Программа внеурочной деятельности "Бэби-йога"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
В программу входит материал по освоению асан-поз суставной гимнастики-йога; упражнения дыхательной гимнастики; упр.релаксации и оздоровительным подвижным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gm_bebi-yoga_publ.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №136»
ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Программа внеурочной деятельности по
предмету «физическая культура»
«БЭБИ-ЙОГА»
(5 класс)
Разработала:
Слищенко Галина Михайловна
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
Пермь-2017
Пояснительная записка
В настоящее время состояние подрастающего поколения вызывает серьёзную озабоченность в обществе и государстве. Результаты комплексных медицинских обследований, проведённых в различных регионах нашей страны свидетельствуют о высокой патологической поражённости детей школьного возраста: лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют функциональные отклонения, 36% - хронические заболевания. Снизился уровень двигательной активности детей. Значительное количество времени дети проводят за компьютером.
Одним из путей повышения уровня здоровья учащихся может стать проведение дополнительных занятий с нетрадиционной направленностью, укрепляющих психологическую систему ребёнка, расширяющих его двигательную активность за счёт средств физического воспитания с использованием индийской системы Йога.
Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В данной программе предлагается проведение занятий по подвижным играм, дыхательной гимнастике, изучение асан системы йога, самомассажу. Использование данного материала позволит расширить кругозор детей в области физической культуры, способствовать самопознанию своего организма, появлению желания быть здоровым, сильным, красивым, научит составлению личного комплекса упражнений.
Цель курса: составление и выполнение индивидуального комплекса упражнений с использованием асан по системе йога.
Задачи курса:
1.Оздоровительные:
- улучшение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы, профилактика заболеваний, укрепление здоровья.
2. Образовательные:
- приобретение знаний по нетрадиционным видам физических упражнений, привитие основ и знаний правильного дыхания, изучение основ самомассажа.
3.Воспитательные:
- повышение концентрации внимания, воспитание нравственных и эстетических качеств.
Программа курса «Бэби-йога»» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
В подготовительной части каждого занятия сообщаются теоретические сведения и решается задача постепенного входа детей в занятие, постановка правильного дыхания (10 минут).
В основной части решаются задачи по изучению и совершенствованию практического материала (30 минут).
В заключительной выполняются дыхательные упражнения, релаксация под музыку, овладение приёмами психической саморегуляции (5 минут).
Содержание курса.
1.Введение. Нетрадиционные системы оздоровления и их влияние на состояние здоровья. История возникновения учения йоги.
2. Асаны (позы)
Асаны хатха-йоги, выполняются индивидуально, в парах, группой.
- «дерево» (для координации вестибулярного аппарата и нервной системы)
- «кузнечик» (преодолевает скованность позвоночника и его деформации, полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины, развивает уверенность в себе)
- «кошечка» (развивает эластичность позвоночника и мышц тела)
- «лев» (усиливает приток крови к горлу, помогает бороться с инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей, очищает язык, способствует избавлению от загрязнённого дыхания, укрепляет мышцы шеи, лица, связки горла )
- «собака» (стимулирует деятельность щитовидной железы, предупреждает образование камней в почках, развивает уверенность в себе, помогает преодолеть чувство неполноценности )
- «алмаз» (активирует пищеварительные процессы, развивает эластичность коленных суставов и голеностопных связок)
- «ласточка» (тонизирует и укрепляет мышцы спины, ног, плеч)
- «герой» (укрепляет колени, улучшает работу органов таза)
3. Дыхательная гимнастика:
Техника нижнего, среднего и верхнего дыхания. Полное и очистительное дыхание со звуком «ха».
4. Самомассаж:
Техника точечного массажа. Гимнастика-самомассаж ушей, головы, кистей рук, зон стопы, груди, живота.
5. Релаксация:
Позы расслабления, мысленное представление образа. Выполнение комплекса расслабления под музыку.
6. Подвижные игры:
Подвижные игры: «Шарик», «Пузырь», «Кто громче», «Салки», «Весёлая гимнастика». Игры по желанию детей.
. Разнообразные, эмоционально-образные перевоплощения: танцы зверей, птиц, сказочных героев, цветов, огня, воды и т. д., с элементами аэробики, акробатики, гимнастики. «Шарик», «Пузырь», «Кто громче», «Салки», «Весёлая гимнастика». Игры по желанию детей.
Планируемые результаты обучения.
В результате обучение на курсе по системе йога обучающиеся
- освоят асаны-технику выполнения, упр. на растяжку;
- научатся правильному дыханию,
снятию психологического напряжения, приёмам саморегуляции.
Продукт деятельности - выполнение основных асан и комплексного упражнения «Гимн Солнцу» с элементами дыхательной гимнастики.
Критерии оценивания результатов обучения (выполнение упражнений)
критерии | Показатель критерия | баллы |
Техника выполнения асан | Асаны соответствуют названию, выполнены с большой амплитудой и соответствуют задержке выполнения по времени. | 5 |
Асаны выполнены с недостаточной амплитудой. | 4 | |
Асаны выполнены, но не точно | 3 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол.час. |
1. | Теоретические сведения | в процессе занятий |
Нетрадиционные виды физических упражнений, значение занятий йогой. | 2 | |
2. | Практический материал | |
2.1 | Ходьба, бег, ОРУ | 4 |
2.2 | Асаны (позы) | 10 |
2.3 | Дыхательная гимнастика | 4 |
2.4 | Самомассаж | 4 |
2.5 | Релаксация и рефлексия: упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и оценки своих действий | 4 |
2.6 | Подвижные игры для развития творчества, фантазии, инициативы. | 6 |
Итого: | 34 час. |
Планируемые результаты освоения программы
Программа по внеурочной деятельности «Бэби-йога»» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных УУД будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», нетрадиционные виды физических упражнений,«йога», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
ориентироваться в выборе асан;
выявлять связь занятий по системе «Йога» с досуговой деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме дня; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных УУД будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях йогой и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных УУД будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В сфере коммуникативных УУД:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Формы и методы работы.
- Самостоятельная практическая работа
- Беседа. Диалог.
- Анализ выполнения упражнений.
- Индивидуальная работа по созданию презентации итогов обучения на курсе.
Материально-техническое обеспечение.
1.Компьтер и проектор для показа слайдов асан йоги.
2. Аппаратура для музыкального сопровождения.
3. Гимнастические коврики.
4. Спортивная форма.
5. Инвентарь для подвижных игр.
Использованная литература:
- М.Г. Ишмухаметов «Физкультура, экология, здоровье»: Учебно-методическое пособие/ Пермский государственный педагогический университет
Пермь, 2006.
- М.Г. Ишмухаметов «Дифференцированное физическое воспитание школьников с учётом экологических особенностей региона» М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». Пермский государственный педагогический университет Пермь, 2005.
- С.Н. Лебедев «Хатха-Йога Чудеса без чудес» М: Советский спорт, 2005
- В.М. Смолевский, Б.К. Ивлев «Нетрадиционные виды гимнастики»
М: Просвещение,1992. 80с.
- Йога для детей htt://www/mgichild.ru/Zan/ioga_dlya_detei.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...