Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ СОШ №4, реализация здоровьесберегающих технологий.
проект по физкультуре на тему

Максимова Елена Владимировна

Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, физически развитым, умным, жизнерадостным. Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии обучающихся, законы обучения. В данной работе приводятся состовляющие здоровья,эндогенные и экзогенные факторы влияющие на здоровье школьников, средства оздоровительной направленности (стретчинговая гимнастика, упражнения на расслабление,гимнастика для глаз, упражнение на рефлекс. По результатам скрининг-тестирования мной был проведён сравнительный анализ заболеваемости по параллелям в 1, 5, 9 классах. Также было проведено тестирование прыжка в длину с места и сравнительный анализ уровня физической подготовленности обучающихся 9 классов. Приведена структура деятельности школы с учётом техник здоровьесбережения. Основу здоровьесберегающих технологий должны составлять те, которые без ущерба для здоровья способствуют раскрытию большого творческого потенциала ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал подготовила учитель физической культуры МОУ " СОШ №4" Максимова Елена Владимировна Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ "СОШ № 4." Реализация здоровьесберегающих технологий.

Слайд 2

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. (из определения ВОЗ)

Слайд 3

Я - МОГУ Соматическое здоровье Физическое здоровье Я - ХОЧУ Психическое здоровье Я - ДОЛЖЕН Нравственное здоровье СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 4

Законы обучения Мозг Восприятие и запоминание Эмоциональность Произвольное внимание

Слайд 5

Классификация факторов, влияющих на здоровье школьников Эндогенные Факторы Ресурс Возрастные Половые Наследственные типологические индивидуальные Анамнез пороки развития перенесённые заболевания Неизбежные факторы. С ними надо считаться, но нет способа на них повлиять.

Слайд 6

Экзогенные (внешкольные) Факторы Ресурс Экологические Экономические Социальные Семейные Культурные Социобытовые Медицинские Адвокация Фандраизинг Классификация факторов, влияющих на здоровье школьников

Слайд 7

Экзогенные (школьные) Факторы Ресурс 1. Педагогические Учебная нагрузка Средства и методы обучения и воспитания Качество дидактических материалов Педагогические методики Организация физического воспитания 2. Физиологогигиенические Режим дня Качество оборудования Организация двигательной активности 3. Социопсихологические Мотивация учащихся Взаимоотношение ученик-учитель Взаимоотношение ученик-класс Взаимоотношение учитель-родители Работа учебно-воспитательного, психологопедагогического и медицинского блоков Адвокация Фандраизинг Психологопедагогический и медицинский блок Блок работы с социумом, с родителями, с педагогическим коллективом, Классификация факторов, влияющих на здоровье школьников

Слайд 8

Имеющиеся хронические заболевания 1 – 11 классы Кол-во случаев % от общего Заболевания сердечно-сосудистой системы 158 20.2 Заболевания органов дыхания 16 2 Заболевания желудочно-кишечного тракта 13 1.6 Заболевания внутренних органов 41 5.1 Заболевания эндокринной системы 81 10.2 Заболевания нервной системы 34 4.3 Аллергические и кожные заболевания 41 5.2 Нарушение осанки, сколиоз 86 11 Плоскостопие 83 10.6 Нарушение ОДА 4 0.5 Нарушение зрения 184 23.5 Лор-заболевания 184 23.5 Травмы 10 1.3 Перенесённые оперативные вмешательства 3 0.4 Иное 32 4.1 Здоровые дети 162 20.7 Осмотрено детей 780 100

Слайд 9

Анализ заболеваемости учащихся по параллелям

Слайд 12

Классы Количество учащихся % от общего с 4 по 8 класс 126 37 с 9 по 11 класс 34 28,3 с 4 по 11 класс 160 34,8 Занятость учащихся школы в спортивных секциях

Слайд 13

Стрейчинг для мышц шеи и головы Запрокинуть голову назад и повернуть лицо в сторону. Медленно считаем до 10, дыхание свободное. Повторить 2-4раза в одну и другую сторону. .

Слайд 14

Стрейчинг для мышц шеи и головы Повернуть голову в сторону и подтянуть подбородок к плечу. Медленно считаем до 10, дыхание свободное. Повторить 2-4раза в одну и другую сторону.

Слайд 15

Стрейчинг для мышц шеи и головы Наклонить голову и шею в бок, тянутся ухом к плечу. Медленно считаем до 10, дыхание свободное. Повторить 2-4раза в одну и другую сторону.

Слайд 16

Стрейчинг для мышц шеи и головы Медленно опускаем голову вперёд, подбородок пытаемся прижать к груди. Медленно считаем до 10, дыхание свободное. Повторить 2-4раза.

Слайд 17

Поднимите обе руки вверх. Захватите запястье правой руки левой рукой и потяните запястье в левую сторону. Слегка наклоните туловище влево. Зафиксируйте позу до счета 10. Стрейчинг для мышц рук и спины

Слайд 18

Стрейчинг для мышц спины Сидя опускаем руки вниз. Делаем круглую спину типа «кошечки». Медленно считаем до 10, дыхание свободное.

Слайд 19

Урок физкультуры с оздоровительной направленностью в 4 «Б» классе.

Слайд 20

Упражнения для глаз 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Быстро моргать глазами 1-2 минуты.

Слайд 21

Структура деятельности школы с учётом техник здоровьесбережения Диагностика Социального состава Состояния здоровья Заболеваемости Уровня психологического комфорта Здоровьесберегающей инфраструктуры Охрана труда, соблюдения ТБ и СанПиНов Учеба педсостава Инструктаж учащихся Беседа медработников с учащимися Спортивно-массовая оздоровительная работа Спортивные секции Дни спорта Участие в городской спартакиаде Экскурсии, походы Семейные спортивные праздники Социально-психологическая служба Диагностика Консультирование Тренинги с учащимися школы, с детьми группы риска, с учащимися профильных классов Медицинский аспект Комплексное медицинское обследование (ежегодный скрининг), осмотр декретированных возрастов Совместная работа педагогов в сотрудничестве со школьным врачом и медсестрой. Медицинское просвещение в различных формах Социализация Участие детей в организации самоуправления Школьные СМИ Участие в программе «Сверстник-сверстнику» Организация досуга Занятость учащихся во внеурочное время в кружках и секциях и учреждениях дополнительного образования Пропаганда здорового образа жизни Предпрофильное обучение Просветительская работа Обучающие семинары для педагогов Через учебные предметы (интегрирование) Родительский всеобуч Сотрудничество с оздоровительными центрами Внеурочная деятельность Презентация здоровья Уроки здоровья Дни здоровья Недели здоровья Участие в акциях здоровья Проектная работа Тренинги

Слайд 22

«… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» ( Амосов Н. М .).



Предварительный просмотр:

        Любое общество заинтересованно в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным.

        Быть здоровым – значит жить в гармонии с собой, с окружающими тебя людьми, с окружающей тебя средой, познавать радость и полноту жизни.

(2 слайд).

        Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов (из определения ВОЗ).

Рассмотрим, что входит в понятие – «здоровья».

(3 слайд).

                        СОСТАВЛЯЮЩИЕ   ЗДОРОВЬЯ

Я   -  МОГУ

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

 Я   -   ХОЧУ

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

 Я   -    ДОЛЖЕН

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе

        Знание предмета труда – условие успеха. Предмет труда педагога – ученик. Педагог получает в свои руки ученика в то время, когда его организм далеко ещё не зрелый, очень ранимый, требующий бережного к себе отношения.

Мне, как учителю физкультуры, хотелось бы больше обратить ваше внимание на физическое здоровье учащихся.

Педагогу необходимо знать законы возрастной физиологии. 

        Физиологически неграмотный педагог опасен для здоровья ребёнка!

        Особенно важно понимать, организуя процессы воспитания и обучения, что пока нервная, мышечная или любая другая ткань организма не достигнет определённого уровня зрелости, бесполезно и даже вредно предлагать ребёнку нагрузки, с которыми он ещё не может справиться. Так чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие возможностям ребёнка, приводят к задержке в росте и биологическом развитии, с последствиями которых, ребёнку предстоит прожить всю жизнь.

        Не менее опасны эмоциональные и умственные перегрузки, часто ведущие к переутомлению, но и создающие целый комплекс проблем психологического плана.

        Несоответствие уровня зрелости организма тем условиям, в которые его помещают (порой из самых благих побуждении), - одна из серьёзных проблем современной педагогики.

        Педагогу необходимо знать законы обучения (4 слайд):

  1. Мозг созревает постепенно, и вместе с ним формируются познавательные функции. Обучение должно опираться на те возможности мозга, которые уже созрели, и стимулировать развитие тех, которые в данный момент активно формируются. Забегание вперёд, попытка ускорить развитие за счёт активации ещё не созревших функций мозга не дадут положительного результата, но могу причинить вред здоровью и психике ученика.
  2. Восприятие и запоминание – процессы, протекающие во времени. Для эффективного усвоения информации скорость её подачи должна соответствовать возможностям детского мозга. Слишком высокий темп урока и чрезмерный объём новой информации не дают ожидаемого результата. Восприятие ребёнка более конкретно, предметно. Поэтому наглядность и образность – обязательные компоненты представления учебного материала. Его подачу проводить с учётом того, что у детей разные системы восприятия (визуальная, аудиальная и кинестическая).
  3. Ребёнок эмоционален по своей природе, поэтому лучше всего усваивает эмоционально окрашенное знание.
  4. Произвольное внимание – важнейшая из психофизиологических функций для успешности обучения. Никакие «силовые» педагогические приёмы не способны компенсировать недостаток мотивации или незрелость нервной системы.        

        Чтобы сформировать комфортную среду необходимо учитывать возможности организма ребёнка.

        Развитие – это процесс, который крайне трудно ускорить, зато можно затормозить, особенно, если перегружать ребёнка несвойственными для его возраста задачами.

        Учитель должен принимать ребёнка таким, каков он есть, не пытаясь переделать его под удобный для себя образец. Ни подгонять, ни тормозить развитие ребёнка мы не в праве, если действительно хотим, чтобы наши дети росли здоровыми.        

        Генетико-популяционные процессы оставляют мало шансов на то, что каждое последующее поколение сохранит тот же уровень здоровья, так надо хотя бы, чтобы система обучения и воспитания не наносила вред физическому и психическому здоровью 

        На здоровье школьников оказывают влияние эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. (5 слайд)

        Классификация факторов,
        влияющих на здоровье школьников

                                  Эндогенные

                 Факторы

             Ресурс

1. Возрастные.

2. Половые.

3. Наследственные.

  • типологические;
  • индивидуальные;

4. Анамнез.

  • пороки развития;
  • перенесённые заболевания.
  • Неизбежные факторы.

  • С ними надо считаться, но нет способа на них повлиять.

(6слайд).

                       Экзогенные (внешкольные)

         Факторы

          Ресурс

1..Экологические.

2. Экономические.

3. Социальные

  •  Семейные
  •  Культурные
  •  Социобытовые
  •  Медицинские

    Адвокация (процесс воздействия на людей, принимающих решение и на общественное мнение с целью защиты общественных интересов и прав различных соцгрупп).

   Фандраизинг (процесс привлечения денежных средств и ресурсов других организаций с целью организации соцпроектов объединённых общей идеей).

(7 слайд).

                       Экзогенные (школьные)

             Факторы

             Ресурс

1. Педагогические:

  •  Учебная нагрузка
  •  Средства и методы обучения и воспитания
  •  Качество дидактических материалов
  •  Педагогические методики
  •  Организация физического воспитания

2. Физиологогигиенические

  •  Режим дня
  •  Качество оборудования
  •  Организация двигательной активности

3. Социопсихологические

  • Мотивация учащихся
  • Взаимоотношение ученик-учитель
  • Взаимоотношение ученик-класс
  • Взаимоотношение учитель-родители
  •  Работа учебно-воспитательного, психологопедагогического и медицинского блоков.
  •  Адвокация
  •  Фандраизинг
  •  Психологопедагогический и медицинский блок
  •  Блок работы с социумом, с родителями, с педагогическим коллективом.

        Состояние здоровья человека от наследственных факторов зависит на 20%, от внешнесредовых условий тоже на 20%, 10% от системы здравоохранения.

Значительная часть нарушений здоровья вызвана неправильным образом жизни (50%), недостатком адекватной двигательной деятельности.

        К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в последнее время. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объёма и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса.

        Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. У детей возникает дефицит мышечной деятельности, увеличиваются статические напряжения. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата.

Предупредить их можно лишь при условии высокой культуры здоровья в обществе, непременной составляющей которой является физическая культура.

Физические упражнения являются важнейшим естественным средством укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности человека.         Фундаментальными исследованиями доказана их важнейшая роль в обеспечении биологических условий для нормальной реализации генетической программы роста и развития организма.

        С целью изучения проблемы, мной была проведена диагностика состояния здоровья и заболеваемости у учащихся нашей школы, в ходе которой были рассмотрены декретированные возраста 1е, 5е, 9е классы.

        По результатам скрининг - тестирования были получены следующие данные по состоянию здоровья учащихся школы:

( 8 слайд).

                                

                                Состояние здоровья

                учащихся школы в 2009-2010 учебном году.

Имеющиеся хронические

 заболевания

Кол-во

случаев

% от

общего

1

Заболевания сердечно-сосудистой системы

158

20.2

2

Заболевания органов дыхания

16

2

3

Заболевания желудочно-кишечного тракта

13

1.6

4

Заболевания внутренних органов

41

5.1

5

Заболевания эндокринной системы

81

10.2

6

Заболевания нервной системы

34

4.3

7

Аллергические и кожные заболевания

41

5.2

8

Нарушение осанки, сколиоз

86

11

9

Плоскостопие

83

10.6

10

Нарушение ОДА

4

0.5

11

Нарушение зрения

184

23.5

12

Лор - заболевания

184

23.5

13

Травмы

10

1.3

14

Перенесённые оперативные вмешательства

3

0.4

15

Иное

32

4.1

16

Здоровые дети

162

20.7

17

Осмотрено детей

780

100

        Таким образом, среди учащихся школы (1 – 11 класс) на 1 - 2 место выходят нарушения зрения и лор – заболевания (23,5%), на 3 месте – заболевания ССС (20.2%). Здоровых детей 20,7% - этот показатель немного лучше, чем в среднем по России (от 10 до 20%).

        Перейдём к анализу заболеваемости среди учащихся:

(9 слайд) Анализ заболеваемости учащихся в параллелях 1, 5, 9 классов и с 1 по 11 класс.

        Анализ показал: что в 1-х классах преобладают лор - заболевания(17,7%), на 2 месте заболевания сердечно – сосудистой – системы (ССС) (14,4%) и на 3 месте аллергические и кожные заболевания (8,9%).

        В 5-х классах на 1 месте также лор - заболевания (36,2%), на 2 месте – нарушения зрения (25 %), на 3 месте – заболевания ССС(17,5%).

        В 9х классах на 1 место выходят нарушения зрения (33,7 %), на 2 месте заболевания ССС (32,5 %) и на 3 месте – лор – заболевания (25 %).

        Также, в 9х классах, происходит рост по таким заболеваниям, как нарушение осанки, сколиозы и плоскостопие на (15,9%).За ними идут заболевания эндокринной системы на (6,8%), нервной системы на (3,1%).

        Происходит спад по аллергическим и кожным заболеваниям на (2,7 %), заболеваниям внутренних органов на (4,2 %).

        Здоровых детей в 1х классах (35,5 %), в 5х классах (21,2%), а в 9м всего (13,7%).

        Анализ групп здоровья показал, что преобладающее большинство детей имеют II и III группы здоровья.I группу имеют 21,6% учащихся, а IV – 2%.

                                Группа здоровья

                (по физическому развитию детей)        

               I

               II

              III

              IV

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

169

21,6

326

41,8

270

34,6

15

2

         В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, общей физической подготовленностью и степенью тренированности, детей школьного возраста разделяют на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

        С 2003 по 2007год мной велись занятия в СМГ (специальной медицинской группе). Занятия имели положительную динамику. Из 42 учащихся отнесённых к СМГ осталось 11.

        В настоящее время занятия в СМГ во внеурочное время не проводятся из-за малочисленности учащихся (11 человек), а также по причине того, что учащиеся имеют разный возраст (со 2 по 10 класс) и разные диагнозы. Сформировать СМГ не возможно. Занятия с детьми, отнесёнными к СМГ, по рекомендации руководителя городского МО проводятся на уроках физкультуры.

        Анализ медицинских групп показал, что к основной группе отнесена большая часть учащихся(87,8%). Роста численности детей в СМГ (1,4 %) не произошло. 

                                Медицинская группа

Основная

Подготовительная

Специальная

Освобождённые

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

кол-во

% от общего

685

87,8

64

8,3

11

1,4

20

2,5

        

        – Одной из составляющих физического здоровья является хорошая физическая подготовка учащихся, их высокая работоспособность, способность противостоять утомлению.

        Мною было проведено тестирование и сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся 9х классов с тем уровнем, который был у них во время тестирования при обучении в 4ом классе. Для анализа я взяла один из наиболее информативных тестов – прыжок в длину с места, показывающий развитие скоростно-силовых качеств у учащихся.

(10 - 11 слайд).

        Вывод: результаты тестирования показали, что в 4ом классе низкий уровень физической подготовленности имели 47,3% учащихся «Б» класса, 28,6% учащихся «В» и 26% «А» класса.

Средний уровень физической подготовленности был у 66,7% учащихся «В» класса, 65% «А» класса и 47,3% учащихся «Б» класса. Высокий уровень физической подготовленности имели всего лишь 9% - из «А» класса, 5,4% - из «Б»,4,7% - из «В» класса.

        К 9му классу число учащихся с низким уровнем развития значительно понизилось до 11,5% в «А» классе и немного повысилось в «Б» до 47,6% и в «В» до 30,4%.

        Средний уровень вырос у «А» класса до 65,4% и понизился в «Б» до 28,6% и в «В» до 47,8%.

        Показатели высокого уровня развития выросли во всех классах.

        Сравнительный анализ показал, что к 9му классу, число учащихся с низким уровнем физической подготовленности уменьшилось на 14,5% в «А» и увеличилось на 0,3% в «Б» классе, и 1,8% в «В». Со средним уровнем незначительно повысилось в 9 «А» на 0,4 % и сократилось в «В» на 18,9%, «Б» на 18,8%.

        Во всех классах произошёл рост числа учащихся с высоким уровнем физической подготовленности на 18,4% в 9 «Б» классе, на 17,1% в 9 «В» и на 14,1% в 9 «А» классе.

        Имеют высокий и средний уровень физической подготовленности 88,4% учащихся 9 «А» класса, 69,5% 9 «В» и 52,3% 9 «Б» класса, что является хорошим показателем развития скоростно–силовых качеств. Успеваемость по физической культуре также высокая в 9 «А», низкая в 9 «Б» классе и средняя в «В» классе.

        Высокий уровень физической подготовленности является хорошим показателем развития жизненно важных свойств организма. От уровня развития зависит способность учащихся противостоять физическому, умственному и эмоциональному напряжению, с которыми связан творческий и высокопроизводительный труд.

        В период учебных занятий двигательная активность (ДА) школьников уменьшается при переходе из класса в класс, а особенно у девочек с 8 класса.

         Крайне важно совместными усилиями школы и семьи обеспечить активное включение школьников в физкультурную деятельность, в самостоятельно организуемые занятия оздоровительными физическими упражнениями, повышающими ДА

         Учащиеся нашей школы принимают активное участие во всех городских и внутришкольных соревнованиях и мероприятиях, добиваются высоких результатов.

        За последние 3 года в городской спартакиаде у нашей школы только призовые места.

                Веду сотрудничество с тренерами ДЮСШ, которым оказывается помощь в отборе детей. Учащиеся нашей школы занимаются футболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, плаванием, дзюдо, карате, картингом, шахматами, лыжами, волейболом, ОФП в секциях города и школы.

        Мной был проведён анализ занятости учащихся школы в спортивных секциях. Из числа детей, которым по состоянию здоровья можно заниматься спортом, в секции ходят 34,8% учащихся, что является не плохим показателем (12 слайд).

Занятость учащихся школы в спортивных секциях.

Классы

Кол - учащихся

%  от общего

с 4 по 8 класс

126

37

с 9 по 11 класс

34

28,3

с 4 по 11 класс

160

34,8

        Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ведётся в школе на приемлемом уровне, несмотря на низкое материально – техническое оснащение школы, не соответствующее потребностям сегодняшнего времени. Хотелось бы иметь отремонтированные спортзалы, современные тренажёры, аудио – центр с системой озвучивания спортзалов и площадок, компьютер, методические плакаты, в достаточном количестве инвентарь.

        От состояния материально – технического оснащения школы во многом зависит качество организации учебно–воспитательного процесса, повышение интереса у учащихся к занятиям, а не только от применения современных технологий и различных методик.

        Ограниченность школьной физкультурно-оздоровительной инфраструктуры, отсутствие материальных средств для её расширения, недостаточное кадровое обеспечение, это те проблемы, которые возникают при организации 3го урока физкультуры, который так необходим для повышения объёма ДА и проведения оздоровительных упражнений.                

        Введение плавания и лыжной подготовки в вариативную часть программы помогло бы не только разнообразить уроки, повысить интерес у детей, но и послужило бы хорошей профилактикой простудных заболеваний. Но из-за отсутствия материальных средств обучение этим важным навыкам пока не возможно.

        В связи с большим количеством различных соревнований городского уровня, акцент приходится делать на развитие двигательных качеств и навыков, в меньшей степени заниматься оздоровительными упражнениями, требующими, для появления положительного результата, много сил времени и желания ребёнка, которого порой нет, из-за не понимания значимости этих упражнений для его здоровья.

        Урок физической культуры единственный школьный предмет, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей. Ни на одном другом уроке ученик не может получить столько полезных для себя и своей жизни знаний.

        На своих уроках внедряю здоровьесберегающие технологии, использую личностно-ориентированный подход, учитываю группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребёнка, создаю условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки. На уроках школьники самостоятельно осуществляют контроль за ЧСС, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму.

        В своем арсенале имею средства оздоровительной направленности:

  • комплексы упражнений для проведения физкультминуток;
  • комплексы упражнений для глаз;
  • комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и деформации осанки;
  • комплексы дыхательной гимнастики;
  • гимнастика БАСК (Бутейко, Амосов, Стрельникова, Купер);
  • упражнения для релаксации и др.

        Большую пользу для здоровья учащихся оказывает стретчинговая гимнастика.

Эту гимнастику я провожу на протяжении 3х лет, но только в тех классах, где высокая дисциплина, т.к. обязательным условием, при выполнении этих упражнений, является осознанность, умение прислушаться к тем ощущениям, которые возникают в мышцах.        

 Методика упражнений основана на статических растяжках мышц тела и суставно–связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

        Упражнения стретчинга не имеют возрастных ограничений и позволяют без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания.        

        Эти упражнения были рекомендованы мной коллегам для физкультминуток.

        Приведу несколько таких упражнений: (13 – 19 слайд).

                        Стретчинг для мышц шеи и головы.

  • и. п. – сидя, запрокинуть голову назад и повернуть лицо в сторону. (Медленно считаем до 10, дыхание свободное). Повторить 3-4раза.
  • и. п. – тоже. Повернуть голову в сторону и подтянуть подбородок к плечу. (Медленно считаем до 10, дыхание свободное). Повторить 3-4раза в одну и другую сторону.
  • и. п. – тоже. Наклонить голову и шею в бок, тянутся ухом к плечу. (Медленно считаем до 10, дыхание свободное). Повторить 3-4раза в одну и другую сторону.
  • и. п. – тоже. Медленно опускаем голову вперёд, подбородок пытаемся прижать к груди. (Медленно считаем до 10, дыхание свободное). Повторить 3-4раза.

                Стретчинг для мышц рук и спины

  • и. п. – тоже. Поднимите обе руки вверх. Захватите запястье правой руки левой рукой и потяните запястье в левую сторону. Слегка наклоните туловище влево. (Зафиксируйте позу до счёта 10).
  • и. п. – тоже. Сидя опускаем руки, вниз. Делаем круглую спину типа «кошечки». (Медленно считаем до 10, дыхание свободное). Повторить 3-4раза.  

                Упражнение на расслабление:

1- поднять руки вверх, напрягая мышцы; 2 – «уронить» кисти; 3 – «уронить» локти;         4 - «уронить» плечи и наклониться вниз.

        

        Нарушение зрения – одна из проблем здоровья учащихся нашей школы.

Считается, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение.         Предлагаю легчайший способ пассивного расслабления - пальминг: нужно закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. При этом ладони складываются крест – накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Кисти рук должны быть расслаблены. Глаза под ладонями открыть, свет между пальцами проходить не должен. Степень черноты, которую удастся добиться, будет показывать глубину достигнутого расслабления.

Эффективны упражнения и на динамическое расслабление. (20 слайд).

                        Упражнения для глаз

   

          1

   

         

                            2

 

   

                               3

     

             

                                     4

         

                         5

         

         

                            6

           

         

                               7

           

           

                                      8

   

         

                         9

   

         

                           10

Быстро моргать глазами 1-2 мин.

                   

                              11

       

                                    12

Для формирования п. о. применяю упражнение на рефлекс:

на определённый звук (звонок колокольчиком) учащиеся выпрямляют спину. Так в течение урока несколько раз звонком напоминаю учащимся о правильной осанке.

        

        В 2007 году я прошла курсы в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблеме «Школьный координатор по здоровью. Организатор оздоровительной физической культуры», где была предложена следующая структура деятельности школы с учётом техник здоровьсбережения. (21 слайд).

        Основу здоровьесберегающих технологий должны составлять те, которые без ущерба для здоровья школьников способствуют раскрытию большого творческого потенциала ученика.         Учителю необходимо вести поиск педагогических технологий, позволяющих решать задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволят сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья

        Здоровьесберегающая среда школы – является фактором повышения успеваемости.

Во многом зависит успеваемость и от состояния здоровья учеников, которое может быть причиной отставания школьников в учёбе. Для этого в школе должна быть организована системная работа

         По утверждению ряда учёных, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни и поведения.

        «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» (Н. М. Амосов).

        Восстановить утраченное здоровье трудно и редко удаётся в полной мере.

Предупредить его нарушения во многих случаях – реально, но это большой труд, основанный на знаниях о здоровье, его ценности, здоровый образ жизни.

        Ребёнок, в первый раз переступающий порог школы, идёт туда с надеждой на интересную, содержательную жизнь. И каким он выйдет из школы – здоровым, сильным, образованным или больным, малограмотным, не приспособленным к жизни, - во многом зависит от его учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Работа классного руководителя...

ТРАДИЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (Здоровьесберегающие технологии при реализации ФГОС при обучении географии в 7 классе)

Данный материал может быть использован (как дополнительный) на уроке географии в 7 (10-11кл), так и во внеклассной работе и практической деятельности (метод проектов)...

Оценка функционального состояния здоровья учащегося.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в...

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся

Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся...

Мониторинг состояния здоровья учащихся МБУ ДО ДЮСШ «Юность»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохр...