«Оценка динамики состояния здоровья учащихся»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Обучаясь на курсах повышения квалификации по программе "Педагогические технологии в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста" я  написал самостоятельную работу на тему " Оценка динамики состояния здоровья учащихся" на примере своей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сам. работа на курсах18.22 КБ

Предварительный просмотр:

                Оценка динамики состояния здоровья учащихся.

Здоровье детей – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы.

Я работаю в школе учителем физкультуры с 1980 года. Что я могу сказать о состоянии здоровья учащихся? Оно становится хуже. Последние два года у нас в школе даже вводили карантин. Количество заболевших детей было большое. Школа работает в две смены. Наполняемость классов выше нормы. График прихода второй смены плавающий. Обычно в районе 11 часов просто столпотворение. Классы и коридор проветриваются очень плохо. Это увеличивает количество заболевших учеников. Я просматриваю списки заболевших учеников по всей школе. Много учащихся, которые болеют по несколько раз в год. В моих классах это очень слабые в физическом развитии дети. Некоторые дети имеют хронические заболевания. Занятия физкультурой и спортом в этих семьях успехом не пользуются. Мало двигаются. Организм ослаблен и беззащитен перед заболеваниями. Часто болеющие дети более трудно переносят заболевания и их период заболевания более длителен. Я провёл беседу с учителями своих классов и учителями начальной школы этих классов. Они мне предоставили списки учеников, которые часто болеют. Есть учащиеся, которые болеют ежемесячно. Классные руководители дали характеристики семейного положения, материального благополучия семьи и т.д. Классные руководители назвали тех, кто курит и употреблял уже спиртные напитки. Я даже удивился. Далее поговорил с этими учениками. Я узнал, кто посещает секции в городе, выезжает на соревнования. Поговорил о родственниках, друзьях. Я в городе очень многих знаю сам. Что-то рассказали коллеги и друзья. Сложилось определённое мнение. Часто болеют дети с определёнными хроническими заболеваниями, слабой наследственностью. Эти дети физически слабо развиты. Ведут малоподвижный образ жизни. Часто обращаются по любому поводу к школьному врачу. Не проявляют интереса к своему здоровью. Материальное положение в этих семьях различное. Это мало влияет на состояние здоровья детей. Среди этой категории учащихся очень мало тех, кто регулярно занимается в спортивных секциях. Зато много учеников с плохими контактами с учителями, слабовольных, легко поддающихся дурным влияниям, вспыльчивых. Среди этой группы много учеников страдающих избыточным весом или недостатком веса. Медицинская сестра отметила, что у них часто или низкое давление или высокое и постоянные жалобы на здоровье.

Я не могу сравнивать риски нарушения здоровья учащихся с материальными условиями в семье, с низким культурным уровнем, с асоциальным окружением ученика, курением. Я убеждён в косвенном влиянии этих признаков на здоровье детей. Конечно, более состоятельные родители могут потратить больше средств на здоровье своих детей. Курение тоже отрицательно сказывается на здоровье учеников. Но есть не курящие дети с очень слабым здоровьем. Есть физически крепкие дети из неблагополучных семей, с финансовыми проблемами, даже курящие. Но у этих учеников нет хронических и наследственных болезней, они посещаю спортивные секции. Много времени проводят на свежем воздухе. По итогам моих опросов в нашей школе есть учащиеся с крепким здоровьем. Они и их родители проявляю постоянную заботу о здоровье. Если они и болеют, то редко и в лёгкой форме. Есть категория учеников, которые совершенно не заботятся о своём здоровье. Одеваются не по погоде и поэтому часты простудные заболевания. Редко посещают спортивные секции. Ведут не здоровый образ жизни. Семьи есть благополучные и не благополучные.

Во многих учебниках ОБЖ говорится о том, что на состояние здоровья детей огромное влияние оказывает наследственность. Цифры разные. Но я с этим согласен. Кроме этого на состояние здоровья школьника оказывают отрицательное влияние и ряд других факторов. В большей степени влияют отрицательно на их здоровье большой объём домашних заданий, количество уроков; раннее начало уроков в 1 смене, и поздний конец уроков во 2 смене; сложность изучаемого материала; питание в школьной столовой; в начальных классах тяжесть школьных портфелей, большая наполняемость классов. Интенсивность учебного процесса часто связана с нарушением гигиенических нормативов в учебной и вне учебной нагрузкой, что является фактором риска нарушения здоровья. Эмоциональный стресс так же является фактором риска нарушения здоровья школьника. Перечислить все факторы риска нарушения здоровья учащихся сложно. Среди участников моего опроса около 70% имеют до 25 баллов по листу анкеты. Если бы я провёл опрос среди других учащихся, результаты могли бы быть иными.

Для учащихся можно создать хорошие условия в семье для укрепления и сохранения здоровья. Можно создать хорошие условия в школе для учебной и вне урочной деятельности. Возможно изменить и ряд других факторов отрицательно влияющих на здоровье ученика. Только не наследственность. Хочется закончить словами Н.М. Амосова:

«Здоровье необходимо. Это базис счастья…

Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем

не болел то, во всяком случае, поддерживать у

него высокий уровень здоровья вполне возможно.»

Н.М. Амосов

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Работа классного руководителя...

Оценка функционального состояния здоровья учащегося.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в...

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн...

Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ СОШ №4, реализация здоровьесберегающих технологий.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен...

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся...

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы

Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная...