Здоровьесбережение в образовательном процессе
учебно-методический материал на тему
Описание здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Одной из приоритетных целей ФГОС второго поколения является использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Школа должна обеспечить ученикам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Таким образом, одним из основных направлений для меня стало укрепление здоровья учащихся.
Для реализации этой цели на уроках математики я решаю следующие задачи:
- Организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- Создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;
- Развивать творческие способности;
- Давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;
- Осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма,а следовательно, к снижению качества здоровья.
Перед учителем математики встаёт задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации учеников.
Поэтому свои уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока учитываю физиологические и психологические особенности детей, предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы усталость.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
- Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Первая технология:
Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя:
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей)
- Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Вторая технология:
- Правильную, методически грамотную организацию урока;
- Использование различных каналов восприятия
- Учет зоны работоспособности в течение трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если брать работоспособность в течении недели, то максимум будет достигнут в четверг);
- Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. (с 5 по 20-25 минуту урока);
- Организация физкультминуток.
Вид деятельности | Физкультминутка |
Письмо | Гимнастика для снятия общего утомления |
Слушание | Дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке |
Чтение, использование ИКТ | Гимнастика для глаз |
Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. В них применяются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; присутствует охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие эмоционального напряжения путём использование ИКТ, игровых технологий, оригинальных задач, введение в урок исторических экскурсов, использование литературных произведений и стихов. Это очень необходимо для повышения интереса к предмету математики в гуманитарных классах. Я в большей степени использую эту технологию на своих уроках.
1.Друзья мои, легко найти
Площадь прямоугольника:
Вы помножьте а на b.
2.S трапеции ты знаешь.
Посчитай, я подожду.
Полусумму оснований
Ты умножь на высоту.
S = . h
3.Площадь треугольника
Знать, конечно, надо нам:
Мы умножим а на h
И разделим пополам.
S =
Снятие напряжения дает учащимся положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материла.
Начинаю уроки с воспитательного момента, которые назвала «Минутки здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагаю принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.С первых минут урока стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный и эмоциональный настрой
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Задачи:
- Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? (75лет)
- Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28 слов
- За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
Ответ: 40 дней.
- Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.
Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Ответ:14 мг, 35%
На своих уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:
Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.
При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».
Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный (на уроке проводимом традиционно): работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической, работа с информацией. Это позволяет предупредить переутомление, организовать “щадящий режим”, снизить уровень тревожности.
Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации на одну из тем: «Правильная осанка», «Здоровый образ жизни» и другие.
Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.
- снятие учебных нагрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
- охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек);
- формирование культуры здоровья учащихся.
Стандартный хорошо продуманный методически урок по математике, на котором на первый взгляд не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:
- полноценно выполнить учебную программу;
- формировать у учащихся интерес к предмету;
- установить с учащимися доверительные, партнёрские отношения;
- продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
- максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретится вновь с уроком математики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а математика понятна.
Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Положительные результаты даёт хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов.
С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом)
В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации.
Применение данной технологии помогает мне достичь следующих целей:
Для первой группы (базовый уровень):
- Пробудить интерес к предмету путём использования знаний базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (повышенного уровня):
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.
Охрана здоровья ребёнка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в различных бытовых ситуациях.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растёт и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространённые нарушения:
- Переход дороги на запрещённый сигнал светофора;
- Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
- Переход дороги перед близко идущим транспортом;
- Нарушение правил езды на велосипеде;
- Игра на дороге.
Убеждаю детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированным. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках математики. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, сформировать культуру здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.
Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе"....
Здоровьесбережение и образовательный процесс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....
Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе
Приоритетными направлениями деятельности системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереоти...