Интегральная подготовка в процессе проведения секционных занятий юношей, занимающихся футболом
методическая разработка по физкультуре

Работа раскрывает содержание секционных занятий через интеграцию технической и тактической подготовки, а также дифференциацию  упражнений по технике и тактике согласно игровой функции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integralnaya_podgotovka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме…………………………………………………………………..……...7

1.1. Содержание секционных занятий пофутболу        7

1.2. Возрастные особенности старшего школьного возраста        9

1.3. Формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………..10

1.4. Характеристика технико-тактической подготовки…...…………………..14

1.5. Интегральная подготовка как особенность проведения секционных занятий…………………………………………………………………………..19

ГЛАВА II. Методы и организация исследования………………………….......21

2.1. Методы исследования………………………………………………………21

2.1.1. Анализ научной и методической литературы…………………………..21

2.1.2. Педагогическое наблюдение……………………………………………..22

2.1.3.Педагогическое тестирование…………………………………………….22

2.2. Организация исследования…………………………………………………23

ГЛАВА III. Интегральная подготовка как особенность проведения секционных занятий в 10-11-х классах……………………………………….24

3.1 Оценка исходного уровня подготовленности учащихся………………..24

3.2. Использование интегральной подготовки как путь к оптимизации учебно-тренировочных занятий по футболу…………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31


ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Физическая культура личности включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, использование для укрепления здоровья и хорошего самочувствия оздоровительных упражнений и гигиенических процедур. Она предполагает также должную культуру освоенных двигательных действий, телосложения, здоровья и соответствующий уровень физической подготовленности.

  Проблема. В нашей стране физическая культура и спорт еще не стали жизненной потребностью большинства людей. Вся система физического воспитания должна строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию личности. И немало важно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своем физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в любимых спортивных дисциплинах. В немалой степени этому способствуют секционные занятия по футболу, которые создают неограниченные возможности для развития самостоятельности и активности, формируют у обучающихся такие потребности, как стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и творчеству.

        Особенностью секционных занятий по футболу в 10-11-х классах является процесс совершенствования техники игровых приемов и обучение, и совершенствование тактических действий, с учетом игровых функций. Следовательно, необходима дифференциация  подбора упражнений согласно игровой функции занимающихся.

          Задачами   секционных занятий по футболу в старшем школьном возрасте являются:

  1. Укрепление здоровья, содействия физическому развитию.
  2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др.
  3. Развитие специальных физических качеств.
  4. Последовательное овладение технико-тактическими действиями и их совершенствование.
  5. Становление игровой функции, с учётом антропометрических данных.
  6. Создание условий для предупреждения травм, перенапряжений и проведение восстановительных мероприятий.
  7. Отбор сильнейших игроков в сборную команду школы.
  8. Создание возможностей для межличностного общения и коллективного сотрудничества.

       Учащиеся 10-11-х классов являются членами сборной команды школы. Тренеру или учителю физической культуры необходимо в кратчайший срок сформировать команду и подготовить её к предстоящим соревнованиям.

       Универсальным средством подготовки к соревнованиям будет являться интегральная подготовка. В процессе интегральной подготовки используется индивидуальный метод построения занятий, согласно игровой функции.

        Для этого необходимо учитывать психолого-физиологические особенности учащихся, уровень подготовленности и дифференцировать содержание упражнений согласно игровой функции.

         Главной задачей учебно-тренировачных занятий в 10-11-х классах является оптимизация технико-тактической подготовки через интеграцию техники и тактики игровых действий.

         Данная тема слабо освещена в специальной и методической литературе. Поэтому нас эта тема заинтересовала.

Работа раскрывает содержание секционных занятий через интеграцию технической и тактической подготовки, а также дифференциацию  упражнений по технике и тактике согласно игровой функции.

Цель: оптимизировать подготовку школьников 10-11 классов, занимающихся в секции по футболу.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей, занимающихся футболом.

Предмет: интегральная подготовка футболиста в структуре технико -тактической подготовки.

           Гипотеза: предполагается, что применение интегральной подготовки футболистов, занимающихся в школьной секции,  позволит повысить уровень их спортивного мастерства при условии применения рациональной системы организации секционных занятий, направленной на совершенствование технико-тактической подготовки  с учётом игровых функций и возрастных особенностей. 

          Задачи:

  1. Изучить проблему исследования по данным психолого-педагогической и специальной литературы.
  2. Выявить уровень подготовленности учащихся.
  3. Интегрировать техническую и тактическую подготовки для оптимизации секционных занятий в 10-11-х классах.
  4. Проанализировать полученные результаты.
  5. Выработать общие рекомендации и сделать выводы.

         В зависимости от поставленных задач были определены следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы.

2. Педагогическое наблюдение

3. Педагогическое тестирование.

 

Практическая значимость. Полученные результаты позволяют внедрять содержание технической подготовки в тренировочный процесс футболистов.  Применение предлагаемых средств, направленных на повышение показателей количественных и качественных показателей технико-тактических действий позволит оптимизировать учебно-тренировочный процесс и повысить его эффективность. Результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы  молодыми  учителями физической культуры и тренерами по футболу для организации и проведения секционных занятий в 10-11-х классах.

Структура и содержание дипломной работы:

Диплом работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов и списка литературы. В работе использовано 30 источников научно-методической литературы.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1. 1. Содержание секционных занятий по футболу

Секционные занятия – внеклассная форма проведения занятий по физической культуре, решающая задачи спортивного совершенствования в избранном виде спорта [11].

Результат процесса тренировки обычно связывают с биологическими приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок.

Тренировочная нагрузка – общее суммарное воздействие на организм спортсменов выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, убыстряющих процесс восстановления.

Психологическая нагрузка в тренировке футболистов характеризуется волевым напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, сенсорной напряженностью. Успешно реализовывать достигнутый уровень физической, технической, тактической подготовленности спортсмен сможет только при мобилизации важных психофизиологических функций организма. Для регуляции процесса тренировки следует, прежде всего, учитывать объем, интенсивность нагрузки и меры, способствующие восстановлению организма.

 Объем нагрузки – суммарное количество выполненной тренировочной работы, выраженной временем выполнения упражнений, количеством повторений упражнений, количеством занятий, числом дней тренировок, соревнований, отдыха. Без объемной длительной работы невозможно создание прочной функциональной базы для роста интенсивности нагрузок, для развития специальной подготовленности футболистов.

Интенсивность нагрузки – количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени. В футболе целесообразно интенсивность разделять на интенсивность выполнения  упражнений и интенсивность тренировки, а по скорости выполнения на малую, среднюю, высокую.

Для технико - тактических действий интенсивность определяется по количеству действий         в единицу времени или по количеству занятий в упражнении спортсменов. Например, 13 - 14 нападающих ударов в минуту (при большом количестве нарушается техника выполнения приема) – высокая интенсивность; 6 - 7 нападающих ударов – средняя интенсивность; менее 6 - 7 нападающих ударов - малая; или защитные действия в поле одного спортсмена при отборе мяча у нападающих - высокая интенсивность; двух спортсменов - средняя интенсивность; трех спортсменов - малая.

Техническая подготовка – процесс обучения футболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а так же их совершенствования. [3]

Тактическая подготовка – целесообразные, согласованные действия игроков, направленная на достижение победы в соревнованиях.[3]

Задачи учебно -  тренировочного процесса:

1.Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.

2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках и др.

3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести, быстроты реакции и перемещения, скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости.

4. Повышение функциональных возможностей организма спортсменов.

5. Последовательное овладение техникой игры и ее совершенствование.

6. Последовательное овладение тактикой игры и ее совершенствование.

7. Целенаправленное воспитание психических и волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена на тренировках и соревнованиях.

8. Приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревновательного опыта, позволяющих рационально строить тренировку, стратегически и оперативно управлять тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов.

9. Создавать условия для предупреждения травм, перенапряжений и проведение восстановительных мероприятий.

1.2.Возрастные особенности старшего школьного возраста

Овладение техническими приемами, тактическими действиями, игровыми навыками в целом происходит при главенствующей роли высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность у детей достигает высшего уровня развития к 10-12 годам. Тормозной контроль коры больших полушарии значительно усиливаются и начинают доминировать над эмоциями. Условные рефлексы образуются быстро и достигают большой прочности [12].

В 11-13 лет образуется специальное условная реакция на световые и звуковые раздражители, в отличии от простого, диффузного, обобщения действующих раздражителей у ребенка 7-9 лет.

Двигательные функции в основном достигают высокого уровня развития к 13-15 годам. Некоторые же показатели функциональной зрелости двигательного аппарата развиваются в полной мере только к 16-17 годам.

С возрастом увеличивается мышечная сила. Наибольший прирост и увеличение мышечной силы приходится на 15-17 лет. К 17-19 годам максимальная сила приближается к уровню развития ее у взрослых. После 13-14 лет происходит резкое увеличение абсолютной мышечной силы, а в 15-17 абсолютной и относительной силы.

Сила мышц в разгибательных движениях значительно превосходит мышечную силу в сгибательных движениях, что следует учитывать в работе с юными футболистами.

Ребята старшего школьного возраста отличаются высоким развитием ловкости, что необходимо использовать в работе с юными футболистами.

Таким образом развитие высшей нервной деятельности, двигательных, физических качеств создает благоприятные условия для успешного осуществления специализированных занятий по футболу. При благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большой мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в самых сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально - логического мышления, что способствует эффективному обучению тактически действиям.

1.3.Формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе

Многообразие задач, стоящих перед физическим воспитанием, порождает различные формы организации занятий. Полноценное решение всех задач возможно только при сочетании и преемственности различных форм.

Наиболее полно разнообразие форм организации занятий представлено в общеобразовательной школе [13].

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – формирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-спортивными мероприятиями в режиме учебного дня, внеклассной работы по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями - достигается формирование физической культуры личности.

Урок физической культуры является основной формой проведения занятий. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе обязательны для всех учащихся; в той или иной степени решают все основные задачи физического воспитания школьников; обеспечивают базу для применения различных форм организации занятий.

Содержание уроков определяется государственной рабочей программой.

Секция общефизической подготовки организуется на добровольных началах и  является переходным звеном от урока к спортивной секции.

Занятия в секции общей физической подготовке могут преследовать различные цели:

1.Помогать отстающим в освоении учебной программы и повышать уровень их физической подготовленности;

2.Приобщать учащихся к систематическим занятиям и содействовать последующему выбору спортивной специализации;

3.Готовить занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов.

Основой содержания занятий служит  материал учебной программы, которой можно варьировать и усложнять в зависимости от поставленной цели.

Занятия по лечебной физической культуре предназначены для детей с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. Занятия проводятся в школе, а для детей с наиболее серьезными отклонениями - в детских поликлиниках.

Подбор упражнений, их дозировка и общая величина нагрузки определяется на основании инструкций органов здравоохранения, заключений врача и по самочувствию самих занимающихся. В группах лечебной физической культуры особенно важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Мероприятия в режиме дня обеспечивают необходимую организацию двигательной деятельности учащихся во внеурочное время в школе, а так же дома. Эти мероприятия направлены на решение некоторых задач физического воспитания, организационно - педагогических задач и повышение работоспособности школьников.

Соблюдение двигательного режима способствует не только приобщению детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, но и является средством воспитания самодисциплины, собранности и других важных качеств личности.

Спортивные соревнования могут выполнять разнообразные функции: учебно-тренеровочные, воспитательные, агитационные и т.п. На соревнованиях, в условиях спортивной борьбы при повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащийся демонстрирует достигнутые успехи в освоении движений, проявляя при этом морально-волевых и физических качеств. Все это способствует сплочению коллектива и позволяет педагогу глубже изучить особенности своих воспитанников и в соответствии с этим вносить коррективы в учебно-педагогический процесс [20].

Ориентирование на предстоящие соревнования служит одним из средств, подкрепляющих мотивацию учебной деятельности. Особенно благоприятное влияние на качество работы учащихся на уроке оказывает установка на соревнование классов команд по учебной программе.

Спортивные секции предназначаются для наиболее физически подготовленных учащихся. Занятия в них направлены на совершенствование в избранном виде спорта и организуются как школой, так и внешкольными организациями.

Содержание занятий в спортивных секциях зависят от культивируемого вида спорта и определяются программами для спортивных секций, коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Спортивные занятия по футболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего надо привить учащимся интерес к футболу.

По своей направленности в работе футбольной секции можно выделить три возрастных этапа.

Первый этап. Занятия и соревнования проводятся для 9ти, 10ти летних ребят. У них на этом этапе создается стойкий интерес к футболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.

Второй этап охватывает возраст 11 - 14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в футбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по футболу.

На третьем этапе - в 15 - 17 лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь учащиеся прочно овладевают основами техники и тактики, приобщаясь к спортивному футболу [22].

Хорошие результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если в секции постоянный состав. Если желающих заниматься футболом очень много, проводится отбор.

Расписание занятий должно быть стабильным. Всякое нарушение графика, установленного порядка, немедленно сказывается на отношении юных футболистов к работе.  Надо стремится к тому, чтобы во всех группах занятия проводились три раза в неделю: по 60 - 90 минут в группах 13 -14 и 15 - 17 лет.

Успешная работа секции зависит от умелого планирования материала. Распределять его нужно так, чтобы основная работа по обучению технике и тактики игры приходились на первое полугодие, а на второе -совершенствование. Нельзя забывать об общей и специальной физической подготовке[2].

Одним из основных приемов организации обучения и совершенствования юных футболистов является комбинированная форма проведения занятий.

Разделение на подгруппы производится по силам занимающихся, или с учетом игровых функций в команде.

Единства тактической  и технической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических действий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый – выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных – в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры; третий - переключение в тактических действиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение. Низкий уровень развития общей и специальной выносливости не позволяет футболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой очень сложно  показать результативную игру в нападении на протяжении матча, так как направление удара, как правило, будет угадано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий. Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается: во - первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во - вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в - третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью [18].

Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; соединение качеств и способностей с приемом игры. Отставание  в техническом мастерстве при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценную тактику игры, так как нет основы для ее осуществления.

1.4. Характеристика технико-тактической подготовки

Средства и методы.

Основным средством подготовки учащихся служат физические упражнения. Их определенным образом группируют по значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно -тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, тренер может проявить свою  творческую инициативу в конкретизации этих упражнений [9].

Все упражнения делятся на две большие группы: основные и вспомогательные.

Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и  собственно игру в футбол, т.е. то специфическое, что отличает футбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.

Вспомогательные упражнения помогают овладению основными упражнениями, разносторонней подготовке занимающихся. Они разделяются на общеразвивающие и специальные.

Применение основных упражнений в тренировке для повышения работоспособности футболистов дает возможность одновременно совершенствовать технико – тактическое мастерство путем постановки определенной задачи перед игроком.

Методы тренировки: 

1.Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

2.Методы для обучения и совершенствования технических приемов футбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).

3.Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий; совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

4.Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сгибательных» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).

Техническая подготовка

Техническая подготовка – процесс обучения футболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования [14].

Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.

Основными задачами технической подготовки являются:

  1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
  2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
  3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранении этих ошибок.
  4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.
  5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.

Методы технической подготовки:

  1. Показ. Он должен быть образцовым и дополнятся демонстрацией наглядных пособий.
  2. Объяснение. Оно должно быть кратким, образным и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуют с объяснением.
  3. Метод целостного обучения. Целостное разучивание технического приема создает более полное представление об изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно этот метод используется при решении разучивании  простых технических приемов, несложных по структуре.
  4. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или части, выделяя при  этом основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся.
  5. Игровой метод.
  6. Сопряженный метод.
  7. Соревновательный метод.

   

Тактическая подготовка

Тактика игры – это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижения победы в соревнованиях [17].

Уровень тактической подготовленности характеризуется:

  1. Развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение погнозировать и быстро решать двигательные задачи);
  2. Постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов, и управление его осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды;
  3. Хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;
  4. Эффективным использованием технических приемов;
  5. Вариативностью практических действий.

Основными задачами тактической подготовки являются:

  1. Развитие психофизиологических способностей и физических качеств.
  2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики футбола, анализ тактических действий, основы взаимодействий двух, трех, четырех игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).
  3. Обучение практическому использованию приемов, элементов вариантов тактики.
  4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций.
  5. Формирование умений быстро переходить от нападения к защите и наоборот.
  6. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.
  7. Изучение применяемых игровых систем  в защите и нападении и их вариантов.
  8. Анализ участия в соревнованиях.

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двухсторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики футбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключения внимания и др.

1.5. Интегральная подготовка как особенность проведения секционных занятий

В подготовке футболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно - силовых качеств,  выносливости, ловкости, гибкости в игре, что в свою очередь сказывается на безошибочности выполнения технических приемов [9].

   Интегральная подготовка представляет собой системы тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической и физической подготовки.[9]

  Ведущими средствами интегральной подготовки являются упражнения, направленные на решение задач двух видов подготовки, чередование различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике); упражнения в переключениях (различных заданий из всех видов подготовки), учебные, двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки – методы сопряженного воздействия, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.

Взаимосвязь технической и тактической  подготовки.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый – выполнение приёмов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных – в нападении и защите); второй – последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное исполнение приёмов игры; третий – переключение в тактических действиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки – физической и тактической; технической и тактической; физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально – волевой подготовленности в единстве в игровых действий.    

 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

2.1.1. Анализ научной и методической литературы.

2.1.2. Педагогические наблюдения.

2.1.3. Педагогическое тестирование.

2.1.4. Педагогический эксперимент.

2.1.5. Методы математико-статистической обработки.

2.1.1. Анализ научной и методической литературы

В процессе анализа литературных и методических данных изучались работы отечественных авторов по вопросам  постановки задач секционной работы по подготовки футболистов. Анализ научно-методических источников дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса,  а также разработать содержание интегральной подготовки юношей, занимающихся футболом в общеобразовательной школе, сформулировать цель и задачи исследования, определить методы исследования.

Всего было изучен 30  литературный источник отечественных авторов.

2.1.2. Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения в условиях соревнований и тренировки осуществлялись по модифицированной А.П. Золотаревым (1993)  методике Б. Чирвы. Регистрировались 10 параметров технико-тактических действий (ТТД) игры. Наряду с этим по общепринятой методике регистрировались объем и эффективность ТТД в матче. Регистрации подлежали все действия, выполненные  полевыми игроками  во время игры. Фиксировались следующие индивидуальные ТТД с мячом.

1. Прием мяча. 2. Короткие и средние передачи мяча вперед. 3.Короткие и средние передачи мяча назад и поперек поля 4. Длинные передачи поперек 5. Единоборства 6. Обводка соперника (обводка - действия футболиста, владеющего мячом, направленные на преодоление сопротивления соперника). 7. Перехват мяча (перехват - действия, направленные на овладение мячом, который еще (или уже) не контролируется соперником)  8. Отбор мяча  9. Удары по воротам ногой 10. % брака  

        Точно выполненными считались:

  • передачи - если мяч попал к партнеру;
  • ведение - если мяч сохраняется под контролем игрока;
  • обводка - если мяч сохраняется под контролем игрока;
  • отбор - если соперник терял контроль над мячом;
  • перехват - если передача соперника не достигла желаемой цели;
  • единоборства - если мячом овладел игрок или его партнер;
  • удары в ворота – если мяч попал в створ ворот, независимо от того, что его поймал вратарь или перехватил другой игрок соперника в непосредственной близости от ворот или мяч пересек линию ворот.

2.1.3. Педагогическое тестирование

Для оценки результативности  технических  действий юношей, занимающихся футболом нами использовались следующие тесты:

  1. Обводка футболистом 5 стоек с последующим ударом по воротам. Футболист с мячом, бежит по сигналу, выполняя обведение мячом футбольных стоек. После обведения последней стойки, футболист выполняет удар по воротам. Секундомер выключается после удара (Монаков Г.В., 2003).
  2. Бег 20 м с мячом. Футболист с мячом, с высокого старта бежит по сигналу. Ведение мяча в одно касание через каждые 2 метра. Выполняются 2 попытки подряд с отдыхом между ними 2 минуты. В зачет идет лучший результат (Монаков Г.В., 2003).
  3. Удары на максимальную дальность полета мяча. После разбега выполняется удар по мячу, который находится на линии штрафной площади. Фиксируется дальность полёта мяча до первого касания земли в метрах (м) (Монаков Г.В., 2003).

2.2. Организация исследования

Педагогический эксперимент продолжался с ноября  2017 года по март  2017  года. Исследование проводилось в три этапа:

I этап (ноябрь  2017г.) - проведен анализ и обобщение источников научно-методической литературы; определен план выпускной работы; сформулированы цель, задачи исследования, гипотеза; определены методы исследования.

II этап (ноябрь  2017г. - март 2018 г.) - проведен педагогический эксперимент. В учебно-тренировочный процесс юношей, занимающихся футболом проведено входное и контрольное тестирование.

III этап (март 2018) подведены итоги педагогического эксперимента и оформлены результаты исследования, состоялся отчет перед руководителем выпускной  работы.

ГЛАВА 3.  ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСОБЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В 10-11-Х КЛАССАХ

3.1 Оценка исходного уровня подготовленности учащихся

Исходное тестирование проводилось на базе МАОУ СШ № 11 г. Бор в ноябре 2017 года. На этой же базе в период с ноябрь проводился педагогический эксперимент, и, в конце марта 2018 года - итоговое тестирование.

Оценка уровня технической подготовленности учащихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень сформированности навыков).

Контроль подготовленности занимающихся в секции футбола обуславливает необходимость обеспечения роста спортивного мастерства учащихся и стремление их к постоянному самосовершенствованию. В этой связи расширение диапазона средств педагогического контроля пойдёт только на пользу.  

Таблица 1.

   Показатели  результативности технико-тактических действий  юношей

    Показатели

Начало эксперимента группа     n=12

Конец эксперимента группа     n=12

 Бег 20 м с мячом

(сек)

5,0

4,9

Обводка футболистом 5 стоек с последующим ударом по воротам (сек).

13,8

13,7

Удары мяча на мах.дальность полета (м)

55,9

56,19

         

       В показателях результативности технико-тактических действий в начале эксперимента результат в тесте – бег 20 метров с мячом составил 5,0 сек., в конце - 4,9сек. Результаты в тесте - обводка футболистом 5 стоек с последующим ударом по воротам также не имеют различий.  В начале эксперимента он составил - 13,8 сек., в конце -   13,7 сек. Результаты в тесте - удары мяча на максимальную дальность полета в начале исследования получились следующие: 55,9 метров, в конце - 56,19 метров.

Главным в секционной работе является не только повышение технико-тактических и физических показателей, а умения обучающихся:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-  активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  -организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

3.2. Использование интегральной подготовки как путь к оптимизации учебно-тренировочных занятий по футболу

Игровая и соревновательная деятельность футболистов – яркий образец системности, связного целого. Взаимосвязаны физические качества, приёмы техники, тактические действия; физические качества с техническими приёмами и тактическими действиями; приёмы техники с тактическими действиями, тактические действия с межличностными отношениями футболистов. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Значимость этого настолько велика, что  в тренировочном процессе футболистов необходимость выделить специальный раздел подготовки – интегральную (целостную) наряду со всеми другими видами подготовки.

Интегральная подготовка представляет собой системы тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и всех других видов подготовки в целостной игровой и соревновательной деятельности футболистов.[9]

В достижении спортивного результата в футболе условно можно выделить три ступени. Первая: уровень физических качеств, который во многом обуславливает эффективность двигательного действия. Вторая: реализация физических способностей через технику конкретных приёмов игры. Третья: реализация технических приёмов через тактические действия. Целостный характер ступней и факторов проявляется в том, что чем шире технический арсенал, тем больше возможности реализовать двигательный потенциал. В то же время чем разнообразнее тактика, тем больше случаев для проявления своего технико-тактического потенциала.

К этому надо добавить, что приемы выполняются многократно в течение одной встречи в условиях коллективных действий, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Поэтому очень важно добиваться реализации изученного в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества и т. д.

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку к двусторонним играм и соревнованиям. Под интегральной подготовкой следует понимать целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обуславливающими эффективность игровых действий футболиста и комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; морально-волевой с теоретической; волевой и физической с технико-тактической; теоретической и технико-тактческой с физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовки в игровых действиях.

Ведущими средствами подготовки служат совмещенные упражнения на стыке двух видов подготовки; упражнения с чередованием различных по характеру движений; двусторонние учебные игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

Главные методы – игровой, соревновательный, методы совмещённых воздействий. Высшей формой являются учебные, контрольные и соревновательные игры по футболу.

   Взаимосвязь технической и тактической подготовки.

Единства тактической и технической подготовки достигают, совершенствуя технические приёмы в рамках тактических действий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники.

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трёх видов упражнений: первый-выполнение приёмов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных-в нападении и защите); второй-последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приёмов игры; третий-переключение в тактических действиях различного характера. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.[3]

Взаимосвязь физической и технической подготовки.

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается, во-первых, с развитием  физических способностей, необходимых для выполнения  конкретного приёма игры; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приёмов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приёмов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную.

При этом используют определенные методические приёмы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике; соединение качеств и способностей с техническим приёмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав специальную литературу по данной теме и связав её с практическим применением в организации и проведении секционных занятий по футболу, мы пришли к следующему выводу, что использование интегральной подготовки  в организации секционных занятий в 10-11-х классах является рациональной формой проведения при обучении и совершенствовании технико-тактических действий.

Но в тоже время интегральная подготовка  не является приоритетной формой организации и проведения секционных занятий в 10-11-х классах. Выбор формы  и содержания  занятий зависти от уровня подготовленности учителя физической культуры и тренера и  от поставленных задач.

В результате проделанной работы, считаем возможным сделать следующие выводы:

  1. Футбол относится к сложно-координационным видам спорта с большим арсеналом технических приемов. От того, насколько полно владеет футболист многообразием технических приёмов, как умело и эффективно применяет их, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.
  2. Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации.
  3. Для повышения уровня технической подготовленности футболистов, занимающихся в школьной спортивной секции, была разработана схема применения интегральной подготовки
  4. В процессе проведения эксперимента основанного на введении интегральной подготовки в учебно-тренировочный процесс школьников 10-11 классов, занимающихся в секции футбола,  выявлены улучшения показателей, характеризующих их техническую подготовленность. Следовательно, разработанная схема может применятся в тренировочном процессе футболистов.

Таким образом, считаем цель работы достигнутой, задачи решенными, гипотезу доказанной.

    Результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы  молодыми  учителями физической культуры и тренерами по футболу для организации и проведения секционных занятий в 10-11-х классах.

Список литературы

  1. Айрапетянц, Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физической культуры.  1992.  №7.  С.24-25.
  2. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности (на примере Ч. футбола): Автореф. дис.... кан. пед. наук.  М., 1968.  19 с.
  3. Байшин Н.Г., Портнов А.В. Комплексное изучение самооценки функционального состояния футболистов// Проблемы индивидуализации спортивной подготовки.- Малаховка, 1988.  64 - 67.
  4. Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико- тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.  Киев, 1985. 22 с.
  5. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных футболистов (Библиотечка тренера). М.: Терра- Спорт, 2012. 369с.
  6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
  7. Годик М.А.,  Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов// Теория и практика физической культуры, 1981.№7. С. 14-16.
  8. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры.  М. 2001.  80 с.
  9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы  научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Издание: Академия.  2009.  272 с.
  10. Журид С.Н., Насонкина Е.Ю. Сравнительный анализ соревновательной деятельности квалифицированных игроков различного амплуа в женском и мужском футболе. Харьков, 2010. 89 с.
  11. Золотарев А.П. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: учебно-методическое пособие/ А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. Волгоград, 1993. 116 с.
  12. Кириллов А.А. Структура подготовительного периода футболистов высокой квалификации. Методические разработки. М. 1992. 38с.
  13. Колосков  В.И. Построение учебно-тренировочного процесса в футболе с использованием равнинно-горной тренировки. М.: ФиС, 1986. 217с.
  14. Лалаков Г.С. Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок // Теория и практика физической культуры.  2005. № 10.  С.36 – 38.
  15. Макеев А.Н. Силовая подготовка юных футболистов.  М.: Дрофа, 2009.  216с.
  16. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Методика, упражнения, психология. Псков: Псковская типография, 2003. 267с.
  17. Монаков Г.В. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под общ. ред. С.Н. Андреева, М.С. Полишкиса, Н.М. Люкшинова, В.Н. Шамардина. М., 2005. 261 с.
  18. Мукалляпов А.Г. Развитие спортивных способностей юных футболистов.Учебное пособие. Челябинск, 2010. 214с.
  19. Муравьева Л.Ф. Невмянов A.M., Цепкова Н.К. Проявление игровой специализации футболистов в адаптации их организма к тестирующей нагрузке// Теория и практика физической культуры, 1984. № 10. С. 23-24.
  20. Перепекин В.А. Комплексное применение средств восстановления в тренировке футболистов //Теория и практика физической культуры. –  2011. С. 35– 36.
  21. Полишкис М.С. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов/ М.С. Полишкис.  М., 1989.
  22. Пшебыльский В. Исследования проблемы подготовки спортивного резерва    в футболе на основе природосообразной стратегии организации многолетней подготовки юного футболиста// Теория и практика физической культуры.  2007.  № 4. С.8-10.
  23. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: методические рекомендации. М., 1994. 16 с.
  24. Савин, В.П. Теория и методика футбола. Учебник.  М.: Академия, 2011.  468с.
  25. Тюленьков С.Ю. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов.  М., 2008.  123с.
  26.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";
  27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. М. «Просвещение», 2010.
  28. Черепанов С.И. Модель построения тренировки футболистов на промежуточном этапе подготовки //Футбол. 2010.  №8 . С. 10-21.
  29. Чирва Б.Г. Аналитические закономерности игры в футбол как основа для выбора тактики игры и построения технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов//Теория и практика физической культуры.  2006.  № 7. С.28-32.
  30. Чирва Б.Г.  Основные положения переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом в футболе// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010.  № 3. С. 43 -44.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка девочек, занимающихся футболом

Подготовка юных футболистов должна базироваться на логичной преемственной методике тренировки, обеспечивающей развитие технического мастерства, повышение функциональных возможностей и их максимальную ...

Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...

« Тактическая подготовка команды девушек – волейболисток на секционных занятиях во внешкольных образовательных учреждениях».

Квалифмкационная работа по волейболу. Включает 2 части теоретическую - "Теоретические аспекты тактическойподготовки команды девушек - волейболисток на занятиях во внешкольных образовательных учре...

Методика проведения секционных занятий по волейболу.

Основные формы занятий по волейболу....

конспект секционного занятия по футболу

Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие н...

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению открытого занятия по мини- футболу среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы

Данная разработка содержит основную информацию по данному виду спорта. Актуальность. Цели и задачи.Описание основных элементов игры. План конспект тренировки.Правила техники безопасности.Ссы...