Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе
статья по теме
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_zdorovesberezheniya_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить много нового лингвистического материала. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, особое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям.
Главной своей задачей считаю обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалом. Физкультминутки:
After a bath. After a bath I try, try, try, To wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands And fingers and toes And two wet legs And a little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I were a dog And could shake, shake, shake.
Hands up,
Hands down,
Hands at side,
Sit down.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
DO EVERYTHING TOGETHER (suit the actions to the words)
Clap, clap, clap your hands, Wink, wink, wink your eyes, | Spin, spin, spin around, Wash, wash, wash your face, |
Минутки релаксации:
* I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My breast muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me.:My left arm is heavy. My right leg is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention. I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.
* (Quiet music) Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) Your troubles float away. You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?
Гимнастика для глаз:
* Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный в нестандартной форме: Red, red, red, the rose. Blue, blue blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat.
* Движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.
* Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That is the man who sat on my hat in the tram”.
* Движение глазами по дуге - выпуклой и вогнутой под рифмовку: "Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”.
* Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая " A friend in need is a friend indeed”.
* Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок: "Rain on the grass аnd rain on the tree, rain on the house-top but not on me”.
* Можно разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: "Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter "H” in our classroom, please!” А в средних классах: "Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву "G” / "F” / "S”»
Дыхательная гимнастика:
*Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies They stood all together And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make a gate,
Ten little boys can make a ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.
Petter-Pointer, Petter-Pointer,
Where are you?
Here are I am, here are I am.
How do you do?
Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Dance the merry men around,
Dance the merry men around,
But Tommy-Thumb can dance alone,
But Tommy-Thumb can dance alone.
This the father, so strong and stout,
This the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.
На уроках английского языка я использую песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. На сайте learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной тематики. Они яркие, красочные и «зажигательные».
ALOUETTA (suit the actions to the words)
Alouetta, little Alouetta, | Alouetta, little Alouetta, | |
Alouetta, little Alouetta, |
YOU TAKE YOUR LITTLE HANDS (suit the actions to the words)
You take your little hands and go | You take your little eyes and go |
DO EVERYTHING TOGETHER (suit the actions to the words)
Clap, clap, clap your hands, Wink, wink, wink your eyes, Dance, dance, dance a dance,
| Spin, spin, spin around, Wash, wash, wash your face, March, march, march, march to bed, | |
Shine, shine, shine your shoes, |
IF YOU HAPPY…
If you are happy and you know it, If you are happy and you know it, If you are happy and you know it, | If you are happy and you know it, If you are happy and you know it, If you are happy and you know it, | |
If you are happy and you know it, |
HEAD , SHOULDERS…
Head, shoulders, knees, and toes, Hands on your hips, | Arms and legs, feet and hands, Touch your shoulders, | |
Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down! |
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра- дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.
Игры-пантомимы:
* При изучении алфавита- изобразить букву головой ( причем один изображает, другие отгадывают)
* Изобразить любимое животное движениями, мимикой, голосом, жестами.
* Изобразить действия, которые выполняем каждый день и т.д.
Игра в мяч:
*Учитель называет слово по английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.
*Учащийся (или двое) выходит к доске и отбивая мяч от пола называет 5 англо-говорящих стран, частей тела, видов спорта, продуктов питания, личных/притяжательных местоимений, неправильных глаголов и т.д. (I know five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two, Canada-three, New Zealand-four, Australia-five)
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели, решить задачи обучения, учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....
Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.
Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе"....
Здоровьесбережение и образовательный процесс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....
Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе.
Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания....