"Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Мастер-класс "Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться .
Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления , суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.
Термин критическое мышление употребляли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.В современной литературе можно встретить много определений критического мышления. Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление - интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Определение из педагогического словаря: «Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам». Цель теории развития критического мышления (ТРКМ) - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
Мозговой штурм Фишбоун Кластер Плюс-минус-интересно Корзина идей Знаю-хочу узнать-узнал Дерево предсказаний Сводная таблица Верные и неверные утверждения РАФТ Инсерт Синквейн Верю-не верю Шесть шляп и др. В ТРКМ применяются следующие приёмы:
М етодический приём «Фишбоун»(дословно«рыбная кость» или «скелет рыбы») направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун? В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.
Графическое структурирование информации позволяет учителю: наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу; уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними; способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации. Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.
Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости.
Используется обычный ватман, лист А 4 либо ежедневный инструмент учителя - цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. Совет: По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.
Все записи должны быть Краткими, точными, лаконичными, отображать лишь суть понятий. Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала.
Формы работы на уроке Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. 1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. 2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. 3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются. 4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки). Результаты сравниваются. . 5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбоун»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают следующие метапредметные компетенции : критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста. Вывод: использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Что даёт фишбоун? Учителю Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. Ученику Использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Пример 1. Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова — легко ли совершить подвиг? Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину; Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот. После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей). Пример 2. Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси»? Голова — причины феодальной раздробленности. Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка. Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы. Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
Мастер-класс Рассказ "Муму" И. С. Тургенева (1852 г.) - это трогательная история о собачке по кличке Муму и ее глухонемом хозяине Герасиме. "Мы прочитали рассказ «Муму». Какие вопросы у вас возникли по прочтении? Если бы вам посчастливилось встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили? ? Давайте попробует найти ответ на этот вопрос. А для этого углубимся в эпоху крепостного права. Кто он – главный герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.
Голова: Почему Герасим утопил Муму, а не забрал собаку с собой в деревню?
Давайте разбираться в обстоятельствах жизни главного героя. Кости,к примеру: Факт: Герасиму трудно было привыкнуть к городской жизни Причина: его оторвали от земли не по собственной воле Напомню главных героев: Герасим, барыня,прачка Татьяна,Капитон(башмачник,пьяница),Гаврила(дворецкий).
Посмотрим на результат. Сравним.Дополним.Сделаем вывод.ВсЁ.
Творческих успехов в освоении инновационных технологий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Материал готовился для педсовета. В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-482056-1413365689.jpg)
Эффективное применение новых педагогических технологий как условие повышения качества образования
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-82532-1352129978.jpg)
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622371-1428947683.jpg)
Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования
презентация «Использование современных педагогических технологий как средство повышения качества образования»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-540526-1417164136.jpg)
Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
Использование информационных технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешност...