Программа внеурочной деятельности "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лебедев Михаил Александрович

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_voleybol.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                                 Утверждаю________

на МО, протокол №___                                                                              Директор школы

от «___» августа 2015 г.                                                                             С.Т. Цыденов

Руководитель МО______                                                                           Пр. № ___

Усынина Т.И.                                                                                              от «___ »  августа 2015 г.

        

  Согласовано__________

  Зам.директора по УВР

  Л.Д. Дондупова

  «___» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волейбол»

класс: 6-11 класс

количество часов:  68 часов ( 2 ч. в неделю)

учитель: Лебедев Михаил Александрович

срок действия рабочей программы: 2015 - 2016 уч. год

с. Могойто

2015 г.

Пояснительная записка

Программа работы объединения учащихся кружка «Волейбол» для учащихся 6-11 класса разработана в соответствии с:

-Законом РФ «Об образовании» №122 – ФЗ (ст.32) ;

-Уставом МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко»;

-Положением о программе работы объединения учащихся ( кружка, секции) утвержденного Приказом МБОУ « Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Анищенко» от 30.08.2012 г. №131.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Место программы в образовательном процессе

    В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

    Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

     Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».

По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Цели и задачи

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
  • отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • метод упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ

Всего:

      1

История развития волейбола Общие основы волейбола

        1 ч

2

Правила игры и методика судейства

1 ч

3

Техническая подготовка волейболистов

2 ч

4

Физическая подготовка

2 ч

5

Методика тренировки волейболистов

1 ч

Изучение техники игры в волейбол

Техника нападения:

6

Перемещения

1 ч

7

Стойки

1 ч

8

Подачи

10 ч

9

Передачи

5 ч

10

Нападающие удары

5 ч

Техника защиты:

11

Перемещения

2 ч

12

Прием мяча

З ч

13

Блокирование

З ч

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:

14

Индивидуальные действия

2 ч

15

Групповые действия

3 ч

16

Командные действия

3 ч

Тактику защиты:

17

Индивидуальные действия

6 ч

18

Групповые действия

6 ч

19

Командные действия

6 ч

20

Игра по правилам с заданием

4 ч

Итого:

68 ч.

№ занятия

Колич. часов

Темы

Содержание материала

Дата проведения

план

факт

№1

1

История развития волейбола

Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола

№2

1

Правила игры и методика судейства

Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры.

№3-4

2

Техническая подготовка волейболиста

Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки.

Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)

Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка

№5-6

2

Техника игры в волейбол

Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.  Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке.  "Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.  Терминология.  Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

№7-8

2

Физическая подготовка

Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.

Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки.

Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования.

№9

1

Методика тренировки волейболистов

Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств.

Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.

Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.

Изучение техники игры в волейбол техника нападения:

№10

1

Стартовые стойки

Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка.

№11

1

Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении

Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

№12

1

Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег).  Выпады: вперед, в сторону.

Обучение техники подачи мяча:

№13-14

2

Обучение технике нижней прямой подачи

подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;

№15-16

2

Обучение технике нижней боковой подачи

подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;

№17-19

3

Обучение технике верхней прямой подачи

подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче:

№20-22

3

Обучение техники верхней боковой подаче

подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче;

№23

1

Обучение укороченной подачи

специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность;

№24-25

2

Обучения технике верхних передач

Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад

№26-28

3

Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).

подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами;  

специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением;

№29-30

2

Обучение технике передач снизу

подводящие упражнения с набивными мячами;  

имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу

№31-35

5

Обучение технике нападающих ударов  

подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены.

Техника защиты:

№36-38

3

Обучение технике приема подач

упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки;

№39-40

2

Обучение технике приема мяча с падением

- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь

№41-43

3

Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);

имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);

специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:

№44-46

3

Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.  Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

№47

1

Обучение индивидуальным тактическим действиям

При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений

Тактика защиты:

№48-49

2

Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.

№50-51  

2

Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар

Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.  Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения.  Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.  Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.  Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.

№52

1

Обучения тактике нападающих ударов

Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.

№53

1

Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока

Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра.

№54-56

3

Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе

Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).  Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.

№57

1

Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями

Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.  Учебная игра.

№58

1

Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра.

№59

1

Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.  Учебная игра.

№60-61

2

Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач

Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации.  Учебная игра.

№62

1

Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего

Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра.

№63-65

3

Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии

Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).  Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.  Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

№66-68

3

Обучение командным действиям в нападении

Учебная игра с заданием.

Материально-техническое обеспечение занятий

Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 2 шт.

2. Стойки волейбольные - 2 шт.

3. Гимнастические стенки – 4 шт.

4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.

5. Гимнастические маты - 3 шт.

6. Скакалки - 30 шт.

7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 10 шт.

9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 10 шт.

10. Рулетка-2 штуки.

Используемая литература

Литература для учителя:

  1. Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
  2. Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Ковалько. - М.: Советский спорт, 1960.
  3. Коузи, Б. Волейбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр. - М.: ФиС, 1975.
  4. Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. - М.: Просвещение. 1999.
  2. Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б. Кофман, В. И. Лях. - М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...