Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области»
ПРОГРАММА
развития физической культуры и спорта, олимпийского движения
« От маленьких побед к большим достижениям»
Автор: Кичигина М.С.
г. Новый Оскол 2014г. Обоснование актуальности, цели и задачи.
«Не бойся, если не получится, бойся не попробовать»
Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения. В современных условиях обучающиеся ограничены в движениях, что приводит к снижению у них естественной двигательной активности. При этом 3 урока физической культуры в неделю всего на 25% восполняют её необходимый объём. И эта, по исследованиям врачей, хроническая гиподинамия способствует развитию сердечно – сосудистых расстройств, увеличивает количество детей с избыточной массой тела, нарушениями в опорно - двигательной системе, патология зрения, всё чаще диагностируются аллергические заболевания, и уже не удивляет синдром хронической усталости. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших вопросов в системе обучения. В МБОУ «Школа №4» создана Программа системного подхода к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы он научился любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет здоров. «Чтобы оставаться здоровым, страдания надо нести» - так считал великий поэт Овидий, с которым сегодня согласится любой врач, понимающий связь между здоровьем и теми нелёгкими усилиями, которые надо приложить для его достижения. Большие достижения требуют большого труда. Школьники путем маленьких побед над собой, над своей ленью, будут двигаться к большим достижениям. Цель программы: Пропаганда здорового образа жизни, повышение двигательной активности школьников, приобщение их к олимпийскому движению. Задачи: 1. Внедрять олимпийское образование среди школьников, родителей, педагогов. 2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам. 3. Обучать школьников использованию двигательного опыта в организации активного отдыха и досуга и поведения в экстремальных ситуациях. 4. Привлекать родителей к систематическим занятиям физической культурой самим и вместе с детьми. 5. Организовать систематическую физкультурно-оздоровительную и спортивно – массовую работу в образовательном учреждении.
Сроки реализации Программы
I этап. Подготовительный – 2014- 2015 г.г. - Анализ состояния;
- Планирование реализации основных направлений Программы;
- Создание условий реализации Программы;
- Начало реализации Программы.
II этап. Основной – 2015-2016 г.г. - Поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;
- Промежуточный мониторинг результатов;
- Корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап. Заключительный - 2015-2016 г.г. - Завершение реализации Программы;
- Мониторинг результатов;
- Анализ результатов.
Содержание Программы I этап. Подготовительный – 2014 - 2015 г.г. № этапа | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты | 1.1 | Создание творческой группы учителей. Разработка программы "От маленьких побед к большим достижениям». Утверждение на методическом совете школы. | Август 2014г. | Администрация, педагоги, | Программа "От маленьких побед к большим достижениям»" | 1.2 | Диагностика состояния здоровья обучающихся, их физической подготовленности.
| Сентябрь – ноябрь 2014г. | Психолог, медработник, учителя физической культуры | Аналитические справки о состоянии здоровья и физической подготовленности обучающихся | 1.3 | Формирование информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников
| Декабрь 2014г – январь 2015 | Администрация, медработник, учителя физической культуры, классные руководители | Банк данных о состоянии здоровья, подготовленности и занятости обучающихся | 1.4
| Повышение квалификации педагогических кадров по теме «Здоровый образ и олимпийское образование» | Январь – февраль 2015г. | Администрация, методические объединения классных руководителей | Методические разработки, дидактические пособия по теме « Здоровый образ и олимпийское образование» | 1.4.1 | Семинары: «Здоровье школьников», «Профилактика употребления ПАВ, формирование здоровых привычек школьников», «Олимпиада начинается в школе» | Март, апрель, май 2015г. | Школьные методические объединения классных руководителей | Методические разработки по ЗОЖ, олимпийскому движению, презентации, буклеты, информация на школьном сайте |
II этап. Основной – 2015-2016 г.г.
№ этапа | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты | 2.1 | Создание доски почёта «Наша гордость», «Наши достижения», Оформление стендовых экспозиций спортивных наград
| Сентябрь 2015г. | Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры | Доска почёта «Наша гордость», «Наши достижения», стендовые экспозиции спортивных наград | 2.2 | Оформление информационного стенда «Олимпийское движение» | Октябрь 2015г. | Совет КФК | Информационный стенд «Олимпийское движение» | 2.3 | Заседания школьных методических объединений классных руководителей " Учебная нагрузка. Режим дня школьника" | Октябрь 2015г. | Руководители школьных методических объединений | Протоколы заседаний | 2.4 | Родительские собрания по вопросам воспитания здорового поколения «Здоровье и дети» | Ноябрь 2015г. | Классные руководители | Материалы для родительских собраний | 2.5 | Обновление информационного банка данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности, занятости школьников | Ноябрь - декабрь 2015г. | Администрация, педагоги, медицинский работник | Информационный банк данных | 2.6 | Мониторинг физического развития обучающихся в соответствии с нормативами ГТО | В течение учебного года | Учителя физической культуры | Протоколы сдачи норм ГТО | 2.7 | Создание и обновление банка данных спортивных достижений обучающихся | В течение учебного года | Учителя физической культуры | Банк данных спортивных достижений обучающихся | 2.8 | Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (зарядка, физминутки, динамические паузы, подвижные игры) | В течение учебного года | Дежурный класс по школе | Информация для школьного сайта | 2.9 | Проведение спортивных часов в каникулярное время | 4 раза в год | Классные руководители 1 – 11 классов | Фотоотчёты для сайта | 2.10 | Организация школьной спартакиады | В течение учебного года | Совет КФК | Выявление самого спортивного класса, самого активного спортсмена | 2.11
| Проведение спортивно – массовых мероприятий и соревнований | По календарному плану школы | Учителя физической культуры | Отчёты о проделанной работе
| 2.11.1
| Школьные спортивные соревнования: - Кросс «Золотая осень»;
- Неделя туризма (соревнования по технике пешеходного туризма, викторины, игры, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы рисунков и плакатов);
- Соревнования по баскетболу на Кубок директора школы;
- Соревнования в рамках акции «Спорт вместо наркотиков» (эстафеты, матчевые встречи, подвижные игры);
- Подвижные игры и эстафеты;
- «Валенки - ШОУ» (соревнования по зимним видам спорта);
- «А ну – ка, мальчишки!», «А ну – ка, парни!;
- Школьный этап «Президентские состязания»;
- Школьный этап «Президентские спортивные игры»;
|
|
|
| 2.12 | Проведение олимпийских уроков в школе: (предметные уроки, уроки физической культуры, классные часы и т.д.). | В течение учебного года | Учителя-предметники, классные руководители 1 – 11 классов | Методические разработки уроков | 2.13 | Круглый стол по проблеме «Олимпийское образование» | Январь 2016 | Школьных МО классных руководителей 1 – 4, 5 – 8, 9 – 11 классов | Протоколы заседаний школьных МО | 2.14 | Проведение конкурсов: - конкурс рисунков, посвященных олимпийскому движению «О, спорт, ты - мир!»;
- акция «Спорт вместо наркотиков;
- конкурс «Самый спортивный класс!»;
- конкурс «Самый лучший спортсмен»
| В течение учебного года | Заместитель директора по УВР |
Подведение итогов конкурсов.
Выставка лучших работ Награждение лучших обучающихся | 2.15 | Формирование и пополнение банка программно-методического материала по теме «Олимпийское образование» | В течение учебного года | руководители школьных МО | Банк программно-методического материала по теме «Олимпийское образование» | 2.16 | Классные часы в 1 – 11 классах: «Как нужно относиться к своему здоровью», "Личная гигиена подростка", "Подросток в мире вредных привычек". | В течение учебного года | Медицинский работник | Материалы медицинского работника для информационного вестника и школьного сайта | 2.17 | Участие педагогов в соревнованиях по лыжным гонкам, туризму | По плану работы | Педагоги школы | Отчёты, грамоты, призы | 2.18 | Приобретение спортинвентаря, ремонт спортивных сооружений
| В течение учебного года | Администрация, педагоги, | Спортивный инвентарь |
III этап. Заключительный - 2016-2017 г.г.
№ этапа | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты | 3.1 | День здоровья «Малые Олимпийские игры» | Сентябрь 2016г. | учителя физической культуры, классные руководители, родительский комитет | Протоколы соревнований, информация на сайте | 3.2 | Освещение реализации программы на школьном сайте | В течение учебного года | Администрация | Фотоотчёты | 3.3 | Выставка спортивных достижений спортсменов школы в школьном музее | В течение учебного года | Руководитель совета КФК | Кубки, грамоты | 3.4 | Обобщение и распространение опыта работы по реализации Программы среди образовательных учреждений города, среди участников воспитательно – образовательного процесса | Второе полугодие 2016 - 2017 учебного года | Методический совет школы | Участие во Всероссийских , областных конкурсах, публикации на школьном сайте , интернет- сообществах | 3.5 | Подведение итогов реализации Программы
| Май 2017 г. | Директор, методический совет школы | Использование здоровьесберегающих технологий, информационных ресурсов и технологий нового поколения, новых направлений работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры. Сравнительный мониторинг состояния здоровья обучающихся. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В цели и содержании образования: Целью образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения. В содержании учебных программ будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, разработана система здоровьесберегающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая организацию олимпийского образования. В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса: Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий, информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов. В формах и способах организации обучения и воспитании:
Через всю урочную деятельность будет проходить идея школьного олимпийского движения и проведения Олимпийских игр. Будут разработаны формы организации здоровьесберегающей деятельности во время учебных занятий и перемен. Одной из задач внеурочной спортивной работы является выявление одаренных детей, привлечение их к занятиям в ДЮСШ. В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, волонтерство, проведение специальных акций (реклама, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, подготовкой массовых спортивных праздников. В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей: Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения Олимпийских игр школы. Их деятельность будет формировать основу для здоровьесбережения, для олимпийского образования и просвещения. Будут заложены традиции общешкольного праздника «Малые олимпийские игры», совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, родителей, выпускников. Предполагается повышение уровня - самостоятельности и активности школьников, повышение их функциональных возможностей, рост уровня физической подготовленности;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации Программы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «От маленьких побед к большим достижениям» по масштабности будут являться системными, охватывающими все направления деятельности МБОУ «СОШ №4». КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования: - обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
- родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей в соответствии с их потенциальными возможностями;
- педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов;
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ № | Наименование показателя | Единица измерения | Целевой ориентир | 11 | Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием | % | Не менее 90 | 22 | Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием | % | Не менее 80 | 33 | Удовлетворенность педагогического коллектива количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием обучающихся в олимпийском движении, олимпийским образованием | % | Не менее 90 | 44 | Доля обучающих участвующих в испытаниях по нормативам физической подготовленности (ГТЗО) | % | Не менее 92 | 55 | Доля обучающих принимающих участие в спортивно – массовых и физкультурно–оздоровительных мероприятиях школы | % | Не менее 90 | 66 | Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы | % | 100 | 77 | Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся | % | Не менее 20 | 88 | Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии | % | 100 | 99 | Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы | % | 100 | 110 | Доля педагогов, систематически занимающихся в спортивных и оздоровительных группах | % | 60 | 111 | Включенность участников образовательного процесса в ЗОЖ и олимпийское образование | % | 90 | 112 | Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся | детодней | Не более 7 | 113 | Доля сотрудников, не имеющих больничных листов в течение ученого года от общего числа сотрудников | % | Не менее 80 | 114 | Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения | Чел. | 50 | 115 | Обеспеченность материально-техническим оборудованием для организации здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы | % | Не менее 100% |
|