Здоровьесбережение в образовательном процессе
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная статья содержит материалы по сохранению здоровья младших школьников. Предоставлен обобщенный опыт по здоровьесбережению на уроках в начальных классах, использование физкультминуток. Статья содержит материал для классного часа о вредных привычках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_kati.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная статья содержит материалы по сохранению здоровья младших школьников. Предоставлен обобщенный опыт по здоровьесбережению на уроках в начальных классах, использование физкультминуток. Статья содержит материал для классного часа о вредных привычках.
Здоровьесбережение
Здоровье школьников – одно из важнейших условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех, по которым развивается российская школа, с уверенностью можно сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и обществе в целом. Создание приятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно – значимых способов учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию, и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов. В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровье сберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников, формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности задания. Активные методы обучения: дидактические игры, деловая игра, мозговой штурм, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций, диалоговые методы, творческая учеба. Инновационные технологии: технология развивающего обучения, проектно – исследовательские технологии, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, коллективный способ обучения. В настоящее время хорошо известно неутешительная статистика ухудшения здоровье школьников по мере возрастания об объема учебной нагрузки и неблагоприятного влияния экологических и социальных факторов, что заставляет искать новые технологии оздоровления подрастающего поколения в образовательном пространстве. Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физической активности учащихся. Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно – оздоровительной работы, таким как физминутки, а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект. Поэтому задачей педагога является – подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий – специальной одежды, помещения, вызывали школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков. Урок – зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроках. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов воздействия на уроки обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Известно, что среди факторов обусловленности потери здоровья школьниками на долю внутри школьных факторов среды обитания может приходиться до 20 ?. Однако, если принимать во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила этого влияния на их здоровье возрастает многократно. Характеризуя факторы внутришкольной среды, обусловливающих снижения уровня здоровья от первого до последнего года обучения, с одной стороны говорит о рисках, связанных с несоблюдением физиолога – гигиенических требований к условиям обучения, с другой стороны с большим объемом нагрузки. Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где использование здоровье сберегающих педагогических технологий должны занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования, и служить как на благо сохранения здоровья учащихся и педагогов, так и повышению качества образования. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо проводить последовательно с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения с обязательным контролем его эффективности. Уместно будет отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. Известно, что любой вид трудовой деятельности приводит к утомлению, работа в классе по профилактики утомления, безусловно, должна проводиться организованно, но с одновременным осознанным включением каждого ученика. Отношение учащегося к своему здоровью, по мнению большинства исследователей, является основой здоровьесбережения, так как через мотивацию этого отношения можно осуществлять ценностно – ориентировочную деятельность детей и подростков по сохранению и укреплению личного здоровья. Одновременно изучение этого отношения необходимо для совершенствования система воспитания в общеобразовательных учреждениях, а так же выбора и внедрения соответствующей системы здоровьесберегающей системы в целом и здоровьесберегающей педагогической технологии. Важнейшим принципом в любой деятельности ученика должен возобладать принцип ответственности. Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровье учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Проблема сохранения здоровье у детей – одна из важнейших в учебно – воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения у своему здоровью. В своей педагогической деятельности эту проблему я решаю через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроки. Физкультминутка – на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Соблюдаются нормы СанПинов, режим проветривания учебного кабинета, температурного режима. В кабинете имеются комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью имеются аппараты для питьевой воды. Организовано рациональное питание учащихся. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья – одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для того, чтобы дети не уставали, мною проводятся физкильтминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока). При проведении физкультминуток учитываю два условия: 1) Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока. 2) Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Укрепление зрения: Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы на 2 мин., потом следует закрыть глаза на 1 – 2 мин., дать им отдохнуть. Это упражнение я использую на каждом уроке. Оно позволяет снять усталость, временно расслабить мышцы глаз.Упражнения по формированию осанки: Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеют нарушение осанки, что влияет на психику ребенка. От учителя во многом зависит, какая осанка будет у ребенка. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Для этого провожу следующие упражнения: 1) и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его (развернуть плечи, выпрямить спину); 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.); 5) легкий бег на носках. Так же провожу физкультминутки: на укрепление мышц рук, на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Пропаганду здорового образа жизни веду, практически на каждом уроке. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье («Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду»). На уроках окружающего мира говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня, о способах оказания первой помощи при травмах, порезах ушибах. Понятие сдоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на этих и других уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа в какой то мере помогает решить одно из условий здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую работу в парах, фронтальный опрос, игровые приемы, приемы с элементами соревнования (например: на уроках математики русского языка). Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеурочная технология с детьми. Ежегодно вместе со всей школой наш класс активно принимает участие в праздниках здоровья, в «лыжне Росси», «кроссе нации», творческом конкурсе «Быть здоровым – это модно!» Регулярно я провожу классные часы с беседами о том, как заботиться о своем здоровье, вредных привычках. Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно – развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Внеклассное мероприятие «В стране вредных привычек».
Цели: 1)прививать учащимся навыки здорового образа жизни; 2) осуществлять совместную работу с семьей ребенка для контроля над ситуацией; 3) влиять на уровень притязаний и самооценку детей; 4) способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных. Задачи: 1) выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании; 2) дать понятие о последствиях употребления психоактивных веществ; 3) донести мысли о вреде зависимости в доступной наглядной форме. Развивать умение делать самостоятельные выводы, принимать правильные решения; 4) формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.Ход мероприятия:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о привычках и определить, какие привычки нужны человеку, а какие нет. Девизом нашего занятия будут слова: «Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья, буду выбирать». Ребята, а что такое привычка? Я предлагаю вам продолжить предложение: «Привычка – это…»(ответы детей). А вот точное определение слово «привычка»: «Привычка – это поведение, действие, склонность, ставшие в жизни обычными и постоянными». А какими бывают привычки? (ответы детей). Привычки бывают полезными и вредными. Перед вами находится корзина, в ней разноцветные листочки. На каждом из них – название привычки. Есть два дерева. На одно дерево нужно поместить листочки с вредными привычками, а на второе – листочки с полезными привычками. Дети распределяют названия привычек: - делать по утрам зарядки; - чистить зубы; - мыть руки перед едой; - заниматься спортом; - закаливаться; - соблюдать режим дня; - курить; - употреблять алкоголь; - принимать наркотики; - ссориться; - скверно словить; - не соблюдать режим дня. Что вы заметили? (Дерево с полезными советами стало зеленым, а с вредными - черным). Как вы думаете какое влияние оказывают на здоровье полезные привычки, а какое вредные? Ответы детей: полезные – укрепляют здоровье, а вредные – его разрушают. А сейчас мы с вами отправимся в Страну вредных привычек, где творят свои коварные дела Злые волшебники. Посмотрите, как они называются (на доске прикреплены таблички):
никотин | алкоголь | наркотик |
С одним из этих злых волшебниках вы сейчас встретитесь. А вот с каким именно, попробуйте догадаться. Послушайте сказку (чтение сказки подготовленным учеником): «В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебником, и стали учиться, этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, вы учили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся. В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымленном городе: их встречали маленькие желтые человечки с желтыми зубами ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящиеся трубки. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и яркого солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели, как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания в этом городе, волшебники почувствовали, что задыхаются от дыма, появились кашель, насморк и слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твердым намерением узнать все о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки…» Какой же волшебник творит свои коварные дела в этом городе? Что стало с людьми? Многие ребята, начинают курить и думают, что об этом никто не узнает, однако долго скрывать это не удается. Послушайте стихотворение и скажите, как можно догадаться, что человек начал курить?
Разве что – то есть на свете, Что надолго можно скрыть? Пятиклассник Рыбкин Петя Потихоньку стал курить. У парнишки к сигаретам так и тянется рука. Отстает по всем предметам, Не узнать ученика! Начал кашлять дурачок, Вот, что значит табачок! (С.Михалков.)
Как подействовал никотин на ученика? Полезное или вредное влияние оказал на здоровье? (ответы детей). Курильщик не замечает, как он отравляет свой организм. Ведь в табаке сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. У человека который начинает курить, появляется серьезная зависимость от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке. Он теряет власть над собой и своим постоянным желанием закурить, отвлекается от других дел, не может сосредоточиться, резко изменяет образ жизни. В легких при курении скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие, в которых накапливается слизь, дыхание становится слабым. Спортивные и учебные показатели снижаются. Мальчишки хотят казаться взрослее, чтобы выглядеть современными, нравиться девчонкам. И каждый старается добиться этого по – своему. Послушайте рассказ и скажите, как же поступить мальчику (сообщение 2 ученика): « У меня есть 2 друга Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и умирают. А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом. А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться как Толя?» Как вы думаете где место ребятам, которые хотят попасть в страну Здоровячков: радом с Толей или с Колей? Какое место выберете вы? (ответе учащихся). Вот вы и решили, что же лучше: курить или заниматься спортом? Наше путешествие продолжается. Впереди – встреча со следующим Злым чародеем. Отрывок из басни С.Михалкова «Непьющий воробей» (читает 3 ученик): Случилось это Во время птичьего банкета: Заметил Дятел – тамада, Когда бокалы гости поднимали, Что у воробушка в бокале - Вода! Фруктовая вода! Подняли гости шум, Все возмущаться стали, «Штрафной» налили воробью. А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!» «Не поддержать друзей? Уж я на что больная, - Вопит сова, - а все же пью до дна я!» «Где ж это видано, не выпить за леса И за родные небеса?» - Со всех сторон стола несутся голоса. Что делать? Воробей приклювил полбокала «Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало! Раз взялся пить, так пей до дна! А ну налить его еще бокал вина!» Наш скромный трезвенник недолго продержался - Все разошлись, он под столом остался…
Обсуждение ситуации: Какой волшебник встретился воробью? Почему воробей оказался в такой ситуации? Каким должен быть характер человека, чтобы с ним не произошел подобный случай? Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкают. Организм постепенно разрушается. Такую ошибку исправить трубно. Лучше ее не делать. Какой вывод можно сделать о влиянии алкоголя на здоровье? Вывод учащихся: Алкоголь опасен для здоровья. Алкоголь в переводе с арабского означает одурманивающий. Есть и другие одурманивающие вещества, которые могут выглядеть привлекательно в виде жвачек, таблеток. витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Это очень опасные вещества. Эти вещества называются наркотиками. Они очень опасны для здоровья, от наркотической зависимости очень трудно избавиться. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека. Тот, кто распространяет наркотики, совершает преступление. Попробовать наркотик очень легко, но чтобы отказаться нужны сила и воля. Сообщение учащегося: Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы попробовать наркотик. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит у него действительно есть смелость и воля. Вспомните сказку о царевне, которое откусила яблоко, взяв его у незнакомой женщины. Что с ней произошло? Что же мы скажем наркотикам? («Нет») Итог занятия: Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь мы знаем, что спорт, зарядка, здоровье – этохорошо, а курение, алкоголь, наркотики – это плохо . Чем можно заняться, чтобы не оказаться во власти вредных привычек? (Найти себе занятие по душе: спорт, танцы, чтение и др.) Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова: Вредные привычки всем мешают жить. С ними нам не надо никогда дружить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.
Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе"....
Здоровьесбережение и образовательный процесс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Описание здоровьесберегающих технологий...