программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе
методическая разработка по физкультуре на тему
Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по развитию физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каясанская основная общеобразовательная школа – филиал
МКОУ «Пивкинская СОШ»
Программа
по развитию физкультуры и спорта, олимпийского движения
«Школа – территория здоровья»
Авторы-разработчики: Демина Людмила Александровна
учитель физической культуры
Содержание
- Обоснование актуальности, цели, задачи
- Сроки реализации
- Содержание программы
- Ресурсное обеспечение программы
- Ожидаемые результаты
- Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов
- Материально-техническая база
- Используемая литература
Обоснование актуальности, цели и задачи
Учебно-воспитательный процесс в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты - ценность». Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры и спорта, олимпийского образования.
Мониторинг обучающихся показал, что вопросам здоровья и физического развития детей в семье и школе уделяется недостаточное внимание. Малоподвижный образ жизни, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация является главными причинами этого. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Приоритетным сегодня должно быть не только физическое развитие школьников, приобретение ими различных умений и навыков, но и формирование физической культуры личности, ориентации на сознательное приобретение ими различных навыков по физической культуре и спорту, олимпийскому движению. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием развития физической культуры и спорта, олимпийского образования.
В преддверии проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи актуальными становятся вопросы внедрения олимпийской тематики в учебно-воспитательный процесс, создание инновационной системы, предусматривающей организацию олимпийского образования, не только в области спорта, но и науки, так как важную роль в поиске талантов играют различные интеллектуальные соревнования, прежде всего олимпиады.
Исходя из актуальности проблемы мы сформулировали цель: «Формирование разностороннее развитие личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха».
Из цели вытекают задачи курса:
-внедрение разнообразных форм спортивно-оздоровительной досуговой деятельности;
- выявление индивидуальных возможностей, способностей и талантов ребёнка;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физической культуры и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга;
- развитие материальной базы и создание условий для занятий физической культуры и спортом.
Сроки реализации
Программа по развитию физкультуры и спорта, олимпийского движения «Школа – территория здоровья» разработана педагогическим коллективом школы на 2013-2019 годы
Название этапа | Сроки | Задачи исследования | Основные направления деятельности. Мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | 1.Разработка программы «Школа – территория здоровья» 2.Оценка условий, при которых возможно достижение цели 3.Выявление проблем | 1. Постановка цели и задач программы 2.Формирование гипотезы прогнозирующих результатов 3.Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта по организации и применению здоровьесберегающих технологий 3.Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к работе по программе | Педагог-организатор, учителя физической культуры, классные руководители | |
Формирующий этап | Сентябрь 2013 | Осуществление инструктивно - методической работы с участниками образовательного процесса в рамках реализации программы | 1.Подбор педагогических работников, определение функциональных обязанностей. 2. Проведение родительского собрания. Диагностика и состояние здоровья обучающихся, гигиенических условий обучения и воспитания, состояния горячего питания. 3.Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в школе. | ЗДУВР, педагог-организатор, учителя физической культуры, классные руководители |
Практический (основной) этап | Сентябрь 2013 – май 2019 г. | Осуществление программы основного этапа | Реализация программы по выбранным направлениям:
| Заместитель директора по УВР, педагог-организатор, учителя физической культуры, классные руководители |
Обобщающий этап | Июнь 2019 г. | Оценивания эффективности работы над программой.
| Обработка полученных данных, соотнесение результатов программы с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией; описание и оформление хода работы над проектом; изучение общественного мнения участников образовательного процесса о степени удовлетворённости результатами работы над программой и дальнейшей работе по данному вопросу | Заместитель директора по УВР, педагог-организатор, учителя физической культуры, классные руководители |
Содержание программы
Программа включает в себя три основных направления развития физкультуры и спорта, олимпийского образования в школе.
Первое направление - учебная деятельность
Уроки физической культуры — основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Каждый урок физической культуры имеет целевую направленность, конкретные задачи. На уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физкультуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга.
Регулярное включение в учебный процесс различных видов игр позволяет направленно развивать и совершенствовать двигательные функции ребёнка, в результате чего формируется новый, более высокий уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, осваиваются новые виды движений.
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Олимпийское движение в России».
Раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения.
Второе направление – внеурочная деятельность
Для массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Система внеурочной деятельности по физическому воспитанию включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, малые спортивные олимпиады, межшкольная спортакиада. На тематических классных часах проводятся викторины и конкурсы, посвящённые физической культуре и спорту, олимпийскому движению.
Внеучебную физкультурно-спортивную работу важно использовать для военно-патриотического воспитания учащихся. Массовые военно-спортивные игры: «Зарничка», «Мы - защитники Отечества» вовлекают школьников в игровые военные действия на природе, воспитывают их в духе героических традиций советского народа, готовности защищать Отечество.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе.
Спортивные мероприятия помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта
Спортивные состязания «Безопасное колесо» укрепляют контакт между учащимися в классах, сотрудничество между школой и ГИБДД.
Для динамической разрядки между уроками можно использовать теннисный стол, установленный в коридоре школы.
Третье направление – работа с родителями
В первые годы жизни ребенка родители следят за его физическим развитием — ростом, весом, здоровьем, двигательной активностью. С поступлением в школу интерес родителей к физическому воспитанию детей ослабевает. Задача школы убедить родителей в том, что здоровье, жизнеспособность детей зависят от их физического развития. Она сплачивает совместными целями, общим – здоровым ритмом. Цель семьи и школы создать в системе совместную работу.
Родители вместе с детьми участвуют в днях здоровья, веселых стартах, в туристических походах, в соревнованиях «Папа, мама и я — спортивная семья». Привлечение родителей с детьми к участию в районных соревнованиях «Лыжня Щучанского района».
Повышение роли семьи в развитии физической культуры и спорта
Направление | Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
Изучение семьи | Сформировать базу данных о семьях учащихся, отразив в ней информацию о: - социальном составе семьи; -уровне и образования родителей; - социальном статусе семьи | Ежегодно | Кл. руководители |
Информирование родителей | Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей учащихся. Регулярно оформлять: - доску объявлений для родителей о жизнедеятельности школы; - выпуск тематических родительских бюллетеней (посвящённой физической культуре и спорту); - информация о текущих спортивных достижениях школы за учебный год | 2013 - 2016 | Администрация школы, педагог-организатор |
Просвещение родителей | Сформировать на базе методического объединения классных руководителей творческую группу учителей с целью организации просветительской деятельности | 2013 г. | Педагог-организатор |
Разработать качественно новую программу родительских собраний для родителей учащихся | 2013 - 2016 | МО классных руководителей | |
Разработать рекомендации для родителей по оказанию ими помощи в ходе исследовательской и проектной деятельности обучающихся | 2013 -2016 | Учителя |
Основные мероприятия по реализации программы развития физической культуры и спорта, олимпийского образовательного образования
Направление | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Изменения в содержании образования | Корректировка воспитательной системы школы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования | Педагог-организатор | Сентябрь 2013 - |
Внедрение информационных технологий | Применение в учебно –воспитательном процессе современных педагогических технологий: - информационные технологи; - обучение на проблемно – поисковых основах; - здоровьесберегающие технологии; | Заместитель директора по УВР | Весь период |
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся | Мониторинг состояния здоровья обучающихся | Заместитель директора по УВР | Весь период |
Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся | |||
Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил по ОФП | |||
Администрация | Весь период | ||
Расширение сети спортивных кружков | |||
Проведение малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены), часы здоровья, недели здоровья и безопасности жизнедеятельности | Учителя физкультуры, кл. руководители | Весь период | |
Регулярное проведение Дней здоровья | |||
Проведение конкурса на самый спортивный класс | |||
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников | |||
Оздоровление учащихся в летнем пришкольном лагере | Начальник лагеря | Ежегодно июнь, Весь период июль | |
Работа семейного клуба «Здоровья» | Администрация, родительский комитет | Весь период | |
Регулярное проведение праздников и соревнований совместно с родителями | Учителя физкультуры | Весь период | |
Проведение лекций, родительских собраний, посвящённых развитию физической культуры и спорта, олимпийского движения | Администрация | Весь период | |
Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся | Диагностика преподавания предмета «Физическая культура» | Администрация | Ежегодно Май |
Состояние физкультурно – оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе | Администрация | 2014 – 2019 г.г. | |
Удовлетворённость учащихся образовательной средой школы. | Зам. директора | 2014 – 2019 г.г. | |
Анкетирование родителей «Удовлетворённость работой школы по физкультуре и спорту, олимпийскому движению» | Администрация | Май 2019 г. |
Ресурсное обеспечение программы
Система ресурсного обеспечения развития физкультуры и спорта, олимпийского образования в нашей школе включает следующие составляющие ресурсы: образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), социальные, управленческие, временные, природные, информационные.
Здоровьесберегающие ресурсы:
- факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды:
- профилактическая работа выявленных патологий учащихся;
- участие в формировании новой компетенции здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса;
- участие в формировании персональной траектории педагогического сопровождения учеников.
Человеческие ресурсы (профессиональные):
- готовность учителя выйти на новые компетенции,
- подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды,
-участие всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.
Образовательные ресурсы:
- использование здоровьесберегающих технологий,
- личностно-ориентированное обучение;
- программа воспитательного процесса,
- внутришкольное самоуправление,
- интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады учеников.
Управленческие ресурсы: являются составной частью системы ресурсного обеспечения, находясь в прямой зависимости от слаженности взаимодействия всех остальных ресурсов. Оптимизация управления прямо пропорциональна развитию объекта управления (образовательного учреждения)
Ожидаемые результаты
1. Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
- обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
- родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, сохранения физического и психического здоровья детей;
- педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
2. Увеличение охвата обучающихся, их родителей, педагогов школы занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием.
3. Снижение заболеваемости обучающихся в течение учебного года
4. Выявление и формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения
5. Увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в спортивных соревнованиях различного уровня, олимпиадах и теоретических конкурсах
6. Внедрение программы мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной активности обучающихся, участия в спортивных соревнованиях
7. Улучшение материально-технической базы школы для организации, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы
8. Расширение социального партнерства школы.
Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов
Оценка эффективности программы осуществляется по итогам ее реализации после завершения реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы производится школой.
Оценка эффективности реализации программы представляет собой определение степени достижения запланированных результатов.
Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
-степень достижения заявленных результатов реализации программы по итогам за учебный год и в целом после завершения;
-отклонение достигнутых показателей от плановых;
Оценка эффективности реализации программы производится с учетом особенностей программы на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с утвержденными в программе.
По результатам оценки эффективности реализации программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность находится на уровне предыдущего года;
- эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Критерии оценки эффективности программы:
- количество пропусков уроков по причине болезни;
- охват горячим питанием;
- вовлеченность детей в спортивные секции;
- количество детей в основной группе здоровья;
- участие в муниципальных и региональных соревнованиях;
- степень психологического комфорта учащихся и учителей;
- удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Материально-техническая база
В школе оборудован спортивный зал. Спортивный инвентарь в достаточном количестве для выполнения обязательного минимума образования по физической культуре.
Используемая литература
- Бальсевич В.К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России. М.: Комитет Р.Ф. по физической культуре, 1994
- Прокофьев В.П. Поменять систему проведения уроков// Физическая культура в школе.1998 № 2, с.53 – 53
- Сергеев В. Урок физического воспитания// Физическая культура в школе. 1998, № 1
- Антропова М.А., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф».
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// Начальная школа – 20005. - № 11 – С. 75-78
- Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы/ В.И. Коваленко. – М.: Вако, 2004.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения (Текст) / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003
- Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе.// Начальная школа, № 1 – 2003
- Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение. – М.: 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе «Траектория - спорт и здоровье»
Программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, рассчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных воспитательных мероприятий:...
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения « От маленьких побед к большим достижениям»
Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника выраб...
программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 класса.
Уважаемые коллегиВ условия...
Программа развития физической культуры, спорта на 2012 – 2017 годы «Олимпиец»
программа развития физической культуры, спорта на 2012 - 2017 г. "Олимпиец"...
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...
программа развития физической культуры и спорта "Школа: от физкультуры к спорту"
Программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, расчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятий:семинаров, уроков, конкурсов, викт...