Факторы, понижающие уровень мотивации к урокам физической культуры, заключаются в специфике урока. Переодевание перед одноклассниками, постоянное физическое соперничество на уроке, возможность применения физических действий при игровых ситуациях, боязнь выглядеть нелепо при выполнении упражнений и т. д. – все это негативно сказывается на уровне мотивации к урокам. Изучив теоретические основы мотивации, мы пришли к выводу, что для успешного поддержания активного интереса к урокам физической культуры нужно применять все виды мотивов в комплексе. Определили комплекс приемов и методов, способствующих повышению уровня мотивации учащихся к урокам физической культуры. Методы, повышающие внутреннюю мотивацию учащихся к урокам физической культуры: 1) введение в учебный процесс теоретического урока физической культуры в количестве 34 часов в год. Тематическое планирование теоретических уроков физической культуры для учащихся второй ступени было составлено на основе учебного пособия для учителей физической культуры «Основы физической культуры старшеклассника», авторы Н. В. Барышева, В. М. Минияров, М. Г. Неклюдова. Планирование для 10–11-х классов составлено на основе учебника «Физическая культура», автор А. Т. Паршиков. Теоретические уроки направлены на увеличение компетентности учащихся в области физкультуры и спорта (умение составлять упражнения на различные группы мышц и корректировку различных частей тела, умение теоретически обосновать и практически выполнить сложнокоординированные упражнения, знать результат и последствия выполнения комплексов упражнений и т. д.); 2) расширение программного материала, изучаемого на практических уроках физкультуры, что позволяет учитывать интересы учащихся в изучаемых видах спорта.

Для этого был проведен опрос всех учащихся по выявлению программного материала, который имеет интерес для них. Опрос выявил, что лапту выбрали 79% учащихся, занятия в тренажерном зале нравятся 81%, гандбол предпочитают 73%, футбол – 61% школьников. Рабочая программа по физической культуре, которая состояла из пяти видов спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжная подготовка, гимнастика и основы акробатики), включила еще четыре вида (русская лапта, атлетическая гимнастика, гандбол, футбол).

Минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры, позволяет создать благоприятную атмосферу до, после и во время урока. Нами выделены факторы, способствующие понижению мотивации к урокам: 1. Переодевание в спортивную форму в раздевалке. Стеснительный учащийся чувствует себя неловко во время смены одежды. 2. Необходимость двигаться среди одноклассников. На уроках физкультуры нужно не только на всеобщем обозрении переодеваться, говорить что-то по команде учителя, так ещё и двигаться. В нашем теле множество блоков, которые образовались вследствие зажимов и моральных запретов. 3. Насмешки одноклассников. Часто встречаются хихиканье одноклассников над любой «неправильностью» или неловкостью движений. 4. Боязнь не справиться с упражнением. Школьники с низкой физической подготовкой отказываются выполнять упражнения из-за боязни не справиться с ним или выглядеть смешно. 5. Возможность сведения счетов на уроках физической культуры. Уроки физической культуры предполагают под собой достаточную свободу взаимодействий учащихся друг с другом во время спортивных игр, соревнований. 6. Проигрыш в спортивной игре. Часто можно слышать обвинение одного ученика в поражении всей команды. Это происходит с учениками, которые имеют слабое физическое развитие и допускают ошибки в спортивных играх, из-за которых их команда проигрывает. Также существует опасность неудачного исхода спортивного соревнования. Многие учащиеся не умеют проигрывать, а если это случается, то возможны угрозы и давление. 7. Вероятность получения травмы. Получение физической травмы учащимся влечет за собой боязнь выполнения упражнения, которое повлекло несчастный случай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по мотивации обучающихся к занятиям физической культуры

Из опыта работы по мотивации обучающихся к занятиям физической культуры...

Итоговая работа по курсам СИПКРО по теме Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре в основной школе

Итоговая работа по курсам СИПКРО по теме: "Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре в основной школе"...

Методическая разработка урока по физической культуре в основной школе 7 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока по физической культуре. Разнообразные спортивные игры, упражнения и задания позволяют учителю сделать уроки физкультуры увлекательными и интересными...

"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....