Интегральная подготовка в спортивной гимнастике
статья по физкультуре на тему
Интеграция имеет важное значение в тренировке для повышения эффективности обучения спортивной технике и тактике, актуализации специальных знаний обучаемых в процессе освоения технико-тактического арсенала и в условиях соревнований.
Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе технико-тактического обучения и совершенствования признак целостности соревновательной деятельности, с тем чтобы тренировочные эффекты, каждый в отдельности, эффективно проявлялись в соревновательных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ульихина В.В.,
тренер-преподаватель
ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ»
г. Тамбов
Интегральная подготовка в спортивной гимнастике
Интеграция имеет важное значение в тренировке для повышения эффективности обучения спортивной технике и тактике, актуализации специальных знаний обучаемых в процессе освоения технико-тактического арсенала и в условиях соревнований.
Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе технико-тактического обучения и совершенствования признак целостности соревновательной деятельности, с тем чтобы тренировочные эффекты, каждый в отдельности, эффективно проявлялись в соревновательных условиях.
Недостаточно на хорошем уровне решать задачи только в каждом виде подготовки автономно в надежде, что впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. На это направлена интегральная подготовка, которая представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки технической, тактической, физической в целостной соревновательной деятельности спортсменов. Высшей формой интегральной подготовки являются соревновательные действия, выполняемые в такой же форме, как на реальных соревнованиях. Нередко интегральную подготовку сводят только к этим упражнениям, что снижает эффективность тренировочного процесса.
В задачи интегральной подготовки входит:
- осуществление связи между видами подготовки (физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико - тактической, физической);
- достижение стабильности навыков в сложных условиях соревнований;
- реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в соревновательной деятельности.
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещение (сопряжено); упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); контрольные прикидки.
Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается:
- во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного соревновательного упражнения;
- во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры этого упражнения;
- в-третьих, при развитии специальных физических способностей в процессе многократного повторения соревновательного упражнения с повышенной интенсивностью, превышающей соревновательную.
Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; «соединение» упражнений по развитию качеств и способностей с соревновательным упражнением.
Взаимосвязь двух и более видов подготовки в тренировочном процессе в течение года осуществляется следующим образом. Первоначально решают специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - в пределах одного вида подготовки в отдельности, содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определенной последовательности: в рамках одного вида подготовки; физическая и техническая; физическая и тактическая; техническая и тактическая; все три вида подготовки - в контрольных и официальных соревнованиях.
С позиции решения задач интегральной подготовки необходимо рассматривать структуру становления спортивных навыков, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения технике и тактике. На каждой стадии становления навыка должны быть задействованы такие средства (упражнения), которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки. Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научатся максимально реализовывать в специфической для вида спорта соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты).
Трансформация тренировочных эффектов в результативность соревновательных действий достигается посредством:
- во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической;
- во-вторых, чередования и переключения;
- в-третьих, системы заданий в контрольных соревнованиях;
- в четвертых, участием в официальных соревнованиях - высшей форме интегральной подготовки.
Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.
В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - имеются специфические задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме этого, в каждом виде должен быть «блок взаимосвязей» и с другими видами подготовки, при этом обоюдной направленности. Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции; вторичная же интеграция достигается через «прикидки», контрольные соревнования, в которых уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.
Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки (интегральный подход). Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя (тренера) и ученика. Этот процесс направлен на решение основных задач обучения: формирование двигательных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств.
Таким образом, процесс подготовки гимнаста (гимнастки) понимается как единство тесно связанных компонентов технической, тактической, физической и психологической подготовки. При этом предполагается, что каждый из названных компонентов не только может, но и должен быть предметом целенаправленной работы, что особенно важно в отношении гимнастов, нацеленных на высшие спортивные достижения.
При тесной взаимосвязи технической, физической и психологической подготовки можно рассчитывать на успех выступления гимнаста. Для того чтобы улучшить процесс подготовки гимнастов, необходимо определить значимость каждого из этих факторов. Специалисты называют первым фактором техническую подготовку в видах многоборья. Но в тесной взаимосвязи с технической подготовкой на снарядах находится специальная и общая физическая подготовка, а также акробатическое мастерство. Специальная физическая подготовка в тренировочном процессе, по мнению специалистов, должна не только сочетаться с общей физической подготовкой, но и играть важную роль в акробатической подготовке.
Развитие специальных физических качеств зависит и, от психологических качеств гимнаста: инициативности, самостоятельности, настойчивости. Воспитание психологических качеств во многом способствует повышению технического мастерства, улучшению физической подготовки. В тренировочном процессе эти качества следует совершенствовать в единстве с технической и физической подготовкой.
Таким образом, для достижения результатов в спорте необходимы качественное построение и проведение круглогодичного учебно-тренировочного процесса, высокий уровень всесторонней физической подготовленности, применение больших тренировочных нагрузок, систематическая и целенаправленная организация воспитательной работы, применение научно обоснованных методов тренировки.
Все, что приобретает спортсмен для своей физической и психической подготовленности, технического мастерства, повышения функциональных возможностей органов и систем, все знания и опыт, получаемые им, он должен воплотить на тренировке в целостном избранном виде спорта.
Для этого существует только один путь - многократное повторение спортсменом разными методами соревновательных упражнений. При этом следует подчеркнуть необходимость выполнения своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий.
Интегральные упражнения выполняются в диапазоне от соревновательной интенсивности до близкой к ней. К ним относятся также упражнения, применяемые для построения специального фундамента.
Основные задачи интегральной подготовки:
а) построение специального фундамента; интенсивность по ЧСС- 140-170 уд/мин, в % от максимальных усилий - 75 -90, объем соответственно виду спорта, занятия ежедневно на протяжении подготовительного периода;
б) повышение специальной подготовленности; интенсивность по ЧСС 180-190 уд/мин, в % от максимальных усилий - 85-100, объем соответственно виду спорта, занятия от 2-3 раз в неделю до ежедневных и двухразовых в день на протяжении предсоревновательного и соревновательного периодов;
в) поддержание специальной подготовленности на достигнутом уровне; интенсивность по ЧСС - 160- 180 уд/мин, в % от максимальных усилий - 50-80, занятия 2-3 раза в неделю на протяжении специально-подготовительного этапа, а при необходимости - в большом цикле.
Процесс спортивной подготовки, разделен (в некоторой мере условно) на две части - аналитическую и интегральную. В первой части (аналитической) подготовка осуществляется посредством выполнения специальных и других упражнений, а также основных упражнений избранного вида спорта с преимущественной направленностью на улучшение тех или иных компонентов подготовленности. Многие упражнения, направленные в основном на совершенствование техники, или воспитание силы, или улучшение гибкости, или отработку отдельных тактических элементов и т. д., могут быть связаны с одновременным улучшением других компонентов подготовленности.
Во второй интегральной части осуществляется подготовка посредством тренировки в избранном виде спорта в целом. В этом случае могут преследоваться разные цели: создать специальный фундамент, улучшить весь комплекс психических, физических и функциональных возможностей спортсмена, воплотить воедино все, что было раздельно приобретено в процессе развития отдельных качеств, формирования техники, приобретение знаний и т. д. Все эти компоненты встают на свое место в целостном действии.
Только целостное, многократное выполнение может обеспечить гармоничное развитие, укрепление и совершенствование всех органов и систем, всех компонентов подготовленности в строгом соответствии с требованиями избранного вида спорта.
Методические указания
1. В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства.
2. Во всех случаях в подготовке спортсменов должны иметь место две части - аналитическая и интегральная. Соотношение этих частей в общем объеме годичной подготовки в разных видах спорта различно.
3. Вместе с увеличением технической и тактической сложности движений спортсменов, возрастанием ассортимента требующихся навыков и действий возрастает надобность в их длительной, кропотливой отработке, развитии тех или иных качеств посредством специальных упражнений. На это уходит больше тренировочного времени, поэтому уменьшается объем интегральной подготовки.
4. Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только затрачиваемым временем, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и энергетических затрат при целостном выполнении избранного вида, спорта. Чем они больше, тем необходимее ограничивать объем интегральной подготовки, тем шире используются в тренировке аналитические упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и специальные упражнения.
5. Надо внимательно изучать у спортсменов объемы интегральной подготовки и находить их оптимальные соотношения с общими объемами. Такие данные помогут увидеть новые возможности для улучшения подготовки ваших учеников, прежде всего за счет увеличения числа повторений в интегральной тренировке при усилиях несколько ниже соревновательных.
6. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменяется на протяжении ряда лет. Путь от решения задач всестороннего физического воспитания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение с возрастом интегральной подготовки. Однако она занимает достаточное место и в юные годы у гимнастов, фигуристов, футболистов, баскетболистов, стрелков из лука и др.
7. Особенно эффективно для интегральной тренировки облегченные, затрудненные и усложненные условия выполнения избранного вида спорта. Это один из главнейших путей достижения высоких результатов в спорте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие/ Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.
4. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: Метод. пособие/ А.Д. Викулов, И.М. Бутин– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во,1996. – 123 с.
5. Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для студентов ин-тов физической культуры/ под ред. Н.К. Меньшикова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.
6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Adema, 2000. – 288 с.
7. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 2.: Пособие/ М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
8. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3: Пособие/ М.В. Гамезо.. – М.: Просвещение, 1982. – 153 с.
9. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для специалистов ДОУ/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271с.
10. Куликов Л.М. К развитию теории общей спортивной подготовки:/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. //Теория и практика физической культуры. – 1998. №8 – С. 20-22.
11. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312с.
12. Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов:/ Ю.В. Менхин// Теория и практика физической культуры. 1997. №6 – С. 26, 39, 40.
13. Менхин Ю.В. Начала гимнастики: Учеб. пособие для специалистов по гимнастике/ Ю.В. Менхин. – Киев. Здоровье, – 1980. – 272с.
14. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. для ф-тов физического воспитания/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 321с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для специалистов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991. – 450 с.
16. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н.Г. Озолин– М.: Физкультура и спорт, 1970. – 480 с.
17. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов: Учеб. для специалистов физич. культуры/ В.Н. Платонов. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 286с.
18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для специалистов/ А.В. Петровский. – М.; Просвещение, 1979. – 288 с.
19. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.
20. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.; Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.
21. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ACADEMA, 2001. – 365 с.
22. Укран Л.М. Методика тренировки гимнастов: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Л. М. Укран, И.В. Шефер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171с.
23. Теория и методика гимнастики: Учеб. для фак-тов физ. воспитания/ Под ред.В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 448с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ACADEMA, 2002. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры по разделу «Спортивная гимнастика», 5 класс
Урок физической культуры о видах спортивной гимнастики: прикладной, лечебной, производственной и т.д....
Календарно-тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста
Календарно тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста....
Интегральная подготовка спортсменок по художественной гимнастике.
Новизна данного проекта заключается в обосновании нового подхода к проблеме интегральной подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Впервые проблема многолетней подготовки гимнасток рассмотре...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности группы начальной подготовки второго года обучения по спортивной гимнастике (юноши)
Работа предназначена тренерам - преподавателям, инструкторам по физической культуре и спорту. Рассчитана для детей 6 - 8 лет. Д...
Педагогический проект «Развитие ловкости баскетболистов средствами интегральной подготовки на этапе начальной спортивной специализации»
Презентация педагогического проекта....
Интегральная подготовка в процессе проведения секционных занятий юношей, занимающихся футболом
Работа раскрывает содержание секционных занятий через интеграцию технической и тактической подготовки, а также дифференциацию упражнений по технике и тактике согласно игровой функции....