Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы" (5-10 кл.).
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Дианов Вячеслав Анатольевич

Данная программа имеет базовый уровень.Возраст учащихся 10-16 лет (5-10 кл.). Срок реализации программы два года. Цель программы: обучение базовым основам шахматной игры для развития личности ученика, познавательных способностей и интеллекта школьников. Данная программа разработана на основе целого ряда теоретико-методических положений по проблемам преподавания шахмат, а также практических наработок её автора-педагога. Обучение по программе основано на сбалансированном сочетании теории и практики, самостоятельным решением шахматных задач, выполнении упражнений, учебно-тренировочных партиях, в том числе с записью шахматной партии и последующим анализом каждой сыгранной партии. В программе приводится перечень тем, необходимых для усвоения, чтобы играть в шахматы, даётся вариант примерного распределения учебного материала. Предлагается также рекомендательный список шахматной литературы и методической для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dianov_v.a._programma_shahmaty_5-10_kl.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУДО ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Шахматы»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДО ЗДТДиМ

____________ Н.А. Свиридова

"____"______________2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

Направленность – физкультурно-спортивная

Уровень - базовый

Возраст учащихся – 10-16 лет

Срок реализации программы – 2 года

Автор:

педагог дополнительного образования

Дианов Вячеслав Анатольевич,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2015

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Шахматы»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от "____"____________2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка        4

2. Учебно-тематические планы        9

3. Содержание программы        10

4. Методическое обеспечение программы        13

5. Список литературы        19

Приложение № 1.        21

Приложение № 2        25


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Шахматы» является модифицированной, базового уровня и имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-15 учебном году»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках дополнительного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Шахматная игра органически сочетает черты искусства, науки и спорта. Игра в шахматы способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли к победе и других моральных качеств. При игре в шахматы ярко проявляются черты характера, способности человека.

Шахматы развивают целеустремленность, память, усидчивость, воспитывают характер. Тринадцатый чемпион мира Г.Каспаров так сказал о влиянии занятий шахматами на детей: «Шахматы развивают в детях множество качеств… Они учат анализу, то есть воспитывают спортивный дух, силу воли. Наконец, учат творчески мыслить, фантазировать, искать и находить». Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Программа «Шахматы» раскрывает методические особенности обучения игры в шахматы в учреждении дополнительного образования.

Отличительные особенности программы

В основу программы взята модифицированная программа по дополнительному образованию  «Шахматы» ПДО ГБОУ «Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево» (автор: пед. Севастьянов Г.В.) и многолетний педагогический опыт педагога с использованием специальной литературы по данному виду деятельности.

Цель: обучение базовым основам шахматной игры для развития личности, познавательных способностей и интеллекта школьников.

Задачи программы:

обучающие:

  • Изучение истории возникновения и развития шахмат в современном обществе;
  • обучение детей навыкам игры в шахматы;
  • расширение игрового шахматного опыта за счет овладения детьми специальных знаний, умений и навыков в области шахмат;
  • привитие детям устойчивого интереса к данному виду спорта и занятиям физической культурой и спортом.
  • повышение уровня шахматного мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и совершенствование соревновательного опыта;

развивающие:

  • развитие познавательных процессов ребенка: восприятие, воображение, внимание, память, мышление;
  • формирование у детей потребности в интеллектуальных упражнениях, развитие умственной активности.

воспитательные:

  • развитие морально-нравственной и волевой сферы личности ребенка, развитие навыков межличностного и межгруппового общения;
  • привитие детям навыков самодисциплины  в мышлении и поведении;
  • формирование здорового образа жизни детей;
  • воспитание коллективизма, взаимовыручки, силы воли, трудолюбия, упорства в борьбе, патриотизма.

Возраст учащихся: 10-16 лет

Срок реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий:

        Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю. В год 176 часов: 128 часов на аудиторные занятия и 48 часов – социальная практика (другие формы работы). Количество учащихся в группе 15 чел. на 1-й год обучения и 12 чел. на 2-й год обучения.

Принимаются все желающие дети со справкой от врача о том, что ребёнок может заниматься данным видом деятельности.

Программа состоит из трех основных  разделов:

  • основы знаний (теоретические знания);
  • основы теории дебютов;  
  • основы стратегии и тактики игры в шахматы.

Формы занятий:

Основной формой работы с учащимися является групповое учебное занятие. Также используются такие формы работы как: комбинированное, тренировочное, контрольное занятие, учебно-тренировочная игра.

Прогнозируемые результаты

Должны знать:

  • Историю развития шахмат в мире
  • Решать простейшие упражнения и задачи на постановку мата или пата, на объявление  вечного шаха; знать принципы игры в дебюте.
  • Технику безопасности на занятиях шахматами в учебном классе.
  • Разбирать позиции и анализировать короткие партии; использовать грубые ошибки соперника в дебюте и избегать их самим.

Основы стратегии:

  • Стратегия  шахматной игры  в целом.
  • Игра на опережение.
  • Позиционная борьба; оценка позиции.
  • Элементы позиции; понятие о позиционном преимуществе и его видах.

Основы тактики:

  • Основные тактические приемы.
  • Двойной удар; уничтожение защиты; связка, вилка, завлечение, отвлечение.
  • Блокировка; освобождение поля или линии; вскрытый и двойной шах.
  • Решение позиций  на мат в два и три хода.
  • Решение шахматных этюдов.

Способы проверки усвоения детьми образовательной программы

В процессе изучения программы используются следующие формы контроля: текущий (тестирование) и итоговый (соревнование в учебных группах, участие в межшкольных соревнованиях, городских соревнованиях и товарищеских встречах).

По результатам контроля определяется уровень усвоения детьми образовательной программы (см. Приложение 2).

2.1 Учебно-тематический план

         1-год обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Введение в предмет. Развитие шахмат в России и в мире. Правила техники безопасности.

2

-

2

2. Правила игры в шахматы с часами и основные понятия. Личная гигиена, поведение на соревнованиях, медицинский контроль и самоконтроль.

2

4

6

3.Знакомство с основными открытыми дебютами. Основные принципы ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

15

15

30

4. Шахматная нотация, полная и краткая запись ходов партий и позиций.

2

10

12

5.Основы стратегии.

8

8

16

6. Основы тактики.

12

12

24

7. Контрольное тестирование, тренировочные партии и участие в соревнованиях.

6

28

34

8. Итоговые занятия.

1

3

4

9. Социальная практика.

8

40

48

ИТОГО

56

120

176

2.2 Учебно-тематический план

        2-год обучения

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Введение в предмет. Развитие шахмат в России и в мире. Правила техники безопасности.

2

-

2

2. Правила игры в шахматы с часами и основные понятия. Личная гигиена, поведение на соревнованиях, медицинский контроль и самоконтроль.

2

4

6

3.Знакомство с основными закрытыми и полуоткрытыми дебютами. Основные принципы ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

15

15

30

4. Шахматная нотация, полная и краткая запись ходов партий и позиций.

2

10

12

5.Основы стратегии.

8

8

16

6. Основы тактики.

12

12

24

7. Контрольное тестирование, тренировочные партии и участие в соревнованиях.

6

28

34

8. Итоговые занятия.

1

3

4

9. Социальная практика.

8

40

48

ИТОГО

56

120

176

3. Содержание программы

1. Введение в предмет.

  • Развитие шахмат в России и в мире.
  • Правила техники безопасности.
  • Оборудование и инвентарь.
  • Личная гигиена: личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Мера безопасности на занятиях шахматами.
  • поведение на соревнованиях,
  • медицинский контроль и самоконтроль.

2. Правила игры  в шахматы и основные понятия.

  • Общая информация о шахматах.
  • Шахматная доска. Фигуры. Цель и правила игры. Ходы и взятие фигур, ценность фигур. Расстановка фигур на доске. Шах, мат, пат. Выигрыш, поражение, ничья. Выполнение упражнений по правилам выполнения ходов, решение задач второго года обучения.
  • Линейный мат одинокому королю. Мат двумя ладьями, ферзем и ладьей. Обучение и закрепление навыков, способам постановки линейного мата при участии различных фигур.
  • Шахматная нотация, запись ходов партий и позиций. Изучение шахматной нотации, обучение и закрепление техники шахматной записи.

3. Знакомство с основными открытыми, полуоткрытыми и закрытыми дебютами. 

  • Основные принципы ведения игры в дебюте. Основные закономерности разыгрывания начальной стадии шахматной партии.
  • Основные принципы ведения игры в миттельшпиле. Основные закономерности разыгрывания середины шахматной партии.
  • Основные принципы ведения игры в эндшпиле. Основные закономерности разыгрывания конечной стадии шахматной партии.

4. Шахматная нотация.

  • Полная запись ходов партий и позиций на шахматной доске.
  • Краткая запись ходов партий и позиций на шахматной доске.

5. Основы стратегии. 

  • Принципы ведения игры в дебюте. Основные закономерности разыгрывания начальной стадии шахматной партии (дебюта). Ловушки и ошибки в дебюте.
  • Принципы ведения игры в миттельшпиле. Принципы игры в середине партии. Типовые позиции и характерные планы игры.
  • Принципы ведения игры в эндшпиле. Мат в эндшпиле различными фигурами. Обучение принципам игры в окончании партии. Элементарные окончания. Пешечный эндшпиль. Решение задач в эндшпиле, задач на мат в два или три хода.

6. Основы тактики.

  • Знакомство с основными тактическими приемами. Уничтожение защиты; двойной удар; связка; «вилка»; вскрытый и двойной шах. Решение шахматных задач на выигрыш фигуры, на мат.
  • Ловушки и ошибки в дебюте. Упражнения даются на каждом занятии во время основной части учебных занятий.
  • Обучение и совершенствование техники линейного мата одинокому королю. Закрепить навыки линейного мата двумя ладьями; ферзем; ладьей.
  • Обучение и совершенствование техники в элементарных окончаниях. Освоить и закрепить технику пешечного эндшпиля. Освоить элементарный ладейный эндшпиль, ферзевый эндшпиль.
  • Обучение и совершенствование техники в шахматной нотации. Акцент на правильность и точность записи ходов партий и позиций.
  • Игровая практика в различных формах. Шахматные тренировочные спарринг-игры внутри группы. Игра с компьютером. Сеансы одновременной игры педагога с обучающимися с часовым регламентом, быстрые шахматы и блиц-партии.

7. Контрольное тестирование и участие в соревнованиях

  • Выполнение тестовых упражнений: Контрольное тестирование проводится 2 раза в год по следующим дисциплинам: по правилам игры в шахматы и основным теоретическим понятиям; по основам стратегии; по основам тактики; по шахматной нотации и технике шахматной записи; по теории дебютов и эндшпилю.
  • Соревновательная деятельность: Первенство среди занимающихся 2-го года обучения. Не менее 4-х соревнований за учебный год (12 час.) Участие в муниципальных и районных шахматных турнирах.

8. Итоговые занятия

Проверка знаний учащихся через разные формы: выполнение учебных заданий педагога, устный и письменный опрос, проигрывание и разбор шахматных партий, соревнования и др.

9. Социальная практика

        Повторение и закрепление изученного учебного материала. Участие в соревнованиях, играх. Посещение музеев. Участие в мероприятиях разного вида.


4. Методическое обеспечение программы

Данная программа разработана на основе целого ряда теоретико-методических положений по проблемам преподавания шахмат, а также некоторых практических наработок ее автора. Обучение по программе основано на сбалансированном сочетании теории и практики (с преобладанием практики), самостоятельном решении задач, выполнении упражнений, тренировочных партиях, в том числе с записью и последующим анализом каждой сыгранной партии. Интенсификация обучения достигается введение в каждое занятие специальных упражнений.

Каждому учащемуся предоставляется комплект шахмат и несколько диаграмм с простейшими позициями (мат в один ход, выигрыш фигуры, мат в два и три хода, минимальные задачи и др.) Учащийся, решив задание, записывает в тетрадь решение, каждое решение проверяется педагогом. По мере решения всех выданных задач (позиций) диаграммы меняются. По сути, идет соревнование, кто быстрее и лучше и больше решит заданий.

Форма проведения занятий – групповая. Программа предполагает овладение учащимися соответствующими знаниями, умениями и навыками в области шахматной игры от начального уровня до уровня третьего разряда по шахматам. Занятия в шахматном объединении проводятся согласно установленного расписания. Посещать учебные занятия по шахматам может любой ребенок, желающий заниматься шахматами и участвовать в шахматных турнирах, но не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья.

В ходе работы проводятся: 1) занятия по теории шахмат; 2) решение шахматных задач и этюдов; 3) анализ шахматных позиций и соотношения сил; 4) разбор шахматных партий; 5) учебно- тренировочные игры; 6) квалификационные шахматные турниры; 7) различные шахматные соревнования.

По результатам учебных занятий определяются лучшие шахматисты, которые привлекаются для выступлений в командных и личных соревнованиях на первенство округа, города и в других шахматных турнирах. В ходе учебных занятий и тренировочных и турнирных играх могут использоваться шахматные часы.  

Методическое обеспечение программы

Темы занятий

Название методических материалов

Форма материала

I

Организационное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Инструкция по технике безопасности на занятиях

Текстовый материал

2.

Ознакомление с основными открытыми, полуоткрытыми и закрытыми дебютами.

«Дебюты»            

Дебютные схемы развития фигур; сборники дебютов; настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур

3.

Миттельшпиль

«Миттельшпиль»

Схема игры в миттельшпиле; сборники шахматных задач; настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур

4.

Разучивание основных видов эндшпиля

«Эндшпиль»            

Классификационные схемы типов эндшпилей; схемы игры в эндшпиле; сборники шахматных задач; настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур;

5.

Основы стратегии

«Шахматная стратегия»          

Тематическая папка; стратегические схемы игры;

сборники шахматных задач; настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; комплекты шахмат

6.

Основы тактики

«Шахматная тактика»            

Тематическая папка; классификационные схемы тактических комбинаций; сборники шахматных задач; настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; комплекты шахмат

7.

Тренировочные партии. Участие в соревнованиях  и различных турнирах.  Разбор позиций и анализ партий.

 «Правила соревнований по шахматам»            

Сборники шахматных партий; Настенная демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; комплекты шахмат

8.

Итоговое занятие

«Контрольные задания»          

 Демонстрационная шахматная доска с комплектом фигур; комплекты шахмат

Критерии оценки эффективности образовательной деятельности

Основным объективным критерием, определяющим эффективность обучающегося является «абсолютный очковый показатель», характеризующий степень успешности выступления ребенка в шахматных соревнованиях. Этот показатель позволяет судить о той степени шахматных знаний, на которой находится, как вся группа в целом, так и каждый отдельно взятый ее воспитанник. Кроме этого, на протяжении всего учебного года предусмотрено проведение зачетных занятий, имеющих своей целью определить степень усвоения учебной группой знаний по основным разделам учебной программы.

Теоретические и практические занятия сочетаются и дополняются систематическим участием воспитанников в шахматных соревнованиях различного уровня и вида (классические, квалификационные, по быстрым шахматам, блиц-турниры, командные, мини-командные и др.) Спортивные результаты соревнований фиксируются в индивидуальном квалификационном билете шахматиста на протяжении всего периода обучения. Юные шахматисты, выполнившие третий спортивный разряд по шахматам, получают личный (московский) рейтинг шахматиста. Рейтинги юных шахматистов Москвы публикуются в Интернете на сайте Шахматной Федерации г. Москвы.                                                                      

Основными принципами обучения игре в шахматы являются: доступность и наглядность, систематичность и последовательность.  

При работе с детьми используются такие методы обучения как:

  • словесный (объяснение, лекция, рассказ, беседа);
  • наглядный (показ с использованием наглядных пособий, видео материалов);
  • практический метод (упражнения, подводящие к выполнению сложных шахматных задач и этюдов; упражнения по частям и в целом, разбор и анализ партий, исправление ошибок).

В построении многолетнего учебного процесса необходимо ориентироваться на следующее:

  • оптимальные возрастные границы, в пределах которых достигается наивысшие результаты;
  • единый педагогический процесс, который предусматривает строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей;
  • правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание возрастные особенности детского организма.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения и натуральных объектов.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей учреждение дополнительного образования может изменять это количество в сторону увеличения.

Средства материально-технического обеспечения:

  • печатные пособия (таблицы, схемы, шахматные блокноты, сборники шахматных задач и партий);
  • технические средства обучения (мультимедийный компьютер);
  • экранно-звуковые пособия (видеофильм «Азбука шахмат»);
  • учебно-практическое оборудование (настенная демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат, специальные шахматные часы);
  • измерительные приборы (весы медицинские, ростомер, пульсометр, тонометр автоматический);
  • шахматный класс игровой;
  • подсобное помещение для хранения инвентаря.

5. Список литературы

  1. Гершунский Б.С.,  Костьев А.Н. и др. Шахматы – школе.  Москва, «Педагогика», 1990.
  2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. Chess School, 1a. Москва, Издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2007.
  3. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания. Часть 1. Первый год. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.
  4. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга А. Мат в 1 ход. Контроль полей. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2004.
  5. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга В. Мат в 1 ход. Королевское связывание. Фигура в засаде. Пат. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2004.
  6. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. Первый год. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.
  7. Попова М., Манаенков В. 30 шахматных уроков. Пособие для начинающих шахматистов. Тула, 2003.
  8. Программа подготовки юных шахматистов 4-го и 3-го разрядов. Москва, Издание Всероссийского шахматного клуба, 2000.
  9. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  10. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания. Часть 2. Второй год. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.
  11. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга С. Мат в 2 хода. Оттеснение короля. Мат тяжелыми фигурами. Капкан для ферзя. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2004.
  12. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга D. Мат в 2 хода. Двойной шах. Открытое нападение. Открытый шах. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2004.
  13. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга E. Шахматные задачи на выигрыш материала. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2004.                                                                              
  14. 14.Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. Второй год. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.  
  15. 15.Пожарский В. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
  16. 16.Попова М., Манаенков В. 30 уроков шахматной тактики. 2-я часть пособия для юных шахматистов, Тула, 2002.                                
  17. 17.Сухин Н.Г. 1000 самых знаменитых комбинаций. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2002.                                              
  18. 18.Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2006.                                                                
  19. 19.Владимиров Я.Г. 1000 шахматных этюдов. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2007                                                                              
  20. 20.Гик Е.Я. 1000 миниатюр шахматных королей. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2003.                                                                  
  21. 21.Завьялов А. Дебютные ловушки. 444. Москва, Воениздат, 2005.
  22. 22.Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания. Часть 3. Уроки мастерства. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.
  23. 23.Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. Третий год. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2003.    
  24. 24.Линдер И. 1000 самых красивых шахматных партий, или ода эстетике шахмат. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2004.          
  25. 25.Мацукевич А.А, Короткие шахматы:555 дебютных ошибок. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2003.                                              
  26. 26.Сухин И.Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2002.                                                
  27. 27.Черняк В. 1000 самых известных шахматных партий. Москва, Издательство Астрель-АСТ, 2004.

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИЯ № ИОТ – У -001-2015

по охране труда при проведении занятий по шахматам

1.Общие требования безопасности

1.1 Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в учебном классе или шахматном зале данным видом спорта.

  1. К занятиям по шахматам допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2.  При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
  3. Занятия по шахматам должны проводиться в опрятной одежде и сменной обуви с нескользкой подошвой.

1.5  При проведении занятий по шахматам должна иметься медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах.

  1. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
  2.  О каждом несчастном случае с учащимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
  3.  В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения опрятной одежды и сменной обуви, правила личной гигиены.
  4. Начало занятий после болезни или перенесенных травм возможно только по разрешению врача и в уменьшенном объеме.
  5. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требование безопасности перед началом занятий

  1.  Переодеться в опрятную форму и сменную обувь в раздевалке.
  2.  На занятиях запрещается иметь в одежде  и принадлежностях колющие и режущие предметы (булавки, заколки т.п.)
  3.  Не входить в учебный класс и шахматный зал без разрешения педагога.
  4.  Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить в учебный класс или шахматный зал.
  5.  Не включать самостоятельно электроосвещение, аудио-видеотехнику.
  6.  Проверить надежность установки и крепления парт, стульев и другого спортивного оборудования и шахматного инвентаря.
  7.  Поверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу и на игровых шахматных столах.
  8.  Внимательно прослушать инструктаж на данном занятии.

3. Требования безопасности во время занятий

  1.  Тщательно провести подготовку учебного места, следуя рекомендациям педагога.
  2.  Не приступать к выполнению упражнений и учебных заданий без команды педагога, строго и четко выполняя все команды педагога.
  3.  Не выполнять упражнения, не убедившись в безопасности для себя и окружающих, соблюдая последовательность и очередность выполнения задания.
  4.  Избегать пререкания с другими учащимися, толчков, ударов по рукам и ногам игроков.
  5.  Не выполняйте упражнения, не предусмотренные заданием педагога, соблюдайте дисциплину, исключая невнимательность и поспешность.
  6.  Не уходите с учебных занятий без разрешения педагога.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
  2. При плохом самочувствии или внезапном недомогании прекратите занятие и сообщите об этом педагогу.
  3.  При получении учащимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости – отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  4. При возникновении пожара или других чрезвычайных ситуаций в спортивном зале, немедленно произвести эвакуацию из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре  или ЧС администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

  1. Выходить из учебного класса или игрового шахматного зала по команде педагога спокойно, не торопясь.
  2.  По окончании занятий, учебный класс и игровой шахматный зал тщательно проветрить.
  3. Сложить и убрать за собой шахматный инвентарь и принадлежности.
  4. О всех недостатках, замеченных во время занятий сообщить педагогу.

Приложение № 2

Аттестация учащихся 1-го и 2-го года обучения

по усвоению общеобразовательной программы

« Шахматы»

Промежуточная аттестация

  1. Правила игры в шахматы и основные понятия. Контроль в форме тестов.
  2. Шахматная нотация, запись ходов партий и позиций. Контроль в форме карт-тестов и контрольных письменных заданий.
  3. Проверка техники игры в любом из дебютов. Контроль на компьютере.
  4. Комбинационное зрение и точный расчет вариантов. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  5. Построение плана игры в миттельшпиле. Контроль в форме письменных заданий.
  6. Проверка техники игры в любом типе эндшпиля. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  7. Участие в сеансах одновременной игры с педагогом на часах (с контролем по одному часу участнику сеанса и сеансеру).

8.Практические партии. Форма контроля – турнир учебной группы.

Итоговая аттестация

Правила игры в шахматы и основные понятия. Контроль в форме тестов.

  1. Шахматная нотация, запись ходов партий и позиций. Контроль в форме карт-тестов и контрольных письменных заданий.
  2. Проверка техники игры в любом из дебютов. Контроль на компьютере.
  3. Комбинационное зрение и точный расчет вариантов. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  4. Построение плана игры в миттельшпиле. Контроль в форме письменных заданий.
  5. Проверка техники игры в любом типе эндшпиля. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  6. Участие в сеансах одновременной игры с педагогом на часах (с контролем по одному часу участнику сеанса и сеансеру).
  7. Практические партии. Форма контроля – турнир учебной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...