Программа по физической культуре для 8 класса.
рабочая программа по физкультуре (8 класс) на тему

Войтова Татьяна Ивановна

Программа по физической культуре для 8 классов основного общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя школа № 8

г. Ярцево Смоленской области

Согласована на заседании                                                                                    Утверждена приказом директора

               МС протокол № 1                                                                                              МБОУ средняя школа №  8                

                от   29.08.2018 г.                                                                                                        № 85 от  30.08.2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по физической культуре

для 8 классов основного общего образования

 (базовый уровень)

Учитель  Войтова Татьяна Ивановна

Квалификационная категория –первая

Составлена в соответствии с программой  В.И.Ляха,  А.А.Зданевича  8-9 класс.

Учебники: В.И.Лях «Физическая культура» 8-9 класс. М.: Просвещение, 2011.  

Рассмотрена на МО учителей физической культуры_______________________

Протокол № 1  от  28.08. 2018 г.

Руководитель МО __________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 8 классов.

Рабочая программа курса «Физическая культура» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО) и образовательной программе  МБОУ СШ №8, составлена  на основе Примерной программы по физической культуре и  авторской программы: Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

   

    Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

     Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- содействие развитию психических процессов в обучении основам психической саморегуляции.

Для реализации программного содержания в учебном процессе основной школы используется  учебник: В.И.Лях «Физическая культура» 8-9 класс. М.Просвещение,2012.  

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

 

    В авторскую программу внесены изменения: раздел программы «Лыжная подготовка» в связи с многолетней неустойчивостью погодных условий заменяется «Кроссовой подготовкой», которая также направлена на развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Таким образом, изменения в содержании программы не снижает качества освоения ФГОС по физической культуре.

Программный  материал  усложняется  по  разделам каждый  год  за  счет  увеличения  сложности  элементов  на  базе  ранее  пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся, предусмотренное по мере освоения умений и навыков. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости обучающихся по физической культуре.

Для проверки качества усвоения отдельных тем учебного материала обучающиеся 8 класса сдают следующие контрольные упражнения:

1.        легкая атлетика – низкий старт до  30, 60 м, 2000 метров на время, прыжок в длину с места, прыжок в длину и высоту с разбега, метания мяча на дальность  (два раза в год: 1 и 3 триместр);

2.        гимнастика – опорный прыжок «согнув ноги», комбинацию из акробатических элементов;

3.        волейбол – передача двумя руками сверху в прыжке, над собой во встречных колоннах, нападающий удар, верхняя прямая подача;

4.        баскетбол –броски  одной и двумя руками в прыжке, бросок мяча после бега и ловли мяча, вырывание и выбивание мяча, перехват. Для проверки развития двигательных способностей обучающихся 8 класса в каждом триместре сдают 7  контрольных тестов:

1.        бросок набивного мяча;

2.        шестиминутный бег;

3.        прыжки со скакалкой;

4.        подтягивания в висе;

5.        тест на гибкость;

6.        сгибания рук в упоре лежа;

7.        подъем туловища из положения лежа.

Обучающиеся с ограниченным состоянием здоровья изучают предмет в щадящем режиме с учетом физических возможностей и медицинских рекомендаций.

Распределение учебного времени

реализации программного материала

по физической культуре (8 класс)


п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

8 класс

11.

Знания о физической культуре

В процессе урока

12.

Гимнастика с элементами акробатики

18

13.

Легкая атлетика

21

14.

Кроссовая подготовка

18

15.

Волейбол

18

21.

Баскетбол

27

Итого

102

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

      Личностные результаты.

- воспитание патриотизма, любви и уважения  к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- Знание истории развития физической культуры;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками во время образовательной деятельности;

- владеть знаниями предупреждения травматизма на занятиях ФК, оказания первой помощи при травмах;

- умение планировать режим дня;

- формирование положительного отношения обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью;

- накопление необходимых знаний, а также умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;

- достижения личных результатов в физическом совершенстве;

- умение бегать с максимальной скоростью до 70-80 м, эстафетный бег, в равномерном темпе до 15 минут, прыгать в длину с места и разбега, в высоту с разбега;

- метать на дальность и на меткость малый мяч 150гр. с разбега в горизонтальную и вертикальную цели;

- уметь играть в  баскетбол, мини-футбол, волейбол  по упрощенным правилам;

- выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, опорные прыжки;

- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических качеств;

- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие физических качеств, соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по л/а, б/болу, мини-футболу,

- соблюдать нормы поведения в коллективе, гигиену занятий и личную гигиену, содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду.

Метапредметные результаты.

- сформирование качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности, а также в реальной повседневной жизни обучающихся;

- понимания физической культуры как явления культуры общества;

- бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- уважительное отношение к окружающим;

- стремление к освоению новых знаний и умений, добросовестное выполнение домашних заданий;

- воспитание красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья и физической подготовленности.

Предметные результаты.

понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

-умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно передвигаться в пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических приспособлений.

                               

Содержание программы.

  Знания о физической культуре.

      История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.

  Физическая культура ( основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

  Физическая культура человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. 

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. 

  • Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.

      Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).

Физическое совершенствование.

      Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и правила. Плавание. Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна. Подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и скольжении. Плавание на груди и спине вольным стилем. Лыжные гонки:[1] передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность

Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).

                Планируемые результаты.

Знания о физической культуре.

  • Обучающийся научится:

  •  рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Обучающийся получит возможность научится:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
  • проплывать учебную дистанцию вольным стилем.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Обучающийся научится:

•        использовать занятия физической культурой, спортивные игры для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

•        вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

•        классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

•        проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

•        тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

•        взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

•        вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

•        самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

•        проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур..

Физическое совершенствование

Обучающийся научится:

•        выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

•        выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

•        выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

•        выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

•        выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•        выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•        выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

•        выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

•        преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

•        осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

•        выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Рабочая программа составлена  с  учетом  следующих  нормативно-правовых  актов РФ:

•        Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

•        Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

•        Законе  «Об образовании в РФ»;

•        Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

•        Стратегии национальной безопасности РФ до 1020г;

•        ПриказеМинобрнауки от 30 августа 2010г. № 889.

Два раза в год проводится проверка показателей физической готовности: - первая проводится в период сентябрь-октябрь;

- вторая проверка с вопросами промежуточной аттестации проводится в мае,  в конце учебного года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 5 класс (102 час)

Рабочая программа учебного курса физическая культура для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической ку...

Рабочая программа по физической культуре 5 класс

Программа составлена на основе примерной комплексной программы В.И.Ляха для 1-11 классов. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 учебных недель. ...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс.

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс

Рабочая программа по физической культуре 2 класс, второе поколение ФГОС....

рабочая программа по физической культуре 7 класс

рабочая программа по физической культуре  для 7 класса, модуль русская лапта...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....

Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...