Оценка функционального состояния здоровья учащегося.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по возрасту и полу. Пользуйтесь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11.12.13_razdat_material.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум: оценка функционального состояния моего здоровья.
I. Сердечнососудистая система.
РАБОТА № 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ССС
С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРЕНИЯ ПУЛЬСА (ПУЛЬСОМЕТРИЯ)
ход работы:
- Прощупайте пульс на лучевой артерии и сосчитайте
количество пульсовых ударов за минуту
- Оцените тренированность ССС по таблице
- Результаты запишите в тетрадь.
частота сердечных сокращений в минуту (пульс) | уровень тренированности | |
мужчины | женщины | |
50 - 59 | 55 - 64 | отличный |
60 – 69 | 65 - 74 | хороший |
70 – 79 | 75 – 84 | посредственный |
80 и более | 85 и более | плохой |
РАБОТА№ 2: ПРОБА С ПРИСЕДАНИЯМИ ИЛИ ПОДСКОКАМИ (ПО МЕТОДИКЕ ЯНКЕЛЕВИЧА).
ход работы:
- Используйте результат из работы № 1. примем его за Х 1
2. Сделайте в течение 30 секунд 20 приседаний или 60 подскоков на 5-6 см. сосчитайте свой пульс (Х2)
3. Рассчитайте коэффициент тренированности К по формуле:
К(%) = (Х2 – Х1) / Х1 и умножить на 100
4. оцените тренированность своей ССС по таблице.
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИРОВАННОСТИ К в % | УРОВЕНЬ ТРЕНИРОВАННОСТИ |
25 и менее | отличный |
26 – 50 | хороший |
51 – 75 | удовлетворительный |
76 и более | плохой |
100 и более | детренированность, наличие заболевания |
РАБОТА № 3: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ССС.
Ход работы:
1. Отдохните, посидите спокойно.
2. Измерьте свой пульс за 10 секунд - ЧП1
3. Работа в парах: напишите примеры для соседа: вычитанию из целого трехзначного числа однозначного целого (около 10).
Максимально быстро, проговаривая вслух, выполните задание по решению примеров устно в течение 30 секунд
4. Сразу после выполнения задания посчитайте пульс за 10 секунд - ЧП2
5. Рассчитайте свой показатель реакции ССС – ПР по формуле:
ПР = ЧП2/ЧП1
6. Оцените свои результаты:
ПР< 1,3 – ссс обладает высокой стрессоустойчивостью
ПР> 1,3 - ссс обладает низкой стрессоустойчивостью.
РАБОТА № 4: РЕАКЦИЯ ССС НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ.
Ход работы:
- Сосчитайте свой пульс за 10 секунд (ЧП1)
- В течение 90 секунд (1,5 минуты) сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук. Сядьте и посчитайте сразу пульс (ЧП2)
- Сосчитайте еще раз пульс через минуту после наклонов (ЧП3)
- Рассчитайте ПР по формуле:
ПР= (ЧП1 + ЧП2 + ЧП3 - 33) / 10
Оцените свои результаты по таблице запишите в тетрадь.
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕАКЦИИ (ПР) ССС | ОЦЕНКА |
0 – 0,3 | сердце в прекрасном состоянии |
0,31 – 0,6 | сердце в хорошем состоянии |
0, 61 – 0, 9 | сердце в среднем состоянии |
0, 91 – 1,2 | сердце в посредственном состоянии |
Более 1,2 | следует обратиться к врачу |
РАБОТА № 5: ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА.
Ход работы:
1. Лягте на кушетку, диван и полежите спокойно 5 минут, а потом измерьте свой пульс лежа – ЧСС лежа
2. Встаньте и сразу измерьте свой пульс стоя – ЧСС стоя.
3. найдите разницу ваших результатов по формуле: ЧСС стоя – ЧСС лежа = если ваш результат около 10, то все в норме.
РАБОТА № 6: «ЦЕЛЕВОЙ» ПУЛЬС ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК:
Рассчитайте по формуле свой «целевой» пульс:
Для женщин: (260 – возраст – обычный пульс) х 0,7 + обычный пульс
Для мужчин: (220 – возраст – обычный пульс) х 0,7 + обычный пульс
Ваш пульс при нагрузках должен быть чуть выше этого значения
РАБОТА № 7: ОЦЕНКА АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ:
АД повышается на 20, 30, … 80 мм рт.ст при нагрузках и приходит в норму не более чем за 10 минут. Проверьте ваше АД до нагрузки и сразу после нагрузки и через 10 минут.
РАБОТА № 8: ИНДЕКС КЕРДО:
Измерьте свое АД и рассчитайте ИК по формуле:
ИК = АД нижнее (диастола) / ЧСС в мин. Норма = 1.
II. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
РАБОТА № 1: ПОДСЧЕТ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПОКОЕ.
Ход работы:
1. Работа проводится в парах
2. Подсчет проводится в положении стоя.
3. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту.
4. Сравнить с возрастной нормой и записать свой результат в тетрадь:
К 15-ТИ ГОДАМ У ПОДРОСТКА ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В ПОКОЕ СОСТАВЛЯЕТ 15 ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В МИНУТУ. ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧАСТОТА ИХ УРЕЖАЕТСЯ И СОСТАВЛЯЕТ – 10 – 15.
РАБОТА № 2: ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВДОХЕ (ПРОБА ШТАНГЕ).
Ход работы:
1. В положении сидя сделайте глубокий вдох и выдох, затем снова глубокий вдох и задержите дыхание, зажав пальцами нос и закрыв рот.
2. Засеките время по секундомеру или часам с секундной стрелкой с момента задержки дыхания и выключите его при первом вынужденном вдохе.
3. Запишите свой результат
4. Сравните с половозрастной нормой по таблице:
ВОЗРАСТ (лет) | МАЛЬЧИКИ (время в сек) | ДЕВОЧКИ (время в сек) |
12 | 60 | 48 |
13 | 61 | 50 |
14 | 64 | 54 |
15 | 68 | 60 |
РАБОТА № 3: РАСЧЕТ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ (ЖЕЛ).
Ход работы:
- Для подростков ЖЕЛ ( в литрах) подсчитывается по формулам.
МАЛЬЧИКИ 13-16 ЛЕТ: ЖЕЛ=(РОСТ (см) х 0,052) – (ВОЗРАСТ(ЛЕТ) х 0,022) – 4,2
ДЕВОЧКИ 8-16 ЛЕТ: ЖЕЛ=(РОСТ (см) х 0,041 – (ВОЗРАСТ(лет) х 0,018) – 3,7
2. Полученный результат запишите и сравните со среднестатистическими табличными:
ВОЗРАСТ (лет) | ЖЕЛ МАЛЬЧИКИ (литры) | ЖЕЛ ДЕВОЧКИ (литры) |
13 | 2,3 | 2,2 |
14 | 2,8 | 2,5 |
15 | 3,3 | 2,7 |
РАБОТА№ 4: ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВЫДОХЕ (ПРОБА ГЕНЧИ).
Ход работы:
1. Сделайте глубокий вдох и выдох, еще раз вдох и выдох и на нем задержите дыхание.
2. В момент задержки дыхания включите секундомер и выключите его при первом вынужденном вдохе.
3. Запишите свой результат и сравните с половозрастной нормой по таблице:
ВОЗРАСТ (лет) | МАЛЬЧИКИ (время в сек) | ДЕВОЧКИ (время в сек) |
13 | 24 | 19 |
14 | 25 | 24 |
15 | 27 | 26 |
III. РАССЧЕТ ЭНЕРГОЗАТРАТ ПРИ НАГРУЗКАХ, ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА.
1. При любой физической нагрузке заметьте затраченное время и в конце посчитайте пульс, подставьте в формулу и получите результат в кДж, для перевода в ккал результат поделите на 4,19:
Q= 2,09 х ( 0,2 х ЧСС – 11,3) х t;
Где ЧСС за минуту, t – время продолжительности нагрузки
2. Расчет количества воды в сутки: 30 мл на каждый кг веса.
3. Измерьте свой рост в метрах (160 см = 1.6 м) и свой вес в килограммах и подставьте в формулу: ИМТ = масса тела (кг) / рост2 (м)
Полученный результат сравните с нормой: индекс массы тела в норме от 18 до 25, если меньше – недостаток массы, если выше 25 – избыток массы тела.
Сделайте вывод о состоянии своего здоровья. ОЦЕНИТЕ:
- ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ,
- РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ,
- НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ВАС, ВАШИХ РОДСТВЕННИКОВ, ВАШИХ ДРУЗЕЙ,
- НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР,
- НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) У ВАС ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ, СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ, ЭНДОКРИННОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ,
- ВАШИ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ И УЧЕБЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ,
7. ЧАСТОТУ ПРЕБЫВАНИЯ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ,
- СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И РЕГУЛЯРНОСТЬ ВАШЕГО ПИТАНИЯ.
Желаю Вам крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг состояния здоровья учащихся
Работа классного руководителя...
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...
Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год
Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...
Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся
Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн...
Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ СОШ №4, реализация здоровьесберегающих технологий.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучен...
«Оценка динамики состояния здоровья учащихся»
Обучаясь на курсах повышения квалификации по программе "Педагогические технологии в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста" я написал самостоятельную работу н...
Физическая культура. Реферат: Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...