Здоровьесбережение в образовательном процессе
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Выполнила: Логинова Татьяна Михайловна, учитель изобразительного искусства и черчения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов».
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества и самих граждан.
Такая озабоченность вполне обоснована. Статистические данные дают для этого немало поводов. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
Логинова Татьяна Михайловна в своей педагогической деятельности планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с психологами, педагогами, родителями учащихся. Технологии, используемые Претендентом, удовлетворяют следующим принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения - каждый учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — Претендентом соблюдается единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — Татьяна Михайловна в своей работе акцентирует внимание только на хорошем; в любом поступке, действии сначала выделяет положительное, а только потом отмечает недостатки.
- Активность — способствует активному включению учащихся в работу, что снижает риск переутомления.
Таблица 13
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Критерий здоровьесбережения | Реализация Претендентом в педагогической деятельности |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Соблюдение гигиенических и санитарных норм:
|
Количество видов учебной деятельности | Использование различных видов учебной деятельности (ответы на вопросы, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и т.д.), что способствует активной работе учащихся на уроке. |
Количество видов преподавания | Использование различных видов преподавания: словесный, наглядный (мультимедийные презентации), аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. |
Объем учебной нагрузки | Контроль объема учебной нагрузки (30 часов в шестидневную учебную неделю), что снижает риск появления переутомления. |
Поза учащегося, чередование позы | Контроль за правильной посадкой каждого ученика, своевременное их чередование при смене видов деятельности. |
Занятия активно-двигательного характера | Проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз после 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Использование элементов методики В.Ф. Базарного: работа в разных позах “стоя - сидя”, точечный массаж, диаграмма для разгрузки зрения, размещение заданий в разных частях класса. Это способствует повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения. |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Стимуляция как внешней, так и внутренней мотивации учащихся (похвала, поддержка, наличие соревновательного момента). |
Психологический климат на уроке | Правильное построение взаимоотношений «ученик-учитель», фиксация дружелюбной обстановки в классе, способствование эмоциональной разрядке учеников (показ юмористических картинок, использование афоризмов, поговорок, игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, проведение музыкальных минуток). |
Логинова Татьяна Михайловна проводит еженедельные тематические классные часы, на которых со своими учениками обсуждает основы личной безопасности и профилактику бытового и уличного травматизма, безопасное поведение на дорогах, поведение в экстремальных ситуациях. В 2013 – 2014 учебном году Татьяна Михайловна провела следующие тематические классные часы:
- «Я - пешеход» - беседа о правилах дорожного движения.
- «Любишь кататься – люби и … правила соблюдать» - беседа о правилах езды на велосипеде.
- «Осторожно гололед!» - беседа о соблюдении личной безопасности.
- «Ученик - это звучит гордо» - беседа о правилах поведения в школе.
- Первая помощь при обморожении - беседа о сохранении своего здоровья.
- «Железная дорога не место для игры» - показ видеофильма.
- «Служба 01» -викторина о правилах противопожарной безопасности.
- «Безопасные каникулы» - дискуссия о соблюдении личной безопасности в каникулярное время.
- «Один дома» - беседа о соблюдении личной безопасности.
Татьяна Михайловна занимается активной пропагандой здорового образа жизни, обучает своих учеников правилам поведения на дорогах и в общественных местах посредством проведения конкурсов, создания художественных проектов на различных уровнях (школьном, муниципальном, республиканском):
Таблица 14
Учебный год | Название мероприятия | Кол-во участников | Результат |
Школьный уровень | |||
2012-2013 | Конкурс «Мы против курения» | 12 | |
2012-2013 | Художественный проект «Дети на дороге» | 13 | |
2013-2014 | Конкурс «Безопасное колесо» | 23 | |
2013-2014 | Конкурс «Гражданская оборона глазами детей» | 16 | |
2013-2014 | Художественный проект «Рациональное питание – залог здоровья. Полезные и вредные продукты» | 48 | |
Муниципальный уровень | |||
2012-2013 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Рациональное питание – залог здоровья!!!» | 2 | Логинова Александра, 5б класс – 1 место, номинация «Лучший рисунок», возрастная категория 11-13 лет |
2012-2013 | XXI Муниципальный фестиваль детского и юношеского творчества «Тиньёль – 2013» «Так просто быть здоровым» | 3 | Бабашева Айгуль, 5а класс, лауреат |
2012-2013 | Открытый конкурс компьютерных рисунков «Мы за здоровый образ жизни» | 3 | Логинова Александра, 5б класс – 1 место |
Республиканский уровень | |||
2012-2013 | Республиканский конкурс творческих работ «Рациональное питание – залог здоровья!!!» | 5 | Логинова Александра, 5б класс – 1 место, номинация «Лучший плакат, постер», возрастная категория 11-13 лет |
2013-2014 | Республиканский конкурс детского рисунка « Нет наркотикам» | 10 | Подготовка лауреатов |
По мнению Претендента, правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.
Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....
Здоровьесбережение и образовательный процесс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Описание здоровьесберегающих технологий...
Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе
Приоритетными направлениями деятельности системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереоти...