Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 класса.
рабочая программа по физкультуре по теме
Уважаемые коллеги
В условиях гимназического образования теоретическая нагрузка на обучающихся увеличивается многократно, поэтому перед гимназией встала проблема сохранения здоровья детей за время обучения в учреждении.
Решая эту проблему, учителя физической культуры работают над внедрением адаптивной и познавательно-развивающей педагогической технологии физического воспитания оздоровительной направленности в условиях гимназии. При организации учебного процесса необходимо снизить статическую психомоторную нагрузку, поэтому учителя физической культуры являются разработчиками и консультантами по вопросам здоровьесбережения.
Для повышения интереса к занятиям физической культурой в традиционные уроки нами вводятся элементы фитнеса: аэробика, бодибилдинг, йога, пилатес. Повышение мотивации на занятиях физической культурой происходит благодаря новизне, необычности формы занятия.
Учителями физической культуры разрабатываются мероприятия, имеющие оздоровительно-профилактическую направленность для разных категорий учащихся: школьников с ослабленным здоровьем, гимназистов, освобожденных от уроков физической культуры, и учеников, демонстрирующих значительные успехи в спорте, составляется план спортивно-массовых мероприятий для педагогов, учащихся и их родителей.
Особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.
Одним из приоритетных направлений деятельности гимназии является создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования педагогами ОУ спортивной направленности.
Воспитательная работа в гимназии выстраивается через комплексно-воспитательную систему программ, составленных с использованием всевозможных форм работы с детьми (беседы, игры, клубное пространство, праздники, конкурсы, фестивали, анкетирование и психологическое консультирование, организация самоуправления и др.), направленных, с одной стороны, на сплочение классных коллективов, школьного коллектива обучающихся и создание комфортного климата в гимназии, а с другой стороны, на реализацию деятельностного подхода в воспитании обучающихся, поскольку обучающиеся приобщаются к коллективным творческим делам как внутри гимназии, так и за ее пределами, к сотрудничеству с внешкольными и культурными учреждениями района и других районов города Новокузнецка.
Предлагаемая нами программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов «Олимпиада начинается в школе» призвана систематизировать работу по физкультурно-спортивному воспитанию школьников, преобразовать систему физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии, приобщить гимназистов, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
развития физической культуры и спорта,
олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов
«Олимпиада начинается в школе»
Цель программы:
Активизация деятельности общеобразовательного учреждения по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования, интенсивного преобразования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения.
Задачи программы:
- систематизировать работу по физкультурно-спортивному воспитанию школьников
- преобразовать систему физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии
- внедрить модуль по олимпийскому образованию обучающихся гимназии
- формирование гражданской идентичности через идею сплочения участников образовательного процесса при подготовке к Олимпийским играм 2014 года
- расширить спектр предоставляемых в гимназии услуг спортивно-оздоровительной направленности
- увеличить количество учащихся, их родителей и педагогов, принимающих участие в гимназических, районных, муниципальных и региональных соревнованиях
- приобщить гимназистов, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни
- решить проблемы двигательной пассивности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов
- выявить спортивно-одаренных детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных мероприятиях
Актуальность:
Программа актуализирует место и роль физического воспитания в постоянно обновляющемся воспитательно-образовательном процессе, осуществляемом в гимназии и возможности использования потенциала олимпийского образования в повышении качества физического, нравственного, патриотического воспитания, и в связи с проведением в 2014 году XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в г. Сочи. Исходя из миссии гимназии, определяемой как – «обеспечение подготовки обучающихся с повышенным уровнем знаний для наиболее полного и оптимального развития способностей и индивидуально-личностных качеств» содержание программы ориентировано: с одной стороны, на организацию и проведение массовых физкультурно-образовательных мероприятий, способствующих освоению обучающимися общих базовых норм физической культуры и здорового образа жизни (общеразвивающий аспект), с другой стороны, на формирование специальных навыков, обеспечивающих обучающимся достижение высоких спортивных результатов (профориентационный аспект).
Сегодня государство озабочено состоянием здоровья, уровнем физического развития и патриотического воспитания юных граждан. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о сохранении и укреплении здоровья школьников: «дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Статистические данные говорят о том, что к окончанию средней школы большинство детей приобретают те или иные заболевания. Малоподвижный образ жизни (длительное нахождение за компьютером, 6-8 уроков и т.п.) отрицательно сказывается на здоровье школьников.
Многие подростки имеют вредные привычки: курение, употребление алкоголя.
Анализ ситуации показывает, что только около 50% учащихся гимназии систематически (кружки, секции, клубы) занимаются физкультурой и спортом. Другие формы внеурочной спортивно-оздоровительной работы требуют доработки и изменения.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на популяризацию занятий физической культурой и спортом, привлечение учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности. В то же время занятия физкультурой и спортом увеличивают время, отведенное на двигательнуюактивность, отвлекают учащихся от вредных привычек, воспитывают волю и ответственность, способствуют формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, гордости за свое Отечество.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2014 г.)
- Проведение мониторинга состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся, родителей, педагогов.
- Разработка плана работы по основным направлениям программы.
- Осуществление кадровой расстановки.
- Проведение обучающих семинаров педагогического персонала.
- Укрепление материально-технической базы.
Основной этап (2014 – 2016г.г.)
- Реализация плана работы по основным направлениям программы.
- Корректировка плана.
Обобщающий этап (2016 – 2017г.)
- Проведение экспертизы эффективности реализации программы внедрения в деятельность гимназии.
- Обобщение опыта работы по реализации внедрения программы в деятельность гимназии.
- Определение перспективы реализации программы в других ОУ района, города.
Содержание программы
1.Совершенствование содержания физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования
Цель: Систематизирование работы по физкультурно-спортивному воспитанию гимназистов и олимпийскому образованию.
Внедрение модуля по олимпийскому образованию обучающихся гимназии, создание условий для развития обучающихся с психомоторной (спортивной) одаренностью, повышение качества их обучения, расширение возможности развития индивидуальных способностей обучающихся в интеллектуальной и спортивной сферах деятельности.
Работа по данному направлению предполагает:
- включение в содержание уроков, групповых занятий, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования вопросов олимпийской тематики;
- развитие детской одаренности;
- разработка методических рекомендаций по олимпийской тематике;
- формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников
Приложение1
План работы по совершенствованию содержания
физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования
2. Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы
Цель: обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, повышение их работоспособности и спортивного мастерства.
Содержание работы:
- разработка годового календаря физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учётом календаря районных, муниципальных, региональных и Всероссийских соревнований школьников, включая мероприятия олимпийской тематики;
- организация гимназических (по параллелям) соревнований по различным видам спорта с выходом на муниципальный и региональный уровень;
- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в гимназии в рамках гимназической спартакиады «Малые олимпийские игры»;
- привлечение обучающихся, их родителей и педагогов к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание у обучающихся, их родителей и педагоговустойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
- увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей;
- организация спортивных секций.
Приложение 2
План физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы гимназии
3. Изучение и внедрение ФГОС
Цель: развитие психофизически, духовно и социально здоровой личности школьника, владеющей теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Содержание работы:
- формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни;
- формирование у обучающихся чувства ответственности за сохранение здоровья;
- развитие и укрепление здоровья обучающихся;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься физической культурой и спортом;
- профилактика вредных привычек.
Внеурочная деятельность физкультурного воспитания и олимпийского образования ведется по следующим программам внеурочной деятельности: «Здоровейка», Шахматы «Белая ладья», «Я и мое здоровье». Реализуемые программы позволяют наиболее целесообразно сконцентрировать внимание на развитии УУД.
Результатом внеурочной деятельности являются многочисленные победы на городских и районных играх по шахматам (62 победы), открытое занятие по курсу «Мои первые проекты», исследовательская деятельность четырех победителей районных и городских научных конференций.
Опыт своей работы учителя показали и обобщили на открытом гимназическом педсовете, где на практических занятиях были показаны методы и приемы работы по формированию УУД как в урочной, так и внеурочной деятельньности.
Приложение3
План мероприятий по изучению и внедрению ФГОС
- Социальное партнерство: использование спортивной инфраструктуры района
Цель: увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей.
Содержание работы:
- заключение договоров с образовательными учреждениями о взаимодействии в вопросах физического воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии:
- Детско-юношеская спортивная школа №5,
- Детско-юношеская спортивная школа №1,
- Психолого-педагогический Центр «ДАР»,
- Подростковые клубы «Олимпия», «Мечта»,
- ДК «Алюминщик»,
- ДДТ №1
- КемГУ (спартакиада школьников)
- КузГТУ (программа «Шаг к студенчеству)
- организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий олимпийской и паралимпийской тематики;
- сотрудничество гимназии совместно с другими общественными организациями и различными некоммерческими структурами в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийском образовании обучающихся гимназии, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Взаимодействие гимназии с учреждениями спортивной направленности района и города существует на протяжении многих лет, и мы имеем хорошие результаты. Это дает нам право говорить о системе социально-образовательного партнерства.
Модель социально-образовательного партнерства гимназии постоянно сопровождается увеличением ее структур, изменениями их функций, обогащением форм и методов, включением новых партнерских отношений.
Основные принципы модели социально образовательного партнерства:
- принцип территориальности, то есть ориентации на работу с родителями и их детьми и подростками, обучающимися в гимназии;
- принцип поддержания отношений сотрудничества с оздоровительными центрами, социальными и иными организациями;
- принцип согласованных действий, направленных на совместную деятельность и реализацию интересов всех участников социально-образовательного партнерства.
- На данном этапе нами сосредоточено внимание на следующем:
- на составе партнерства с целью его увеличения на территории города и области;
- на определении основных ориентиров социально-образовательной политики партнерства на долгосрочную перспективу;
- на включении новых договоров, присоединении к соглашениям, ранее не включенным в социально-образовательное партнерство;
- на обработке системы контроля за ходом выполнения ранее принятых договоров.
Бесспорным становится понимание необходимости объединения усилий и формирование комплексной просветительской деятельности, совместной с другими образовательными учреждениями, общественными организациями и различными некоммерческими структурами в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийского образования обучающихся, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Приложение 4
План мероприятий по использованию спортивной инфраструктуры района
5. Популяризация спортивных достижений спортсменов (гимназии, города, области, страны).
Цель: информирование о потенциале олимпийского образования и спортивных достижений в гимназии и в социуме.
Содержание работы:
- организация конкурсов «Ученик года» - номинация «Олимпийская надежда», «Самый спортивный класс»;
- чествование учащихся, добившихся особых успехов в спорте;
- фестиваль классных презентаций «Сочи 2014»,
- проведение конкурсов рисунков;
- организацию выставок спортивных достижений;
- встречи со спортсменами - олимпийцами города.
- информирование участников ВОП о достижениях на страницах гимназического сайта
приложение 5
План мероприятий по популяризации спортивных достижений спортсменов
6. Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами
Цель: повышение уровня информированности участников образовательного процесса об олимпийском движении в целом о XXII зимних Олимпийских и XI зимних Паралимпийских сочинских играх в частности.
Содержание работы:
- классные часы;
- олимпийские уроки с приглашением известных спортсменов города;
- экскурсии в учреждения спортивной направленности;
- оформление стендов «Хроника эстафеты олимпийского огня», «Дневник олимпиады», «Болеем за Россию», «Эстафета паралимпийского огня», «Дневник паралимпийских игр»;
- реализацию превентивных программ, проектов «Сочи 2014», «Эстафета олимпийского огня»;
- организация творческого конкурса в рамках президентских состязаний.
- систематизацию физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию подрастающего поколения «От Олимпиады к Олимпиаде»;
- оказание методической помощи педагогам гимназии при проведении мероприятий в рамках данной программы.
Приложение 6.
План мероприятий просветительской работы
с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами
7 Методические ресурсы
Методическая тема гимназии на 2015-2016 учебный год:
Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства в условиях перехода на ФГОС.
В гимназии учителями физической культуры целенаправленно ведется работа по освоению современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды, олимпийскому образованию.
Учителями физической культуры разработаны рабочие программы по физическому воспитанию и олимпийскому образованию для 1-11 классов. Для занятий внеурочной деятельности в 1-3 классах, в связи с переходом на ФГОС, разработаны программы «Здоровейка», «Белая ладья», «Человек и его здоровье». Педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы для объединений по интересам обучающихся.
В методической копилке имеются разработки уроков, внеклассных мероприятий, спортивных соревнований и праздников.
8. Материально – технические ресурсы
В гимназии оборудован спортивный зал, имеется малый спортивный зал, спортивное ядро. Спортивный инвентарь в достаточном количестве для выполнения обязательного минимума образования по физической культуре.
- Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
- обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
- родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, сохранения физического и психического здоровья детей;
- педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
- образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как гимназии, внедряющей инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ района, области, создании благоприятных условий для дальнейшего развития;
- Увеличение охвата обучающихся, их родителей, педагогов гимназии занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием
- Снижение заболеваемости обучающихся в течение учебного года
- Выявление и формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения
- Увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в спортивных соревнованиях различного уровня, олимпиадах и теоретических конкурсах
- Внедрение программы мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной активности обучающихся, участия в спортивных соревнованиях
- Улучшение материально-технической базы гимназии для организации, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы
- Расширение социального партнерства школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения « От маленьких побед к большим достижениям»
Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника выраб...
программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.
Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...
Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийского движения в общеобразовательной организации
Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийскогодвижения в общеобразовательной организации...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся школы к своему физическому и психическому здоровью.
Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям....
ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».
ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....